Путешествие в усадьбы князей и киношников
4 января 2019 г
Станьте частью истории России через программу на сайте WWW.RODINA-RF.RU
Помните как в кино «Достояние республики» героев Андрея Миронова и Спартака Мишулина шустрые киношники прошлого века быстро превратили в дворянина и в лакея и заставили играть кино на фоне старинных усадеб Подмосковья ?
А я чем хуже ? И потому с утреца 4–го отправляюсь в старинные усадьбы Середниково и Братцево. Чтобы потом поведать вам тайны серебряного века старинных поэтов и современного синематографа. Оплачена мною и мистика. Куда же без нее то.
Утро на бульваре Яна Райниса у метро Планерная встретило ванильным запахом булочек из местной пекарни. Тургруппа непосед была на месте и путешествие близким и необременительным. Снежок слегка прикрывал землю. Вместо мороза прохлада. Почти Сочи на выезде.
Первая усадьба показалась через 40 минут. На опушке леса высокого берега усадьба Середниково явилась группой белоснежных уютных построек 19 века. Информация к размышлению: Из истории усадьбы Середниково — С 1623 года село Середниково почти 150 лет принадлежало князьям Егуповым-Черкесским. В 1775 году эти земли переходят во владение сенатора Всеволода Алексеевича Всеволжского, который построил на правом берегу реки Горетовки усадьбу — парадный дом с флигелями и служебные строения, парк с прудами и мостами. Именно при нем был создан архитектурно-парковый ансамбль в Середниково, в состав которого вошли: Главный или Парадный дом с бельведером – надстройкой, Четыре двухэтажных флигеля, соединенные с Главным домом колоннадами, Оранжереи, Скотный двор, Манеж, Пруд с двумя искусственными островами, Парк с мостами, перекинутыми через овраг и белокаменной лестницей к пруду.
Как говорил один киногерой: « Ну что еще нужно чтобы встретить старость.»
Первое здание оказалось из папье-маше, под кирпич. Остальные настоящие. Любимое место для киносьемок ностальгических фильмов о прошлых эпохах. Трава пробивалась зеленым из белого покрывала. Дорожки были сплошным катком. Коньков не было, шли балансируя. И это давало ощущение опасности и даже какой то дерзости.
Двухэтажный центральный особнячок с боковыми домиками по бокам, соединенными коридорами полукругом был укором современным богачам – изящно и ни чего лишнего кроме бельведеров на крышах для сочинения в них стихов. Что и делал тут 4 лета подряд Миша Лермонтов. Бабушка отобрала внука у его отца в обмен на наследство. Всем бы таких бабушек. В парадной хвоей пахла большая елка в гирляндах и встречала большая белая мышь в человеческий рост. Манекеном.
Местная женщина экскурсовод в зеленом платье провела по всем комнатам и залам двух этажей с дворянской мебелью, картинами, бюстами, фамильными гербами, библиотекой, бильярдом и даже фортепьянным залом со стульями как в кино «12 стульев» полукругом и с настоящим черным фортепьяно, где с холста потолка на нас взирали ангелы в небесном небе – ОН и ОНА.
Имение принадлежало роду Лермонтовых и Столыпиных. Поэта Мишу отделяло от председателя Правительства и спасителя России Петра Аркадьевича полста лет и сближало троюродное родство. Первый был комплексующий поэт-воин не в ладах с властью и с дрянным характером, второй цельный человек и крупный госдеятель внутри самой власти. Но оба радели за Рассею. Оба кончили плохо – убили. Мишу за хамство коллегам, Петра за спасение России от смуты. Две разные жизни великих – две судьбы, а имение общее.
Как в пьесе Чехова «Вишневый сад» имение было продано перед революцией беднеющими аристократами за бесценок московскому купчине Фирсанову и его дочка была славной барышней и благотворительницей. Будете проезжать станцию Фирсановка – вспомните о ней. Как и то, что здесь снимались известные и не очень фильмы «Лермонтов», «Черный монах», «Жизнь и смерть Стодыпина», «Дело о «Мертвых душах», «Глянец», «Слуга государев», «Гоголь»» Записки экспедитора тайной канцелярии», «Эффект Богарнэ», «Екатерина. Взлет», «Любовью за любовь»… Не имение, а кинофабрика какая то.
Лермонтов происходил от древнего рода шотландских рыцарей, служивших в наемниках как солдаты удачи. Один их них по фамилии Лермонт и с именем Георг был пленен в составе драчливой польской шляхты, кашмарящей Россию и осел тут мирным дворянином. Древний его предок в Шотландии Томас Лермонт пил виски и как бард сочинял стихи, некоторые были пророческими. По преданию он ушел на белом коне в дремучие леса и вернулся уже к нам поэтом Мишей, который соединил в себе тягу к пророческим стихам и задиристость воинов-наемников. От судьбы не уйдешь.
Второй парадный вход из здания выходил на живописную долину под крутым склоном в соснах и рыбаки далеко внизу на льду дворянского пруда с островом напоминали крестьян. Зеленые декоративные растения у дома были присыпаны снегом и красные гроздья калины напоминали о лете. И о вас…
Презрев кофе в кафе с пирожками спустился по шелестящим под ногами листьям в снегу склона к селянам-рыбакам на пруду, дошел до Чертова моста над ниспадающем к нему оврагом, откуда тек ручей в родниковой водой. Вернулся другим оврагом, где над родником деревянный сруб-часовня хранил чистоту живой воды.
С одной стороны усадьбы в лесу инструктор давал наставления группе молодежи в пятнистой форме по игре в пентбол. С другой стороны по пути к старинному Храму целое усадебное поле было сдано в аренду под киносьемки и туристов радовал в том поле настоящий деревянный корабль и средневековый голландский городок, оставшиеся после киносьемок фильма «Записки экспедитора тайной канцелярии». Вот так дурят кинозрителей – а мы то думаем в кино, что корабли плавают, а дома в Голландии…
И всем этим имением заправлял ныне, как написано в интернете, «прямой потомок М.Ю.Лермонтова», хотя у поэта, как известно, детей не было. Его тоже зовут М.Ю.Лермонтов. Родился сей О.Бендер в Пятигорске рядом с местом гибели дальнего предка по чьей то там линии как «седьмая вода на киселе». От папы –фронтовика, который после войны счастливо попал по шутке кадровиков служить на курорт с местом гибели именитого родственника. Всем бы такую службу. То был намек армейских сталинских кадровиков его папе. Чтобы вольтерьянстом как поэт не увлекался. В начале мутных 90-ых гг шустрый потомок с курорта создал из разноплеменных осколков старинного рода Ассоциацию «Лермонтовское наследие», которая стала для него визитной карточкой и открыла двери в высокие кабинеты. Тема «детей лейтенанта Шмидта» актуальна всегда. По версии «прямого потомка» ему чуть ли не навязали в Минкульте земельно-имущественный комплекс усадьбы для ее восстановления. И Миша не отказался – умелая работа со спонсорами и постоянная сдача в аренду за 25 лет полей, лесов и залов усадьбы под корпоративы, праздники и прочие тусовки богатых новых русских привела к восстановлению усадьбы до приличного вида и дала не плохой социальный бизнес его семье.
Вывод – присоединяйтесь рассказами о своих предках и о своей жизни к программе «Живая память малой Родины» и создавайте как «прямой потомок» бездетного Лермонтова полезные связи. Может и вас какое то имение давно ждет.
В древнем Храме Святителя Алексея за кинополем с кораблем молодой поп крестил ребенка и держащий дите папа имел красивый римский профиль лица и очень напоминал молодого поэта А.Блока. Имение Блоков Шахматово было в том же районе и может то был тоже дальний потомок революционно-лирического поэта. Девок то в деревнях местных полно было простых и безотказных…
Путь до имения Братцево был близким и по той же дорожке назад в Москву. В Северное Тушино. Инфа к размышлению: Бра;тцево — усадебный комплекс на реке Сходне в историческом районе Братцево Северо-Западного административного округа города Москвы. Образец русской архитектуры эпохи классицизма с элементами палладианского стиля. Главное здание и декоративные строения предположительно возведены по проекту архитектора Андрея Воронихина. В числе владельцев Братцево с XVII векафигурировали представители родов Зубовых, Хитрово, Нарышкиных, Строгановых, Апраксиных и Щербатовых[1]. Архитектурному ансамблю присвоен статус объекта культурного наследия России[2] .
Располагается имение ныне в муниципальном парке, где нас встречали у ворот дома прислуги, легко заселенные в СССР коммуналками. Длинная липовая аллея вела в скромному домику в 2 этажа с пристройками. Все желтенькое. Как и в Середняково рядом с домом были белые шатры для фуршетов богатых компаний с пафосным названием «Строгановская усадьба».
Тут тоже все говорило о былом величии предков и было сдано в беспощадную аренду под ресторан и номера отеля. Даже без музея. Чего зря площади то изводить. Шустрых потомков дворян не нашлось и всем заправляли потомки шустрого управляющего из 90-ых гг.
Пока нам рассказывали о величии родов былых собственников, я обратил внимание на странную фигуру в сотне метров, сидящую прямо на снегу под большим деревом. Почувствовав креатив и тайну, я, крадучесь, с ружьем-фотомыльницей подкрался со спины и был награжден – это был настоящий Ван Гог ! Такой же оборванный, безобразный, старый и маниакально пишущий картину маслом как нищий художник на какой то картонке с помойки, но настоящими масляными красками, расположенными между его ног прямо на земле. Сидя на покрытой тонким слоем снега листве, он лихорадочно рисовал древний деревянный усадебный дом в парке, такой же старый и обшарпанный как он сам.
На мои фотографирование и вопросы не обращал внимание – он весь был в божественном процессе поглощения в себя того, что никто не видел – красоты мира и отражения ее на жалкой картонке. Как и Ван Гог, он навряд ли при жизни продал хоть одну картину. Ну кто станет покупать у оборванного неряшливого старика с безумным взглядом и видом бомжа ? И у него наверняка не было опытного галериста-лоббиста, как брата Тео у Ван Гога. Если бы он не был явно сумасшедшим гениальным художником, то я бы поторговался и купил нетленку. Как гений у гения. Но настоящим гениям не нужны деньги – они для них как палая листва. Им нужно поглощать и отражать мир для потомков. Отражать Мир Вечности и дарить его нам в суете будней, чтобы мы вспомнили о Главном – это ли не миссия настоящих гениев ? Как я…..(шутка).
В ресторане усадьбы после лекции все поедали щи по строгановски и знаменитый бефстроганов, а я, сидя в мягком диване сочинял сей краткий отчет для вас и для Вечности.
Выйдя из ресторана, попали в мир белоснежной метели, укрывшей от нас пеленой дали с высокого обрыва старинного парка, обезображенные вдали новостройками Митина за МКАДом. МКАД шумел как океан в непогоду далеко внизу и не верилось, что именно с этого каменного крыльца худенькая невеста гусара в исполнении молодого Садальского под именем Настя пела на стихи Цветаевой о декабристах «Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса и …»
Обычно считается, что актрисы на главные роли попадают «через постель», но та актриса Ирина Мазуркевич удачно попала на главную роль именно по своему обратному свойству – она так смущенно на кинопробах раздевалась в эпизоде с домогательствами Басилашвили в образе царского жандарма, что Э.Рязанов выбрал ее из многих как чистую душой. Все остальные, включая Таню Догилеву, раздевались ка кинопробах как профессионалки и готовы были на все как девицы с низкой социальной ответственностью.
В усадьбе Братцево помимо кинохита «О бедном гусаре замолвите слово» снимались фильмы «Отцы и дети», «Барышня-крестьянка», «Бедная Настя», «Ивановь» и конечно же вездесущие «Записки экспедитора Тайной канцелярии».
Да и много еще чего. Захотите посетить и иные места киносъемок в усадьбах – читайте по ссылки куда поехать Подмосковные усадьбы в кинематографе
https://raven-yellow.livejournal.com/30166.html
По пути к ротонде в дальнем углу парка, рискуя пасть на скользком пути обледенелых дорожек, я не утерпел и изложил все таки женщине-гиду, осудившей новую трактовку декабристов в кино «Союз спасения», очевидные факты о нашем буйном народе, который при ослаблении монархии начинает разносить Россию в клочья – в конце 19 века массовым террором госслужащих, потом братоубийственными войнами начала 20 века и в конце 20 века. Как в России начинается демократия и власть слабеет – часть россиян кидаются в челноки-мешочники, часть сбиваются в бандитствующие банды, третьи приватизируют на себя любимых все что только можно, а четвертая часть из терпил обалдевает от трех первых частей народа и тихо вымирает, спиваясь и от болезней. Разве это не правда ? Победили бы декабристы в 1825 и разобрали бы дворянские элиты Россию на дворянские княжества как в Средние века или как после распада СССР. Экскурсовод согласилась с фактами буйной истории: критерий то истины — практика. А вы согласные ?
Последним пунктом осмотра был старинный Храм в километре от главного дома, основанный царем Алексеем Михайловичем в 16…каком то году на том же высоком берегу над МКАДом, где покоились великие и Римский –Корсаков в т.ч. Путь к Храму шел по тихой тупиковой улочке среди коттеджей современных «дворян».
О чудодейственной иконе «Неупиваемая чаша» того Храма вспомнил, когда после дня экскурсий по усадьбам великих уезжал глубоким вечером после застолья у родных с обильными возлияниями. К своему удивлению был абсолютно трезв после нескольких часов пьянства. Вот что чудотворная икона делает !
Эта статья написана для того, чтобы продемонстрировать вам элементы нашей программы написания истории России в историях россиян «Живая память малой Родины» в действии.
Посмотрите ее возможности на сайте WWW.RODINA-RF.RU
Программа имеет решение тех задач, что люди ищут в интернете набирая слова саморазвитие, личностный рост, психология, знакомства, туризм, путешествия, литература, творчество, общение, творческий рост, личностный рост, отдых, память
связи, как научиться знакомиться, знакомства для брака, знакомства для общения, знакомства для семьи, как создать семью, семейные истории, семейные проблемы, знакомства для отдыха, проблемы психологии, психологическая помощь, интересная психология, психология успеха, литература, как научиться писать, литературное творчество, как стать писателем, как стать блогером, написать историю семьи, общение, клубы общения, как найти друзей, как научиться общаться, родословная, биография, род, генеалогия, краеведение, землячества, малая Родина, Родина, память, как развивать память, как использовать память, как превратить память в развитие, как укрепить память, живая память, связи, полезные связи, как создавать связи.
Мы решаем перечисленные задачи передачей успешных практик в этой области и развитием человека на основании его Памяти как главного ресурса в саморазвитии и установлении полезных связей для успеха.
Эта статья написана для людей, стремящихся к самореализации и успеху, кого интересует личностный рост, психология, знакомства с интересными людьми, туризм, путешествия, литература, творчество, активное общение, творческий, личностный рост, качественный отдых, развить память, получить полезные связи. Подробности на сайте программы творческого развития на основании своей памяти «Живая память малой Родины» — WWW.RODINA-RF.RU
Свидетельство о публикации №224012101810
с Богом!
Локсий Ганглери 24.01.2024 16:57 Заявить о нарушении