Гл. 3. Плач возвращенья счастливых птиц

          На земле лежат разлетевшиеся в стороны, сказочно пахнущие золотистые дрова. Отдельно валяется длинное, ещё не разрубленное полено.
          Из клуба долетает: «А у нас во дворе…».
          Открывается дверь. Из почерневшей избы выходят учительница и Наталья Геннадьевна.
          — А вы как человек сложнее, чем я думала, — говорит учительница.
          — ЛучшЕе простеца не бывает, — наставляет хозяйка и косит глазом на дрова.
          Учительница, посматривая на них же, продолжает прежним тоном:
          — Тяжеловато вам одной…
          Потом, улыбнувшись, она снижает голос:
          — Можно было бы организовать тимуровцев, так ведь вы их обратите в певчих на клиросе.
          — Обойдусь. Живём, пока мышь головы не отъела. Привыкла… — отвечает Наталья Геннадьевна. — У меня ужо есть тимуровец. Игнатка подсобит.
          — А флаг у вас есть? — спрашивает учительница.
          — Как не быть! Имеется.
          — В таком случае тимуровцем сегодня буду я, — смеётся молодая дама. — Где лестница?
          — Лазня, что ли? В ободворке. Позади избы.
          — Несите флаг.
          Старуха направляется в сарай, а учительница идёт за лестницей.
          Клубный динамик разносит на всю округу: «Я тебя подожду…».
          Сады подёрнуты прозрачным зелёным туманцем первых робких листочков. Вылезли коты погреться на солнце. Воздух наполнен тонкими благоуханиями наступившей весны. Приезжий художник самозабвенно пишет за забором сельский пейзаж — улицу, убегающую за косогор.
          Визжит картаво косая дверь. Старуха выходит из сарая со свёрнутым в трубку флагом, разворачивая его на ходу. И не обнаружив во дворе учительницу, поворачивает за угол избы. Она видит, что молодая дама не может управиться с лестницей. И лестница кружит даму, словно во хмелю вальса, то в одну сторону небольшого двора, то в другую. Уже не человек владеет предметом, а предмет завладел человеком.
           — Помоги, Господи! — вскрикивает Наталья Геннадьевна.
           И, торопясь, подхватывает лестничные тетевы — продольные жерди, бросив полуразвёрнутый флаг; потом обе женщины осторожно опускают взбунтовавшуюся «лазню» на землю.
           — ЛучшЕе я сама, — говорит старуха. — Берите флаг.
           Она волоком тащит лестницу. Учительница поднимает флаг и послушно идёт рядом, продолжая разматывать полотнище.
           Кобзон с грустинкой поёт: «Вот снова этот двор…».
           Женщины обходят стороной беспорядочную кучу свеженарубленных дров. Наталья Геннадьевна носком подталкивает к ним откатившееся длинное полено.
           Вдвоём с учительницей она подставляет лестницу к тому месту на стене, где виднеется кронштейн для флага. Галина Александровна взбирается по перекладинам вверх и укрепляет флаг на избе, давая ему свободно плескаться в сквозном просторе дня.
           — Ура! — торжествующе сверху восклицает дама.
           — Спаси тебя Бог, — говорит старуха, не заметив, что перешла в обращении с учительницей на «ты».
           Незримые нити души связали её на века с этой интеллигенткой Галиной, ещё совсем недавно относившейся к ней с подозрением. А что, собственно, произошло? Две русские женщины просто искренно поговорили, не ища своего, и поняли друг друга сердцем.
           Тянется в родные края по лёгкому небу стая перелётных птиц. Слабо слышна их перекличка между собою, уносящаяся в прозрачную лазурь.
           — Геннадьевна, можно я иногда буду заглядывать к вам на огонёк? — спрашивает дама и, не дожидаясь ответа, кричит:
           — Хорошо-то как жить, Господи!!! Слышу «плач возвращенья счастливых птиц»! Ах, Городецкий!.. Жаль, что я не умею рисовать.
           «Детство ушло вдаль…», — задумчиво начинает петь из клубного динамика Кристалинская.
           На прощание, уже у калитки, стараясь говорить суше и в то же время краем платка незаметно вытирая навернувшуюся слезу, старуха произносит:
           — Галя, я за тебя молиться отноне стану. Мне Бог велел…


Рецензии
Доброе утро, Виктор.

Трогательная глава. Так случается порою, что человек находит родственную душу там, где и не искал.
Ведь если отбросить внешнее,то можно увидеть самое главное.
Вот и с Галиной и бабушкой Натальей такое случилось.

Написано так, что видишь "подернутые зеленым туманцем сады" и чувствуешь весеннюю свежесть. Бабушка Наталья, ощущая прилив сил и снова очаровываясь полнотой жизни, жалеет, что не может рисовать, как тот приезжий художник, что "самозабвенно пишет пейзаж".

Спасибо большое и всего Вам самого доброго!

Вера Крец   14.08.2025 09:58     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вера!
Да, Вы правы: порой "человек находит родственную душу там, где и не искал". И это, на мой взгляд, крайне важно. Ведь намного хуже, когда, вместо родственной души, ищут "сто рублей".
В книге мне хотелось показать, что в народе, несмотря на явные потери, все-таки остается некое творческое зерно. Поэтому художник пишет пейзаж, отец фотографирует своего ребенка, стараясь найти интересный ракурс, бабка Наталья владеет массажем и т.д. Ведь с "горбостройных" времен появилась скверная привычка бить по мусалам свой народ, словно ты принадлежишь другому, некоему "идеальному" племени. Со времен Адама все живут во грехе. Всем трудно. Никого смерть не обходит стороной. И все подлежат Суду по Втором пришествии Сына Божия. А уж кто лучше - разберется Он Сам без нас, "праведных умников". Сейчас их стало чуть меньше, но они все равно есть. СУДИТЬ много легче, чем ЖАЛЕТЬ. Слово "состражду" вышло вообще из употребления, его не знает даже компьютер :-).
Спасибо Вам, дорогая.
Желаю исключительно наилучшего!
С уважением,

Виктор Кутковой   14.08.2025 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.