Глава 1. Физики и Лирики. Приговор

   
Все описываемые события реальные.
33 года педагогической деятельности. Учитель.
Сколько же уроков пришлось пройти, чтобы познать себя, понять свои заблуждения, которые мешают плыть по течению.
Тем интереснее жить.
Благодарю Всевышнего за опыт и жизненные качели.

               
  Такая знакомая для молодежи тема 60-70-х годов. Мне не довелось встретить ни одного физика, который бы не любил поэзию. Но и не встретила ни одного лирика, который бы любил физику. Это и было предметом шумных рассуждений-обсуждений умных студентов: кто главнее и значимей.

  Я не была физиком, я была математиком, но к поэзии относилась с трепетом. Она меня завораживала, вызывала много эмоций, поражала глубиной мыслей.  Способность в рифме выражать свой взгляд на мир считала чем-то сверхъестественным.

  И была навязчивая мысль выучить наизусть какую-нибудь поэму, которая будет вмещать в себя целую жизнь. Просто так, для развития памяти. И нашла. И выучила. А спустя годы один мой близкий друг заметил мне, что моя жизнь очень похожа на жизнь из этой поэмы. Я не согласилась, но перечитав, увидела много интересного.

  Почему я выбрала именно эту поэму? Может моя интуиция подсказала мне мой выбор жизненного пути? А может моя душа просила этого? А может я таким образом записала себе программу в подсознание? Сама навлекла  свою судьбу? Ответа не нашла. Возможно и не найду.

  Но я о другом, чего нет в поэме, другая сторона жизни.

  В те далекие времена понятия психология, подсознание были малознакомы и мы не задумывались о многом. Сейчас приходит понимание, что то, о чем мы думаем больше всего, то и притягивается в нашу действительность.
Какая будет у меня жизнь, я не задумывалась. Просто жила. Без мечты. Мечты нужны детям. А ведь я уже взрослая.

  1963г.  Мы закончили 11 кл. Куда поступать? В Семипалатинске 3 вуза: пед, мед, зоовет. Зоовет отпадает, я городской житель. Мед мне совсем неинтересен. Остается пед.

  В раннем детстве я мечтала стать учительницей. В играх в школу я воплощала свою мечту. Но в 3-ем классе к нам пришла молоденькая выпускница педучилища Анна Александровна. У нас в классе были второгодники и даже третьегодник  13-ти  лет, а ей 17. Переростки  просто издевались над ней и у нее на шее надувались вены от крика, а сама она становилась красно-синей. Мне было так жаль её, что я вынесла себе приговор: ни за что и никогда я не буду учителем.

  Прошли годы, Анна Александровна вышла замуж, родила двух девочек и мы ходили к ней нянчить их. Однажды она взяла мои руки, внимательно рассмотрела ладони и сказала, что я буду учителем. Я тут же вспомнила свой приговор и освежила его в памяти. И закрепила. Поэтому пед я тоже отмела.

  Вдруг я узнаю, что целая группа из нашего класса едет в Академгородок в Новосибирске поступать в университет. Что это такое, понятия не имела, но шанс появился. Все хотят пройти репетицию перед поступлением по выбору. Там экзамены проходят в июле, а везде в августе.

  И я оказалась в красивейшем месте, в строящемся городке в сосновом лесу на берегу Обского «моря». Строился Академгородок, университет, общежития для студентов, коттеджи для профессоров. К экзаменам не готовилась, дерзко и со скандалом завалила любимую математику, забрала документы и пошла в НЭТИ. Сдала там все экзамены на 5, набрала 20 баллов из 20 и недовольная уехала домой.

  Вдогонку мне пришло письмо от студентки уже второго курса университета (Женька), которая убеждала меня забрать документы из института, год подготовиться и все-таки поступить в университет. Меня очень соблазнила такая перспектива, мама меня поддержала и я не поехала в НЭТИ.

  Пошла работать рабочей в вафельный цех хлебозавода и начала готовиться к поступлению. Одна влиятельная знакомая настойчиво убеждала маму устроить меня к лучшему математику города. У него была слава, что он готовит в лучшие вузы страны и всегда его ученики поступают именно туда, куда он готовит. Одна беда, что он девчонок не берет. Но меня взял. А в пару взял Сашку, который готовился тоже в Академгородок, но на физику. Условия подготовки были жесткие, заставил уволиться с работы, задавал много и требовал полной отдачи. Сашка очень ловко скрывал от меня, как он меня ненавидит, но тогда я этого не замечала. Он никак не мог смириться с тем, что какая-то девчонка с большими голубыми глазами дает ответ решенной задачи раньше, чем он вник в  условие этой задачи. Но мы поступили в университет.
 
  День зачисления был для меня самым счастливым в моей 18-тилетней жизни.

  Женька, уже студентка 3-го курса, устраивает так, что я поселилась в общежитие для старшекурсников. Комната на троих для 3-го курса и комната на одного 4 курс отдельной секцией. У студентов с  4-го курса  уже начиналась научная работа. С однокурсниками я встречалась только на лекциях, друзей там не было. Но я была в окружении старшекурсников. В основном физики. Вечера, поэзия, гитара, умные споры. Каждый хотел блеснуть своей эрудицией, интеллектом, особенно когда молоденькая первокурсница с замиранием и восторгом смотрит на них.
 
  Однажды однокурсница спросила меня:
- «Ты кем хочешь быть, когда закончишь университет?» 
Я впервые задумалась над этим вопросом.
- «Не знаю».
-« А я буду ученой».
Какая дерзость! - подумала я.
- «Этот университет готовит ученых, а все остальные будут учителями. В лучшем случае пристроишься где-нибудь преподавателем в вузе» - закончила она наш разговор. И я снова вспомнила свой приговор.

  Вначале шло все очень хорошо. Я пошла на лыжную секцию, разумно распределяла умственные и физические нагрузки, успевала везде и с удовольствием, хотя нагрузка была колоссальная. Учебников не было, все лекции были в брошюрах, отпечатанных на ротапринте и выдавались только в читальном зале. Вся профессура была из Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы. У каждого профессора был свой авторский курс. Им дали полную свободу читать неутвержденные учебные курсы.

  Помню, однажды я просидела 7 часов в читалке, чтобы понять 2 строчки по аналитической геометрии профессора Льва Сабинина. В 9 вечера читалка закрывалась, я шла по ул. Пирогова, крупные хлопья снега кружили в свете фонарей, кругом сосны, я глотаю чистый морозный воздух со снежинками и ощущаю себя такой счастливой! Я поняла ЛЁВУ САБИНИНА!

  Потом травма на секции. На крутом спуске лыжа попала на травяную кочку, которую еще не присыпал снег и кровоподтек на всю ногу. Я прикована к постели и погружаюсь полностью в учебу. Начинаются головные боли. Врачи предлагают академический отпуск. Я категорически отказываюсь. Я потеряла год с 11-м классом, год готовилась и еще на год уходить. Это уже слишком! Мне будет 20, а на следующий год придут 17-тилетние. «Нет!». «Но во время сессии нам запрещено давать академический, а Вы не выдержите». И я всё же пошла на сессию.

  Начало было хорошим. Зачет по любимому матанализу получила автоматом в числе лучшей тройки в группе. Первый экзамен у Лёвы Сабинина сдала на 4 балла. А потом начались носовые кровотечения. Стоило склонить голову над учебником, как кровь рекой лилась, заливая всё.

  Моя школьная и верная подруга Надя приезжала навестить меня. Я очень боялась, что вернувшись домой, она расскажет моей или своей маме то, что происходило со мной.

  Матанализ пошла сдавать уверенно, казалось, там я знаю всё. Но проходя между рядами я потеряла сознание, вызвали скорую, увезли в общагу с пустой зачеткой. На третий экзамен я уже не смогла выйти из-за головных болей и носовых кровотечений.

  Все разъехались на каникулы, а я осталась одна в пятиэтажном корпусе пустого общежития. Мне назначили пересдачу, но у меня развился панический страх перед экзаменом. От боли, от страха, от безысходности, от отчаяния я врубила на всю громкость радио, где исполнялся Первый концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром. Мне надо было заглушить свой рёв, свою боль. Я тогда не знала последствий такого действия. И я поехала на вокзал.

  Если бы меня отчислили, может тогда было бы легче. Не знаю. Трудность для меня была в том, что я приняла решение сама. Я поняла, что с моим здоровьем все равно не осилить такую нагрузку. Тогда я решила выбрать что-то попроще и поехала в Свердловск.

  Приехав в Свердловск, я с зачеткой и студенческим билетом Новосибирского университета пошла в Свердловский университет. Там очень обрадовались моему визиту, сказали, что возьмут меня с тем, что сдано, остальное досдам попозже, только надо срочно отправить письмом зачетку со студенческим  билетом и запросить перевод, аттестат и академическую справку. Я все так и сделала и поехала ожидать ответа в Нижнюю Туру на севере Урала.


Рецензии
Здравствуйте, Клавдия!
С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в специальном льготном Конкурсе Международного Фонда ВСМ для авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2024/01/08/1268 .

С уважением и пожеланием удачи.

Фонд Всм   24.01.2024 10:05     Заявить о нарушении