Пропаганда

Смотрел интервью с известным писателем. Зашла речь о пропаганде, о том, что она порабощает людей, превращая в зомби. И подумал, что пропаганда, какой бы она ни была, раз она обращена к людям, она и имеет цель – воздействовать на людей. А точнее -  набрать сторонников такого. а не иного взгляда на жизнь. И большой объем этой пропаганды обращен не к рассудку, а к сердцу, к эмоциям. И даже те, кто призывает думать, рассуждать, должны учитывать, что у тех, к кому обращаются, идет борьба эмоций.  Желание рассуждать, анализировать, борется с нежеланием напрягать мозги и естественным желанием покоя. Метод, призывающий думать, проигрывает тому, который сразу расставляет как в шахматах белых и черных, друзей и врагов.

  И пока я так размышлял, был задан вопрос писателю:

- Сейчас на людей обрушивается много информации телевидение, пресса, интернет. А как обстояло с пропагандой раньше, когда всего этого не было?

- А она велась другими методами, теми, которые были доступны. Но она имеет давнюю историю, - ответил писатель,


Тут я и припомнил: читал в книгах по истории, как глашатаи объявляли в людных местах волю государя. Причем глашатаи были еще во времена фараонов. Читал, как вывешивали царские грамоты, что на камнях высекали царские указы.  А указ разве просто информация? А не является ли указ одновременно пропагандой? Вот, например, объявляют народу: государь ваш милостью божией, отец ваш и благодетель в неусыпной заботе о благополучии своих подданных, повелел обложить вас новым налогом.


И так было с сотворения мира. Не является ли разговор Бога с Адамом в раю своего рода пропагандой.

Бытие 29. И сказал Бог: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево. У которого плод древесный, сеющий семя- вам это будет в пищу» 

Это говорил бог людям, еще не вкусившим от древа познания. То есть. наполнил их чистые от информации мозги своей информацией.  И строго следил. Чтобы другая информация не проникала в их головы. Остановимся на эпизоде жизни в раю и изгнания из рая первых людей. Бог по отношению к Адаму, который на момент своего появления на земле еще ничего не знает, является источником информации. У Адама еще нет наследственной генетической информации. Даже рефлекторную функцию дыхания в свое творение вложил бог.  До этого момента Бог массово вкладывал разнообразные рефлексы во множество животных. Но это и были животные. С ними Бог не разговаривал и им в головы свою информацию не вкладывал. А человека сделал своим избранником.

Бытие 26. «И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему. И да владычествует он над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле»

А для выполнения такой функции нужен объект принимающий и обрабатывающий информацию. Иначе не человек не сможет управлять. Но тут и задача: нужно вложить в человека только божью информацию, и никакой побочной.  Но если Бог говорит человеку: я тебе дал, то и это, то это уже не просто информация, это пропаганда.
 
Но Бог знает. чего боится. Есть Сатана, источник контрпропаганды. Сатана не тратит силы на полностью полагающегося на Бога Адама. Его объект – Ева. Он ее соблазняет, играя на желании знать добро и зло. То есть, Сатана апеллирует не к ее вере, а как раз наоборот – к желанию знаний. И этим он колеблет ее веру во всемогущество бога. Ева соблазняет Адама. Ева, получающая все блага рая, хочет вдобавок знаний. И это вовсе раздражает Бога. Просто иноагент какой-то. И говорит Боге ей: «В болезни будешь рожать детей»
   
Создается впечатление, что современная информационная картина в мире скопирована с библейской. Есть в стране богоподобное лицо и превозносимые им традиционные ценности. И задача этого лица, чтобы народ, подобно Адаму, чтил его ценности. Поэтому есть запрет на поедание плодов с древа познания.  Но есть Сатана. Владычествует на другом конце планеты. Сатана баламутит наивный народ. Он подбивает иноагентов. А иноагенты в свою очередь, смущают народ. Такую картину рисуют народу в России. Прямо народу внушается, что Сатана — это злокозненный Запад.

Но на Западе имеем похожую картину.   Сатана, империя зла – это Россия. И есть на Западе агенты России, которые смущают народ.

Картина похожая за некоторыми исключениями. На Западе Бог – это не человек. А, соответственно, человек, пусть и первое лицо, – никоим образом не бог. Богам не нужны праймериз. Боги не избираются в жесткой борьбе, не меняются каждые четыре года. Богу нельзя устроить импичмент. В цитадели Запада США, человека как воплощения бога, с самого рождения страны не было. В России же, картина противоположная. Царь – воплощение бога на земле. А потом генсек, человек взявший на себя все права и функции бога. Кроме этого агентов России на Западе не сажают в тюрьму. Они спокойно живут именно в той стране, порядки которой критикуют, на Западе.   


Если двинемся дальше по ветхозаветности. Не являются ли своего рода пропагандой скрижали с заповедями? Не являются ли пропагандой священные книги? Ведь мы говорим о религиозной пропаганде. А она веками основывалась на древних религиозных книгах. До сих пор церковники проповедуют, что все на земле от Бога. До сих пор некоторые верующие перед трапезой благодарят Бога за дары, за пищу и кров.  Но ведь и в пище, и в крове видна рука не Бога, а человека. Человек построил города, дороги, заводы, плотины, каналы. А что касается пищи, человек вывел новые, более урожайные сорта злаков и плодов, вывел новые породы животных. коров, которые дают больше молока, овец, которые дают больше и лучшую по качеству шерсть. Взять хотя бы известный пример с породами лошадей и собак.

Есть лошади беговые, которые могут быстро бегать на короткие дистанции,
- лошади почтовые, которые могут бежать долго,
- лошади боевые, которые не боятся взрывов
- лошади, на которых пахали,
- лошади на которых возили грузы,
- лошади которые возили уголь в шахтах и которые чувствовали запах шахтного газа
- лошади для конкура, наконец

  Есть собаки домашние, просто друг семьи
- различного вида охотничьи собаки;
 - обычные сторожевые домашние собаки;
- овчарки, охраняющие стада овец;
- ездовые северные собаки для упряжки;
- собаки - санитары, вытаскивающие из боя раненых
- пожарные собаки, чувствующие в дыму где, могут быть потерявшие сознание люди
-  служебные собаки на границе,
 -  собаки на таможне
- собаки, способные почуять человека, накрытого снегом после лавины
- специально обученные собаки-поводыри для слепых.
 
И все это плод деятельности уже человека, а не бога. Но религиозная пропаганда, не принимая во внимание деятельность человека, повторяет, что блага человека от бога. А как же?! На то и пропаганда.
   

  Вспомним греческий театр, который мы изучали в школе. У греков театр был инструментом объединения общества. Эсхил и Софокл писали трагедии. Потом актеры разучивали. И спектакль ставили при большом количестве народу. Так большая масса древних греков получала нужную информацию и о своем легендарном прошлом, и о своей истории. Это информация для внутреннего пользования, одновременно являлась пропагандой, как всякая история, написанная в расчете на внутреннюю широкую аудиторию.

Пушкин написал об «Истории» Карамзина: «В его истории изящность простота доказывают нам без всякого пристрастья необходимость самовластья и прелести кнута».  И этим показал, что история, многократно переписываемая, доказывая преимущества той или иной политики и является пропагандой.

И приближаясь к уже к нашим дням можно вспомнить два крылатых выражения Ленина: «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор» и «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».  А ведь во второй своей известной фразе Ленин говорил о кино, как искусстве, а не как о газете, которая несомненно является органом пропаганды. То есть, Ленин не сомневался, что искусство не просто может быть, а чаще всего является пропагандой. Помимо своего желания.  Ленин знал, о чем пишет.
   
Несомненно, пропаганда представляет собой информацию. То есть, суть пропаганды - информация. Но обязательно ли информация является пропагандой?   Чем информация отличается от пропаганды? Пропаганда – это направленная информация.

Информация вообще есть акт передачи сведений, в котором обязательно присутствует источник информации, но не обязателен потребитель.  Очень часто простая примитивная информация является актом со стороны источника бессознательным. Например, дерево или скала подсказывает птицам, что тут можно свить гнездо. Но ни дерево, ни скала не дают птицам эту информацию намеренно. Примитивная информация от неживого живому часто не ведется преднамеренно, не имеет никакой цели со стороны источника. Если мы имеем дело с информацией от неживой природы типа шума дождя, плеска прибоя, холодного ветерка, то ее польза для потребителя зависит от умения потребителя воспользоваться информацией. Дождь издает шум не для того, чтобы поставить человека в известность. Но если человек слышит шум дождя за окном, он может сделать нужные ему выводы.   
 Существует же намеренная информация для определенного потребителя. Цветок   цветом и запахом сообщает, что достиг состояния опыления. Что будет дальше с информацией, выданной источником, зависит от потребителя. Либо она «умрет, как шум печальный волны, плеснувшей в берег дальний, как звук ночной в лесу глухом». Либо будет использована. Когда мы видим камень, гору, реку, дерево, животное, человека, слышим гром, шум прибоя, ощущаем дуновение ветра, запах – мы получаем информацию, оцениваем ее. И дальнейшие наши действия зависят от оценки полученной информации.

Информация от живого живому бывает простой, рефлекторной. Человек побледнел, покраснел, стал нервно покусывать губы.  Он не собирался давать окружающим сведения о своем состоянии, но окружающие могут догадаться.

 Однако, как сказано выше, живой мир - мир, наполненный намеренной информацией, направленной конкретному ее потребителю. Деревья цветут и издают запах для опылителей. На некоторых деревьях растут колючки для тех животных, которые могут захотеть съесть плоды и листья. Собака скалит зубы предупреждает, что она раздражена.  А если виляет хвостом – довольна. Кошка выгибает дугой спину и шерсть на ней становится дыбом чтобы испугать противника. Змея шипит – предупреждает о нападении. Слон трубит. Горилла бьет себя в грудь и издает гортанные звуки.   Павлин распускает хвост. Страус распускает перья о топает ногами. Некоторые животные метят территорию. Все это разного характера информация.
 
Так как цель существования живой природы – выживание, продолжение рода, то и в информации, от растений и животных исходящей, та же цель – выживание и продолжение рода. Информацию можно разделить на два блока, по двум   противоположным целям. Первая отпугнуть потенциальных врагов: я колючий, ядовитый, большой, сильный, грозный. Вторая цель приманить потенциальных продолжателей рода – я красивый, большой, сильный.
   
Пропаганда – целенаправленная информация - даже не в примитивном, а развитом обществе преследует именно две те же примитивные цели выживания. Выживания общества. Первая -  показать себя сильным способным защититься от врагов. Вторая -   выставить себя потенциальным союзникам в лучшем виде.  Следовательно, ароматы цветения деревьев, колючки, окраска плодов, шипение змеи, оскал собаки, рык льва – все это целенаправленная информация, и своего рода пропаганда.

  А поскольку человек – дитя природы, и людское сообщество – природное явление, то и информация в человеческом сообществе служит тем же целям. Первая - режим внутри сообщества привлекателен и жизнеспособен, потому что он справедливый, сильный, благородный. Вторая - режим жизнеспособен потому что может победить врага, поскольку   сильный, сплоченный, отважный.


  В природе недостаток качества покрывается избытком количества. Деревья производят много плодов, косточек.  Но мало какой косточке суждено прорасти. Примитивных существ, например, насекомых гораздо больше, чем млекопитающих. Насекомые существовали задолго до появления млекопитающих. Они живучи за счет плодовитости, количества. Не могут защитить своих детенышей, но производят много потомства.  А вот млекопитающие рожают гораздо меньше. Но зато они берут качеством, способны защитить и выходить свое потомство.

  С пропагандой похожая картина. Там, где она лжива и не имеет доказательств, этот недостаток компенсируется ее обильным потоком, ее активно-репрессивным характером по отношению к противнику, лишению противника возможности вести свою пропаганду. 
 
И писатель, с которого я начал статью, был прав, говоря о том, что пропаганда существовала испокон веков. Только в распоряжении властителя был соответствующий пропагандистский аппарат: жрецы, шаманы, писцы, учителя. И полиция, суд, тюремщики, армия, палачи – для контрпропаганды.

 А как же народ? В основном принимал официальную пропаганду. Были такие, кто восставал – их сажали. Были такие, кто писал возмущающие народ книги, - их тоже сажали. Сатирики ходили по острию бритвы. Но народ отвечал своим испытанным средством – анекдотом, который бывает, подденет сильнее любого сатирика. По анекдоту можно даже отследить историю державы. Сатирика можно посадить, а что ты анекдоту сделаешь?  Он как четыре таракана и сверчок. Пытались во времена Сталина за анекдоты взяться.  Сажали. И вот снова время сталинские лозунги развихривает. А соответствующие статьи о неуважении к власти уже готовы      

Из Интернета:

«Правонарушение сформулировано в ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ таким образом:

«Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации».

А толковать судьи его могут, как им укажут.
 
В годы развитого социализма, точнее, застоя писали красивые песни о героической эпохе. Была   популярна песня с такими словами: «Кто сказал, что прошли те года, о которых слагались легенды».  А страна жила своей жизнью, своими легендами, своими анекдотами, рождающимися в том самом глубинном народе, о котором часто теперь стали вспоминать. Так кто сказал, что прошли те года, о которых слагались анекдоты? 


Рецензии
Понравилось изложение.Все просто разжевано.
К месту про бога,сатану,Еву и Адама.
Хотелось бы еще про четырех тараканов и сверчка. С уважением, Владимир

Владимир Харченко   20.01.2024 18:13     Заявить о нарушении
Спасибо

Леонид Колос   20.01.2024 19:11   Заявить о нарушении