Великое Княжество Рязанское, Евпатий Коловрат

   Наша великая Россия на протяжении многих веков была целью захватнических проявлений многочисленных врагов. И многочисленные набеги, походы против Руси известны с самых ранних времен становления нашего миролюбивого государства. И в каждый критический для истории страны момент на ее защиту вставали лучшие сыны Отечества.
   Они прославили нашу Родину своей беззаветной преданностью, выдающимся патриотизмом в деле защиты ее границ, ценностей, жителей, городов и самой земли русской.
   Наш сегодняшний рассказ пойдет об одном из трагических моментов в истории страны в период ее государственного становления и о легендарном герое земли Рязанской  - Евпатии Коловрате.

   Рязанское великое княжество — средневековое русское феодальное государство, существовавшее с XII по начало XVI века на Средней Оке.
   Первоначально Рязанская земля входила в Муромское княжество, которое, в свою очередь, с 1024 по 1127 год входило в состав Черниговского княжества.
   Старая Рязань находилась когда-то в 60 верстах юго-восточнее современной Рязани, на правом возвышенном берегу реки Оки, напротив г. Спасска. Город был основан в XI столетии и впервые упомянут в летописи в 1096 году от Рождества Христова.
   Рязань возникла на месте поселения одного из угро-финских племен, к тому времени его покинувших. По археологическим данным, появление здесь славянского племени можно отнести к концу IX — середине X столетия.
   Старая Рязань входила в область расселения вятичей. Население ее
составляли выходцы из смоленских, ростовских, суздальских земель.
Возникший город стал форпостом Руси.

   Отдельное княжество со столицей в Муроме, а затем с 1150-х годов — в Рязани Старой в историографии называют Муромо-Рязанским княжеством.
   Вскоре после перемещения столицы в Рязань в середине XII века произошло разделение на княжества Муромское и Рязанское со столицей в Рязани.
   С монгольским нашествием (1237–1241) Муромское и Рязанское княжества окончательно обособились друг от друга. Столица Рязанского княжества была перенесена в Переяславль - Рязанский.
   Именно Рязанское княжество первым из русских княжеств оказалось на пути монголо-татарских завоевателей. Орда чингизида Батыя вторглась в
рязанские пределы осенью 1237 года, и застонала Рязанская земля под тяжестью боли, унижений и утрат.
   Из 12 рязанских князей 10 погибли в схватках при разгроме города. Князь Олег был пленён.
   Рязань в дальнейшем так и не смогла восстановиться, и вскоре немногие уцелевшие жители покинули её. Сейчас городище на месте Рязани известно как Старая Рязань. Столица княжества была перенесена на 47 верст северо-западнее в Переяславль - Рязанский, который с 1778 года стал именоваться Рязанью.
   История Российского государства содержит много трагических и величественных страниц борьбы наших замечательных предков, русичей за свободу в святой борьбе с врагами Отечества.
   Русь собиралась с силами в княжествах в период феодализма в двенадцатом, тринадцатом веках на фоне непрекращавшихся воинственных набегов и грабежей с востока, запада и юга. Тяжкое время закалило наших великих предков в постоянных схватках, сечах с желанием иноземцев поработить, сделать послушными славян, вятичей земель русских.
   Для составления полной картины правителей древней Рязани того времени проследим рязанский княжеский род конца XII и начала XIII веков.

                Рязанские князья начала XIII века.

   Рязанский князь Ингварь Ингваревич, при крещении Козьма, сын Ингвара Игоревича, согласно традиций имя наречения Рюриковичей, мог быть назван, как его отец или дядя, только после смерти последнего или же по подобию его деда. Однако в данном случае это обстоятельство не имеет документального подтверждения.
   В родословии рязанских князей был князь Ингварь Игоревич, отец основных действующих лиц роковой зимы 1237 года: князей Юрия, Романа и Олега Ингваревичей. Этот князь чудом спасся в 1217 году от рук братоубийц и правил Рязанью до конца 20-х годов XIII века.
   Историк Василий Никитич Татищев приводит весьма вероятную дату его смерти — 1235 год.
   У княжеских сыновей Юрия, Романа и Олега судьба сложилась трагически.
   Князь Юрий Ингваревич правил Рязанью с 1235 года до декабря 1237 года.
 
   Первое упоминание рязанского князя Юрия Ингваревича содержится в записи под 1217 года в Воскресенской летописи «а по Ингваре княжиста дети его Роман, Юрьи, Олег», однако не уточняется год смерти Ингваря.    Единственное известие о дате его смерти  содержится у Татищева - 1235 год. «Повесть о разорении Рязани Батыем» упоминает под 1237 годом князя Ингваря Ингваревича, который, как правило, считается или вымышленным персонажем, или отождествляется с Ингварем Игоревичем.
    
 
                Предыстория монголо-татарского нашествия на Русь в XIII веке.

   В 1222 году талантливый полководец Субэдэй (1175 – 1248), соратник Чингисхана и с ним знаменитый стрелок-лучник Джэбэ повели корпус из трех своих туменов - наиболее крупная организационная тактическая единица монгольского войска XIII–XV веков, численность которой составляла обычно десять тысяч всадников, через Кавказ.
   Грузинский царь Георгий Лаша пытался атаковать их и был разбит. А тумены получили возможность пересечь Кавказский хребет и выйти в тыл к половецким землям, забирая скот, провиант и угоняя половцев в плен.
Нашествию монгольского войска пытались помешать аланы, но тоже были разбиты. Половцы отошли к западу,  послали гонцов в Киев и Чернигов к русским князьям за помощью, так как русские  князья выступали  союзниками куманов. Три сильных князя Руси: Мстислав Удалой из Галича,  Мстислав киевский и Мстислав Черниговский, - собрав рати, пытались защитить куманов.
   Важно то, что монголы отнюдь не стремились к войне с Русью. Прибывшие к русским князьям монгольские послы привезли предложение о разрыве русско-половецкого союза и заключения мира. Верные своим союзническим обязательствам, русские князья отвергли монгольские мирные предложения.
   И к несчастью, князья совершили стратегическую ошибку, имевшую роковые последствия для Руси. Все монгольские послы были убиты, а поскольку, по Ясе, обман доверившегося  являлся не прощаемым преступлением, то войны и мщения после этого было не избежать. Однако ничего этого русские княжичи не знали и фактически вынудили монголов принять бой на реке Калке. Восьмидесятитысячная русско-половецкая неорганизованная армия была разбита малочисленным, но имевшим огромный боевой опыт двадцатитысячным отрядом монгол благодаря фланговым охватам русско-половецких разрозненных отрядов.
    Это случилось на реке Калке (Калец) в 1223 году накануне разорения Рязани Старой.  Батый опять же не собирался воевать с рязанскими, суздальскими и владимирскими княжествами, поскольку они не участвовали в битве при Калке. Но Батыю и его войску требовался скот, фураж, провиант.
Он послал в Рязань парламентеров, стремясь получить от рязанцев пищу и лошадей. Рязанские князья, не удосужившись узнать, с кем имеют дело, ответили: «Убейте нас – все будет ваше».  Так и случилось. Противоборствующие войска сошлись недалеко от Рязани. Когда монголы развернулись лавой, рязанцы дрогнули и побежали. Покинув поле боя, они укрылись  за стенами города. Город был только недавно отстроен после того, как в 1208 году его разрушил суздальский князь Всеволод Большое Гнездо, и потому был плохо подготовлен к осаде.


    «Повесть о разорении Рязани Батыем» — одно из самых трагических произведений древнерусской литературы — рассказывает о жестокой тяжести первого Батыева удара по Руси, о мужестве и героизме русских людей.
   Этот текст — ключевой путеводитель по событиям давно минувших дней. Безымянный ее автор вряд ли был сам очевидцем рассказываемых событий, но, судя по всему, имел в своем распоряжении передаваемые из уст в уста рассказы о нашествии монголо-татар, со временем оформившиеся в местные предания и легенды.
   До нашего времени «Повесть…» дошла в летописных списках XVI века.

   «В год 6745 (1237)… пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всём: во князьях, во всяких людях и в остальном...

 И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя и… послал сына своего князя Фёдора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. Батый дары принял и стал у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе просить. И сказал князю Фёдору Юрьевичу: “Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей”.
   Благоверный же князь Фёдор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: “Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жён своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и жёнами нашими владеть будешь”. Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился, и тотчас повелел убить благоверного князя Фёдора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал…».

   Во главе  своей дружины князь Юрий Ингваревич со своим братом Олегом Ингваревичем выступил и сражался с татарами под Воронежем (из «Повести о разорении Рязани Батыем»), но был разгромлен, бежал и схвачен захватчиками в Рязани  (Старой) в декабре 1237 года при разграблении и сожжении города и убит.

   Второй сын,  Роман Ингваревич,  княжил в Коломне и был убит в 1238 году.
   Третий сын, князь Олег Ингваревич, попал в плен при битве под Воронежем в 1237 году и был отпущен лишь в 1252 году. 
   Откуда же берется загадочный Ингварий Ингваревич? Обычно считается, что он был сыном Ингваря Игоревича, названным в честь отца (и деда) — случай в русской истории уникальный.

   Единственным источником, в котором упоминается князь Ингварий Ингваревич, является «Повесть о Николе Заразском». Что же сообщает этот памятник о князе?
   Первое упоминание о нем содержится в начале сюжета о Евпатии Коловрате, рязанском воеводе: «И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною…».

   Посмотрим, какие злодеяния творила орда Батыя в Рязани.

  «…И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево же войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами. И взяли град Рязань месяца декабря в 21-й день.
   И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей — князей киевских и черниговских — захватили. А храмы Божии разорили и во святых алтарях много крови пролили.
   И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мёртвые…»

   Жители Рязани в большинстве своём были истреблены, их дома и храмы — сожжены. Три каменных собора Рязани — Борисоглебский (кафедральный), Спасский и Успенский — были полностью разрушены. Монголы превратили Рязань в гигантскую братскую могилу, куда даже немногие уцелевшие жители боялись возвращаться. Город на этом месте так никогда и не был возрождён.

   В 1977-1979 годах на подоле вблизи Оки и около бывшего усадебного дома Стерлиговых у южной околицы деревни Фатьяновка были проведены археологические раскопки этих могил. Результат подтвердил сведения из «Повести о разорении Рязани Батыем» о том, что монголо-татарскими туменами (один тумен  - это 10 тысяч всадников) было уничтожено подавляющее большинство жителей города и укрывшихся в нём людей из окрестных деревень. Но имя погибшей Рязани не кануло в Лету, его позднее принял город
Переяславль-Рязанский, ставший новой столицей княжества. Основная часть найденных на городище предметов — свидетелей гибели
города — хранится в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике.
   Это клады драгоценностей, денежных слитков-гривен, а также боевое оружие и бытовые предметы: орудия труда (ножи, серпы, косы, пинцеты), осколки посуды и деревянной утвари, бусы, стеклянные браслеты, изделия из кости и рога. Часть их выставлена в экспозициях и на выставках музея.

   Но трагедии такого размаха всегда рождают и соответствующих этому масштабу героев, равных богатырям былинного эпоса.
   Согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», отчасти основанной на народном фольклоре, непосредственно после битвы у Коломны отдыхающее войско Батыя атаковал русский отряд во главе с рязанским боярином Евпатием Коловратом после его возвращения из Чернигова.

«…И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань, и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых Бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской. И внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и как смешалися все полки татарские, и стали татары точно пьяные или безумные.   И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими.
Почудилось татарам, будто мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран.

   И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры и какой земли и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, подданные великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата.
   Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую”. Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился
перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на полы до седла.

   И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин.  И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: “Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с
тысячею, а два — с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища”.

   И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: “О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной Орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня —держал бы его у самого сердца своего”. И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им…»

   Если верить «Мазуринскому летописцу» (памятник русского летописания XVII века), Евпатий Коловрат был похоронен в Рязани 11
января 1238 года. По другим преданиям Евпатий был похоронен в районе сельца Нарма Гусь-Хрустального района во Владимирской Мещере почти на границе с Рязанской областью. Сельцо Нарма с Воздвиженской церковью в настоящее время заброшено.

 «Повесть…» также сообщает, что князь организует похороны своих братьев и родственников, а потом начинает править в городе: «Благоверный Ингварь Ингваревич, во святом крещении Косьма, сел на престол отца своего, великого князя Ингваря Святославича. И заново отстроил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри создал, и пришельцев утешил, и людей собрал. И была радость христианам: ибо их избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного царя Батыя».

                Евпатий Коловрат.

   Евпатий Коловрат – воевода, легендарный русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века времен нашествия хана Батыя.
   Евпатий родился в Старорязанском стане княжества под названием Урсовский городок на территории Воинского уезда княжества.
   Упоминание о Евпатии Коловрате имеется в рукописном произведении древнерусской литературы «Повесть о разорении Рязани Батыем». Оно посвящено взятию и разграблению Рязани монголо-татарами в 1237 году и является составляющей цикла рязанских повестей о Николе Заразском, или «Заразского цикла».
    «Повесть…» датируется XVI веком и написана на церковнославянском языке, как историко-литературное произведение, хранится в Российской Государственной Библиотеке (РГБ), Фонд 113, Собрание книг Иосифо-Волоцкого монастыря.
   По мнению исследователей нашей истории «Повесть о разорении Рязани Батыем» относится к лучшим произведениям древнерусской литературы после «Слова о полку Игореве».
   «Повесть…» описывает события 1227 года, являясь частью рукописных текстов, посвященных Зарайскому образу святителя Николая, в полном варианте представляют собой «Сказание о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань», описывающее события 1225 года. В эти же рукописные тексты входит другая рукопись   - «Коломенские чудеса», описывающая чудеса от иконы Святителя Николая в 1251 – 1531 годах. 
   Евпатий Коловрат, рязанский воевода, вместе со своей дружиной был отправлен в составе посольства во главе с рязанским князем  Ингварем Ингваревичем (имя и отчество последнего в современных исторических исследованиях подвергается сомнению) в Чернигов к князю Михаилу черниговскому, родственному рязанским князьям, за помощью против хана Батыя.
   Однако, согласно рукописям, посольство не получило поддержки от черниговских властей. Причиной считается прежний отказ рязанских князей черниговским в совместной битве при Калке в 1223 году.
Справка о Батые
   Батый или Бату (от монгольского «бат» - крепкий, прочный, надёжный) происходил из знатного рода Борджигин, династии Джучиды. В русских летописях за ним закрепилось имя Батый, затем перешедшее в европейские источники, в частности, в Великопольскую хронику и в записки Плано Каприни.
   Его отца звали Джучи, а мать – Уки-фуджин.
   Супругу Батыя, по историческим источникам, звали Боракчин-хатун.
   Сыновья Батыя – Сартак, Тукан, Абукан.
   Батый жил, по некоторым историческим справкам, с 1209 года по 1255 год, и был монгольским полководцем и государственным деятелем, сыном Джучи, внуком Чингисхана.
 
   После смерти своего отца Джучи, имевшего, по некоторым данным, до 40 сыновей, Батый как второй по старшинству после Орды-Ичена, унаследовал Улус, то есть Золотую Орду. Поскольку Батый был старшим в роду чингизидов второго поколения, ему на курултае в 1235 году было поручено завоевание северно-западных территорий во главе войск Орды против половцев, Волжской Булгарии, русских княжеств, а также территории нынешних Польши, Венгрии и Далмации.

                Евпатий Коловрат (продолжение).
                Достоверность или эпос.

   В некоторых не ранних редакциях «Повести…» упоминается отчество Евпатия – Львович и повествуется о его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года.
   Коловрат нагнал врагов в пределах земли Суздальской. Последним городом земли Рязанской в те времена считался город Коломна, где Батый был по разным оценкам с 1 по 10 января 1238 года. Первым же городом земли Суздальской  была Москва, осажденная  15 января и взятая 20 января 1238 года, - данные из «Великорусские былины киевского цикла» 1885 года историка Михаила Георгиевича Халанского (1857 – 1910).

   Мнения различных русских исследователей старины расходятся в вопросе о существовании Евпатия Коловрата.
   Так Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) в своих трудах не сомневался в историчности Евпатия. Его мнения придерживался другой историк Дмитрий Иванович Иловайский (1832 – 1920), который писал: «событие, очевидно, невыдуманное, только трудно определить, насколько народная гордость участвовала в изобретении поэтических подробностей».

   Современные исследователи, В. Л. Комарович (1894 – 1942), Д. С. Лихачев (1906 – 1999) считали, что рассказ о Коловрате является позднейшей вставкой. Профессор, доктор филологических наук, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что повесть о Коловрате «целиком обязан своим происхождением народному эпосу».
   Можно и далее приводить мнения историков, однако историческая важность героической личности Евпатия Коловрата прошла сквозь века и стала важной страницей патриотизма наших предков в борьбе с захватчиками.

   В годы Великой Отечественной Войны патриотическая значимость образа Коловрата, наряду с Александром Невским, помогала нашим защитникам в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Так повелось, что историческое наследие, доставшееся от предков, всегда способствовало поднятию духа защитников от новых иноземных захватчиков и «любителей» попробовать нашего победоносного оружия. Эта идея была и есть, как никогда, вновь актуальна в сегодняшней международной обстановке в свете СВО.
   Поэтому героический образ Евпатия Коловрата, древнего рязанского богатыря, сегодня для всех патриотов страны является ярким примером.
  На протяжении многих лет Коловрат стал одной из тем в отожествлении героического прошлого и настоящего нашей Родины в произведениях искусства: в скульптуре, в литературе.
   Характерна своей фактурой скульптура Евпатия Коловрата Ивана Коржева.
Образ известного воеводы представлен весьма неоднозначно. Здесь важен не столько героический аспект его легендарной личности, былинная идеальная сущность богатыря, сколько человеческая интонация в ее вневременном звучании. Поэтому в атрибутах — лаконичном табурете, массивной секире, онучах, внушительном кресте на простой веревке, этнографический историзм уступает место ассоциативно-знаковой символике широко обобщенного значения. 
Известный поэт золотого пушкинского времени Николай Языков посвятил в 1824 году рязанскому богатырю стихотворение «Евпатий».

«Ты знаешь ли, витязь, ужасную весть? —
В рязанские стены вломились татары!
Там сильные долго сшибались удары,
Там долго сражалась с насилием честь,
Но все победили Батыевы рати:
Наш град — пепелище, и князь наш убит!»
Евпатию бледный гонец говорит,
И, страшно бледнея, внимает Евпатий.
«О, витязь! Я видел сей день роковой:
Багровое пламя весь град обхватило:
Как башня, спрямилось, как буря, завыло;
На стогнах смертельный свирепствовал бой,
И крики последних молитв и проклятий
В дыму заглушали звенящий булат —
Все пало… и небо стерпело сей ад!».

   Молодой, в возрасте 17 лет,  Сергей Есенин тоже обратил свое внимание к образу богатыря, написав стих, посвященный Евпатию, назвав свое произведение «Песнь о Евпатии Коловрате».

За поёмами Улыбыша
Кружат облачные вентери.
Закурилася ковыльница
Подкопытною танагою.
Ой, не зымь лузга-заманница
Запоршила переточины, —
Подымались злы татарове
На зарайскую сторонушку.
Задрожали губы Трубежа,
Встрепенулись очи-голуби,
И укромы крутоборые
Посолонью зачаведели.
Не ждала Рязань, не чуяла
А и той разбойной допоти,
Под фатой варяжьей засынькой
Коротала ночку тёмную.
Не совиный ух защурился,
И не волчья пасть осклабилась, —
То Батый с холма Чурилкова
Показал орде на зарево.
Как взглянули звёзды-ласточки,
Загадали думу-полымя:
Штой-то Русь захолынулася?
Аль не слышит лязга бранного?
Щебетнули звёзды месяцу:
«Ай ты, Божие ягнятище!
Ты не мни траву небесную,
Перестань бодаться с тучами.
Подыми-ка глазы-уголья
На святую Русь крещёную,
Да позарься в кутомарии,
Что там горами ерошится?».

   Есенин создал  свое стихотворение в стилистике древней рукописи прежних веков, раскрывая атмосферу, картину прошлого, старорязанского времени героического прошлого своей стороны и ее защитников с Евпатием Коловратом.

   Русский, советский прозаик и поэт, архивист и историк  Сергей Марков (1906 – 1979) в своем творчестве тоже обращался к Евпатию Коловрату, но уже в грозный год начала Великой Отечественной Войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

«Слово о Евпатии Коловрате»
Был послан верный Коловрат
В Чернигов дальний из Рязани
С дружиной князя... И назад
Спешит он, радостью объят,
Сжимая меч в широкой длани.

Евпатий видит: сквозь туман
Идёт у ледяного яра
В пыли морозной караван
Купца из Камского Булгара.

И темноликий эфиоп
В наряде, некогда богатом,
Рыдая падает в сугроб
Пред изумлённым Коловратом.

«Могучий русс! Меня страшат
Дороги, кровью залитые;
Владимир и Рязань лежат
У ног жестокого Батыя.

Я разорён, я наг и сир,
Один в снегах чужого мира.
Кружным путём бегу в Каир,
Но как дойти мне до Каира?»

Затмились синие глаза,
Страшна нежданная утрата,
Скатилась чистая слеза
С ресниц на панцирь Коловрата.

Он внемлет голосу беды
И слышит гул неравной брани,
Он зрит горящие сады
И стены горестной Рязани.

«Нет! Мне не обращаться вспять,
Пусть я погибну в жарких ранах...
Я смерть решился восприять,
Чем жить рабом при басурманах!...».

   Героическая тема Евпатия Коловрата прослеживается в произведениях советской  эпохи у таких авторов, как:

-в романе Василия Яна « «Батый» 1942,
-Василия Ряховского «Евпатий Коловрат» 1947,
-Владимира Ерохина «Евпатий Коловрат» 1969,
-Натальи Кончаловской «Наша древняя столица»1972,
-Валентина Сорокина «Евпатий Коловрат» 1975,
-Льва Прозорова (Озан Ворон) «Евпатий Коловрат» 2009.
   На сегодняшний день легендарному образу Евпатия Коловрата посвящены  мультипликационные фильмы, художественные киноленты и музыкальные произведения.

Фото: Скульптура Ивана Коржева "Евпатий Коловрат"

    Литература
1. Евпатий Коловрат, Советская военная Энциклопедия, М., Издательство М-ва Обороны СССР, 1976-1980
2.Брохин, За русскую землю. Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатие Коловрате. Рязань, 1954
3.Повесть о разорении Рязани. Волоколамский список (подготовил к печати Д. С. Лихачёв),М.-Ленинград, Изд-во Академии Наук СССР, 1949, 374 стр.
4.Миллер В.Ф. Евпатий Коловрат, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86т., СПб, 1890-1907
5.Клосс Б.М. Глава VIII.Повесть о Николе Заразском, Избранные труды, т.2, Языки русской культуры, 2001
6.Комарович В.Л. К литературной истории повести о Николе Заразском, ТОРДЛ, 1947
7.Лобакова И.А. Проблема соотношения старших редакций "Повести о разорении Рязани Батыем"СПб, 1993
8.Гумилев Л.Н. От Руси до России, АСТ, ХРАНИТЕЛЬ, М., 2006
9.В.О. Ключевский, Русская История, Эксмо, М., 2012

11 - 20 января 2024 г.


Рецензии