Из греков в варяги
Из греков в варяги
(Как бабушка Матрена Даниловна вела в Москву корову)
Матрена вела корову Зорьку по опушкам леса, по краю засеянных полей, ориентируясь по солнцу. Светило встает на Востоке, значит, дом родной в деревне Лукино Рязанской губернии – на юге, а Москва стоит на семи холмах в северном направлении.
Сначала бабушка Матрена привела в Москву корову, а чуть позже перевезла из Рязанской губернии всех своих сестер – тетю Настю, тетю Соню, тетю Лену, Варвару и маму свою – бабушку Наталью.
В 20-е –начале 30-х после революции, которая перевернула всю русскую жизнь кверху ногами, началась коллективизация. Стали создаваться колхозы и совхозы. Кулаков раскулачивали, а под этот болезненный процесс попали семьи трудолюбивых крестьян.
Наверно, такой была семья нашей бабушки Моти - не богатая, но и не бедная. Имели свое хозяйство – кур, поросят, коз, но, главное - корову.
Как же было отдать неизвестному и невидимому хозяину любимицу и кормилицу – Зорьку! Бабушка наша Мотя была умная, сообразительная, мудрая, хозяйственная. Каждому из нас досталось от нее понемножку ее талантов.
Нет ни одного человека, который бы не вспомнил Матрену добрым словом. В доме она была всему голова. Наверно, все ее таланты были заложены в ней самой природой и, возможно, это она предложила матери Наталье спрятать корову. А куда было ее прятать, если банды голяков-красноармейцев нагло без объяснений шарили по домам и дворам и грабили народ. (Правда, нас учили в школе, что они делали благое дело).
Наталья согласилась с мудрым предложением своей дочери, собрала ей продукты и благословила на дальний путь из Рязани в Москву. И бабушка отправилась. Взяла котомку с продуктами, вторые лапти, если вдруг первые сносятся или размокнут от дождя, хворостину и погнала любимую Зорьку «из варяг в греки», вернее, наоборот, с юга – на север. Зорька не сопротивлялась: как хозяйке сопротивляться, да Зорьке и самой было интересно пройти лесами, полями, посмотреть новые места, отпробовать травы на новых пастбищах.
Когда наступала ночь, Матрена находила убежище под большой елью, привязывала Зорьку к стволу. Зорька, устав от долгого пути, тут же опускалась на землю, но Матрена не давала ей заснуть. Надо же выдоить молоко из разбухшего вымени. Жаль, ведра нет. Кружку парного молока Матрена надаивает себе, остальное тонкими, но сильными струями летит прямо на землю, усыпанную прошлогодней хвоей. «Пусть Земля-матушка тоже угостится зорькиным молоком, да пусть дорогу нам верную укажет», - думает Матрена.
В деревни и села заходить страшно. А вдруг там тоже красноармейцы орудуют? Не дай бог, корову отнимут! В лесу тихо, спокойно, утром заливаются звонким пением птицы, днем кукушка отмеряет сроки жизни человека, по ночам кричат совы и черными тенями проносятся, задевая крылом, летучие мыши. Матрене не страшно! Она выросла на природе, и все ее звуки знает наизусть.
На исходе пятого дня вдали замелькали огни большого города – столицы. Здесь другие звуки – скрип колес о железные рельсы, гудки фабричных труб и удары кремлевских курантов.
Матрена шла с коровой к своей двоюродной тетке Борисовой. Прозвище у нее было красивое – Очаровательные глазки. Тетка уже обжилась в Москве, работала билетершей в Большом театре, носила шляпку с вуалью и беленький воротничок на креп-жоржетовом платье.
Матрена пришла в столицу с коровой, совсем не думая завоевывать этот большой город. Но она его завоюет. Свою старшую дочь Марию она родит в Москве в роддоме имени Клары Цеткин в Шелапутинском переулке. В Москве рожусь я, родится мой сын, вои внучатые племянники – четвертое поколение москвичей.
Свидетельство о публикации №224012000063