К вопросу о природе сознания

         Если вы на самом деле заинтересуетесь вопросом "что такое сознание?", не только в плане значения этого термина, но и в самом широком смысле природы этого феномена, то вам придётся пройти долгий путь самообразования. В конце концов, важно не само понятие, а суть явления. Но перешерстив интернет и даже прочитав книги известных философов, психологов, нейрофизиологов и других специалистов по когнитивным наукам, вы так и не найдёте полноценного ответа.
 И все-таки попытаюсь немного разобраться в этом.
    Определений «сознания» несколько. Упростив, можно выделить два подхода. Первый – примитивный. В нём сознание понимается как бодрствование, когда человек ориентирован в собственной личности и окружающей обстановке. Его часто используют в медицинской практике. Вот когда говорят: «пришёл в сознание» - это именно в этом смысле.
   Второй подход – сознание как некий исключительно человеческий способ отражения действительности.
Когда говорят о сознании, то подразумевают именно человеческое сознание. Приведу несколько самых распространённых определений.

   Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
   Сознание - это высшая форма (способ) психического отражения окружающего мира, присущая человеку как социокультурному существу, является свойством мозга, которое заключается в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действительности

     Согласно " человеческой" точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения была особенно распространена до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят её под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта; животные обучаемы, видят сны, имеют склонность к достаточно высокой " социальной" организации с распределением ролей. 
   Что касается нейрофизиологов и биологов, то они всё ещё далеки от понимания того, как соотносятся протекающие в нейронных сетях процессы с их проявлениями в форме субъективных переживаний, мышления и поведенческих актов. В самом общем плане с их точки зрения, сознание -  это свойство высокоорганизованной движущей материи.
   Мозг человека — это орган, который подчиняется биологическим законам, но его истинная суть состоит совсем не в этом. В действительности мозг — орган когнитивный, то есть психический. И это уже совсем иная форма организации материи, для её понимания нужны другие принципы и алгоритмы.
   С другой стороны, больше трёх миллиардов лет эволюции животные провели без нервной системы — по крайней мере в том виде, как мы её знаем. Да и сейчас значительное количество организмов легко выживают без нервных клеток и мозга. Вот амёба: одноклеточное, у которого нет и не может быть нейронов. Но хотя думать ей вроде как нечем, она реагирует на раздражители из внешней среды. Например, у амёбы есть отрицательный таксис: она уползает оттуда, где ей плохо, — подальше от света.
   Если на многие вопросы современная философия может дать близкий к истине ответ (например, вопросы природы, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остаётся большой загадкой, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, теории, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, так и не дан.
    Физические свойства — это всего лишь структура. Физика и химия могут объяснить биологию, но не могут объяснить сознание.  По мнению дуалистов, сознание никак не связано с физической материей и значительно отличается от неё. Однако тогда возникает вопрос, как сознание взаимодействует с физическим миром и влияет на него.
Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом, а самый высокий уровень сознания имеет человек.
    Панпсихизм предлагает весьма заманчивое решение.  Утверждается, что сознание — это важнейшая особенность физической материи, и каждая отдельная частица имеет «невообразимо простую» форму сознания. Если эти частицы объединяются между собой, то могут формировать более сложные формы сознания, вроде субъективных переживаний у людей. Это не значит, что частицы обладают целостной картиной мира или активным мышлением. Теория всего-навсего утверждает, что субъективный опыт сознания существует даже у мельчайших частиц.
   Самой сложной проблемой панпсихизма является «проблема объединения»: как именно маленькие частицы сознания образуют одно большое сознание? Сознание может существовать во всех частицах, но это не даёт ответа на вопрос о том, как эти крупицы физического сознания объединяются в более сложное явление человеческого сознания.
    В попытке ответить на этот вопрос любой теории придётся определить, какие сложные системы, от неодушевлённых предметов до растений и муравьёв, следует считать сознательными.
   Согласно альтернативному взгляду на теорию панпсихизма, не отдельные частицы обладают сознанием и собираются в единое целое, но сама Вселенная — сознательная система.
     Все физические величины свойств основных объектов Вселенной – время, плотность и энергия – предстают перед нами в как чувства субъекта во взаимодействии с окружающей его средой.
  Сознание камня состоит из сознаний химических элементов, объединённых вместе и способно разделяться на сознания химических элементов, которые могут существовать и отдельно.
   Если взять сознание любого живого объекта, даже одноклеточного, то оно тоже состоит из отдельных сознаний, объединённых вместе, но между этими сознаниями существуют определённые связи, которые формируют основное сознание живого объекта, могущее существовать только как единое.
   В широком смысле сознание есть отражение. Отражение различных объектов вселенной в результате которого происходит резонанс, обмен информацией, её накопление, интеграция и усложнение.
    Вопрос, конечно, в понятиях. А может быть даже в понимании самих понятий. Понятие является формой мысли, отражающей наиболее общие существенные и отличительные признаки предмета мысли. В размышлении о сложных феноменах мы используем понятия «материя», «энергия», «время», «информация» и т.д. И несмотря на общепринятые определения, у множества людей эти понятия ассоциируются с весьма разнообразным набором более простых понятий.
  Лично я не совсем уверен, что читающие мою публикацию правильно понимают то, о чём я хочу сказать. И всё-таки…

    По моему убеждению, сознание представляет собой не только свойство высокоорганизованной движущей материи, но и само является специфической материей. Исследование этой материи недоступно современной науке, поскольку его сущность не может быть исследовано в рамках известных законов физики как в макромире, так и в микромире.   Собственно, исследование это идёт через человеческое мышление, но сущность сознания как специфической материи вряд ли когда-нибудь станет понятной человеку.
    Если рассматривать сознание не только как свойство высоко организованной материи, но и как саму материю, то получается, что человеческое сознание, как наиболее совершенная форма сознания находится внутри всеобщего сознания. Изучая саму себя эта материя по-видимому находится в бесконечном процессе. Проблема заключается в том, насколько достоверно и полноценно изучить предмет исследования, являясь самим предметом исследования. Взглянуть со стороны не получится, а описание сути явления с помощью языковых(научных) понятий является просто
 теорией, гипотезой, предположением. Природа человеческого сознания предстаёт перед нами как чувство субъекта, как «осязание-ощущение- осознание», за которым следует размышление субъекта о качестве его отношений с окружающей действительностью, с попыткой понять это качество.

   Думаю, что сознание пронизывает реальность. Возможно, это основа Вселенной, присущая всей физической материи и каждой отдельной её частице, а человеческое сознание это лишь малая, хотя и сложно структурированная часть общего.


Рецензии
Здравствуйте, Александр!

Человеческое сознание - интереснейшая, вечно актуальная
неисчерпаемая тема. Сама попытка сказать по этому поводу нечто
заслуживающее внимания похвальна и заслуживает одобрения
сама по себе.

Ощущение, что упор на методологию Вы делаете напрасно. Ваши
утверждения, что сознание является специфической материей,
что камни имеют сознание, которое Вы отождествляете с
отражением, и иные подобные утверждения вызывают сомнение.

Между тем, как специалист Вы могли бы высказать свое мнение о
возможности передачи мысли (чувства, настроения) на расстоянии,
о феномене быстрого сна, о возможностях расширенного состояния
сознания и других подобных чудесах, которые встречаются в жизни.

Возможно, это есть в других Ваших работах и
Вы любезно дадите ссылочку.

Примите мои пожелания доброго здоровья и творческих успехов.

Георгий Иванченко   26.01.2024 08:13     Заявить о нарушении
Благодарю, Георгий за отзыв. Чудеса, которые случаются во сне я описал в своей статье, которую вы можете найти на моей странице. Основная мысль, кторорая звучит и в моей статье о целостной картине мира это то, что т мироздание,и сознание остаются для человека тайной, недоступной для познания. А строить различные теории, гипотезы никто не мешает. Человеку свойственно фантазировать в процессе познания себя и окружающего мира. Всего доброго!

Александр Молодцов   25.01.2024 00:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.