Происхождение слова Масленица

Название праздника Масленицы позднее. А.Н.Афанасьев указывал на то, что имя древней богини, которой посвящались эти празднества у славян, давно забыто. Но вот происхождение самого слова «Масленица»  до сих пор остаётся загадкой.  Итальянский этнограф Паоло Тоски считает, что «маска» (италь. maschera) происходит от слова  maska, что означает душа мёртвого. В эти дни, когда преломлялось время, появлялись существа из загробного мира, то есть демоны, «маски». У нас это души умерших предков. П. Тоски обнаружил, что на диалекте Пьемонта в Италии слово maska означает «ведьма». Значит, маскарад – это сборище покойников, а может и ведьм, которые приходят голодными из нижнего мира, собирают дань с каждого двора в виде продуктов, и им нельзя отказывать, иначе они могут навлечь проклятия на дом и их хозяев. Поэтому покойников (ряженых и  нищих, которых причисляли к покойникам) ласково встречали, задабривали вкусной едой, а потом провожали обратно в их мир.
Слово «масленица» могло произойти от латинского (неклассического) mascus, masca - «призрак», или арабского maskharah ;- «шут», «человек на маскараде».
Тысячелетний венецианский карнавал ведет свою историю от древнеримских сатурналий, во время которых рабы сидели за одним столом со своими хозяевами. И чтобы избежать дискомфорта при общении, люди носили маски.
Первые маски из золота и драгоценных камней были выполнены в древнем Египте и использовались только в похоронных ритуалах.
Известны так называемые «фаюмские портреты». Это целый арсенал погребальных портретов, созданных в I-IV веках н.э. греками, оказавшимися в Египте после завоевания страны Александром Македонским, а позже римлянами, пришедшими после победы Октавиана Августа. Название «фаюмские портреты» они получили от городка Фаюм в Среднем Египте, неподалеку от которого были найдены первые экземпляры портретов. На холсте или дощечке с помощью воска и красок в технике «энкаустика» греки рисовали портреты умерших людей с широко открытыми глазами. Эти портреты накладывались покойному на лицо, а тело мумифицировалось и обматывалось саваном (мумифицирование греки переняли тоже).
В традициях масленицы во многих странах Европы и в России было принято накрывать лицо ряженых белой тряпкой, посыпать его мукой или золой. Возможно, что такой обычай связан с тем, что ряженые изображали гостей, приходящих из иного мира, духов предков, то есть покойников.
На протяжении многих веков Масленица-Комоедица считалась большим весенним праздником, в который включались народные гулянья: игры, катание на санях с гор, быстрая езда на запряжённых лошадях, сожжение соломенного чучела, ряжение; а также чрезмерное пиршество с печением жертвенных хлебов (блинов) и изготовлением других ритуальных блюд.
К этому периоду в крестьянских хозяйствах завершалось ткачество льна и конопли. Можно было передохнуть несколько дней до нового этапа сельскохозяйственных работ. За месяц до масленицы приходился и массовый приплод скота. Молодняку давали возможность в течение месяца пить материнское молоко, а потом переводили на травяную пищу. Поэтому в феврале-марте у людей появлялась возможность принимать в пищу  творог, сметану и масло. В связи с этим во многих странах масляную неделю называют белой (у сербов и белорусов – била недиля), и она была праздником молочной пищи. У монгол (цаган идээ) и у бурят (сагаан эдеэн) празднование «белой недели» длилось целый месяц.

Масленица - белый сыр,
Ой, ой люли - белый сыр,
Что ж ты нам принесла?
Ой, ой люли, ой люли,
И соху, и борону,
Ой, ой люли, ой люли,
Хлеба горбушку и воды кружку,
Ой, ой люли, ой люли, нам принесла"

Такую песню поют в Иркутской области на масленицу.

Весь ритуал масленицы сочетал в себе несколько общераспространённых обрядов:
1. погребальный культ, поминовение умерших предков;
2. обряд зажжения очистительного огня и костра - культ огня;
3. проводы зимы;
4. кликанье весны и встреча птиц;
5. катание на прялках;
6. быстрая езда на лошадях и санях;
7. взятие снежного городка, как отголосок исорических военных действий;
8. культ воды: очистительные водные обряды после игрищ;
9. ритуальное опахивание селения.

В Русском народном календаре сегодня 22 марта  числится днём поминовения усопших, когда  народ посещал могилы или дома, во время первой трапезы, поминал «родителей». У Л.А.Тульцевой в «Рязанском месяцеслове» описан обычай начинать Масленицу в Рязанской области с особого дня поминовения умерших. Этот день приходился на субботу перед масляной неделей и назывался «масляный помин», «поминальная распускная», «суббота распускная». В субботу накануне  Масляницы по старинным поверьям души усопших получают возможность две недели посещать землю  и своих родственников. Для них на ночь оставляют на столе кушанья, а также  проводят обряд общей трапезы на могилах.
Масленица - это пора, когда Светлые боги возвращаются из чертогов богини Марены или Мары, а души предков на птичьих крыльях прилетают навещать своих потомков. Поэтому поминание предков было обязательным. Селяне и горожане перед праздником ходили на кладбище, убирали могилы, молодые катали яйца, старшие накрывали могилу ширинкой и ставили еду. Это был ритуал совместной трапезы с предками. Ушедшим родственникам ставили угощение, говорили добрые слова и приглашали в гости на праздник.
Мертвецы выходят из могил, стучатся в окна, и им обязательно нужно дать что-нибудь из еды. Даже самая бедная семья должна была одарить страшного гостя  хоть горстью проса, иначе будущий урожай и благополучие семьи оказывались под угрозой.
В Иркутской области в селе Гадалей делали так: "Ходили на Масленку, наряжались, даже так наряжались - покойника делали. Ну вот один человек становится впереди, голову согнет, ровно голова у него согнутая, а второй человек сзади руки свои вытягивает на его вот так, голову откидывает и получается, как покойник, вперед ногами, а первый-то человек руки вытянет туда, как ноги, наденут ему обутки какие-нибудь, обычно надевали катанки обрезанные, а тут накроют простынью, и получится, как покойник. И вот заходили даже в дома, вечером, не днем, а вечером, некоторые даже пугались: заходят, покойника заносят в избу. А вечером опять начинаются какие-то причуды, кто на метле едет, и бабой Ягой наряжались, и этим, вороной наряжались, крылья такие сделают, нос такой, но наряжались так-то по-настоящему…".
Ф.Ф.Болонев в своей книге «Народный календарь семейских Забайкалья», изучая обрядность забайкальских староверов, обратил внимание на то, что у староверов праздник Масленицы - это «продуцирующий обряд с его коллективными магическими действиями, которые по представлению древних славян, должны способствовать очищению селений, людей, и скота от злых духов и влиять на произрастание хлебов, растений, на плодовитость скота и чадородие женщин».
В старину жители всем селением собирали большой костёр, в который бросалась старая мебель, домашний хлам, использованные мётла, обмолоченные снопы, сломанные колёса, старая солома и др. Так избавлялись от ненужных вещей и «чтобы изгнать нечистую силу».
Костры разжигали на возвышенностях, что говорило о том, что они были посвящены культу солнца. Собранный хлам иногда поднимали вверх на шестах, чтобы огонь было дальше видно. При чём материал для костра молодёжь собирала по дворам часто тайно, как совершение какого-то особого ритуала. Смысл этого действия забыт, а вот воровство в эту ночь осталось. Со двора тащили все старые вещи, телеги, багры и всё сжигали в очистительном огне.


Рецензии