Обряд Похороны кукушки

Суть обряда состояла в том, что девушки под руководством знающей женщины делали куклу под названием «кукушка», несли её в лес, часто «кумились с нею», крестили её, а потом хоронили.
В Калужской области эту куклу делали из корня цветка «кукушкины слёзки», одевали её в рубашку, сарафан, голову покрывали платком и хоронили её в специально для этого сделанном гробике. В некоторых областях России такую кукушку делали из веток, втыкая их в землю и украшая бусами и лентами. В Орловской области «кукушку» делали большую, в рост человека, а ткани покупали в складчину. Иногда одевали в одежду молодую берёзку, которую по окончании обряда бросали в воду. Крещение кукушки заключалось в том, что на куклу надевали крестик или вешали его на ветки, под которые укладывали «кукушку», тут же могли провести обряд кумления между девушками, а потом эту «куклу» хоронили. В некоторых местностях её после похорон выкапывали, что соответствовало обряду умирания и воскресания природы.
Почему же за основу этого обряда взята именно кукушка?
Эта птица не имеет своего гнезда, единственная выводит свои яйца и подбрасывает их в гнёзда других птиц. В обряде «похороны кукушки» участвуют девушки и молодые женщины, ещё ни разу не рожавшие. Значит, девушки, хороня кукушку, проводят обряд перехода от одинокой девушки к замужней женщине, готовой стать хозяйкой и матерью. Или молодки, хороня свою куклу-кукушку, лелеют мечту  стать матерью. Не зря после похорон кукушки девушки шли к воде и бросали с головы венки, как символ потери девственности. После этого они могли выбирать свою пару. В некоторых районах России парни бросались в реку за этими венками. Чей венок они поймают, та девушка становится  его невестой. В период матриархата после бросания венков девушки выбирали себе партнёра для зарождения новой жизни. Значит, девушка проходила обряд инициации перехода в брачный период. В истории не осталось названия этого праздника, но обряд инициации до сих пор живёт в детских играх в Московской, Орловской, Рязанской, Калужской, Смоленской и др. областях России. Символом этого дня стал цветок «купальница», расцветающий в этот период.
Вполне возможно, что проводился не один обряд с «кукушкой». Первый происходил ранней весной, как только раздавалось её кукованье. Кукушку «крестили», переводя из нежити в явленный мир в дни весеннего равноденствия, когда замечен её прилёт, а в дни летнего солнцестояния кукушку хоронили, завершая всё общей трапезой и бросанием венков в реку. Крещение кукушки появилось уже при христианстве. Участие парней в таком типично женском обряде показатель вырождения традиции женской инициации.

Использованная литература:
1. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. – М.: Издательство Наука, 1979, стр. 200-204.
2. Тульцева Рязанский месяцеслов. – Рязань: Рязанский областной научно-методический центр народного творчества, 2001, стр. 183-184.


Рецензии