Владимир Солоухин. Храм Христа Спасителя

Из серии "Тихие мужские радости".

                «…Что бы ни собирал настоящий собиратель,
                он должен быть прежде всего охотником.
                Охотником, а не промысловиком…».

                (В,А. Солоухин,
                «Чёрные доски»)


   
    Да, в моем повествовании обязательно будет присутствовать еще один важный участник, с таким же именем, что и предыдущие персонажи: ВЛАДИМИР – ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ СОЛОУХИН. Писатель и поэт (1924-1997).

   Пожалуй, начну с одного из известных его стихов.

     «ДРУЗЬЯМ»

Россия еще не погибла,
Пока мы живы, друзья...
Могилы, могилы, могилы -
Их сосчитать нельзя.

Стреляли людей в затылок,
Косил людей пулемет.
Безвестные эти могилы
Никто теперь не найдет.

Земля их надежно скрыла
Под ровной волной травы.
В сущности - не могилы,
А просто ямы и рвы.

Людей убивали тайно
И зарывали во тьме,
В Ярославле, в Тамбове, в Полтаве,
В Астрахани, в Костроме.

И в Петрограде, конечно,
Ну и, конечно, в Москве.
Потоки их бесконечны
С пулями в голове.

Всех орденов кавалеры,
Священники, лекаря.
Земцы и землемеры,
И просто учителя.

Под какими истлели росами
Не дожившие до утра
И гимназистки с косами,
И мальчики-юнкера?

Каких потеряла, не ведаем,
В мальчиках тех страна
Пушкиных и Грибоедовых,
Героев Бородина.

Россия - могила братская,
Рядами, по одному,
В Казани, в Саратове, в Брянске,
В Киеве и в Крыму...

Куда бы судьба ни носила,
Наступишь на мертвеца.
Россия - одна могила
Без края и без конца.

В черную свалены яму
Сокровища всех времен:
И златоглавые храмы,
И колокольный звон.

Усадьбы, пруды и парки,
Аллеи в свете зари,
И триумфальные арки,
И белые монастыри.

В уютных мельницах реки,
И ветряков крыло.
Старинные библиотеки
И старое серебро.

Грив лошадиных космы,
Ярмарок пестрота,
Праздники и сенокосы,
Милость и доброта.

Трезвая скромность буден,
Яркость весенних слов.
Шаляпин, Рахманинов, Бунин,
Есенин, Блок, Гумилев.

Славных преданий древних
Внятные голоса.
Российские наши деревни,
Воды, кедра, леса.

Россия - одна могила,
Россия - под глыбью тьмы...
И все же она не погибла,
Пока еще живы мы.

Держитесь, копите силы,
Нам уходить нельзя.
Россия еще не погибла,
Пока мы живы, друзья.
                *     *     *     *     *

   Когда-то, уже довольно давно, встретившись со своим дядюшкой, а более наверно другом, Володей Голышевым (а мы всю жизнь прожили вдалеке друг от друга и встречались не так часто, как хотелось бы), мы разговорились с ним, в том числе, об известных отечественных коллекционерах и, среди прочих подвижников этого благородного дела, он мне назвал фамилию В.А. Солоухина и настоятельно порекомендовал внимательно почитать, среди прочего,  его повесть под названием «Чёрные доски».

    В моей домашней библиотеке сам предложенный Автор был давно представлен двумя произведениями: его прозаической работой «При свете дня» (Тверь, изд. «Полина», 1998г.) и перепечаткой с его знаменитого «Венка сонетов».

    Итак, ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ СОЛОУХИН. Писатель и поэт (1924-1997).  В этом году отечественная культура и читающая публика отметит столетний Юбилей со дня его рождения.

         Краткая биография В.А. Солоухина, приведенная в Интернете.

    «Владимир Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино (ныне в Собинском районе) Владимирской области в крестьянской семье. Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструменталист. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв».

    После службы в армии (1942—1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт. Работал членом редколлегии журнала «Молодая Гвардия» (1958—1981), членом редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».

    Главная тема творчества Солоухина — русская деревня, ее настоящее и будущее. В своих публицистических произведениях писатель указывает на необходимость сохранения национальных традиций, размышляет о путях развития русского искусства. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков».

    В конце 1980-х гг. в статье «Читая Ленина» он одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России. В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис — что они являются закономерным продолжением ленинской политики.

    В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX-го века («Последняя ступень», «При свете дня», «Соленое озеро», «Чаша»). Стоя на православно-патриотических позициях, он резко критикует атеизм и интернационализм коммунистической идеологии…

    Умер 4 апреля 1997 года в Москве. Похоронен в родном селе Алепино».


        *      *     *     *     *

    Об этом удивительном писателе и поэте можно (и нужно!) рассказывать много и подробно – и всё будет мало. От себя скажу одно: он был ровесник моей матушки, которой в феврале нынешнего года тоже исполняется 100 лет и которая прожила непростую жизнь и пережила его всего на три года, уйдя из жизни в 2000 году.

    К 80-летнему юбилею со дня рождения писателя его друг, российский  художник-график, Народный художник РФ Сергей Михайлович Харламов (1942-2023) в журнале «Наш современник», членом Совета редакции которого писатель состоял в течение длительного периода времени, написал статью «Вспоминая Владимира Солоухина» (№ 7 за 2004 год), где рассказал об отдельных этапах жизни писателя и прощании с ним.

    «Панихида…

    …Отпевали писателя в храме Христа Спасителя, отпевали торжественно, по-царски. Он долгое время был председателем общественного комитета по восстановлению храма.

    На панихиде присутствовал Св. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который, отдавая дань писателю, сказал, что Владимир Алексеевич был первым, кто обратил внимание общественности к своим историческим корням. Меня поразило, что он не сказал, допустим, “одним из первых”, а именно “первым”, помянув добрым словом и “Письма из Русского музея”, и “Черные доски”, и другие его произведения.

    «Господь да упокоит душу его в селениях Небесных и да сотворит ему вечную память!»:
    Алексий, Патриарх Московский и всея Руси.

    Среди присутствующих на панихиде был А. И. Солженицын, он стоял в полуметре от меня, так вот, после слов Патриарха о том, кто был первым в этом направлении (думаю, что первым Александр Исаевич считает прежде всего себя, дай Бог если не так, если ошибаюсь), Солженицын ушел, не дождавшись конца панихиды. Меня это сильно смутило — уходить, когда в присутствии Патриарха продолжали еще отпевать писателя, с которым он, Александр Исаевич, был хорошо знаком...».

    Владимир Алексеевич, когда был в Америке, тайком от своей группы приезжал в Вермонт навестить изгнанника. В то время, когда другие из группы бегали по магазинам, делая покупки, два писателя, уединившись, беседовали между собой и отмечали праздник Благовещенья, отведав испеченных к этому дню жаворонков. Владимир Алексеевич любил об этом вспоминать и часто потом рассказывал...».

    «…Венок сонетов
    В связи с пятидесятилетием писателя в 1974 году мне как художнику предложили сделать его книгу “Венок сонетов”, которая впоследствии вышла несколькими тиражами и которую Владимир Алексеевич очень любил. Часто тогда, выступая перед своими почитателями и слушателями то в Доме литераторов, то на телевидении, в руках он держал именно её, эту книжечку с моими гравюрами…

    …Сложно выстроенная форма венка сонетов плюс содержание да образный строй языка произведения, где за каждой строчкой раскрывается мир, — все это создать очень непросто.

    Как сказал Владимир Алексеевич, надо сначала сделать как бы абрис молнии, а потом вписать ее туда. Так вот, в “Венке сонетов” есть такие строки:
 
Любой цветок сорви среди поляны —
Тончайшего искусства образец,
Не допустил ваятеля резец
Ни одного малейшего изъяна.
 
    Как сказал знакомый батюшка, о. Алексей Злобин, которому я подарил эту книжечку, когда она только вышла: “Это же о Боге идет речь”. Именно так, что еще более может волновать русского человека, как не красота Божьего мира и Правда его ...

    Тогда говорить о Боге и тем более писать о Нем было запрещено, но русский язык настолько духовен, гибок и богат, что и без обозначения христианских атрибутов можно было говорить о сокровенном, запрятанном в глубине души, которое впоследствии обозначилось в книге “Смех за левым плечом”, где писатель всё расставил на свои места. Какой ангел у нас находится за правым плечом, и кто хихикает и хохочет над нами, когда мы делаем недоброе, злое дело, за левым плечом…».

                *     *     *     *     *

    Своё повествование об удивительном Авторе и нашем славном соотечественнике не могу не закончить выдержками из, пожалуй, одного из его самых пронзительных и известных произведений, которое он подарил всем истинным почитателям поэзии и любителям российской словесности – его знаменитого «ВЕНКА СОНЕТОВ».

    Я, всю свою сознательную жизнь в той или иной степени прикасаясь к поэтическому творчеству, с великим трепетом и благоговением отношусь к тем поэтам, кто обладал даром и взял на себя великий труд создать такой шедевр, как «Венок сонетов»!

    В качестве справки: Этот шедевр был изобретен в Италии ещё в 13в. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм).

   По канону каждый следующий сонет начинается с последней строки предыдущего.14 строк последнего, 15 сонета, - это первые строки предыдущих 1-14.
    Для читателей, в качестве подарка, предлагаю только первый и последний сонеты Венка. С полним текстом можно ознакомиться отдельно:


Владимир Солоухин
ВЕНОК СОНЕТОВ

1.
Венок сонетов - давняя мечта,
Изведать власть железного канона!
Теряя форму, гибнет красота,
А форма четко требует закона.

Невыносима больше маета
Аморфности, неряшливости тона,
До скрежета зубовного, до стона,
Уж если так, пусть лучше немота.

Прошли, прошли Петрарки времена,
Но в прежнем ритме синяя волна
Бежит к земле из дали ураганной.

И если ты все ж мастер и поэт,
К тебе придет классический сонет -
Вершина формы строгой и чеканной.

        *     *     *     *     *

    А вот 15-я, заключительная – основная его часть:

15.
Венок сонетов - давняя мечта,
Вершина формы, строгой и чеканной,
Когда невыносима суета,
К тебе я обращаюсь в день туманный.

О, белизна бумажного листа!
Она источник жажды окаянной,
Манящий образ женщины желанной,
В ночи осенней яркая звезда!

Себя другим в угоду не иначь.
Души от ветра времени не прячь,
Чтобы ее как факел раздувало.

Хранится в сердце мужества запас.
И свет во тьме, как прежде, не погас,
И тьма его, как прежде, не объяла!

  *     *     *     *     *


Рецензии
Прекрасные стихи, отлично кратко изложена жизнь и творчество писателя.
Спасибо, Виталий Юрьевич!

Альберт Иванович Храптович   24.01.2024 08:33     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогой Альберт Иванович,
за прочтение и оценку.
Обнимаю.
Виталий

Виталий Голышев   30.01.2024 08:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.