Заставь дурака...
Философские споры о превосходстве веры или понимания над личными усилиями велись как на востоке, так и на западе. Эти споры достигли своего пика в эпоху расцвета буддийской школы Чань в Китае в 9-11 веках и во времена Реформации в Европе в 16-17 веках. На Востоке победила позиция «усилия над верой», поскольку формально буддистам не во что верить. В то время как на Западе победила позиция «вера над усилиями», так как верующие, опять же с формальной точки зрения, уже спасены.
Отделение Церкви от государства позднее привело к осознанию того, что верить не обязательно, и спасаться, кажется, не от чего. Тем не менее мышление западных людей продолжает формироваться под влиянием философских дискуссий 16-17 веков. Если нет Бога, то на человека будут влиять Судьба, Рок, Фатум, звезды и прочие необъяснимые явления. В противоположность этому, на Востоке человек является кузнецом своего счастья, прежде всего своими собственными усилиями, будь то в этой жизни или в следующей. Понятие Кармы было переосмыслено как философия «воздаяния за действия».
При этом в практических вопросах восточные люди оказываются более податливыми и мягкими, в то время как западные проявляют более пробивную и настойчивую натуру. Но в этом нет ничего странного: на востоке никогда не было религиозного вакуума или нигилизма, приводящего к отрицанию морали, в отличие от западной истории, где такие явления имели место. Хотя, конечно, и здесь есть свои нюансы.
Приближаемся к сути вопроса. Современный западный искатель, получивший светское образование и разочаровавшийся, как всегда, поверхностным пониманием религии, сохраняет установку «вера над усилиями». Каким бы видом восточной практики он ни занимался, у него неосознанно возникает конфликт установок. С одной стороны, есть вера в абстрактную Конечную Истину, без Бога, правда, в конечный результат своих усилий. С другой стороны, эта вера противоречит его собственным действиям, выполняемым в рамках практик. Можно выразить этот конфликт пословицей «заставь дурака Богу молиться, он и голову расшибет». Этот конфликт преодолим, так как он существует лишь в мышлении, основанном на формальной логике, где нужно выбирать: «или-или».
Однако, когда человек продвигается через внешние установки «вглубь себя», он открывает для себя другой способ мышления на основе диалектической логики, где нет противоречия между «усилиями» и «верой». Например, нужно ли практиковать сидячую медитацию, чтобы достичь просветления? Необходимо ли следовать заповедям для спасения? Возможно ли построение коммунизма в отдельно взятой стране? Все эти вопросы едины по своей сути, они неразрешимы с точки зрения формальной логики. Однако диалектическое мышление рассматривает их в контексте реальной жизни и решает непосредственно на практике. Никакая медитация не поможет, если человек не понимает, что он на самом деле делает, сидя на подушке с закрытыми глазами. И никакое выполнение заповедей не спасет, если действия человека не базируются на любви к Богу. Как и нельзя построить коммунизм, не реализовав его сначала в жизни отдельного человека. Истина, как говорится, конкретна.
Свидетельство о публикации №224012001388