За выпечку солдатского хлеба
Солдатский паек в годы Великой Отечественной войны включал в себя 800-900 граммов хлеба ежедневно. Задача по своевременной выпечке необходимого количества хлеба для многомиллионной действующей армии на протяжении всей войны имела большое значение. Решать эту задачу были призваны полевые хлебопекарни, имевшиеся в составе войсковых соединений Красной Армии. По штату 1942 года полевая хлебопекарня в стрелковой дивизии насчитывала 96 человек личного состава, в том числе 86 рядовых, 6 сержантов и 4 офицера.
Поощрениям военных пекарей уделялось большое значение. 8 июля 1943 года Президиум Верховного Совета СССР учредил нагрудный знак «Отличный пекарь» в качестве награды «для особо отличившихся хлебопеков Красной Армии».
Этим знаком награждались «лица рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии, систематически показывающие высокие образцы:
выпечки отличного качества хлеба, с соблюдением установленных норм припека;
быстрой постройки напольных, кирпичных печей для выпечки хлеба;
экономного расходования муки, масла и дров при выпечке хлеба;
высокой производительности труда и умелой эксплуатации полевых хлебопекарных печей;
быстрого свертывания и развертывания хлебопекарных печей;
бережного содержания хлебопекарного оборудования и имущества;
тщательной маскировки материальной части;
соблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении хлеба и соблюдения личной гигиены».
Помимо нагрудных знаков, военнослужащие, служившие в хлебопекарнях, награждались и более высокими правительственными наградами. Наиболее часто хлебопеки отмечались медалью «За боевые заслуги». Приведем пару примеров таких награждений.
Ефрейтор Екатерина Михайловна Ящихина служила в должности тестомеса фронтовой полевой хлебопекарни № 548 и за добросовестную службу вначале была отмечена знаком «Отличный пекарь». «Т. Ящихина отдает все свои силы на выпечку хлеба лучшего качества, перевыполняя военную норму выработки на 167%» - говорилось в наградном листе. Командование характеризовало девушку как одну из лучших работниц хлебопекарни, пользующуюся большим авторитетом среди личного состава, посчитав, что она «вполне достойна правительственной награды медали «За боевые заслуги».
Приказом командующего 2-го Прибалтийского фронта от 15 апреля 1945 года ефрейтор Ящихина была награждена медалью «За боевые заслуги».
Рядовой Анастасия Васильевна Гвоздева служила с октября 1943 года пекарем в 156-м полевом автохлебозаводе и к началу 1945 году уже была отмечена знаком «Отличный пекарь». В наградном листе говорилось: «Все время перевыполняет нормы выработки хлеба от 150 до 175% <…> Активно участвует в общественной и комсомольской работе».
За свою добросовестную службу рядовой Гвоздева тем же приказом, что и ефрейтор Ящихина, была награждена медалью «За боевые заслуги».
Офицеры, служившие во фронтовых пекарнях, нередко награждались и боевыми орденами.
Например, техник-интендант 1 ранга Александр Павлович Клеттер служил в должности начальника полевого автохлебозавода еще c января 1940 года. Под его руководством хлебозавод «ежедневно перевыполняет задание по обеспечению частей высоко-качественным хлебом на 10-15%. За ноябрь и декабрь месяцы [1942 года – прим. авт.] по ПАХ’’у [полевому автохлебозаводу – прим. авт.] с’’экономлено 5900 кг. муки».
414-й ПАХ под командованием Александра Павловича внес свой вклад в победу советских войск под Сталинградом: «Полностью обеспечивая части Сталинградского фронта хлебом высокого качества, в период обороны города и подготовки разгрома немецких оккупантов, ПАХ производил ежесуточно 19 тонн хлеба при задании в 16 тонн».
За свою добросовестную службу техник-интендант 1 ранга Клеттер получил благодарность от командования фронта в канун 25-летнего юбилея Октябрьской революции, а 21 февраля 1943 года приказом военного совета Южного фронта он был награжден своей первой боевой наградой – орденом Красной Звезды. Интересен тот факт, что изначально интендант представлялся к награждению медалью «За боевые заслуги», но, в конечном итоге, награда была заменена на более высокую, что случалось относительно редко.
Военную службу А.П. Клеттер закончил 1 сентября 1945 года в звании капитана интендантской службы. Офицер также был награжден медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Адясов Михаил Васильевич участвовал в Великой Отечественной войне с апреля 1943 года. Имея высшее образование по хлебопечению (Академия пищевой промышленности им. Сталина), он занял должность начальника 42-го полевого автохлебозавода. За свою службу Михаил Васильевич был награжден тремя орденами. Обстоятельства, при которых получены эти награды весьма, интересны.
Первую свою награду – орден Красной Звезды – М.В. Адясов получил 4 августа 1944 года. В наградном листе говорилось: «Несмотря на отсутствие автотранспорта – сумел организовать переброску ПАХ-а на удаление от частей 10-15 клм, тем самым, в период операций обеспечивал бесперебойное снабжение частей хлебом. Добился качественной выпечки хлеба». В результате, приказом командира 25-го танкового корпуса энергичный начальник был отмечен первой боевой наградой.
20 марта 1945 года Михаил Васильевич был награжден орденом Отечественной войны II степени. В представлении к награде отмечалось, что в ходе боевых действий «были случаи, когда пути подвоза были прерваны противником» В этих условиях начальник хлебозавода «не щадя своей жизни организовал быструю передислокацию ПАХ-а, тем самым обеспечил бесперебойное снабжение частей корпуса хлебом».
17 июня 1945 года Михаил Адясов получает третью награду – орден Отечественной войны I степени. И вновь основанием для награждения послужила переброска хлебозавода: «В период боевых действий не смотря на быстрое продвижение корпуса и недостаточное количество автотранспорта тов. АДЯСОВ сумел быстро передислоцировать ПАХ за частями корпуса на расстояние от 5 до 10 км. от передовых частей и несмотря на артиллерийско-минометные обстрелы сумел обеспечить бесперебойное снабжение частей корпуса хлебом».
Таким образом, за три достаточно похожих друг на друга боевых эпизода начальник 42-го полевого хлебозавода был удостоен трех разных орденов и 14 сентября 1945 года демобилизован из рядов Красной Армии.
Личный состав полевых хлебопекарен внес свой весомый вклад в достижение Победы. Хлебопеки своим самоотверженным трудом перевыполняли нормы выпечки, командиры прилагали свои организаторские способности для обеспечения бесперебойного снабжения войск хлебом. Командование высоко оценивало этот труд и многие солдаты, сержанты и офицеры, служившие в полевых хлебопекарнях, были отмечены правительственными наградами.
Источники
1. Об утверждении нагрудных знаков «Отличный повар» и «Отличный пекарь» // Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08 июля 1943 г. // Ведомости ВС СССР. – 1943. – № 26.
2. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682527. Д. 25.
3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 5668.
4. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 104
5. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 1810.
6. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 2760.
7. ЦАМО. Ф. 214. Оп. 1437. Д. 169. Л. 60.
Свидетельство о публикации №224012100253
----------
С уважением.
----------
PS Это не для этой конкретной темы, но очень важно, Вы можете опубликовать о летчиках - защитников неба при обороне Ленинграда (в частности - "дороги жизни")?
Очень меня взбудоражило о том, о чем сочинили в фильме "Воздух" (придуманный от начала и до конца сюжет о том, чего не было в действительности).
Небольшая справка:
С августа 1941 года, и особенно с организацией ледовой коммуникации через Ладожское озеро, названной «дорогой жизни», одной из главных задач истребительной авиации КБФ стало ее воздушное прикрытие. Ответственность за прикрытие с воздуха ладожской ледовой трассы была возложена на командующего ВВС КБФ. Была образована специальная авиагруппа морской истребительной авиации. В нее вошли 5-й, 11-й, 13-й истребительные авиаполки, 12-я отдельная Краснознаменная истребительная авиаэскадрилья с базированием на восточный аэродромный узел" ( ЦВМА, ф. 46, д. 208, л. 111. )
Со своей стороны немецко-фашистское командование, пытаясь прервать сообщение Ленинграда со страной, организовало довольно мощное авиационное наступление на ладожскую «дорогу жизни», выделив для этого около 600 самолетов.
"Над Ладогой развернулись ожесточенные воздушные бои, принимавшие иногда характер многодневных сражений. Отважные действия летчиков-истребителей авиации флота, Волховского и Ленинградского фронтов, 7-го истребительного авиационного корпуса противовоздушной обороны и зенитных средств моряков Ладожской военной флотилии не позволили врагу парализовать перевозки людей и грузов. «Дорога жизни» действовала бесперебойно, и грузы в Ленинград шли непрерывным потоком.
Напряженность боевых действий балтийских авиаторов была исключительно высока. В 1941—1942 годах они произвели на прикрытие ладожской коммуникации (ледовой и водной) свыше 8 тысяч самолето-вылетов, провели над Ладогой 203 воздушных боя, сбили около 100 вражеских самолетов."(Отд. ЦВМА, ф. 46, д. 25806, л. 25).
Поэтому трудно переоценить вклад морской авиации в обеспечение снабжения Ленинграда через Ладожское озеро.
"Решающее значение сыграла авиация флота также в разгроме десанта противника на острове Сухо 22 октября 1942 года. Советские штурмовики и истребители потопили и вывели из строя половину вражеских десантных кораблей (восемь судов и катеров из 17), сбили 13 самолетов их воздушного прикрытия"(Отд. ЦВМА, ф. 46, д. 11890, лл. 4—20 ). В результате противник был вынужден свернуть десант и обратиться в бегство.
За мужество, отвагу и стойкость в боях над Ладогой в январе 1942 года 5-й и 13-й истребительные авиаполки ВВС флота были преобразованы соответственно в 3-й и 4-й гвардейские. Летчики А. Ю. Байсултанов, М. Я. Васильев, В. Ф. Голубев, П. П. Кожанов, Г. Д. Костылев и Г. Д. Цоколаев удостоились высокого звания Героя Советского Союза.
Гитлеровское командование рассчитывало летом захватить Ленинград. С апреля 1942 года начались массированные налеты немецкой авиации на Ленинград и Кронштадт.
Противовоздушная оборона района Ленинград-Кронштадт осуществлялась войсками 2-го района ПВО страны и 7-м истребительным авиакорпусом. Значительно усиливало боевые возможности сил ПВО включение зенитной артиллерии и истребительной авиации флота в систему ПВО района.
Морской авиации была отведена автономная зона ответственности — западный (морской) сектор воздушных подходов к Ленинграду, включавший Кронштадт и район приморской группы войск. Это было одно из главных направлений налетов вражеской авиации.
Большую роль в отражении налетов сыграл кронштадтский воздушный патруль. Он вместе с береговыми и корабельными зенитными средствами был надежным заслоном и против разведчиков, — многие из них были перехвачены и сбиты. Осуществляя прикрытие западного сектора Ленинграда, истребители успешно отражали массированные ночные минные постановки врага. Многие десятки самолетов были сбиты истребителями флота над Кронштадтом и Ленинградом, за что 16 летчиков получили звание Героя Советского Союза."
---------------
С уважением.
Александра Вежливая 21.01.2024 12:06 Заявить о нарушении
Тема участия авиации в Битве за Ленинград, бесспорно, очень интересна. Со временем постараюсь добраться и до неё.
Никита Москалев 21.01.2024 12:17 Заявить о нарушении