Когда травы были большими

...Меня долгое время огорчало то, что моя дочь растет в большом городе (а именно в Москве), лишенная созерцаний вечно движущихся картинок природы, чем отличалось мое детство. И что живя и работая в метрополии Москве, я не могу ей дать этой радости. Сама-то я росла в Сибирской глуши (и даже в двух таких) и находила единение с природой  необходимым для счастливого детства. Когда моей дочери было лет 13-14, я спросила ее:
"Ты, наверное, чувствуешь себя недостаточно счастливой оттого что росла не в деревне, а в большом городе, и не знаешь, что это такое - играть в лесу?..."
На что она отвечала:
"Знаешь, мама, когда ты маленький, то и кустики тебе кажутся лесом. Так что не волнуйся, мое детство было тоже счастливым".
Это ее определение запало в душу, и помня его (определение), я стала создавать серию картинок (акварелью, маслом, цветными карандашами и пр.) под общим названием "Когда травы были большими". Объекты этих картинок - дети и другие маленькие создания: воробьи в зарослях традесканции, лягушонок на болотной кочке среди цветущего желтым касатика (ириса), собачки и кошки среди кустарников и трав...
...А с другой стороны, если представить себе ребенка, подростка ли, растущего большом городе, то возможно, и даже вероятно, ему будет жаль деревенского ребенка, лишенного возможности видеть шедевры архитектуры и исторические памятники. Да, вполне вероятно. И потом, времена меняются, то есть «идут вперед», и многие современные дети, деревенские и городские, водят автомобили чуть ли не с пеленок, а я увидела "живую" машину в сознательном возрасте и испугалась, приняв ее за чудовище - не заслуживает ли жалости такой ребёнок?
...Но были в нашем послевоенном деревенском детстве  прекрасные вещи, ныне утраченные либо мутировавшие как следствие технического прогресса (электричество, телевидение, интернет и пр.) Это такие формы отношений между людьми (и детьми), когда можно было не сомневаться в поддержке и понимании друг друга, когда не страшны ни голод, ни лишения, ни невзгоды...
Об этом я хотела сказать. (Анна-Нина Коваленко. "Дальние страны" вступление)           Иллюстрация - "Барвинки" х.,м.


Рецензии