Отличие светской психологии от православной

Тело, будучи сложено из многих частей, когда занеможет, имеет нужду в разных врачевствах … Душа же, напротив, будучи невещественна, проста и несложна, когда занеможет, только одно врачевство может помочь ей — это благодать Господа нашего Иисуса Христа (Святой Симеон Новый Богослов).

Начну с того, что исторически православная психология появилась задолго до классической светской психологии, как сегмент религиозной философии. Православную психологию преподавали в духовных семинариях уже начиная с семнадцатого века. Потребность понимания психофизиологии, высших психических функций была связана с тем, что человек трёхсоставен и то, что происходит с душой отражается на его телесном уровне. Психика очень тонкий инструмент, и до сих пор многие подходы, которые существуют в светской психологии считаются ненаучными, поскольку они недоказуемы. Мало того, даже в светской психологии запрещён такой метод как «Расстановки по Хеллингеру», поскольку они наносят колоссальный вред личности человека, ведь в этих практиках идёт прямой контакт с инфернальными силами. Подробнее о расстановках по Хеллингеру смотрите мою статью.

Чтобы понимать отличие православной психологии от светской, нужно посмотреть на целеполагание. Каковы цели в том и другом направлении? Светская психология предлагает в разнообразных подходах решить внутренние проблемы, кризисы, душевные недуги, пограничные состояния психики. Облегчить страдания, для того чтобы жить в комфорте и адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям жизни. При этом современная светская психология говорит: «Не бывает правильного или неправильного, есть только то, что важно и нужно тебе. То, что для тебя хорошо и будет правильно.» Поскольку мне часто приходится общаться с разными психологами, бывать на различных профессиональных встречах, вебинарах, то разница в подходах видна однозначно. Для светского психолога, например, просмотр порнографических фильмов не является чем-то неправильным (это прозвучало на одном из вебинаров). Так же встречается мнение светских психологов, что флирт помогает раскрыться женской сущности, поэтому нет ничего дурного (говорят светские психологи) если женщина разок сходит на свидание и изменит своему мужу. То есть за время своей работы я слышала разные способы от светских психологов избавления от страданий. Но в духовном смысле для верующего человека все эти способы – ведут к разрушению души.

Что касается православной психологии, то мне кажется исчерпывающим ответ нашего современника православного психотерапевта Д.А Авдеева:

«Поэтому только та психотерапевтическая помощь будет действенной, которая обратит человека ко Христу и, под руководством священника или верующего врача, побудит его каяться и исправлять свою жизнь. В этом случае слово врача или духовника будет подкрепляться благодатной силой Божией, способной уврачевать самую тяжелую душевную болезнь.»

Безусловно, и православные психологи используют в работе научные подходы светской психологии. Допустим, если взять смежные дисциплины, такие как нейропсихологию, психофизиологию, то они помогают в изучении мозговых механизмов психических процессов, психосоматические особенности, а так же особенности структур нервной системы.

Всё, что помогает человеку духовно развиваться, нравственно становиться чище, обращаться к Богу, идти по пути спасения души, это и составляет основу работы православного психолога. И это есть главное отличие от светской психологии, которая не предусматривает наличие Бога в духовном мире человека.

Психолог Татьяна Бобровских
17.01.2024г


Рецензии