Как это было. Хрущёвщина

Жившая по соседству с моей бабушкой семья была многодетной. Все как-то помещались в небольшом деревянном домике из двух комнат: кухни-гостиной с русской печкой (где с февраля в деревянных ящиках с соломой насиживали яйца 10 гусынь), и зала-спальни. Где родители спали, отделившись от детей занавеской.

Дядя Гриша, троюродный брат бабушки, после фронта пришёл унылым и молчаливым, а ещё стал попивать. Но при этом дело своё, продолжения рода, знал хорошо. И с конца сороковых до середины пятидесятых "настрогал" пятерых детей. Благо, все выжили: тогда уже была введена всеобщая вакцинация от многих болезней. Надо было после войны увеличивать народонаселение.

Те же, кто родился в 20-30-х годах, в большинстве своём умирали в младенчестве от болезней. Рожали помногу, но из 5-6 детей оставался 1-2.

Практически все селяне за исключением учителей, фельдшеров и библиотекарей, работали в колхозе и за работу получали трудодни. По которым раз в месяц колхозом выдавались натурпродукты: солома, овёс, мука. 

Бабушка с сестрой учительствовали в школе-семилетке, которую в конце 19 века построил их отец. Соответственно, получали какую-никакую зарплату в денежном выражении. И потому попивающий родственник дядя Гриша ежедневно выпрашивал у бабушки деньги "на чекушку".

Бабушка его жалела, поскольку он был кормильцем большой семьи. И уважаемым работником колхоза (до той поры, пока с развалом колхоза он не спился окончательно).

Заведовал дядя Гриша конюшней. И в его личном хозяйстве тоже подрастал жеребёнок, который помогал справляться с хозяйством. Он никогда не отказывал бабушке в том, что надо куда-то съездить и что-то привезти. Бабушка тогда строила новый дом.

А хозяйство у дяди Гриши было немалое: корова, свинки, овцы, куры и стадо гусей, штук 100. Гусей забивали по осени, хранили в леднике, и к рождественским праздникам ездили на рынок в райцентр. А пух и перо продавали селянам для перин и подушек. Вот и имели живые деньги.

Так бы и жили неплохо, если бы не реформы Хрущева.
МТС, где могли работать дети дяди Гриши, закончив техникум, закрыли. Колхоз слили с соседним убыточным колхозом, три коровника постепенно пришли в негодность, исхудавших коров сдали на мясо (которого в стране не хватало), а на полях вместо ржи и пшеницы стали сеять кукурузу. Которая почему-то на суглинистых почвах расти не хотела.

Чтобы колхоз (уже укрупнённый и убыточный) мог отчитаться перед районом о достигнутых успехах по сдаче мяса государству, у колхозников стали изымать скотину. Вначале ту, которая была не в единственном числе (например, две коровы, три поросёнка), потом дело дошло до кур и гусей.

Из бабушкиного хозяйства также изъяли одну корову и овец, после чего она и прекратила водить живность. Проще было купить за деньги у соседей, которым вечно недоплачивали.

К середине 60-х хозяйства селян обеднели совсем. Закончившие семилетку дяди Гришины старшие дети отправились учиться в техникумы и ПТУ. Но поскольку в селе МТС были закрыты, возвращаться в село не стали. А после окончания отправились покорять большие города. Паспортов тогда селянам не выдавали, и каждый ухищрялся, как мог, чтобы уехать из села. В том числе и через учёбу в техникумах и ПТУ.

У других бабушкиных соседей отец от безысходности завербовался на север в артель по лесозаготовкам. Тогда таким выдавали паспорта и разрешали уезжать из деревень. Раз в полгода он привозил деньги в семью, потом месяца три их пропивал. И, чтобы он не пропил все, жена старалась накупить побольше одежды детям. Одежду бы он пропивать не стал. И так каждые полгода.

Жизнь в селе к середине 60-х стала замирать.
Зато помнится, как в воскресный день бабушка меня, шестилетнюю, брала с собой на выборы. Где она (как грамотный человек) работала в избирательной комиссии. Кого и куда избирали - не помню. Но помню, как вкусно пахло из буфета школы, где проходили выборы. Всем давали по килограмму сосисок и апельсинов, а ещё хорошую выпечку и конфеты. Безусловно, за деньги! Но ведь этого селяне в повседневной жизни не видели совсем!

Это были времена правления Никиты Хрущёва.

********

Начал Никита Хрущёв свою деятельность с разрушения сельского хозяйства, русской деревни — основы жизнедеятельности русской цивилизации на протяжении тысяч лет.

Для всех врагов России и русского народа этот ход — старая проверенная классика. Русская деревня — это основа хозяйства, воспроизводства русского суперэтноса, его духовного здоровья.

Хрущёв, считая себя большим специалистом в области сельского хозяйства, запустил сразу несколько разрушительных проектов.

В конце эпохи Сталина и в первые годы после его гибели сельское хозяйство успешно развивалось. Однако успешному подъёму сельского хозяйства быстро пришёл конец.

Хрущёв вдруг приказал ликвидировать государственные машинно-тракторные станции (МТС).

Эти государственные предприятия на договорных началах с сельскохозяйственными коллективными хозяйствами осуществляли их производственно-техническое обслуживание. Большинство колхозов и совхозов не имели достаточно средств, чтобы самостоятельно покупать сложные сельскохозяйственные машины, трактора и обеспечивать их бесперебойную работу, готовить соответствующие кадры.

Также МТС играли значительную роль в общем подъеме культурно-технического уровня крестьянства. В Советском Союзе появился крупный слой сельского технически грамотного населения — квалифицированных трактористов, шофёров, комбайнеров, ремонтников.

Хрущёв же ликвидировал МТС и приказал коллективным хозяйствам выкупить сельскохозяйственную технику — тракторы, комбайны. Причем цены назначались высокие. На выкуп техники колхозам пришлось потратить всё накопления, которые остались за 1954-1956 гг., что ухудшило их финансовое положение.

Также коллективные хозяйства не имели средств, чтобы сразу создать соответствующую базу для хранения и обслуживания техники.
К тому же они не имели соответствующих технических специалистов. Не могли они и массово привлечь бывших работников МТС.

Государство могло позволить платить работникам машинно-тракторных станций бОльшую зарплату, чем колхозы. Поэтому большинство рабочих стало искать себе более выгодные ниши и нашли себе другое применение. В результате многие машины без соответствующего обслуживания быстро превратились в металлолом. Сплошные убытки.

Ещё один мощный удар Хрущёв нанёс по деревне, когда начал курс на ликвидацию "неперспективных" деревень. Вдруг ни с того, ни с сего тысячи процветающих советских деревень объявили нерентабельными, "неперспективными" и в короткий срок по такой обманной причине уничтожены.

Невесть откуда взявшиеся "специалисты" стали оценивать, какие деревни можно оставить, а какие "бесперспективны". Сверху спускали указания по поиску "неперспективных" деревень. Этот процесс начался в 1958 году.

Политика была направлена на сселение жителей из мелких сел в крупные и сосредоточение в них основной части населения, производственных и социально-бытовых объектов.

Сселение и ликвидация "неперспективных" селений осуществлялись в приказном порядке, без учета желания самих сельчан. Попав в "черный" список, село уже было обречено, т. к. в нем прекращалось капитальное строительство, закрывались школы, магазины, клубы, ликвидировались автобусные маршруты и т. д.

Такие условия вынуждали людей сниматься с хорошо обжитых мест. При этом 2/3 переселенцев мигрировали не в определенные для них населенные пункты, а в районные центры, города, другие регионы страны.

Жителей "неперспективных" деревень переселяли, по всему Советскому Союзу пустели сёла и хутора. Так, число сел в Сибири за 1959—1979 гг. сократилось в 2 раза (с 31 тыс. до 15 тыс.). Наибольшая убыль произошла с 1959 по 1970 г. (35,8 %). Произошло значительное сокращение количества малых сел и всей поселенческой сети.

Эта кампания, инициированная Хрущёвым, нанесла страшный вред русской деревне.

Это был удар по продовольственной безопасности империи. Если при Сталине продукты вывозились из СССР, то с конца 1960-х годов была сделана ставка на импорт сельхозпродуктов из восточноевропейского соцлагеря и Кубы.

Это был позор и катастрофа. Огромная советская держава, имевшая традиционно сильное сельское хозяйство, не могла себя обеспечить продовольствием!

Это был сильный удар по экономическому потенциалу советской деревни.
Что и послужило началом распада СССР.


Рецензии
На собственной шкуре испытали все эти ужасы.
В некоторых местах, у нас на Волге забирали и единственную корову.
Так забрали нашу Астру.
Никогда этого не забуду.
Доброе утро, Танечка и хорошего вам денёчка.

Нина Калашникова   20.01.2024 04:58     Заявить о нарушении
Дорогая Нина, солнечная и прекрасная ЖЕНЩИНА!
Благодарю Вас за отзыв!
Да, это тоже наша история, хоть и печальная.
Дядя Гриша, скромный боец ВОВ (даже не знаю, были ли у него заслуги, он никогда ничего не рассказывал), которых в 50-х было множество, сражался и в мирное время, сколько мог. Поддерживая на плаву свою семью. Такое было время...

С большим к Вам уважением,

Татьяна Сергеевна Дмитриева   20.01.2024 18:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.