Искуственный интеллект

ИСКУСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ и НЕЙРОННЫЕ СЕТИ


Все более явно в публичном пространстве растет поток сведений об искусственном интеллекте и нейронных сетях.

Думаю не ошибусь утверждая, что большинство интересующихся (как и я) довольно смутно представляют о чем идет речь. Тем более те, которые не очень интересуются.

Я уже попытался разъяснить себе и читателю эти понятия в ранее опубликованном тексте  под названием «Роботы наступают!?».

Сегодня прошлые разъяснения представляются мне недостаточно ясными и четкими.

В данном тексте я постарался  более глубоко и предметно определить понятия ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА и НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ.

***

Начну с понятия собственно ИНТЕЛЛЕКТА.

Пожалуй, ни у кого не вызовет возражения, что под ИНТЕЛЛЕКТОМ мы понимаем некое свойство, способность живого или неживого субъекта.

Очевидно также, что это свойство мы связываем со способностью воспринимать сведения из вне и из собственной памяти, преобразовывать их и выдавать во вне или в собственную память  выходную информацию.

Думаю также, что эта способность  ИНТЕЛЛЕКТА характеризуется субъектностью, т. е. нацеленностью на изменение какого-либо объекта.

***

Попробую уточнить понимание термина ИНТЕЛЛЕКТ на примере работы «серого вещества» человека и собаки, которую этот человек собирается приобрести,  обучить и использовать.

Скорее всего, большинство из нас считает, что ИНТЕЛЛЕКТОМ в этой парочке живых существ обладает только человек.
Хотя часто мы называем и собаку умным животным (но не интеллектуальным).

Какие информационные процессы происходят в головах человека  и собаки в данном сценарии?

***
Сцена 1 (человек)

Прежде всего,  имея устремления приобрести собаку  человек формирует в голове модель будущего сосуществования с ней.

Формируется такая модель в мозге на основании входной информации о совместной жизни человека и собаки, в частности:
из собственной памяти о прошлом опыте, если таковой имеется,
от друзей и родственников, имеющих опыт владения собакой,
из ТВ и Интернета, художественной литературы и др. о сосуществовании человека и собаки,
о потребностях, которые человек намерен удовлетворять владея собакой (охрана, физическая защита, воспитание детей, другое).

Сначала человек занимается анализом имеющейся информации, воспринимая и рассматривая блоки  входной информации, устанавливая взаимосвязи и закономерности между ними.

Затем на основе анализа входных данных человек синтезирует в своей голове некую модель своей будущей совместной жизни с собакой и проводит мысленные модельные эксперименты.

Результаты модельных экспериментов человек использует для корректировки первоначальной модели.

Процесс проведения модельных экспериментов и корректировки предыдущей модели может повторяться (итерация).

Выходная информация, в данном случае, используется как руководство к действиям по приобретению, воспитанию и использованию собаки.


***

Сцена 2 (человек)

Если человек приобрел щенка, то, скорее всего,  на период превращения щенка во взрослую собаку он поставит себе задачу дрессировки животного для достижения в конечном итоге параметров совместной жизни по сформированной ранее модели.

Связанные с дрессировкой информационные процессы заключаются сначала в поиске и восприятии сведений о методиках дрессировки из различных источников, в частности:
из собственной памяти о прошлом опыте, если таковой имеется,
от друзей и родственников, имеющих опыт дрессировки собак,
из знаний, приобретенных в специализированных школах.

Затем человек занимается анализом имеющейся информации, рассматривая блоки  входной информации, устанавливая взаимосвязи и закономерности между ними.

На основе анализа входных данных человек синтезирует в своей голове некую модель процесса дрессировки собаки и проводит мысленные модельные эксперименты.

Результаты модельных экспериментов человек использует для корректировки исходной модели процесса дрессировки.

Циклы проведения модельных экспериментов и корректировки предыдущей модели могут повторяться (итерация) как до начала дрессировки, так и в процессе реализации обучения собаки.

Выходная информация является в данном случае руководством к деятельности по обучению собаки.

***

Сцена 3 (человек)

Фактическое поведение взрослой собаки может существенно отличаться от параметров, к которым был устремлен человек до приобретения и воспитания собаки.
Например, имея установку на использование собаки в качестве сторожа, человек обнаруживает слабость ее способности к исполнению данной функции.
С другой стороны, собака проявляет, например, отличные отношения с детьми, помогая им социализироваться в нужном направлении.
При этом, как правило, в процессе воспитания собаки в семье формируется чувство любви к четвероногому другу.

Связанная с описанной ситуацией новая входная информация подвигает человека на радикальное изменение модели совместной жизни с собакой, сформированной первоначальными установками.

Выходная информация в этой картинке - это новая модель сосуществования с собакой, которая используется для деятельности по поддержанию уже сложившихся отношений.

Важно, что эта новая модель может радикально не соответствовать первоначальным установкам субъекта. Т.е это что-то напоминающее инновацию.

***

Сцена 4 (собака)

Какие  же информационные процессы в данном сценарии происходят в голове собаки?

Нас в рамках избранной темы, не интересуют  процессы, обусловленные генетикой собаки.

А вот процессы связанные с формированием у собаки поведенческих стереотипов в результате опыта взаимодействия с окружающей средой (прежде всего,  в процессе осознанных или нет действий человека по воспитанию собаки) очень даже интересуют.

 Используя известный метод «кнута и пряника» человек поощряет или наказывает собаку в определенных ситуациях.

Воспринимая входную информацию об этом, собака формирует и закрепляет в памяти определенную модель реакции на воздействия из окружающей среды (команды хозяина, появление чужого и др.). Эта модель и является выходной информацией,  определяющей действия собаки в определенных ситуациях.

А вот способности  собаки к проведению модельных экспериментов в ее голове, мы, скорее всего, не обнаружим.

***

Каков же, предположительно, набор функций, выполняемых субъектом в рамках интеллектуального процесса?


Из описания приведенного выше сценария,  мне     представляется адекватным следующий набор функций, реализуемых в ходе работы ИНТЕЛЛЕКТА.

Мотивируемый устремлением к какому-то достижению человек:

формирует массив исходных данных по тематике своего устремления,
проводит анализ массива исходных данных (декомпозиция, сопоставление, установление взаимосвязей и закономерностей),
создает умозрительно целевую информационную модель руководства к действиям,
проводит мысленные модельные эксперименты,
корректирует первоначально созданную модель, по результатам мысленных модельных экспериментов,
пополняет массив исходных данных по результатам реального исполнения действий по инструкциям информационной модели руководства к действиям,
корректирует информационную модель руководства к действиям, по результатам реальных испытаний.


***


Какие виды алгоритмов преобразования информации применяются в ходе интеллектуального процесса?


Мне представляется, что весь спектр алгоритмов можно разбить на две группы.

Первая - это  «жесткие алгоритмы», обеспечивающие преобразования входной информации в выходную с помощью логических построений и математических вычислений.

Вторая — это «мягкие алгоритмы», которые работают с неточными данными, используя вероятностные построения и даже произвольные (случайные) выборки.


***


Какие общие ОСОБЕННЫЕ характеристики интеллектуального процесса проявляются на основе приведенных выше описаний и выводов?


На мой взгляд, ИНТЕЛЛЕКТ  подразумевает специфическую способность :

работать с неточными исходными данными, используя вероятностные и произвольные (случайные) алгоритмы обработки входных сведений,
строить модели выходной, результирующей информации и проводить эксперименты с такими моделями,
получать на выходе новые, в том числе инновационные данные, включая такие, которые не соответствуют первоначальным установкам.


Думаю мало кто из нас считает интеллектуальным калькулятор, способный точно и однозначно производить математические вычисления.

***

ИКУСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ


Может ли какой либо созданный человеком неживой объект стать субъектом интеллектуальной деятельности?

Ответ — ДА!

Современные технологии хранения, переработки и передачи информации достигли такого уровня, что люди могут создавать сложные программно-технические комплексы, которые способны выполнять все перечисленные выше функции интеллекта человека, используя как «жесткие» так и «мягкие» алгоритмы преобразования информации.

И не только могут, но уже создают!

Такие комплексы не способны только иметь самостоятельные мотивы, установки, устремления на созидание чего-то нового. Эти установки рождаются на эмоциональном и культурном (поведенческие и ценностные стереотипы) базисе человека, не присущего программно- техническим средствам.

Похоже, что такие установки ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ может задать только человек.



***


НЕЙРОННЫЕ СЕТИ

Из массы прочитанных мною материалов, разъясняющих понятие НЕЙРОННАЯ СЕТЬ я уяснил следующее.

Этим термином называют программно-технические комплексы способные исполнять функции ИНТЕЛЛЕКТА и имеющие распределенную архитектуру. Такая архитектура имитирует работу нейронной системы человека и имеет множество взаимосвязанных простых процессоров.

Думаю, что  устройство нейронной сети, по сравнению с  интеллектуальным программно-техническим комплексом построенным на мощном центральном процессоре обладает большей гибкостью, неопределенностью результатов работы, а значит и инновационностью.


***

В заключении позволю себе выразить надежду, что в ходе обдумывания и написания данного текста я сделал очередной шаг на нескончаемой дороге познания нашего бесконечно сложного и не имеющего границ  мира.

Буду очень рад, если мои размышления вызовут интерес у любопытствующих в отношении этой тематики читателей.


Бен Стаско

20.01.2024 г.


Рецензии