Заставь дурака...

В течение многих веков на востоке складывалась богатая традиция религиозных практик. Одним из ключевых принципов этих практик является неосознаваемая установка практикующего человека: результат достигается через собственные усилия. На западе, благодаря Христианству, где спасение человечества было осуществлено Христом через распятие на Кресте, сложилось убеждение, что достаточно просто верить и выполнять сложные ритуалы, и больше ничего не требуется для спасения. Для обывателя это может означать простые действия, например, выполнить простирание 100 тысяч раз или посещение церкви на праздники, чтобы стать хорошим христианином. Однако для более глубоко мыслящего человека ситуация не так однозначна.

Философские споры о превосходстве веры или понимания над личными усилиями велись как на востоке, так и на западе. Эти споры достигли своего пика в эпоху расцвета буддийской школы Чань в Китае в 9-11 веках и во времена Реформации в Европе в 16-17 веках. На Востоке победила позиция «усилия над верой», поскольку формально буддистам не во что верить. В то время как на Западе победила позиция «вера над усилиями», так как верующие, опять же с формальной точки зрения, уже спасены.

Отделение Церкви от государства позднее привело к осознанию того, что верить не обязательно, и спасаться, кажется, не от чего. Тем не менее мышление западных людей продолжает формироваться под влиянием философских дискуссий 16-17 веков. Если нет Бога, то на человека будут влиять Судьба, Рок, Фатум, звезды и прочие необъяснимые явления. В противоположность этому, на Востоке человек является кузнецом своего счастья, прежде всего своими собственными усилиями, будь то в этой жизни или в следующей. Понятие Кармы было переосмыслено как философия «воздаяния за действия».

При этом в практических вопросах восточные люди оказываются более податливыми и мягкими, в то время как западные проявляют более пробивную и настойчивую натуру. Но в этом нет ничего странного: на востоке никогда не было религиозного вакуума или нигилизма, приводящего к отрицанию морали, в отличие от западной истории, где такие явления имели место. Хотя, конечно, и здесь есть свои нюансы.

Приближаемся к сути вопроса. Современный западный искатель, получивший светское образование и разочаровавшийся, как всегда, поверхностным пониманием религии, сохраняет установку «вера над усилиями». Каким бы видом восточной практики он ни занимался, у него неосознанно возникает конфликт установок. С одной стороны, есть вера в абстрактную Конечную Истину, без Бога, правда, в конечный результат своих усилий. С другой стороны, эта вера противоречит его собственным действиям, выполняемым в рамках практик. Можно выразить этот конфликт пословицей «заставь дурака Богу молиться, он и голову расшибет». Этот конфликт преодолим, так как он существует лишь в мышлении, основанном на формальной логике, где нужно выбирать: «или-или».

Однако, когда человек продвигается через внешние установки «вглубь себя», он открывает для себя другой способ мышления на основе диалектической логики, где нет противоречия между «усилиями» и «верой». Например, нужно ли практиковать сидячую медитацию, чтобы достичь просветления? Необходимо ли следовать заповедям для спасения? Возможно ли построение коммунизма в отдельно взятой стране? Все эти вопросы едины по своей сути, они неразрешимы с точки зрения формальной логики. Однако диалектическое мышление рассматривает их в контексте реальной жизни и решает непосредственно на практике. Никакая медитация не поможет, если человек не понимает, что он на самом деле делает, сидя на подушке с закрытыми глазами. И никакое выполнение заповедей не спасет, если действия человека не базируются на любви к Богу. Как и нельзя построить коммунизм, не реализовав его сначала в жизни отдельного человека. Истина, как говорится, конкретна.


Рецензии