урок литературы... школа...

Урок литературы – тема необозримая, а записки мои – всего лишь записки, заметки, не более того. Некое умозрение, оглядение существующего бытия, «овеществление» прошедшего. Некие чёрточки, затеси, камешки,  капельки, которые тоже исчезнут, как и всё в этом мире,  как и сам мир.

Задача урока литературы, если отбросить всякие теоретические умопостроения и выкладки, -  приобщить к чтению и  научить элементарному анализу литературного произведения. А если ещё более кратко  сформулировать – приобщить к чтению-размышлению.
Вопрос: зачем?
Зачем приобщать к чтению-размышлению?...

Урок литературы – театральное действо, спектакль. Учитель – режиссёр и актёр. Есть нюанс: в отличие от настоящего театрального действия здесь невозможно «сыграть», всё должно быть по-настоящему. Излишняя эмоциональность смешна, а бесчувственное изложение материала, как, например, «хождение по образам» навевает скуку и убивает литературное произведение. Надо играть и быть в истине. И надо учить: учить читать, учить разным видам пересказа, как форме скрытого анализа, учить выразительно читать, составлять план, учить писать сочинения, овладевать навыкам литературоведческого анализа.
 
Урок литературы, настоящий урок литературы, сердечный и волнительный, урок переживания и размышления над прочитанным, - доверительный разговор по душам.  Такой урок возможен и в младших классах, и в среднем звене, и, тем более, среди старшеклассников.
Получится урок такой или не получится? Кто ведает?
Людмила, когда такие уроки удавались, приходила со школы окрылённая,
 можно сказать, над землёй летела. Готовилась тщательно, но никогда не могла сказать, что урок получится, пройдёт так, как задумано.
Что необходимо?
Сплести, связать, пронизать  мысль  чувством, а чувство мыслью, создать сопереживательную ауру в классе.
Когда получится, когда нет. Да ещё программа довлеет, указания которой надо строго выполнять. Да ещё контролирующие органы на урок приходят и пытаются руководящие указания дать.

Было так. Людмила давала вступительный урок по «Войне и миру». Пришли на урок директор, математик по образованию и завуч.
Послушали, посмотрели, что всё соответствует, но в итоге: всё же у Вас больше был не урок литературы, а урок истории.
Да ведь это же и замечательно!
Учащиеся, это уже Людмила давно из своей практики уяснила, вообще никаких межпредметных связей не в силах установить. Война 12 года в историческом освещении и война 12 года в романе для ребят никак не соотносятся. Незнание или очень поверхностное знание эпохи, исторических реалий обедняет или даже искажает читательское восприятие.
Каков он, аромат эпохи, в истории, в документах, в литературных произведениях?
 Реальные исторические деятели. Воззрения современников, историков и художественный образ. И почему один и тот же исторический деятель в глазах людей предстаёт таким разным?
В великих созданиях человеческого духа есть общечеловеческое содержание, но оно всегда конкретно и тысячью живительных нитей связано с тем временем, в которое это творение создаётся. Прежде чем давать оценки произведению надо знать время, когда оно написано, и время, о котором рассказывается в произведении, если это историческое полотно.

Людмила даёт урок по роману А. Фадеева «Молодая гвардия». На урок притащилась трудовичка – администрация послала.
После урока восклицания и слёзы:
- Вот даже и совсем не ожидала, что расплачусь! Такой урок! У меня весь урок слёзы по щекам текли! Такой урок, до слёз! Такой урок!
Нет, Людмила из ребят слезу не выжимала. А так вот получилось.
Но не случайно. Готовиться надо долго и тщательно. И нужно ещё что.
Условно скажу так: вдохновение, творческий порыв, откровение.
А сколько надо душевных сил!
«Поэты ходят все по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души».
А учителя?

Любой другой урок ещё ладно, но всякие посещения чужеродными телами  урока литературы и учителя сбивают с толку и ребят настораживают. Ученики перед чужим человеком и не будут свою душу «выкладать» на обозрение, замкнутся, в особенности, если между учителем и учениками установились доверительные отношения. Всё же лучше о посещении урока литературы администрации надо учителя заблаговременно оповещать.
Урок литературы – становление личности, духовной личности, гуманистической.

- Людмила, как литература сегодня?
- Да хорошо. Что-то так разговорились. Столько у них впечатлений. Учебник в сторону, а такой урок, что всем пятёрки ставь. Да и не в оценках дело. Вольный пересказ, всем хотелось выговориться.

Заключительный урок в 6 классе по теме «Мифы народов мира».
Урок- конкурс, урок-викторина, урок-праздник.
Но сначала – серьёзно.
Итак, что такое миф?
Миф – рассказ, предание, которое в художественно-образной форме объясняет мир, природные явления древний человек.
Миф – художественное объяснение древним человеком природы, осмысление, объяснение явлений культуры и религиозных обрядов.
А проще?
Миф – древнее народное сказание о зарождении мира и его древних героях, богах и титанах.
У всех древних народов была своя мифология, причём, даже если народы никак не общались между собой, многие мифы очень между собой схожи.
Приведите примеры.
Всемирный потоп, сказание о первочеловеке, сказания о культурном герое.
Сравним мифы кельтов, германцев и славян…
Самый почитаемый герой Древней Греции?
Почему?
Геракл в искусстве.
Какие ещё живописные, скульптурные, литературные, музыкальные произведения вы знаете, посвящённые мифам Древней Греции.
Какие фильмы на темы мифов вы знаете?

Мифы учащимся очень интересны. Они уже достаточно много знают. Есть задор проверить себя и других, потому к уроку заготовили и много вопросов, и много загадок и ребусов.
Урок-игра, игровой урок ещё и потому, что мифы хорошо запоминаются, они очень красочны, фантазийны и выразительны. Надо лишь немного «подвигнуть» учеников на дальнейшее изучение мифов, решая свою, учительскую, «сверхзадачу» - заложить основы прочных знаний по античной художественной культуре, как базисной основы  европейской культуры, «прибавляя» сюда и христианство.
Итак, почему мы так говорим?
Золотой дождь, век Астреи, кануть в Лету, панический страх, начиная с яиц Леды, рог изобилия, Пан умер, Сизифов труд, полёт Икара, везти сову в Афины, Пиррова победа, перейти Рубикон.
Почему пролив, отделяющий Европу от Азии, называется Босфором?
В каких мифах отразилась эпоха материнского рода?
Как произошли растения гиацинт, кипарис, лавр, нарцисс, мята, тростник?
Почему на Афинском Акрополе росло единственное оливковое дерево?
Какое произведение римской литературы вдохновило Рафаэля, Канову, Торвальдсена, Ф. Толстого?
Кто есть кто?
Адонис, Геката, Гермес, Геспер, Дионис, Зефир, Клио, Мегера, Морфей, Орфо, Осса, Понт, Психея, Сфинкс, Терпсихора, Фантасос, Фосфор, Хаос, Хтоний, Эхо, Беллона. Гений, Конкордия, Квирин, Лары, Пенаты, Термин, Церера, Янус.

Фрагменты урока «Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?»    М. Ю. Лермонтов «Бородино».
Какая война называется Отечественной?
Какую ещё отечественную  войну вы знаете?
Исторический комментарий зрительного ряда. Учитель и подготовленный ученик: уланы, драгуны, кивер, бивуак (бивак), редут, артиллерия, пушка. лафет, картечь…

Готовимся к выразительному чтению
Самостоятельное прочтение стихотворения.
Устное рисование.
Что использует поэт для «выразительности»?
Литературоведческий словарик: звукопись, аллегория, метафора, сравнение.
Почему поэт не сам рассказывает о  битве, а даёт слово ветерану?
Как надо прочитать 10 строфу «Вам не видать таких сражений»?
Что надо донести до слушателя и при помощи чего это можно сделать?
Словарик: темп, чередование кадров-картин, экспрессия, динамика. Интонация – какая?
Если сочинить музыку к стихотворению, то какая она будет, и как будут различаться строфы по темпу, громкости-тихости, усилению-ослаблению, интонации  и почему?
Что означает «прочитать выразительно»?
Что будем выражать и про помощи чего?
Сколько может быть вариантов выразительных прочтений и почему?
Выразительное чтение.


Урок «Н. А. Некрасов. Личность и судьба поэта».
Центральный вопрос: почему многие его стихи стали народными песнями?
Стихотворение – народная песня – высшее признание для поэта.
Почему Некрасов  - народный поэт?

Урок «Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».
Каково ваше первое впечатление от прочитанного?
Какие эпизоды запомнились, почему?
В чём созвучие картины Репина «Запорожцы» и повести Гоголя «Тарас Бульба»?
Почему В. Г. Белинский назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к родине»?

Примеров практической реализации целей  и задач урока литературы - отрывок из сочинения. Проба пера.

Из дневника Базарова.

Первый приезд к родителям 1 июля 1859 года.
Приехали с Аркадием к моим родителям. Они у меня без хитрости и добрейшие старики, но сильно докучают мне своей любовью.
Один день пробыл у стариков, а мне уже смертельно скучно. Я привык быть один и мне не тяжело такое одиночество, я весь поглощён работой.

2 июля 1859 года.
Ни с отцом, ни с матерью я не могу ни поговорить, ни поспорить так, как говорю  и спорю с Аркадием. Мне с ними скучно, пусто, тяжело, потому что мы совершенно разные люди. Жить с родителям я могу только при том условии, чтобы они не мешали мне работать. Не могу найти предлог для своего отъезда.

3 июля 1859 года.
Наконец-то я покинул своих стариков. Всю дорогу мы с Аркадием ехали молча, иногда обмениваясь пустыми замечаниями.
Я недоволен собой, я поступил не как сын, любящий своих родителей. Аркадий тоже не приветствовал моё поведение. Но ему меня не понять. Он по жизни катится, а мне надо работать, и всяческие помехи могут помешать мне выполнить задуманное.
Киндалова К.

Читатель идёт между Сциллой и Харибдой. С одной стороны надо в себе сохранить наивное восприятие текста – это реальность, это правда, это жизнь, с другой стороны надо всё время помнить, что есть автор, который и правит своими героями.
Да, есть логика характеров, среда, обстоятельства, но есть ещё и случайности.
Почему и зачем?

Великие произведения литературы так же неисчерпаемы и глубинны, как и музыкальные сочинения. Идея – абстрактна, плоскостна, если она сама по себе. Если она есть художественный образ, то уже возникает нечто многомерное, которое не уложишь в прокрустово ложе сухих и точных формулировок, не выразишь словами. За самым глубоким анализом литературного произведения всегда остаётся что-то такое, что не выразишь словами. Вот это и есть литература, это и есть урок литературы.
Учиться читать в размышлении…
Зачем?...


Рецензии