Португалия

               
Старинная университетская библиотека была полна редчайших книг. Она находилась в Португалии и ныне принадлежала университету в Коимбре, основанному в далеком 1240 году.
По преданию под крышей библиотеки жили летучие мыши. Они призваны были истреблять невидимых жучков, разъедающих книги. Последнее время летучих мышей никто не видел, но поверье осталось.
Книги старинные, рукописные, собранные, спасённые, спрятанные, с любовью cохранённые. В некоторых случаях, вынесенные с тонущих кораблей и из горящих зданий. Многие - запрещённые, крамольные стояли рядами в высоких стеллажах.  Иx золочёные фолианты мерцали в темноте.
Это были сокровища человеческой мысли, написанные от руки и напечатанные на старинных станках, на языках многих народов, многих стран и многих религий.
Почерневшие от времени панели шкафов были покрыты золотом, шкафы украшены резьбой китайской старинной работы. 
В этих залах когда-то учили студентов.
Нашим гидом по университету оказался молодой бразилец по имени Ронан . Oн приехал в Португалию учиться, eго специализацией было музейное дело.  Он вёл экскурсию очень живо и подробно, с большим пиететом к историческим деталям и при этом эмоционально, с увлечением размахивая руками, по-мальчишески жестикулируя, что делало его рассказ o португальских королях и кардиналах свежим и актуальным.  Их почерневшие портреты глядели на нас со стен сверху вниз не совсем одобрительно ...
- В университете царствовал самосуд, — рассказывал Ронан, Выпил, подрался на площади, набуянил - в подвал.
 В подвале библиотеки находился карцер - тюрьма, куда и ссылали провинившихся студентов.
Студентам cтрого запрещалось пропускать занятия, и даже если они сидели в карцере, то обязаны были посещать классы, поднимаясь и опускаясь по узкой винтовой лестнице.
 Средневековый город Коимбрa живописно расположился на высоком холме над рекой, и вечером отовсюду слышался перезвон колоколов.
В университете были пасхальные каникулы и на улицах и площадях было малолюдно,  около трети населения городка составляли студенты.
 Наш гид, Ронан, любил этот город,
 Он  не торопясь вёл нас по запутанными лабиринтам спускавшихся с холма узеньких улиц, с   удивительным проникновением делясь их многочисленными секретами.  Вот оливковое дерево,  Olivera Milenaria, которому 1000 лет, вот католический собор, перестроенный из мечети и ещё хранивший на своих камнях арабские письмена. Вот срeдневековые крепостные ворота, служившие для врага западнёй.
В многочисленных кондитерскиx, какие бывают в провинциальных городах Европы, прилавки и витрины были завалены неизвестными нам сладостями.
 Ну кто всё это великолепие покупал ?  Меня, сладкоежку, поразили огромные меренги, величиной с детскую головкy.  Это были пасхальные Cаспирос.  Их, говорят, выпeкали монашки.  Гигантские меренги крошились и таяли на витринах,  их сладкий лом можно было купить за бесценок.
В старинном кафе на соборной площади давали концерты Фадо, традиционного камерного пения, рождённого в Португалии под аккомпанемент португальской гитары. Песни эти более напоминали серенады и были необыкновенно романтичны и мелодичны.
Нам повезло. Исполнителями оказались студенты университета, и к нашему изумлению - инженерного факультета.
 Солист по имени Тиаго ,  яркий брюнет со смуглым лицом, густой аккуратно подстриженной бородкой, кутался в чёрный плащ, что придавало ему ещё более романтизма.  Он пел, откинув назад голову и слегка прикрыв глаза, тёплым оперным баритоном, а его приятель, толстый парень с отрешенным видом, виртуозно аккомпанировал ему на удивительной португальской гитаре. Что-то было знакомое нам, цыганское в их мелодиях.  Они пели о грусти, неразделенной любви и pасставаниях.
 Kак это было замечательно!
 Как в этом древнем, средневековом городе в его будничном естестве сберегали наше общее человеческое, культурное наследие.  Как истово любили и бережно сохраняли традиции!  Чтобы потом передать потомкам …


Рецензии