Роль Нравственности в Экономике

  Отношения между экономикой и моралью всегда были предметом значительных дискуссий. В этой статье мы исследуем точку зрения Валентина Катасонова, который утверждает, что экономика и мораль тесно переплетены. Катасонов считает, что это  Адам Смит разделил экономику и этику, но скорее наоборот, творчество Смита охватывает обе эти сферы.
После своего опыта на фондовом рынке Адам Смит написал свою первую книгу "Воспитание Нравственных Чувств» ". В этой работе он провел глубокое исследование человеческих качеств, их развития и искажения.                Вторая книга Смита, "Исследование о природе и причинах богатства народов," сместила фокус на заработную плату и распределение прибыли.Валентин Катасонов так же считает, что ничто так сильно не влияет на моральное состояние общества, как справедливое распределение богатства.                Вероятно, Адам Смит был знаком с работами Аристотеля, особенно с "Этикой и Учением О Добродетели», где абсолютным злом определяется агрессия.                Если мы рассмотрим историю мира, то главным источником зла действительно является несправедливое распределение. Смит, проработавший много лет в финансовой сфере, задавался вопросом, как формируются две основные составляющие баланса: заработная плата (счет 70) и прибыль (в настоящее время счет 22).                Создание первого бухгалтерского баланса  плана счетов  монахом - не случайность. Наши расходы должны равняться нашим доходам и дополнительные доходы не должны тратится только на личное потребление, а на восстановление и развитие производительных сил.                Смит изящно объясняет, как создается стоимость в процессе производства. Например, костюм стоит больше, чем материал, из которого он сделан, потому что в него входит умелый труд портного, который добавляет стоимость. Смит также подчеркивает, что прибыль должна использоваться не только для личного потребления капиталистов, но и для реинвестиций в производство, улучшения условий труда и инфраструктуры. Несоблюдение этого принципа приводит к обогащению немногих и обеднению многих, что ведет к разложению общества и социальным беспорядкам. Личные и частные интересы важны, но они не должны противоречить общественному интересу. Адам Смит, скептически относящийся к вмешательству правительства, видел его как проблему, а не решение. Администраторы часто не имеют опыта ведения бизнеса и понимания реальных сложностей.                Тем не менее, одной из основных целей государства является содействие прогрессу. Для достижения этой цели правительства должны способствовать научным достижениям и социальному развитию через правильную налоговую политику, ограничение рабочего дня, запрещение детского труда, регулирование минимальной тарифной ставки заработной платы, предоставление доступной медицинской помощи и обеспечение образовательных возможностей для всех. В 18 веке Европу охватили идеи социализма, побужденные жестокими условиями труда на фабриках и мануфактурах. Французские просветители и войны Наполеона, ликвидировавшие феодальные отношения, также способствовали волне конституционных реформ, направленных на освобождение людей от феодальных угнетений и расширению гражданских прав и свобод личности, требующей к себе достойное отношение независимо от сословной принадлежности.
Карл Маркс признавал Адама Смита отцом политической экономии, потому что Смит исследовал, как экономика может быть инструментом развития общества и процветания. Это привело Маркса назвать политическую экономию "научным коммунизмом". Термин "коммунизм" происходит от английского слова "commune", означающего прогресс и коллективное развитие для всех.                В своем магнум-опусе "Капитал" Маркс посвящает множество страниц жизни тружеников, чрезмерно длительному рабочему дню, детскому труду, низким зарплатам и плохим жилищным условиям, а главное что работники ничего никаким образом не участвуют в получении или распределении прибыли.  Маркс заключает свой труд тем, что представляет общество, где наука становится производительной силой,  где каждый получает по своим потребностям и вносит вклад согласно своим способностям. Но в конечном итоге Маркс указывает, что движущей силой перемен является наука как производительная сила,  не столько  пролетариат, но  научная и техническая мысль. Возможно поэтому он любил повторять: «Я не Марксист».
Поскольку в Манифесте, он утверждает что только промышленные рабочие являются революционной силой и  объединившись способны  изменить настоящее положение.  История демонстрирует, что новые средства производства обычно изобретают инженеры, а не рабочие. Термин "инженер" происходит от латинского слова "ingenium", означающего изобретательность. Маркс в частности упоминает изобретение парового двигателя, который революционизировал производство и привел к появлению фабрик.
Можно утверждать, что недооценка роли инженеров способствовала краху советской системы. Низкие заработные платы для инженеров в Советском Союзе вызывали недовольство как у трудящихся инженеров, так и у молодежи, интересующейся техническими специальностями. Интересно, что самые высокооплачиваемые люди были художественными переводчиками, которым платили щедрые гонорары за каждую строку перевода, что объясняет почему знаменитая четверка Найман, Бродский, Бобышев и Рейн обратила внимание на Анну Ахматову, располагавшую достаточно обширным доступом к этому виду заработка, поэтому они сменили свои технические профессии на литературное творчество.
В заключение, взаимодействие между экономикой и моралью имеет глубокие исторические корни. Адам Смит, часто считаемый отцом современной экономики, признавал важность как моральных установок, так и экономических принципов. Точно так же Карл Маркс исследовал политическую экономию, подчеркивая роль науки и технологии в формировании более справедливого общества. Путь к социальному прогрессу заключается в признании важности научной и технической мысли, ценности труда инженеров и обеспечении справедливого распределения богатства для полноценного и всестороннего развития каждого члена общества


Рецензии