Драматургический код нашего театрального времени

Мысли вслух после события.
Каскад театральных событий нового 2024 года многообразен и разнолик, в этом бурном потоке многочисленных фестивалей, премьер и событий многое приковывает внимание, пробуждает интерес и заставляет задуматься. Во всём этом проявлении  многообразия театрального мира можно легко потеряться и полностью раствориться в процессе познания подмостков, но в нём есть одно примечательное событие, которое стоит обиняком, чуть в стороне от всех. Это событием стало известно театральному миру под названием «Лаборатория по современной драматургии «Код времени», оно зародилось и возникло в рамках сложной многомерной творческой колаборации Гильдии Драматургов России и Центра хореографического искусства города Пенза СИНТЕЗ-ТЕАТР «ДО». 
Творческое пространство этой лаборатории  объединило множество событий, среди них серия показов- театральных читок, на них зритель нашего времени получил возможность познакомиться с произведениями современной драматургии, многие из текстов очень свежи, они недавно увидели свет и уже начали прокладывать свой путь на театральные подмостки.
Знакомство с ними в рамках лаборатории расширяет процесс познания  современного театра, он изменяет концепцию восприятия театрального искусства в целом и здесь зритель уже более не ограничен пассивного восприятия в которой его наблюдения театрального действа позволяет ему выносить вердикт на основании собственного понимания и видения. События лаборатории сосредотачивают его внимание на краеугольном камне театра, символической отправной точке творческого процесса, на современной драматургии, чьи имена и лики малознакомы ему. Здесь он не просто слушатель, его присутствие имеет интерактивный характер, он входит в творческую мастерскую, где происходит процесс зарождения идеи-мысли, в момент до того как пьеса обретет свои сценические очертания и интерактивный характер событий лаборатории позволяет зрителю через высказывание своего мнения на обсуждении принять участие в создании нового сценического проекта.
Это процесс интересен своей ярко-выраженной тенденцией нивелирования многолетних границ и рамок театрального пространства, разделённого линией рампы на два мира, один - это зрители, а другой театральное сообщество художников-творцов. В рамках этого концептуального восприятия мира наличие обратной связи между этими двумя мирами было необязательно, зритель имел прямого влияния на творческий процесс, процесс сотворения театрального произведения был обособлен, отделён от зрителя. Вопреки устоявшимся традициям и этой концепции мир театра изменился и в реалиях нашего двадцать первого века это искусство, не может следовать этой формуле и сегодня театр как многие другие виды искусства получили возможность многомерного развития. Сегодня следование старому формату двух обособленных миров практически невозможно, так как он позволяет установить устойчивую обратную связь и взаимодействие зрителя и театра. Диалоговое окно между театром и зрителем отчасти жизненно необходимо для творческого процесса, отчасти оно воплощено в социальных сетях, которые создают порталы общения зрителя и театра за пределами сценического пространства. Это мощный инструмент сегодня необходим, но недостаточен, так как зритель более уже не может выполнять пассивную потребительскую роль изучения театрального проекта.
Сегодня процесс создания новых театральных проектов очень затруднен и часто невозможен при отсутствии обратной связи между этими двумя мирами. В нашем желании открыть миру нечто нового, мы более не можем полагаться только на своё собственное видение и понимание, так как оно может быть субъективными, не совпасть со зрительским или быть не понятым. Мне неоднократно приходилось наблюдать плоды этой формы когнитивного диссонанса в театральном пространства, в случаях когда творческий устремления и их восприятия не находят отклика в зрительской аудитории, это подводит нас к вечному вопросу творчества, ответ на который мы всегда пытаемся найти. Эта извечная для мира искусства дилемма опирается на различии понимания первичности и приоритетности, где мы пытаемся определить, кто определяет творческий контент художник-создатель или зритель. В реалиях нашего времени ответ на этот вопрос потерял свою дискретность и менее категоричен.
Сегодня спектакль - это совместный продукт, создаваемый особой колаборацией, включающий в себя творческий тандем Художник-Зритель и здесь в рамках Лаборатории по современной драматургии «Код времени» мы видим его начальный этап. В нём роль зрителя менее дискретна, он более уже не пассивный наблюдатель, выносящий свой вердикт спектаклю-плоду творческого процесса. События лаборатории выводят его за пределы этой потребительской роли они вводят его в пространство творческой мастерской, точки где рождается новый проект и здесь его присутствие интерактивно он участник творческого процесса, его мнение и взгляды, высказанные на обсуждениях пьес лаборатории оказывают влияние на весь процесс и его финальный продукт.
По этим причинам лаборатория и её события необходимы всем участникам колаборации, всему театральному сообществу, так как каждому из них она открывает возможность познания, развития и самосовершенствования. В ней художники-создатели получают реальную проекцию, открывающую им галерея героев нашего времени, где они могут увидеть возможных прототипов и возможные сюжеты для воплощения, для них это прекрасная возможность узнать зрителя нашего времени и понять проблематику и ответь на вопросы: Кто герой нашего времени и каковы его основные взгляды, что интересует человека нашего времени в театре?
В процесс познания лаборатории предлагает зрителю уникальную возможность открытия, где он может увидеть ранее неведомую для него сферу, ранее скрытую от него границей линии рампы. Лаборатория открывает ему драматургию нашего времени, познакомится с которой сегодня довольно трудно, так как эти издания редки по этой причине обыкновенному зрителю трудно разобраться в мириадах имён, направлений и названий из которых возникают спектакли. В этой точке творческого пространства зритель получает уникальную возможность не только познакомиться с драматургическим произведением, но и высказать своё собственное мнение по проблематике и героям произведениям и таким образом установить обратную связь со всеми участниками проекта.
Лаборатория по современной драматургии «Код времени» создаёт пространства познания и точку открытия для всех её участников это символическая веха в развитии процесса познания и развития современного театра. События лаборатории можно рассматривать в качестве первого шага современной драматургии по длинному, тенистому пути ведущего его произведения к сценическому воплощению и зрительскому признанию. Этот путь можно условно представить тремя этапами, первый представлен здесь в лаборатории, где происходит первое знакомство с замыслом, который облачён в форму пьесы представления её в виде театрализованной читки даёт зрителю возможность оказаться в начале творческого процесса создания спектакля, получить первичное представление о драматургическом произведении. Точки, в которой идея-мысль начинает материализоваться, формировать пространство, где она получит сценическое воплощение.
Здесь, на этом начальном этапе открытый обмен мнений это реальная возможность определить первоначальный потенциал этой истории и её персонажей, попробовать предугадать возможное восприятие сюжета, увидеть проблемные точки произведения, поискать сценические решения перед тем воплощением. На втором этапе после первичного знакомства зрителя с историей, создатели  уже понимают потенциал произведения, но создавать полноформатный спектакль еще рано, для получения картины восприятия нужно представить небольшую сценическую проекцию этой истории, эскиз спектакля, его небольшой фрагмент, позволяющий зрителю составить некоторое представление о том, что они увидят в спектакле. Эта точка процесса создания позволяет понаблюдать за реакцией зрителей, выслушать их мнения увиденного и на основании увиденного выполнить тонкую прорисовку образов и сюжета. Результаты обсуждение эскиза спектакля в группе зрителей помогают довести сценическую проекцию драматургического произведения до желаемого результата, в котором выделены основные линии. Особенностью первого и второго этапа в том что они создают у зрителя некоторую форму личной сопричастности, в которой сюжет и персонажи произведения не чуждые элементы и события которые он открывает для себя в процессе познания, они ему не чужды, так как он уже узнал их на театральной читке, увидел их образы и фрагменты истории на эскиза спектакля. В этой точке познания зритель с любопытством смотрит за этой историей и в ней он открывает нечто новое и нём появляется желание увидеть её в окончательном сценическом варианте, так как он хочет сопоставить своё собственное видение и сценическую проекцию сюжета.
Это довольно незатейливая цепочка-последовательность этапов проста и очевидна, она меняет концепцию зрительского восприятия театра, в неё зритель включается эмоционально и здесь он видит, что его мнение не безразлично, оно принимается во внимание, таким образом и он эмоционально вовлечён не только в саму историю, но и в сам процесс её воплощения. «Код времени» в качестве примера лабораторного драматургического практикума создаёт прецедент открытия в котором театральный зритель открывает мир театра с неведомой для него стороны и это изменяет устоявшиеся концепции видение творческого процесса в центре которого оказывается зритель, но при этом он не определяет контен он соучастник – колаборант в его создании и это рушит паттерны и штампы общественного восприятия искусства. 


Рецензии