Тихий дон

 
                17 век

      Широко, в приволье земных степей, течёт Дон. Зеркальною лентой блестящего серебра извивается он среди полей, меж белых мазанок станиц, меж зелёных садов, по широкому степному раздолью. И медленно и плавно его  течение. Нигде не бур-лит он, не волнуется. Зелёные деревья  обступили его берега, придвинулись близко к воде, отрази-лись в зеркальной глади широкой реки и  будто гладятся в неё. Там точно  скалы нависли крутые утёсы, виноградник сбежал к самой воде. И тём-ные гроздья висят между крупных узорных листь-ев. Медленно и  плавно катит свои  волны Дон. Будто спит на песчаном перекате, точно  и не  те-чёт, а замер, застыл на одном месте. Недаром и зо-вется он - Тихий.
     Тихий Дон!  Тихо в могучем просторе его сте-пей. Зацветут весною его берега пёстрыми цвета-ми,  дивным запахом наполнится степь,  а потом сухое перекати-поле  принесёт пряный запах по-лыни в станицу. Придёт и мороз. Замерзнут стоя-чие воды озёра, станет и Дон. Белым саваном сне-гового покрова оденется степь. Заревёт над ней страшный буран и в хороводе снежинок закроет свет Божий, и станет темно и жутко. Тогда  только держись в степи,  оберегая табун,  чтобы ветер не угнал его в самое море. Начавшись в русских зем-лях,  медленно и плавно идёт Дон, широко  разли-ваясь в низовьях,  делясь на  множества рукавов, и  наконец, свободно и вольно вливается в синее мо-ре – море Азовское. За Азовским морем – лежит дивный Крым. Так синеют причудливые узоры гор спускающихся золотистыми обрывами скал к чуд-ному тёплому синему морю - море Чёрному. По всему  этому краю,  по обоим берегам Тихого До-на живут донские казаки. Из года в год кипит и волнуется жизнь по  станицам: одни рождаются, другие умирают. Там казаки вернулись из полков домой,  а там, глядишь, старик отец запряг в теле-гу волов, привязал сзади боевого коня и ведёт сы-на на  сборный пункт.
     В одной семье радуются появления сына, моло-дого казака, а в другой поют панихиду, умер  ста-рик – дед, участник многих походов. На станич-ном кладбище прибавляется крест.  Отцы  говорят, что дети не  похожи на них, живут не по-старому, не по - казачьему, а послушаешь дедов – так  тогда жизнь и совсем была иная. И хочется узнать эту старую жизнь, хочется узнать, что было вчера,  в прошлом году, десять лет тому  назад, сто лет…двести. А память изменила.  А  старые люди уже не помнят, не знают,  путают события.  Нужно искать по книжкам, вдумываться в слова старых песен,  изучить  саму землю Донскую,  искать те следы, которые оставили на ней люди, когда-то жившие на нашем месте, нужно исследовать исто-рию Донского войска. Исследуя прошлое Тихого Дона - встречаешь дивные картины былого. Удив-ляешься мужеству, стойкости святой непоколеби-мой вере в Христа наших дедов. Чем ближе узна-ешь прошлое, как не пожелать завесу веков и взглянуть, что было здесь давно, давно до нашей жизни.
      «Всё это должно быть выяснено будущими донскими историками. От таких  историков требу-ется  беспристрастная оценка духа казачества и его исторического роста.
     Для истории о начале казачества недостаточно знать местные источники, а нужно хорошо изу-чить историков греческих,  римских, армянских, арабских, татарских, и турецких.  порыться в кон-сульских донесениях XI-XV вв, хранящихся в ар-хивах монастыря св. Марка в Венеции, основа-тельно познакомиться с археологией Дона, берегов чёрного и Азовского морей и  тогда уже сказать своё слово и сделать заключение о том, кто были предки Донских  казаков XV-XVI вв., а также бы-ли предки казаков Мещерских, Рязанских, Север-ских, Запорожских и…».
(Е.П. Савельев. Историк 1900г).


Рецензии