Поздравляю, Нижний Новгород!

– На днях звонил Уэйн Гретцки. Сказал: «Игорь, тебе нет ещё и 45-ти, давай ко мне в Финикс. До финиша чемпионата – три месяца, у нас есть шансы на play-off, а пока наберёшь форму. Уверен, ты в порядке, чтобы играть 10-12 минут за матч. Парням твои знания будут бесценны».

Ларионов размышлял над ответом несколько дней. В 43 у него ни грамма лишнего веса и прежняя страсть к хоккею. Уэйн подлил масла в огонь: «Игорь, я каждый день тренируюсь с командой. Мог бы сам вернуться, но я тренер».

Ответ «нет, я закончил в 2004-м» потребовал от Ларионова немалого мужества. Дело не в том, что уходя – уходи. Тем более, в 42, когда он повесил коньки на гвоздь. Возвращение на половину сезона, окажись оно даже успешным, всё равно – и достаточно скоро – заставит пережить новое прощание с хоккеем в качестве игрока. Поэтому – спасибо, Уэйн, но нет. Буду рад увидеться…

У него три Кубка Стэнли (1997, 1998, 2002). При том, что карьера в НХЛ началась только после 30-ти. Предел мечтаний обычного мастера в такой ситуации – отыграть пару классных сезонов, а Кубок – ну, это если повезёт. Сам всё понимаешь. В 30+ ты уже потихоньку едешь с ярмарки. Даже при нынешней медицине.

В 41 год Ларионов забрасывает победную шайбу в третьем овертайме финала Кубка Стэнли-2002 с Каролиной. Это продолжительность игры почти два часа чистого времени, когда нельзя выключаться ни на секунду. Игорь исполняет всё так, что шайба становится историей, без воспоминаний о которой нет НХЛ.

Всё верно. Не нужно возвращаться в Аризону. А искать продолжение жизни в хоккее – агентом игроков, чиновником или тренером.

Последняя ипостась и оказалась его призванием. Я не сомневался.


******


Явление тренера Ларионова в российском хоккее, как его ни назови – чемпионат, Суперлига, КХЛ – должно было закончиться предсказуемо. Не желаешь становиться свадебным генералом с рассказами о былых великих победах, не понравился нужным людям – поработаешь год-два и сам уйдёшь на пенсию. Деньги есть, играй в теннис или гольф, выпускай дальше своё вино «Хет-Трик». А в наш пул не суйся.

КХЛ ведь прекрасная лига, дающая рабочие места одной и той же колоде тренеров. У нас есть «легенда» Зинэтула Хайдарович Билялетдинов – полный провал с лучшей по именам сборной России на Олимпиаде в Сочи, двести пришествий в казанский Ак Барс и хоккей человеко-часов, как я его именую – 2:1, 3:2, играем в откат и как бы чего не вышло. Идеальный тренер для сборной Чехословакии 80-х.

И ещё с десяток одних и тех же имён, в среде которых Ларионов – белая ворона. Это там, в прошлой жизни, ты центр ведущего звена великой сборной СССР, а потом топ-игрок НХЛ. Здесь ты никто.

Очень легко развернуться и уйти с ощущением внутренней правоты. Или потребовать вдвое увеличить бюджет, если зовут поработать в провинции. Ларионов поступает иначе. Выигрывает с не самым талантливым поколением молодёжной сборной России Кубок Первого Канала у взрослых чехов, шведов и финнов (пусть и без звёзд НХЛ), а чуть позже принимает приглашение из Нижнего Новгорода. И начинает профессионально работать с теми, кто есть в его распоряжении, подводя к основному составу молодёжь. В интервью You-Tube каналу «Скользкий лёд» произносит экс-игроку Вашингтона и сборной России Андрею Николишину, что переманивать игроков из других команд КХЛ нет смысла. А Патрик Кэйн к нам не приедет. Его бы я взял с закрытыми глазами. Как и Панарина или Кучерова. В России таких игроков нет, будем подтягивать своих.

Андрей Николишин понимающе кивает. Игорь не изменился. Дипломатично и не повышая голоса, произносит неполиткорректные вещи. Игроков мирового уровня в КХЛ практически нет. Строить команду предстоит с нуля.

В первый сезон «Торпедо/НН» играет в хоккей. Умный и комбинационный, при недостатке исполнителей и скоростей. Команда обучается экстерном и матереет ближе к началу Кубка Гагарина. Где выбивает из борьбы московское «Динамо». И проигрывает лишь СКА (Санкт-Петербург) с его административным ресурсом – забираем всех лучших, кто не заиграл в НХЛ, и потолок зарплат нам не указ.

«Игорь Николаевич никогда не повышает голос», рассказывает Василий Атанасов, 21-летний форвард, чей талант засверкал именно с приходом Ларионова. «Всегда доступно объяснит природу той или иной ошибки на льду».

Кажется, я знаю тренера со схожей методикой в футболе. Его имя – Гус Хиддинк. Тоже был уверен, что кричать бессмысленно, если не способен объяснить. Потом игроки боялись его подвести. Уволят из-за поражений и придёт недалёкий «генерал» с ежовыми рукавицами. И парни вытаскивали из себя все ресурсы. Чаще – побеждали.


******


Обычное утро легенды мирового хоккея ныне начинается с кросса летом или раскатки зимой в обычном районе Нижнего Новгорода. Потом – тренировка команды и совещание с помощниками. Вечером – игра или… прогулка по городу или поездка в общественном транспорте. Здесь не Канада, узнают немногие. Большинство сидят в смартфонах и планшетах. Но на хоккей стали ходить, как на праздник.

Как и на пресс-конференции Ларионова. Речь у него чистая и неправдоподобно богатая для спортсмена. Хотя прозвище Профессор он получил за игровой интеллект, а не дипломные работы филолога.

На днях стало известно, что Ларионов продлил контракт с «Торпедо» ещё на три года. Команда готовится переехать на новую ледовую арену и вдвое увеличит бюджет.

Это всё сделал один человек профессиональным трудом вне кумовства и закулисья. Нет сомнений, теперь он ставит цель выиграть Кубок Гагарина. Без тени провинциальных задач «войти в восьмёрку» или «увеличить посещаемость». Это не цель, а этапы пути.

Для КХЛ успехи Сергея Фёдорова (дважды подряд с ЦСКА) а теперь ещё Игоря Ларионова – свидетельство профнепригодности большинства представителей тренерского цеха. Тех самых, что любят произносить «мне до лампочки НХЛ!» и рассказывать мифы о былом величии. Вся эта система будет негласно сопротивляться явлению Ларионова в Нижнем Новгороде.

Что ж, это создаёт хоть какую-то интригу в КХЛ. А Нижний я от души поздравляю. Вам, в самом деле, очень повезло в наше время.


Рецензии