Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 20

               
                Покров Пресвятой Богородицы

Самый узнаваемый и любимый образ в народе Божией Матери среди настенных храмовых росписей. Так же, как и сам праздник, посвящённый Покрову. Это можно отнести к календарному установлению праздника – 1 октября по Юлианскому календарю или 14 октября по Григорианскому календарю. Завершение всех сельскохозяйственных работ и подготовка к зимованию на Руси. А также к появлению первого снежного покрова на большей части России. Многие жители связывали этот день с чудным обновлением природы.

В основу праздника легло предание о юродивом Андрее Константинопольском, который был рабом и происходил из Скифии. Вместе со своим учеником Епифанием увидел он Богородицу, распростёршую над собравшимся в храме народом своё покрывало.
 
В воскресенье во время молитвословия в ночное время во Влахернской церкви Константинополя, при большом стечении народа, Андрей, участвовавший в богослужении, поднял вверх глаза и увидел Пресвятую Богородицу, сияющую солнечным светом, которая стояла на воздухе, молилась и покрывала держащим в руках покрывалом молящихся людей. Не поверив своим глазам, Андрей обратился к рядом стоящему Епифанию, уточняя, видит ли и он Матерь Божию.
И Епифаний ответил:
– Вижу, святой отче, и ужасаюсь.

Далее святитель Димитрий Ростовский описывает так увиденное Андреем:
 
Матерь Божию сопровождали ангелы и большое собрание святых, среди которых находились Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Андрей с Епифанием смотрели на удивительное видение. Богоматерь долго молилась за весь находящийся в храме народ со слезами, которые текли по её Пречистому лицу. Когда же она закончила молитву, то сняла с себя покрывало, которое носила на своей голове, блистающее как молнии, и, держа его в своих руках, с великою торжественностью распростёрла над всеми стоящими людьми. Долго смотрели Андрей с Епифанием на это чудо, пока Пресвятая Богородица не исчезла. Сделалось невидимым и её покрывало. И всем находящимся в храме она оставила его благодать.

Святитель Димитрий Ростовский «Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-миней». Книга II, октябрь. – М., «Ковчег», стр. 5-15.

Заканчивает своё повествование Димитрий Ростовский словами: «Покрывай же нас во все дни жизни, и особенно в день лютый, когда душа будет разлучаться с телом».

Сам праздник Покрову Богоматери был установлен в Русской Церкви не позднее второй половины XII века. Это как бы отправная точка для установления времени почитания.

Традиционно праздник Покрова связывают с началом почитания на Руси в Владимиро-Суздальских землях и с именем святого князя Андрея Боголюбского. И конечно, в связи с этим вспоминается и церковь Покрова на Нерли, построенная, по прежним устоявшимся датам в 1165 году, по другим, новым, в 1158 году. На одном из клейм на золотых дверях Рождественского собора в Суздале, датируемых 1230 годом, имеется изображение с надписью «Покров». Золотые двери 1230 года, а какого времени изображение, не понятно. И нигде в летописях 12 века, да и 13 века не говорится о таком празднике или посвящении. В общем, исследователи до сих пор спорят о времени принятия на Руси этого образа и праздника.

Сам образ Покрова Пресвятой Богородицы всесторонне почитался на Руси как православный и военный символ особой значимости безусловного покровительства Матери Божией земли Русской.

Центральным образом на храмовых росписях является Матерь Божия, которую изображают с белым покрывалом (омофором) в руках, одну или с предстоящими, стоящую на облаке. Также Богоматерь изображают с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, с раскрытыми ладонями наружу, в традиционном жесте заступничества. В более ранние времена само покрывало изображали вверху Богородицы, которое держали ангелы. Часто Богоматерь изображают на фоне храма. В основном в её одеждах присутствует красный и синий цвета. Рядом могут быть изображены охраняющие её архангелы или Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча.
Внизу, справа, обязательно изображен юродивый Андрей, рукой указывающий Епифанию на Богоматерь. В нижнем ряду часто изображают разных молящихся Святых и простых молящихся людей. Например, Романа Сладкопевца на амвоне.

И ещё немного то ли истории, то ли легенды. В момент видения  юродивому Андрею Богородицы,  Константинополь был осаждён. С моря приближались ладьи. И чудо не заставило себя долго ждать. После молитвы с небес спустилась Богоматерь и накрыла город своим покрывалом. Началась буря и перемешала ладьи и воду. Враг уплыл без сражения восвояси. Город был спасён. Некоторые исследователи поговаривают о русских дружинах.

Изображение находится: Московская область, Остров. Церковь Спаса Преображения (1526 – 1550 гг. ).
Московская область, Обухово. Церковь Петра и Павла (1817 г. ).
Московская область, Кудиново.Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1820 - 1835 гг.).
Московская область, Зелёная Слобода. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1784 -1786 гг.)
Московская область, Павловский Посад. Церковь Вознесения Господня на Городке (1908 г.)

Корректура  М. Зуйкова
Русавкино, январь 2024 г.


Рецензии