Структура мышления человека

Когда мы говорим о структуре мышления, то, конечно, мы имеем ввиду внутренний порядок мышления. Однако, этот порядок можно понимать, как порядок, устанавливаемый самим мышлением в отношении содержания мышления , но, также и как порядок соотношения внутренних частей мышления, которые существуют до того, как мышление начинает себя структурировать осознанно.
Тем не менее, следует упомянуть о том важнейшем обстоятельстве, без понимания которого невозможно правильно понимать, что такое мышление и управлять мышлением.
Термин "структура мышления" некоторыми людьми понимается так, что речь идёт об устройстве "внешней" структуры, оболочки мышления и , тогда очень важным становится то, как мышление взаимодействует с другими аспектами человеческого бытия, частью чего оно является и какова его природа? Иначе говоря, на каком "носителе" записаны наши мысли, куда встроен этот носитель?
Опыт изучения процесса взаимодействия мышления с другими процессами, протекающими в человеческой психике, в человеке в целом, убедил меня в том, что мышление - это энергоинформационная структура. Но, в течение долгого времени я автоматически "размещал" свои мысли как бы внутри черепной коробки, ошибочно считая мысли результатом работы мозга.
Но, это оказалось недостоверной информацией.
Глубокое исследование процесса мышления выявило отсутствие прямых связей процесса мышления с мозгом, опровергло идею материального аспекта мысли. Мысль не имеет материального субстрата, а нейронные связи - вовсе не связаны напрямую с мыслительным процессом. Несомненно, что тело своими физическими ощущениями может ОТВЛЕКАТЬ от процесса осмысления происходящего, но физиологические процессы
непосредственно в мышлении не участвуют.

Далее, мы должны себя спросить: разумным ли будет осмысливать внутреннюю структуру мышления , не изучив связей мышления с остальными частями "внутренней действительности"?
Но, в данной статье я даю описание внутренней структуры мышления, и потому лишь в общих чертах опишу общее устройство "внутреннего мира" человека. Впрочем, и описание внутренней структуры мышления требует более подробного описания, чем я дам сейчас, поэтому , "продолжение следует".

Внутреннее устройство человека :
1.источник жизни - душа, прикреплённая через психику к телу. Именно душа есть тот наблюдатель и деятель, сущность человека. Это энергоинформационная (возможно, полевая) нематериальная структура, в идеале - управляющая телом.
Энергии души - изначально это энергии божественной любви, чистой радости бытия , чувствования сути других существ и предметов, энергии созидания.
2. Психика состоит из подсознания и мышления.
Поскольку подсознательные реакции (рефлексы, эмоции) преимущественно негативные, часто деструктивные, то закономерной выглядит гипотеза об искусственном происхождении психики .
Вторая часть психики - мышление - изначально формируется как осознавание "себя" на основе рефлексов (инстинктов и условных рефлексов).
В идеале мышление можно "оторвать" от подсознательных реакций, и осознанно формируя структуру мышления на основе тонкоэнергетических восприятий души.
На практике у большинства людей мышление полностью подчинено подсознанию, инстинктам и эгоизму (эго существует, только, как осознавание "себя" исключительно на основе рефлексов подсознания). Поскольку все рефлексы ,по сути, есть реакции на физические восприятия, то душа, обычно, полностью неосознана - человек считает себя физическим существом, поскольку система понятий, система мышления формируется изначально на базе автоматизма реакций на физические восприятия. Поэтому, и сам Мир человеку поначалу  представляется материальным.

Эмоции (рефлексы) влияют на качество мышления и на направление мысли.
Осознавая природу эмоций (рефлексов), душа приходит к осознанию необходимости управления эмоциями и, в итоге, о различии природы души и тела, к гипотезе об искусственном происхождении психики и белковой жизни, к пониманию неестественности состояния души, прикрепленной через психику к телу.
Тем не менее, стремление разорвать контракт души, прекратив поддержку тела, представляется мне неразумным. Гораздо более правильным будет взять тело под контроль души, выйдя из подчинения рефлексам и осознанно выстраивая систему понятий о жизни (систему мышления) на основе тонких восприятий души (интуиция, медитативные восприятия, информация "тонкого плана").

И, вот, наконец-то информация о структуре мышления в понятиях, как она формируется обычно у человека:

1. понятия формируются, изначально, на базе условных рефлексов и инстинктов, на базе подсознательной информации, информации, скрытой в подсознании.

2. Существует допонятийное мышление - второй уровень опоры, фундамента, на котором строится система понятий - система мышления. Допонятийное мышление - образное мышление, мышление без слов, в котором один образ ассоциируется с другим, и система ассоциаций похожа на ассоциации в системе понятий.

3. Сами понятия состоят из

а) образа (образы часто берутся из системы допонятийного мышления)

б) слова (названия понятия) и звучания этого слова

в) словесного определения понятия

г) ассоциаций с другими понятиями

В идеале - если система понятий не имеет в себе внутренних противоречий, то можно говорить о Суперпонятии, как цельности всей системы мышления.

Формирование понятий - всегда индивидуальный процесс, поскольку и образы, и, даже словесные определения понятий у разных людей различаются, по-разному формируется и система ассоциаций с другими понятиями, без которой понятие не существует - поскольку именно ассоциативные связи встраивают понятие в систему мышления. Поэтому, осваивая новое для себя понятие, мыслитель нарабатывает ассоциации с другими, уже имеющимися у него понятиями, и только таким образом понятие становится мыслимым. А, если он не находит ассоциаций с уже существующими понятиями - то, понятие не может быть встроено в существующую систему мышления, понятие это либо признаётся недействительным, либо, просто игнорируется, забывается. То же самое происходит при явном противоречии нового понятия с уже существующей системой понятий - его не удаётся адаптировать в действующую систему, иначе она станет нерабочей, "зависнет", как комп, которому загрузили вирус.

Человеческое мышление активно сопротивляется информации, вступающей в конфликт с аксиомами мышления этого человека, с системой основных понятий человека.

И, крайне-крайне редко бывает, чтобы человек поступал, как мыслитель - чтобы он решался подвергнуть сомнению аксиомы своего мышления (утверждения, принятые без доказательств, положенные в основу системы мышления).

О возможностях мышления в деле постижения действительности, вытекающих из свойств мышления в понятиях:
Мышление в понятиях не является полностью достоверным  познанием действительности, но, у человека нет другого способа познания, поэтому, следует подробно изучить реальные возможности мышления в понятиях.
Каково происхождение понятий. На чем основаны понятия?
Принято считать, что понятия о жизни основаны на "внешней реальности".
Но, когда мы начинаем исследовать свое мышление, то, обнаруживаем поразительное явление - всё содержание понятий о мире человек черпает только из своего мышления.
Во-первых, чтобы получить понятие о чем-либо, нужно уже иметь критерии оценки, систему оценки и, структуру мышления в целом. Иначе, не получится осмыслить изучаемое явление, создать в своем мышлении понятие об этом явлении.
Критерии оценки, без которых не получится осмыслить явление, должны содержаться в структуре мышления до начала исследования, или, должны быть выработаны в процессе исследования.
Но, они не могут быть взяты из чужой системы, "из самой реальности", или, откуда-либо ещё, не будучи переработаны мышлением таким образом, чтобы стать частью системы мышления индивидуума.
Это означает, что критерии оценки целиком и полностью зависят от мышления индивидуума, и, он не может помыслить ничего такого, что противоречило бы системе мышления в целом. Если же в систему мышления проникает информация, противоречащая основам системы мышления, это вполне может привести к разрушению системы мышления, и, даже, к нарушениям работы психики в целом, к психическим заболеваниям.
Поэтому, чаще всего, такая информация не допускается в психику,  она, либо, отрицается, либо признается недостоверной, либо, даже, не осмысляется.
Это, в целом, означает, что, мы можем , в своем мышлении отображать, исключительно, свою индивидуальную Картину Мира, а, реальность, как она есть, всегда остаётся , в идеальном смысле, непознанной.
Исследуя возможности мышления в понятиях, мы , также, обнаруживаем, что , ни один предмет или явление, ни одно существо никак не может быть полностью познанным при помощи мышления в понятиях.
Процесс познания посредством мышления в понятиях включает в себя предварительное определение критериев оценки, с последующей оценкой по этим критериям и, синтезом цельного понятия, формируемого посредством ассоциативных связей между оценками по этим критериям (например, по критериям объема, формы, цвета предмета, и, по массе других критериев). Но, как бы много критериев не содержало наше мышление, реальность всегда оказывается шире, объемнее этих критериев. То есть, в нашей картине явления, формируемой осознанно , или, даже, не вполне осознанно, содержится всегда меньше деталей, чем в реальности. То есть, наша картина явлений реальности всегда НЕПОЛНА. Уже из этого можно сделать вывод, что , наше мышление не имеет возможности идеально правильно отображать реальность, быть адекватным реальности на сто процентов.

Когда мы исследуем мышление, мы замечаем, что в мышлении формируются образы, связанные с этими образами слова, и, между образами , отображающими в мышлении реальность и словами образуются многочисленные ассоциации - связи, вызывающие в мышлении соединение образов и слов, активирующие эти образы и слова в процессе осознавания предшествующих данному моменту впечатлений.
Мы вправе говорить, что наше мышление есть мышление двух типов - образное, допонятийное мышление, мышление, в котором образы соединяются ассоциативным способом без помощи слов, формируют картину, образ реальности (верный, или нет - это следует обсуждать отдельно) , и мышление в понятиях, в словах - когда образ имеет название, обозначенное словом.
Мы вправе говорить и о третьем типе мышления, в котором образ вообще не соотнесён с реальностью, отвлечен от реальности, и, либо, вообще не имеет образа, связанного с реальностью непосредственными восприятиями, и, образ явления сугубо интеллектуальный, происходящий из самого интеллекта, либо, это образ, лишь, условно связан с реальностью, а, к реальным явлениям не имеет прямого отношения.  Таковы очень

многие абстрактные понятия, в частности, обобщения. Например, понятие числа не имеет прямого отношения к реальности - в реальности, как таковой, чисел нет. Все числа - это абстракции самого человеческого мышления. Или,  пример абстракции - абстрактного мышления - это понятие о типичном явлении, когда в мышлении человека создаётся "усреднённый" образ, складывающийся из понятий о свойствах похожих явлений, которые условно можно считать близкими, и, даже, обозначать одним и тем же словом - это , например, усреднённый образ "дома", образ "собаки" - и, масса других понятий, по сути своей, не привязанных к самой реальности, а, основанных на способности индивидуального мышления абстрагироваться, создавать в себе условные понятия.
Любопытно, что смысл слова , нередко , отличается от смысла понятия, которое это слово обозначает. То есть, смысл слов почти никогда не относится к смыслу реальных явлений, соединенных в мышлении в единое понятие. Подобное "неразумное" соединение в понятия слова, имеющих определённое значение и образа, имеющего другое значение, объясняется происхождением этих слов.
Либо изначально эти слова обозначали несколько иное явление, либо, само явление с течением времени изменилось, либо, слово приобрело новое значение и употребление, чем это было раньше, либо, что тоже бывает нередко, человек, обозначивший явление определенным словом, не распознал смысл, сущность самого явления. Таким образом, мы имеем дело со словами, которые нас обманывают - а, реальные явления, обозначаемые этими словами, порой, изначально не соответствуют смыслу этих слов.
Поэтому, смысл происходящего - никак не может быть выражен в словах  - и, необходимо формировать в мышлении образ реальности, не привязанный к словам и их смыслам, нужно формировать в мышлении модели процессов , соответствующие реально происходящим процессам, а, не абстрактное словесное описание.
Модель процесса - не может быть идеально точно отображена в мышлении, в отличие от словесного описания, которое можно идеально повторить. Однако, словесная формула сама по себе не является реальностью - она, лишь, называет , символически обозначает явления, но, модели процессов -формируются, пусть, и, благодаря словам, но, исключительно в самом мышлении. Без мышления - невозможно понимать слова, а, тем более, создавать при помощи слов ассоциативные образы.
Однако, дело в том, что ассоциативные образы у каждого человека свои - и, одни и те же слова могут вызывать - и, вызывают разные ассоциации, разные образы и нюансы образов. И, одни и те же слова вызывают разную картину. Одна и та же словесная формула обязательно вызывает разные ассоциативные образы.

И, поэтому, чтобы формировать в мышлении более-менее адекватные реальности картины-образы протекающих в этой реальности процессов, следует ориентироваться в передаче и формировании образа не на смысловое содержание слов, а, на конкретное построение в мышлении  образа-модели процессов, непрерывно происходящих в самой реальности.

Продолжение следует


Рецензии