Покровский собор

Вечером 12 января 2024 года, зайдя в кабинет автора на «Стихи. ру», я впервые увидела объявление о том, что завтра, 13 января, под Старый Новый Год, в Гостином Дворе состоится Фестиваль авторской песни «Покровский собор». На чтение стихов – три минуты.
Возможность почитать свои стихи живым людям и послушать чужие стихи в живом исполнении авторов – большая редкость для интернет-поэта. Решено! Участвую.

Выбрана «Песня-былина». Репетирую. Записываю на диктофон. Не годится! А раньше вроде было ничего…Эх! Чем я хуже эстрадной звезды? И вот уже готова «Композиция» на тему песни: подшептать, подпеть, подшуршать…

С тем на следующий день и являюсь в Гостиный Двор. Сквозь огромную стеклянную крышу атриума виднеется голубое небо и, как облачка, – островки нанесённого снега. Снежная выдалась нынче зима!

А ведь я помню это место заброшенным, и казалось, необитаемым. Когда-то, много лет назад, я однажды случайно забрела сюда вечером, походила по тёмным галереям, подивилась на огромный прямоугольник двора под открытым небом...

Теперь – всё по-другому. Спускаясь по лестнице, смотрю, что происходит на огромной площади нижнего этажа. В глубине, за тонкой перегородкой - основная сцена и ряды мест для публики. Прямо передо мной - четыре прямоугольных коробочки: стены с дверью, без крыши. Это – площадки для проведения отдельных мероприятий. Одна из них – «Стихи.ру»

И вот я уже внутри, сижу среди других авторов в ожидании своей очереди. Так и тянет вместо «Очереди» сказать «Участи» (!) 
Почему? Почему я в страшном волнении? Да потому, что не годится моя композиция! Не подходит она к окружающей обстановке: какая тут тишина, какая тут тихо шуршащая «Палочка дождя»?

Звуковой фон поэтических чтений – то, что происходит в данный момент на основной сцене. Рёв мощных динамиков совершенно перекрывает голос одних авторов, другим везёт больше. Ничего не поделаешь, - время ограничено.

Зато, удобно расположившись на стуле в ожидании выхода к микрофону, можно, смотря вверх, любоваться снегом и голубым небом.
Меж тем я, одним ухом и глазом внимая выступающим авторам, другим глазом и пальцами роюсь одновременно в двух смартфонах, старом и новом, в надежде что-то более подходящее там найти, - то, что соответствовало бы обстановке.

Хронометраж, меж тем, неумолимо сокращается с трёх минут до двух. Это происходит из-за тех авторов, которые, дорвавшись до микрофона, в максимальном объёме стремятся донести своё творчество до всех присутствующих.

Ах! Я не смогу даже упомянуть о своём творческом псевдониме: нет времени ни на одно слово в прозе, а творческий псевдоним – это, несомненно, проза.
И вот я – следующая. А я ещё только, открыв одно стихотворение в смартфоне, строчу шпору для второго, чёрным фломастером в блокноте, чтобы не тратить драгоценное время на переключения.
 
В таком неприглядном виде, - со смартфоном и вырванным из блокнота листочком, -  предстаю перед изумлённой публикой, микрофоном и жюри. На листочке – «Северный ветер», в смартфоне – «Старогодний романс».
Артистизм? - вы вообще о чём? Наше всё – это хорошая дикция!

На самом деле, если выбирать между чтением своих стихов наизусть и не наизусть, я бы выбрала второй вариант. Были среди авторов читавшие свои произведения наизусть с настоящим артистизмом. А у кого-то текст от волнения вдруг забывался.

Самое удивительное, что это (по крайней мере, для меня) не портило впечатления так же, как и легко улавливаемые на слух чьи-то явные стихотворные огрехи. Здесь, в этой атмосфере, и то, и другое скрадывалось.

Атмосфера…Нечто призрачное, неуловимое, невыразимое словами, но всегда ощущаемое и явственно воздействующее. Эту атмосферу, как и лежащий на крыше атриума снег, нельзя было взять в руки и пощупать.
 
Она просто была. А ведь это «просто», если присмотреться, делалось прямо на наших глазах. И на самом деле это было совсем не просто!

Непросто – аккуратно выводить буквы имён и фамилий в дипломах больше ста участников, чтобы каждому выдать диплом сразу после его выступления.
Непросто – напоминать, увещевать, просить, взывая снова и снова и уже не надеясь на понимание (это о хронометраже).

Непросто – останавливать стремящихся воспользоваться правом на выступление в целях саморекламы.

Непросто –  одновременно иметь дело с таким количеством человеческих, переходящих в творческие, амбиций множества людей.

Снег на крыше – он лежал себе и лежал, а все эти амбиции, подобно снежной лавине, буквально обрушивались на головы ведущих, которые должны были всё это выдержать.

И они держались! Для кого-то олицетворяя замечания, запреты, препоны для самовыражения, на самом деле они представляли собой тот стержень, без которого всё бы рассыпалось. Поэтические чтения не смогли бы состояться.

Стержень – как человеческий позвоночник или как ствол прекрасного дерева, от которого отходят в стороны ветви, цветущие и благоухающие.

Спасибо!
Спасибо всем: тем, кто превратил пустынный двор в прекрасный атриум, тем, кто задумал когда-то и с тех пор проводит фестиваль «Покровский собор»; спасибо редакции портала «Стихи.ру», предоставляющей стольким поэтам возможность живого творческого общения, спасибо всем организаторам и устроителям, жюри и участникам, и, конечно, ещё раз – нашим замечательным ведущим.
                Они – выстояли!


Рецензии