Экзистенциализм Жан-Поля Сартра, Барков-Борцов

               
«Экзистенциализм, как гуманизм, и понятие абсурда у французских философов  Жан-Поля Сартра и  Альбера Камю»
               
               

               
               
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
Краткая автобиографическая справка о философах…………………………….3
Часть 1: Книга Сартра "Экзистенциализм - это гуманизм"..….........................4
Упреки против экзистенциализма и предварительные ответы Сартра……...5
Квиетизм……………………………………………………………………………….5
Пессимизм…………………………………………………………………………….5
Субъективизм…………………………………………………………………………6
Ключевая экзистенциалистская терминология……………………………..…..7
Страдание и  управление своим  поведением……………………………………7
О гуманизме…………………………………………………………………………..8
Смысл экзистенциального гуманизма ……………………………………………8
Часть 2: Альбер Камю, Сартр и понятие абсурда…………………………………9
Влияние Ницше на Камю …………………………………………………………...9
Существование, сущность, свобода и абсурд – у Сартра и Камю……………….9
Гуманизм и трактовка экзистенциального абсурда Сартра и Камю………….13
Ссылки…………………………………………………………………………………14
Литература……………………………………………………………………………..15


Введение
Краткая  справка о философах
 Реферат посвящен некоторым актуальным вопросам французского экзитенциализма, которые развивали в своих сочинениях философы писатели  Ж.П.Сартр и А.Камю  в 40-х и 70-х годах 20 века.
Экзистенциализм –направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Ж.П.Сартр и А.Камю будучи не только философами, но и писателями, воплощали свои философские идеи в художественных произведениях – романах, повестях, пьесах и т.д. Но в большей степени его популярности способствовала сама тема исследования – проблема человека. Мы знаем, что эту проблему ставили многие философы, но экзистенциалисты подходят к её решению совершенно по-новому. В центре внимания этих философов – проблема существования человека, его внутреннего мира, его переживаний, страхов и забот.
Одним из главных программных заявлений атеистического французского экзитенциализма является следующее:  объектом исследования философов должны быть ценность человеческой жизни, смысл существования, свобода человека, его одиночество.
 Французские писатели Ж.П.Сартр и А.Камю оказали сильное  влияние на современную  европейскую мысль и явились, в частности,  основателями бунтарского отношения к действительности. Они шли в разрез с установившимися законами послевоенного  буржуазного общества. Они шли в разрез с непоколебимыми основами идеологии, морали, этики,  лежащими на базисе классической немецкой философии Гегеля и Канта.  Авангардистские идеи Сартра и Камю были вызваны революциями и войнами в Европе, кризисами общества,   послевоенным распадом колониальной системы  и отражали движения мысли народных масс в борьбе за существование.  Молодежный студенческий Французский бунт 1968 года был неким воплощением идей и отражением взглядов философов экзистенциалистов. Они рассматривали вопрос о насильственном движении общества  к свободе. Жан-Поль Сартр в поиске ответов на вызовы жизни объездил много стан и общался с различными представителями современности.
О кубинском революционере Че Гевара Жан-Поль Сартр сказал: “Он не только интеллектуал, он наиболее совершенный человек нашего времени”. Сартр и его спутница жизни Бовуар в 1960 м встречались с на Кубе с революционером, и Сартр  написал так об этом: "Я услышал, как за мной затворилась дверь, и вмиг с меня сошла вся усталость, я утратил чувство времени. В этот кабинет ночь не заглядывает. Эти люди, лучшие из них, ощущают сон не как естественную потребность, а как досужую привычку, из плена которой они вырвались”. В конце 60-х  Сартр по-прежнему оставался одним из любимых авторов молодых нонконформистов.
Альберта Камю называли «совестью» Запада. Популярность ему принесли первые романы и пьесы «Чума» (1947г.), «Осадное положение» и «Праведники». Он, как и Сартр,  был кумиром поколения, и вдохновителем «французской весны 68-го». В этот период в его творчестве центральной темой являлась тема бунта против мирового буржуазного порядка и мироустройства. В своих публикациях Камю от идей нигилизма приходит к универсальным человеческим ценностям.    
В первой части данного реферата описываются основные положения философии   экзитенциализма, разработанные в работе Сартра "Экзистенциализм - это гуманизм", которая была опубликована в 1945 г. В другой части реферата проведено сравнение    отношения  к понятию абсурда Сартра и Камю.   
Часть 1: Книга Сартра "Экзистенциализм - это гуманизм"
"Экзистенциализм - это гуманизм" есть канонический пример философии Сартра, оно занимает решающее место в социологии. Он решил представить текст в форме обращения к публики. Текст был опубликован в 1946 году и стал первым послевоенным международным философским событием. Этот новаторский и международный характер стал явным после  ответа  Хайдеггера в "Письме о гуманизме" на публикацию Сартра в том же году.
Гротеск философии по  Ницше и   обращение к декартовскому «Я мыслю»
Обращение к Декарту, напоминает Сартр, состоит в том, чтобы позаботится о человеческом достоинстве, уверенности и оптимизме. Распространение философии часто чревато непониманием, поскольку она, как пишет Ницше, бродит по земле в виде внушающего страх гротеска. Текст Сартра подвержен двусмысленности в отношении к Декарту. Речь, конечно, идет о взаимоотношениях между абсолютной определенностью "Я думаю" и его фундаментальными отношениями с публичной  человеческой реальностью. Вопрос в том, как мы должны читать эту "диалектику" или, возможно, тождество между "Я мыслю" и человеческим Dasein.
Сартр опирается на идею "достоинства" Декарта, а  Хайдеггер  его критикует
Хайдеггер  подвергает критике Сартра - не говоря уже о своей собственной радикальной критике Декарта в книге Хайдеггера "Декарт".  Критика Декарта в "Бытии и времени" (якобы основополагающем тексте для сартровской картезианской точки отсчета) не дает нам никакого подлинного доступа к конечному человеческому Я, поскольку это Я изначально находится в мире, в мире, который де-факто исключает картезианское "я мыслю".
Вопрос достоинства
"Я мыслю", используемое, как философом Гуссерлем1, так и Сартром, влечет за собой нечто большее, чем просто дух вопрошания Декарта, но явно является предметом содержания  с парадоксами и историческим багажом. Сартр говорил, что его волнует вопрос достоинства. Однако не является ли сартровское  достоинство актом выведения человека за скобки мира или  актом субъективного насилия?
Существование предшествует сущности
Можно поставить вопрос: является ли представление о том, что существование предшествует сущности тем же самым, что и начало субъективного? 
Упреки против экзистенциализма Сартра и его ответы оппонентам
 Сартр, новый Катон (Марк По;рций Като;н — древнеримский политик и писатель, известный как новатор римской литературы и консервативный борец против пороков и роскоши), использует риторику, чтобы выступить перед публикой на собрании вечером 1946 года. Сартр начинает с перечисления обвинений, в которых его упрекали оппоненты:
1. Квиетизм, созерцательность, неспособность к действию (оппонент коммунист).
2. Пессимизм, без "надежды" (оппонент христианин).
3. Субъективизм, поскольку он основан на картезианском Cogito, или "я мыслю" (оппоненты коммунист и христианин).
4. Волюнтаризм, следствие субъективизма; отсутствие моральной объективности (оппоненты христианские философы и платонисты, такие как Айрис Мердок13).
В тексте Сартр начинает давать ответы на обвинения.
Экзистенциализм или как гуманизм, делает человеческую жизнь возможной
1) Квиетизм
Квиети;зм — мистико-аскетическое движение в католицизме XVI—XVIII веков. Одной из определяющих черт квиетизма является акцент на неактивном, «принимательном» состоянии души в деле мистического единения с Богом. Главной особенностью квиетизма является акцент на «приимательном», не-активном (или, как чаще всего говорят, «пассивном») состоянии души. Любая деятельность человека в духовном отношении (аскетические действия, борьба со страстями, участие в церковных чинах и т. д.) является лишь подготовительной.
Что касается первого упрека, Сартр характеризует экзистенциализм как гуманизм, поскольку он делает человеческую жизнь возможной. Поэтому он не является квиетизмом, но является доктриной, в которой истина и действие имеют среду и человеческую субъективность.
Возможность выбора
2) Пессимизм - Он возражает против характеристики экзистенциализма, как темного, мрачного или, как учения, одержимого уродливым или злом. Сартр заявляет, что экзистенциализм не является пессимистичным, а скорее, по существу, оптимистичен, поскольку "он сталкивает человека с возможностью выбора"(EH, стр. 2).
Возможность выбора по Сартру
Сущность предшествует существованию
3) Субъективизм - Сартр утверждает, что экзистенциализм характеризуется фразой "существование приходит раньше сущности" - и продолжает: " мы должны начать с субъективного" (EH, стр. 3).
Сартр отличает экзистенциализм от производства, в котором сущность предшествует существованию, как в случае с производством объекта по формуле или технике.
Он сравнивает такую изначальную сущность с понятием Бога, как творца.
Сартр заявляет, что Бог создает человека в соответствии с процедурой и концепцией, точно так же, как ремесленник изготавливает нож для бумаги, следуя определению и формуле. Каждый индивидуальный человек является реализацией определенной концепции, которая живет в божественном понимании. (EH, стр. 3).
 Но простое отсутствие Бога в таком сценарии приводит к растворению предсуществующей сущности, как в случае с понятием человеческой природы универсальной концепции "человечества".
Сартр идёт дальше кантовского утверждения, что все разумные существа, по сути, одинаковы.  Сартр заявляет, что атеистический экзистенциализм отличается от предыдущих концепций атеизма. Отличается тем, что при отсутствии Бога человек является существом, существование которого предшествует его сущности, который существует до того, как существует "какое-либо представление о нем" (EH, стр. 4). Это сартровское утверждение также можно сравнить с эстетическим суждением Канта.
Что мы имеем в виду, говоря, что существование предшествует сущности?
Мы имеем в виду, что человек прежде всего существует, встречает себя, врывается в мир и определяет себя. Если человек, каким его видит экзистенциалист, не поддается определению,  то это потому что вначале он есть.
Он не будет ничем до тех пор, пока не придет время, и тогда он будет тем, что он сам из себя делает.
 Таким образом, человеческой природы не существует, потому что не существует Бога, чтобы иметь представление о ней. Человек просто есть. Не то чтобы он был просто тем, чем он  есть то, что он желает, и как он себя представляет после того, как уже существующего - таким, каким он желает быть. Человек есть не что иное, как то, что он делает из себя.
Это первый принцип экзистенциализма. И это то, что люди называют его "субъективностью", используя это слово как упрек в наш адрес". (EH, стр. 4).
Принцип субъективности, заявляет Сартр, отнюдь не уклоняясь от смысла существования вечных законов и заповедей Бога, является тем, что изначально придает человеку его достоинство - по сравнению с простым объектом.
 Человек, живущий своей субъективной жизнью, проецирует себя в будущее, он/она является этой проекцией целей, и "до этой проекции "я" ничего не существует"(EH, стр. 4).  Действительно, не только существование предшествует сущности, но и ничто не предшествует существованию, и именно через проекцию достигается само существование. И именно на этой временной, ситуативной основе, человек обретет свою сущность через реализацию своих целей.
Исходя из этого первого принципа экзистенциализма, согласно которому человек делает себя сам или себя, Сартр далее утверждает, что первым следствием этого спонтанного решения является то, что человек несет "ответственность за то, что он есть". (EH, стр. 4) Но это не узкий субъективизм простого эго, поскольку Сартр утверждает, что когда я несу ответственность за свое собственное "я", это означает, что я несу ответственность ответственен за всех людей. Таким образом, он переходит к прояснению смысла термина "субъективизм" с намерением подорвать третий упрек против экзистенциализма.
О  свободе индивидуального субъекта
Сартр утверждает, что под субъективизмом он подразумевает не просто "свободу индивидуального субъекта, но то, что человек не может выйти за пределы ситуации человеческой субъективности как таковой" (EH, стр. 4) . Субъективизм не означает, что каждый из нас волен выбирать по своему капризу все, что ему заблагорассудится. Сартр утверждает: "Создавая себя, я  делаю человека", а индивидуальный выбор подразумевает моральную необходимость для остального человечества.
Понятие Ницше о "смерти Бога
В субъективизме Сартр опирается на понятие Ницше о "смерти Бога", которая каким-то образом стирает все с лица земли. Но здесь Хайдеггер упрекает Сартра в нелогичности.
Суть критики Хайдеггера в адрес Сартра. Действительно, если человеческая субъективность абсолютно свободна, и ее существование  предшествует ее сущности, то как мы должны ориентироваться и поддерживать человеческую субъективность по отношению к жизненному миру и по отношению к  прошлым действиям?  Будущее, с точки зрения Сартра, не определено, но не забывает ли он о конкретном прошлом человеческой субъективности, в котором мы живем? Или же он прекрасно понимает, что делает, как разрушитель старого закона?
Ключевая экзистенциалистская терминология
Сартр дает определения нескольким ключевым экзистенциалистским терминам, таким,  как страдание, покинутость и отчаяние.
Страдание и  управление своим  поведением
Человечество испытывает страдания, поскольку, согласно интерпретации экзистенциализма Сартра, он/она является законодателем человечества в целом. Индивид испытывает страдания, поскольку "в такой момент человек не может освободиться от чувства полной и глубокой ответственности". (EH, стр. 5)
 Мой выбор никогда не может быть только для меня одного, но всегда будет примером, который будет проецироваться, как универсальный закон. Кроме того, Сартр утверждает, что, хотя я никогда не могу знать, что я прав (с точки зрения любых позитивистских критериев), я обязан выбирать и совершать действия, которые будут примером для других - а другие наблюдают (Лакановская "Стадия зеркала")14.
Сартр утверждает (в смысле, который звучит не только похоже на бретоновскую "Надю"11 , но и на паноптицизм Фуко в "Дисциплине и наказании" 12), "Все происходит с каждым человеком так, как будто, как если бы весь род человеческий смотрел на то, что он делает, и регулировал свое поведение соответственно". (EH, стр. 6).
 Злость, таким образом, возникает из-за того, что мы принимаем последствия нашей свободы, от того, что мы осуждены быть свободными, обязаны выбирать и своим выбором быть примером для других, которые поймут то, что мы что мы ценим после нашего выбора в пользу одной из множества возможностей.



О гуманизме
Сартр утверждает, что гуманизм имеет два различных значения. С одной стороны, есть гуманизм как теория человека как "самоцели и высшей ценности". (EH , стр. 18) Это гуманизм родового человечества, значение которого считается фиксированным, и которое является общим понятием (сущностью), из которого конкретные люди являются производными экзистенциями.
Это похоже на пример производства, в котором сущность предшествует существованию. Однако, как утверждает Сартр, человечество не является конечным, поскольку само находится постоянно в состоянии переизобретения и самодостижения (самореализации). В этом смысле гуманизм - это идеология, которая больше не позволит человечеству преодолеть себя  (Ницше).
Смысл экзистенциального гуманизма касается человечества как самопревосходящего, самосозидающего, человечества более глубокой человеческой субъективности. Сартр заявляет, вторя Ницше3 и Хайдеггеру5: "Человек все время находится вне себя: именно в том, чтобы проецируя и теряя себя вне себя, он делает человека существующим; и, с  другой стороны, именно преследуя трансцендентные цели, он сам способен существовать" (EH, стр.18). Не существует выхода из состояния человеческой вселенной; но, тем не менее, то что мы есть, и то, чем мы можем стать, не ограничено.
Нет никакой человеческой природы, никакой сущности до нашего существования. До нашего существования нет ничего существует, и наша единственная сущность происходит из наших собственных обязательств, наших собственных действий, нашего собственного изобретения себя - другими словами, из нашей собственной свободы. И именно в этом смысле Сартр отвечает христианину и коммунисту утверждением, что не Бог или Революция дают нам основания для надежды - но просто наша собственная неумолимая свобода, которая просто призывает нас пробудиться к истине нашей бездонной судьбы.
Часть 2: Альбер Камю, Сартр и понятие абсурда
 Один преподаватель философии причислил Камю  к последователям Жан-Поля Сартра, лидера экзистенциализма во Франции. Такое отношение к автору "L'Etranger" часто оправдывалось товариществом (не доходящим до дружбы), которое некоторое время связывало этих двух людей. Действительно, об их разрыве было известно всем. Иногда, чтобы сохранить экзистенциализм в человеке из Алжира Камю и отделить его от парижского философа Сартра, предлагали два "экзистенциальных" источника, вдохновивших каждого из них. Паскаль6 , Кьеркегор2 и Ницше3 , как говорят, сформировали мышление Камю, а Сартр, как говорят, испытал влияние Гегеля4 , Хайдеггера5 и Гуссерля1. Часто  Камю считают продолжателем учения Сартра об экзистенциализме.
Иногда, несмотря на громкий разрыв, многие  продолжали искать сходство между двумя философами: в жизни и творчестве обоих, в  написание философских текстов. Их сближало стремление  раскрыть свои мысли в литературных и театральных текстах, и политическая ангажированность... Хотя в последствии философы стали врагами. Источником ссоры Камю и Сартра были  их разные политические позиции, которые оба философа занимали в отношении к сталинскому социализму и к ведению Францией войны в Алжире. Поскольку "экзистенциализм" интересуется жизнью людей, необходимо искать в их биографии причину разрыва между алжирцем Камю по происхождению и парижанином Сартром.
Остановимся в их трудах на  характерные для философского течения термины, такие как "существование" и  "абсурд". И сделаем попытку сравнить Камю и Сартра по их осмыслению этих терминов.
Влияние Ницше на Камю
На жизнь и творчество Камю оказал сильное влияние Ницше. После аварии, в результате которой философ погиб в Алжире, при Камю были найдены две книги: автобиографическая, которую он писал, и "Gai Savoir" немецкого философа Ницше. 
Известно, что Ницше изучал, а затем преподавал филологию7., и это повлияло на его философскую мысль. В книге "По ту сторону добра и зла" Ницше пишет: "Слова - это звуковые знаки, обозначающие понятия; но понятия - это более или менее определенные изобразительные знаки, обозначающие часто повторяющиеся и связанные ощущения, обозначающие группы ощущений..." (Афоризм 268, с. 3).
 Существование, сущность, свобода и абсурд – у Сартра и Камю
Среди важных понятий Сартра можно перечислить следующие слова: существование, сущность, свобода и абсурд. Эти термины противоположны друг другу и делают друг друга понятными. Первый указывает на жизнь или некую условную жизнь, то есть случайную, лишенную всякого смысла и оправдания. Неудивительно, что она вызывает "тошноту" у главного героя этого романа. Сущность придает смысл жизни, ее обоснование обязательно вытекает из человеческих поступков.   
Камю использует этот термин в трех различных значениях. Во-первых, как синоним слов "есть", "быть там": "...есть предел, за который вы не выйдете. В общем, это "нет" (восставшего человека) утверждает существование границы" (L'homme r;volt;, стр.27).
"Коммунизм как реальное присвоение человеческой сущности человеком и для человека, как возвращение человека к самому себе в качестве социального человека (...) этот коммунизм совпадает с гуманизмом. Он является истинным завершением ссоры между человеком и природой, между человеком и человеком... между сущностью и существованием, между объективацией и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. (L'homme r;volt;, стр.263).
 Наконец, как синоним "жизни": "В декабрьских родах 1876 года (в "Одержимых") Достоевский , по сути, представляет себе рассуждения о "логическом самоубийстве". Убедившись, что человеческое существование - совершенный абсурд для тех, кто не верит в бессмертие, отчаявшийся человек приходит к выводам...." (Миф о Сизифе. Эссе об абсурде; стр.142) "...о существовании хозяина, против которого он восстал". "Поэтому Достоевский не отрицает абсолютно существование Бога".
Камю использует слово "существование" в первом значении, как и большинство французов. Он использует этот термин и в другом значении, противопоставляя, как и Сартр, существование сущности.
Что касается использования слова в третьем значении, то Камю, похоже, цитирует Достоевского. Но в этой цитате слишком много новой терминологии автора "Мифа о Сизифе". Например, термины "существование" или "абсурд". Из этих значений существования, используемых Камю, третье появляется чаще всего. И именно в этом смысле философ использует его в "Мифе о Сизифе", где он часто заменяет его словом "жизнь". Подобно Сартру, который определяет слова с помощью оппозиции (существование - сущность), Камю редко говорит об изолированных словах; он тоже противопоставляет термины, чтобы лучше их определить. Таким образом, "существование" сопровождается "самоубийством" или, чаще всего, "жизнь" противопоставляется "смерти".
Абсурд по Сартру
Абсурд, по Сартру, часто сопровождает "существование" в контексте негативного значения:... нет ничего, ничего, никакой причины для существования. (Тошнота, с.160) - То, что я постигаю, - это случайность существования, лишенного причины и необходимости, никогда не имеющего в самом себе причины для существования. (Бытие и ничто) Существовать - значит быть там, в абсурдной и случайной вселенной (Тошнота, с.187)
 Абсурд, как и случайность, отсутствие необходимости и причины для существования, характеризуют существование, по Сартру. В этом контексте термин "абсурд", которому автор "Тошноты" и "Бытия и ничто" не дает определения, может означать "то, что иррационально", но, возможно, больше "то, что лишено всякого смысла". В последнем смысле это буквально синоним слова "бессмыслица". Камю иногда использует этот термин точно так же.
Абсурд по Камю
Но в большинстве случаев писатель и эссеист использует его в очень точном смысле, который он старается определить на протяжении всего творчества и в своем  "Эссе об абсурде". Он утверждает, что понятие абсурда отнюдь не лишено всякого смысла, оно имеет столь значительный вес, что составляет суть его мысли.
В своем первом философском эссе он пишет: «Мой рассудок хочет быть верным доказательствам, которые его пробудили. Это доказательство - абсурд. Это развод между духом, который желает, и миром, который разочаровывает, стремление к единству, эта разрозненная вселенная и противоречие, которое связывает их вместе» (Миф о Сизифе, стр.7).
 Абсурд - это, по сути, развод. Он не находится ни в одном, ни в другом из сравниваемых элементов. Она рождается из их противостояния. Таким образом, абсурд - это противоречие, одновременное присутствие противоположностей, которые ничто не может разделить.
Многие читатели и критики Камю, обнаружив первую абсурдную пару, указанную философом: жизнь и смерть, любят цитировать одно из его предложений, которое также определяет абсурд: "Абсурд рождается из противостояния между человеческим зовом и неразумным молчанием мира" (Миф о Сизифе).  Это предложение говорит об ожиданиях смертного человека и отсутствии реакции вечного мира; о рациональности человека и нерациональности природы. Однако в "Трагедии абсурда" Камю не довольствуется этим противостоянием. Он смывает ее в столкновении человека с Другим.
Косвенно цитируя Сартра, он говорит о "тошноте", которую испытывает человек, воспринимающий Другого как нечто "механическое", как объект, лишенный жизни и сознания. Люди также выделяют нечеловеческое. В определенные часы ясности механический характер их жестов, их пантомима, лишенная смысла, делает все вокруг глупым.
«Человек говорит по телефону за стеклянной перегородкой; вы не слышите его, но видите его бессмысленную мимику: вы задаетесь вопросом, зачем он живет. Это беспокойство перед бесчеловечностью самого человека, это неисчислимое падение перед образом того, что мы есть, эта "тошнота", как назвал ее один современный автор, также является абсурдом. Точно так же незнакомец, который в определенные секунды встречается с нами в зеркале, знакомый и одновременно тревожный брат, которого мы находим на наших собственных фотографиях, - все это абсурд». (Миф о Сизифе, стр..30-31).
Понятие абсурда у Камю гораздо сложнее. Сартр определяет это понятие как вытекающее из его девиза "существование предшествует сущности". Поскольку человек брошен в мир, лишенный смысла, сам лишенный сущности и атрибутов, он может и должен определить себя. Он может это сделать, свободно делая выбор, который предлагают ему ситуации, в которых он оказывается. Его выбор и следующие за ним действия определяют его, не замораживая его: появятся другие варианты выбора и действия, которые будут его характеризовать.
Не следует забывать, что человек всегда будет нести ответственность за свой выбор и свои свободно совершенные поступки.
 Для Камю свобода выражается прежде всего только духовно, через бунт, который также абсурден в той мере, в какой он выступает против определенного, конечного,  включая смерть, но с осознанием того, что они необходимы и неотделимы от бесконечного и жизни, как тень и свет.
Что означает жизнь в такой вселенной?
Вера в абсурд равнозначна замене качества переживаний количеством. (...) Настоящее и череда представлений перед непрерывно сознающей душой - вот идеал абсурдного человека. (Миф о Сизифе, стр.78-89) Бунт, предложенный Камю, дает заметное преимущество. Если бы каждый из мужчин восстал, все они могли бы найти друг друга и объединиться. Они преодолеют свою странность и одиночество. Именно поэтому писатель пишет в конце своего короткого рассказа Jonas ou l'artiste au travail: "solitaire solidaire".
Вот почему эссеист пишет в L'Homme r;volt;: "Я восстаю, следовательно, мы есть" (стр. 38) Камю прекрасно понимает, что нельзя восстать действием против абсурдного состояния. Очевидно, что можно выступать против самоубийства. Именно это он делает в "Мифе о Сизифе". Более того, он протестует против любой смерти, придуманной и подаренной человеком. Неудивительно, что он выступает против смертной казни. Не удивительно и то, что он выступает против войн.
 Наконец, неудивительно, что он осуждает смертные приговоры, вынесенные во имя идеала. Сравнение значений, подразумеваемых в терминах: существование, абсурд и свобода, ясно показывает различия между Камю и Сартром.
Критика Камю и сравнение с Сартром
Современный критик Камю  француз  Аделино Браза, утверждает, что Камю можно считать экзистенциалистом, но что он черпал его из других источников, чем Сартр. Тезис Браза приковывает внимание, потому что он строит его вокруг понятия абсурда, которое одновременно объединяет и разделяет двух философов. Они оба, Камю и Сартр, начинают с этого понятия, но один (Сартр) устраняет его, а другой (Камю) сохраняет его до конца своей теории и литературного творчества.
Сартр  отказался бы от одного из двух терминов, входящих в "абсурд", и тем самым освободился бы от противоречия, которое не исчезает во втором. Камю  говорил о "разрыве" в понятии абсурда. С другой стороны, известна дискуссия между алжирским философом Камю и рядом мыслителей и писателей.  Многие из них, как правило, были религиозными. Такими же, как Кьеркегор, Л. Шестов7 ,  Достоевский или Ален8 , которые исходили бы из устранения абсурда. "Нет солнца без тени, и надо знать ночь", ("Миф о Сизифе", с.167).
Фокус внимания  на понятии абсурд обусловлен тем, что  это понятие позволяет нам лучше определить различия между Камю и Сартром.
Лучше было бы сосредоточиться на значении, которое каждый из двух философов приписывает понятию абсурда, поскольку они далеко не всегда согласны друг с другом.
Для Сартра это понятие заменяет "бессмыслицу", отсутствие какого-либо смысла, которое характеризует, по его мнению, жизнь до вмешательства человека. Существование не состоит из противоречий. Однако это противоречие заключено в абсурде, как его понимает Камю, и приписывает его жизни. С самого начала своих размышлений о бытии Сартр, в отличие от Камю, почти не рассматривает его с точки зрения парадокса.
Из этого различия можно перечислить другие:
Абсурд для Сартра - синоним бессмыслицы,  для  Камю абсудд  - синоним противоречия, которое имеет смысл;
Человек рационален для одного, абсурден для другого.Человек свободен, говорит Сартр.
Свобода человека выражается только в бунте, который также абсурден, и поэтому бессилен, заключает Камю. Человек должен придать смысл жизни и своей жизни, делая выбор и действуя, согласно Сартра. Человек должен накапливать как можно больше опыта, чтобы жить лучше, согласно Камю. Во времени Человек обращен в будущее, согласно Сартра. Человек отказывается от будущего и живет в настоящем, согласно Камю. Эти различия отделяют философа из Алжира от философа из Парижа.
Эти различия отделяют алжирского философа от парижского философа, не только от человека, но и от философии, лидером которой является парижанин.
Перефразируя его категоризацию писателей, можно сказать: "Таким образом, с нами говорит не абсурдистский романист, а экзистенциальный романист. (Миф о Сизифе, стр.150.)
 Поэтому можно заключить, что Альбер Камю - не экзистенциалист, а философ и писатель абсурда.
Гуманизм и трактовка экзистенциального абсурда Сартра и Камю
Сартр проповедует  атеистический  экзистенциализм, как форму существования человека в окружающем его мире. С одной стороны, гуманизм есть теория человека, как "самоцель и высшая ценность". Этот гуманизм родового человечества, значение которого считается фиксированным, и которое является общим понятием или сущностью. Из этого конкретные люди являются производными экзистенциями, то есть людьми в большом смысле.
Смысл экзистенциального гуманизма, с другой стороны, касается человечества, как самопревосходящего, самосозидающего человечества более глубокой человеческой субъективности.
Не существует выхода из состояния человеческой вселенной. Однако  то, что мы есть, и то, чем мы можем стать, не ограничено.
Нет никакой человеческой природы, никакой сущности до нашего существования. Сартр утверждает, что до нашего существования нет ничего существовала, и наша единственная сущность происходит из наших собственных обязательств, наших собственных действий, нашего собственного изобретения себя - другими словами, из нашей собственной свободы.
И именно в этом смысле Сартр отвечает христианину и коммунисту утверждением, что не Бог или Революция даёт нам основания для надежды. Но просто наша собственная неумолимая свобода, которая просто призывает нас пробудиться к истине нашей бездонной судьбы.
Можно констатировать, что понятие абсурда есть как у Сартра, и Камю. Эти понятия сближают этих философов. Сартр понимает абсурд как осознание иррациональности и бессмысленности существования. Именно в таком ключе он рассматривает проблему абсурдности в своих произведениях.
От осознания абсурдности существования, от глубочайшего разлада с миром мучается и Антуан Рокантен в «Тошноте». В прошлом у героя произведения было множество событий – и интересная работа, и путешествия, и большая любовь к женщине.
У Камю понимание абсурда несколько другое. Он оперирует этим понятием на протяжении всего творчества. От философского цикла об абсурде Камю плавно переходит к идеи бунта.   В своём эссе «Бун¬тующий человек», (1951 г.) он анализирует метафизическое и историческое развитие восстания и революции в обществах. Здесь Камю переходит от обсуждения абсурда (развитого в романе «Миф о Сизифе»), переходя от проблем самоубийства и абсурда к проблемам убийства и бунта в эссе «Бунтующий человек». От рефлексии над индивидуальным опытом абсурда к осмыслению коллективного опыта бунта. Камю корректирует и адаптирует  элементы под своё искусство абсурда и, позже, бунта.
Из логики абсурдизма, в свою очередь, следует, что жизнь является общечеловеческим благом. С другой стороны, абсурд изначально противоречив, поскольку, стремясь сохранить жизнь, он базируется на отрицании ценностных суждений, а жизнь и есть ценностное суждение. абсурд является философией бессмыслицы, но пытается наделить себя смыслом.
Хотя  Сартр устраняет абсурд и призывает жить, а Камю сохраняет его до конца своих теоретических исследований. И в эссе «Бун¬тующий человек» после рассмотрения и анализа бунта и революций, приходит к заключению об их абсурдности. Камю пишет: «вместо того чтобы убивать и умирать ради того, чтобы стать другими, лучше жить и давать жизнь ради сотворения того, что мы есть».
Ссылки в тексте:
1 Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938), философ и логик, австриец по происхождению, затем пруссак, основатель феноменологии, оказавший большое влияние на всю философию ХХ века.
2 Сорен Кьеркегор (1813 - 1855) в Копенгагене, датский писатель, поэт, теолог и философ, чьи работы считаются ранней формой экзистенциализма.
3 Фридрих Ницше, немецкий филолог, философ, поэт и пианист, (1844 - 1900)
4 Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 1831), немецкий философ. Его работы, последовавшие за работами Эммануила Канта, относятся к немецкому идеализму и оказали решающее влияние на всю современную философию.
5 Мартин Хайдеггер (1889-1976), немецкий философ. Его работы, после работ Эммануила Канта, относятся к немецкому идеализму и оказали решающее влияние на всю современную философию.Его влияние на французскую философию было особенно значительным. В частности, это влияние оказали философы Жан-Поль Сартр, Жан Бофре, Эмманюэль Левинас, Жак Деррида, Морис Мерло-Понти и даже Мишель Фуко.
6 Блез Паскаль (1623 -1662), французский математик, физик, изобретатель, философ, моралист и теолог.
7  Шестов (1866 - 1938), русский юрист, писатель и философ.
8  Ален (1868 - 1951), философ, который, очевидно, оставил религию, но был очарован некоторыми ее элементами (например, Апокалипсисом).
9  Ханна Арендт (1906 – 1975) - немецко-американский философ, политический теоретик и историк, основоположница теории тоталитаризма.
10  Симо;на де Бовуа;р (1908 – 1986)-спутница Ж.- П. Сартр, французкий философ и писательница, представительница экзистенциальной философии, идеолог феминистского движения.
11  Надя (1928), вторая книга, опубликованная Андре Бретоном, является одним из знаковых произведений французского сюрреалистического движения. Она начинается с вопроса "Кто я?". Он основан на реальных отношениях Бретона с молодой женщиной Надей (на самом деле Леоной Камиллой Гислен Делакур, 1902-1941) в течение десяти дней и, как предполагается, является полуавтобиографическим описанием его отношений с пациентом Пьера Жане. Нелинейная структура книги основана на реальных событиях, отсылках к другим парижским сюрреалистам, таким как Луи Арагон, и 44 фотографиям.
12  Дисциплина и наказание: рождение тюрьмы (Французский: Surveiller et punir: Naissance de la тюрьма) - книга французского философа 1975 года Мишель Фуко. Это анализ социальных и теоретических механизмов, стоящих за изменениями, произошедшими в западном мире. пенитенциарные системы в современную эпоху на основании исторических документов из Франции. Фуко утверждает, что тюрьма не стала основной формой наказания только из-за гуманитарный проблемы реформисты. Он прослеживает культурные сдвиги, которые привели к преобладанию тюрьмы, через тело и власть. Тюрьмы используются «дисциплинами» - новыми технологическими силами, которые, по словам Фуко, также можно найти в таких местах, как школы, больницы и военные казармы.
13 Айрис Мердок (1906 – 1975) - Английская писательница и мыслительница ирландского происхождения, одна из крупнейших фигур послевоенной английской литературы. Дама-командор ордена Британской империи, лауреат Букеровской премии. 
14 Стадия зеркала — термин психоаналитической теории Жака Лакана.В первом приближении, в "стадии зеркала" Лакан пытается прояснить для себя период, предшествующий Эдиповому комплексу, то есть ответить на вопрос, что происходит в психике ребенка с самого его рождения, с момента его появления на свет
Литература:
1)EH, Ж.- П. Сартр «Экзистенциализм - это гуманизм», (Existentialism is a Humanism Jean-Paul Sartre),опубликовано 1945. Цитаты по изданию Methuen Publishing Ltd (25 апреля 1974 г.).
2) Ж.- П. Сартр «Тошнота», (La Naus;e),опубликован в 1938 г.– первый роман Ж.-П.Сартра. Роман явился своего рода подступом к созданию экзистенционалистской теории с характерными для этой философии темами одиночества, поиском абсолютной свободы и разумных оснований в хаосе абсурда. Это повествование о нескольких днях жизни Антуана Рокантена, написанное в форме дневниковых записей, пронизано острым ощущением абсурдности жизни.
3)Альбер Камю, «Миф о Сизифе» (Le mythe de sisyphe) , 1942. философское эссе , опубликованное в 1942 году. Считается программным произведением в философии абсурдизма
4) Альбер Камю «Бун¬ тующий человек»   (L'Homme r;volt;)— эссе, опубликованное в 1951 году, в котором анализируется метафизическое и историческое развитие восстания и революции в обществах.
5) Альбер Камю, «Посторонний» ( «L'Etranger»)— дебютный роман (или повесть) (1942), классическая иллюстрация идей экзистенциализма.
6)James Luchte, Jean-Paul Sartre’s Existentialism is a Humanism: A Critical Reading, 2014.
7)Suzy Sztajnberg, Existentialiste, Albert Camus, January, 2021.


Рецензии