Череповец-2018. Выставка о репрессиях. Черновик
1. Задумка.
Кратковременность первой выставки-2017 ( месяц) и количество посетивших (ок. 200) подвигло нас к мысли о постоянной экспозиции. Новый мэр города Е.О. Авдеева нас поддержала, но формально требовалось обращение от СВ города.
Новый председатель СВ Н.И.Печников поставил этот вопрос на пленуме Совета, куда впервые пригласили и меня. Оказывается кое-кто( из ветеранов-силовиков) даже не знали о существовании нашей организации (Что это за ассоциация?). Пришлось показать реликвию-газету «Спутник» от 1998г. где были озвучены цели и задачи новой для города организации. Были и возражения другого рода- от ветеранов комсомола. В 2018г. они собирались отмечать юбилей комсомола и публикации в СМИ о репрессиях по их мнению были в то время нежелательны.
По нашим задумкам речь шла о создании в городе центра просвещения , где будут накапливаться и обрабатываться документы и реликвии на эту тему. Обращение СВ о постоянной экспозиции было отправлено.
2 . Начало.
После просьбы мэра в музее освободили вспомогательное помещение-комнатку примерно 3*4 кв.м, где хранили всякий хлам. Музейщики запросили помощь ( у нас некому клеить!). Оклеивали стены член правления Наталья Курепина и наш бессменный редактор воспоминаний Елена Булатова.
Выставка открылась 15-го ноября 2018г.
3.Что запомнилось.
О том что у нас есть много материалов из собранных очерков (ок. 80) мы говорили директору музея заранее. Но накануне открытия нас шокировал факт: выставка была оформлена аварийно (за выходной) без нас, в неё входили реликвии исключительно из музейного архива. Первичный осмотр и посещение пробной экскурсии вызвали у нас вопросы. Размещение некоторых материалов мы опротестовали и предложили заменить их более подходящими из нашей коллекции. Наши просьбы в основном были удовлетворены.
Нарекания вызвал также текст экскурсии. Он был скорее развлекательный, чем исторический, что на наш взгляд было не приемлемо.
Выставку открывала начальник УпК Светлана Валериевна Волохова.
Экспозиция с трудом разместилась в маленьком помещении, в тесном коридорчике напротив двери с табличкой «Следователь» сидела на стуле (нога за ногу) странная «кукла»-макет сидящей во весь рост женщины одетой по моде 30-х годов. Мы сочли эту фигуру нелепой (не соответствующей идее) и попросили убрать.
Слева от входа разместили рисунок учащейся ДХШ-1 Валерии Спиридоновой (14 лет), преподаватель С.Патютько о расстреле в 1918г в Кириллове епископа Варсонофия как начало «красного террора» в нашем крае (2,3). Рядом- подлинные гильзы от винтовочных патронов (образца 1915г.) с предполагаемого места расстрела на окраине Череповца на берегу реки Ягорбы –находки археолога-любителя А.Ефимова.
На стене противоположной входу- план ж.д. путей на станции Череповец, ветка, где стояли теплушки для этапирования арестованных в Ленинград (нарисовал Сергей Курепин), на мониторе слева- видеозаписи наших очерков, аудиозаписи А.Вышинского и С.Кирова с призывами к террору (нашла в Инете Л.Хамунова);
наш видеоролик «поразил гостей церемонии и задал тон выставке… под музыку П.Чайковского на экране двигались, сменяя друг друга фотографии жертв репрессий» (1)
Первый опыт статистики на ограниченном материале (ок. 70 очерков) по лагерям и местам арестов подготовила к выставке член правления Е.Ю. Добрынина. По её данным выходит, что чаще всего наших земляков отправляли на стройки в Карелию (строительство ГЭС вблизи Кандалакши) и апатитового рудника в Мурманской области). Больше всего в этом неполном списке представлены крестьяне Мяксинского района, за ними идет Череповец и Ковжинский район. Очень интересный материал представили сестры Ольга и Эльвира Маховы. Из списка репрессированных в примерно 1500 имен они с помощью программы «Эксель» сделали выборки по профессиям (должностям) и национальности.¬¬
Результаты статистической выборки, как и сам список так же были размещены на экране монитора; предполагалось что эти наработки будут использованы экскурсоводом во- время экскурсии.
На полке слева от входа лежали пара книг довоенного издания из библиотеки моего отца: «Азбука коммунизма» Н.Бухарина и «Парижская коммуна» И.И. Скворцова-Степанова а также книга А.Мирека «Красный мираж». Предполагалось что при проведении экскурсии экскурсовод обратит на них внимание посетителей
Помимо документов и фото в экспозиции были представлены орудия труда заключенных ( пила, кувалда, кайло и др.).
4. Названия стендов.
-Общественная жизнь города,
-Комплекс государственных документов, --- -Раскулачивание,
-Колхозы,
-Создание репрессивных органов,
-Лишенцы периода НЭПа,
-Выселение помещиков…
Материалы из архива ЧерМО успешно дополнялись текстами и фото из наших очерков.
Персоналии:
-Лука Наседкин после 1937г. начальник особого отдела Губчека,
-жена последнего владельца Усадьбы ГОльских Мария Алексеевна Шитова (погибла в ссылке);
здесь же представлены фото репрессированных из архива АЖПР, ЧерМО и из СМИ: -командарм Иван Белов,
-офицер б. преподаватель Лепельского училища участник, ВОВ Н.Дмитриев,
-офицер, участник ВОВ-человек-легенда, (о нем в Воронеже издана книга) Н.Кравцов,
- детский хирург Фридрих Краузе,
-б. лев.эсер- директор череповецкого музея краеведения Яков Богачев,
-крепкий крестьянин и торговец Федор Чесноков,
-ссыльный хирург Борис Стасов,
-осужденный в 1951г. в г.Сталинске (Новокузнецке) по ложному обвинению как антисоветчик и вредитель специалист КМК экономист Григорий Зельцер.
С интересом смотрятся газета Беломорканала «Перековка» и редкое фото-строительство объектов металлургического завода силами узников «Череповец лага».
***
5. Доработка проекта.
Вначале все шло как будто неплохо. Директор музея написала подробный текст для экскурсовода, мы сделали туда серьезные добавки, направленные на уяснении отдельных фактов истории СССР. Предварительно я связался с завкафедрой истории ЧГУ проф. А.Н.Егоровым, получил от него его текст лекций по истории СССР, его сверили с нашим.
Мы были окрылены, тут еще в соцсетях мы вышли на единомышленников- удивительных пионеров музейного дела- коллектив тотемского музея под руководство А.М.Новоселова, завязалась переписка. Очень непростой вопрос -как рассказать современной молодежи о репрессиях. Новаторы из Тотьмы поделились своим уникальным опытом- прислали видео.
Наша коллега член правления Г.Е Овчинникова посетила Музей истории ГУЛАГа в Москве, потом долго с восторгом рассказывала : посетитель там может взять на прокат аудиогид, и самостоятельно передвигаться по музею, останавливаясь в нужных местах. А тут еще пришло известие, что тотемский музей завоевал право получить бесплатно интерактивную карту ГУЛАга . Нашим надеждам не было границ. Мы тотчас поделились новостями с музейщиками, их это заинтересовало, последовали контакты и командировки в Москву.
Предполагалось, что в дальнейшем музей переедет в новое здание и там наша тема органично войдет в общую экспозицию. В 2019г. мы также предлагали руководству объединения сделать мини-композицию по нашим очеркам «Судьбы офицеров».
6. Потом пошли как бы реальные сбои. В то время нам они казались временными и случайными. Уволилась подготовленный экскурсовод, в след за ней ушла в декрет другая, им на смену никого не подготовили, исчезла реклама выставки у входа с улицы. Дверь в помещение экспозиции закрыли на замок(«Когда кто из посетителей попросит, мы откроем и проведем экскурсию»).
Мы хорошо понимали, что наша тема- не музейная в общем понимании, тем более она далека до реалий сегодняшних череповецких музейщиков. Это скорее острая тема неизжитой советской истории, донести её до не подготовленного массового зрителя в условиях сегодняшнего скромного провинциального краеведческого музея практически невозможно. Это скорее заинтересует одиночку-любителя новейшей истории, который готов заплатить сверх обычного, арендует аудиогид и проведет час-другой и придет сюда не один раз. Много ли таких в городе? Приедет ли такой из столицы или из другого города? И нужно ли содержать в городе мало востребованный музей? Вопросы, вопросы.
Но череповецкие «Нью-Васюки» уже овладели нашим воображением. Это будет наш постоянный научно-методический центр АЖПР, мечтали мы, здесь будет планомерно накапливаться и обрабатываться новая информация, здесь будут подготовлены сверх- эрудированные экскурсоводы, сюда устремится поток пытливой жадной до подлинной истории, молодежи и т.д. Музей ГУЛАГа подарит нам ретро -активную карту лагерей России в 30-40гг., с помощью спонсоров мы приобретем аудиогиды. и т.д.
«Мы будем воспитывать у молодых зрелое чувство сопричастности к истории родного края, чувство сострадания к невинным жертвам и непринятия массового насилия как средства преобразования общества, чувство патриотизма и гордости за своих предков, сохранивших лучшие человеческие и христианские чувства, чувство ответственности за будущее страны»(3)…
Среди наших предложений были совсем экстравагантное:«Установить, что идеологию и выбор материалов (для экспозиции) выбирает АЖПР»
И еще пытливый экскурсант должен получить бесплатно полную информацию:
1.Список видео и аудио, которую включат по первому требованию,
2.Список литературы по теме с краткой аннотацией.
***
Нашу идею начали тихо «забалтывать». Скорей всего музейщикам видели в нас в этом проекте докучливых дилетантов, а для себя- лишние хлопоты без денежной компенсации. Школьные учителя сообщали, что «дети сюда добровольно не пойдут- им это не интересно». Чиновница высокого ранга чуть не на коленях умоляла нас «с этой темой в школы не ходить» («Ну я вас очень прошу!),лучше мы наладим поток экскурсий из техникумов. Оказалось- лукавство. Потока не получилось, зав. музеем даже отказала нам в информации, кто приходил с группой, и ф.и.о. учителей, телефоны (так мы хотели выявить активных педагогов для длительного контакта).
В 2019г. мы попросили организовать круглый стол в ИКМ. От нас был председатель правления СВ города, члены правления АЖПР, с другой стороны- директор ИКМ и зам. начальника ЧерМО. Разговор был горячий, меня даже упрекали в неэтичности. Но дело не сдвинулось. Содружество с музеем истории ГУЛАГа (Москва) по моим сведениям так и не сложились. В 2022г. ЧерМО не смог принять и разместить их передвижную выставку из-за отсутствия зала достаточной вместимости.
***
8. Эпилог.
Потом пришло время ковида и запретов на сборища (март 2021-февраль 2022г). В 2022г к руководству музеем пришла новый директор, сменили специалистов, музей закрыли «на обновление». В ходе минутного разговора на улице у закрытой двери музея я спросил о судьбе экспозиции. «Она войдет в состав общей постоянной выставке по истории города»-таков был ответ. Посетив 23.11.23г выставку в качестве экскурсанта, я понял, что до обещанного далеко. В самом большом зале (из 5) была размещена выставка местного художника с тематикой «Военная техника в экспозиции музея оружия». На выставке я не нашел ни одного экспоната по теме репрессия . Все экспонаты на эту тему сдали на хранение до лучших времен
К этому времени у нас уже не было сил куда-то ходить, просить, убеждать, доказывать…да и время было другое…
Симпатичная ветеран комсомола выслушав мой грустный рассказ о бесславной кончине задуманного проекта изрекла: «А это правильно! У людей в головах не правильное представление об истории России (Начитались Солженицына, понимаешь!). Ваша работа никому из ветеранов не интересна!»
Грустно. Вспомнилось кем- то сказанное:
«Боже, дай мне сил сделать, что я могу сделать, не браться за то, что я не могу сделать и ум, чтобы отличить первое от второго».
Источники.
1. С.Виноградов. Памяти репрессированных посвятили выставку. Газета «Речь» от 19.нояб. 2018г.
2. Священномученики кирилловские. А.Г.Зельцер. «Мы из XX века. Воспоминания жителей Череповецкого края о политических репрессиях». Книга 1. Череповец. ИД «Порт-Апрель». 2016г. с.234
3. 1918 год. Письма из Кириллова.» Мы из XX века. Воспоминания жителей Череповецкого края о политических репрессиях».Составитель А.Г.Зельцер. Книга 2 . Череповец. ИД «Порт-Апрель». 2017.с.31
4.Вопросы для ИКМ 17 окт. 2019г.
Машинопись №1 (33 пп. На 11 стр.). Архив автора.
5.К совещанию в ЧермО (2019). Там же.
Машинопись»№2 (на 3 стр. 5 вопросов. Права АЖПР -5 пп). Там же.
6. Тезисы для договора меду ЧерМО и АЖПР города (Предложения).
Машинопись № 3 (18 пп. На 9 стр). Там же.
7. Текст для экскурсовода ИКМ. Составитель О.Г.Павлова с добавлениями от АЖПР. Там же.
8. Альфред Мирек Красный мираж. Палачи России. М.2016
Справки:
1. Лепельское пехотное училище было эвакуировано из Белоруссии в Череповец незадолго перед ВОВ.
Примечания:
1. СВ-совет ветеранов города.
2. КМК- кузнецкий металлургический комбинат.
3. ИКМ- историко-краеведческий музей.
4. АЖПР- ассоциация жертв политических репрессий (г. Черепоаец)
Свидетельство о публикации №224012001030