Поток. Смерть и бессмертие

7. Смерть и бессмертие

Вы (изначально) были жизни лишены
Затем Аллах одарил вас ею.
Со временем Он повелит вам умереть,
Чтобы потом опять вернуть вас к жизни,
И вновь потом к Нему вы возвратитесь.
(Сура 2, 28)

Нет смерти, а есть лишь два мира, вернее один,
 но пока для нас разделенный.
(Из дневника протоиерея С.Н. Булгакова)
      

     Моё представление о смерти и бессмертии, которым я хочу поделиться, сформировалось в течение последних 10-15 лет в результате раздумий на эту тему, знакомства с доступной информацией, изучением мнений богословов и философов, размышлений над прочитанными книгами.
   
     Мне нравится бывать на кладбищах и прочих местах захоронений: в соборах, усыпальницах царей, пантеонах. Во время путешествий, если выпадает такая возможность, всегда стараюсь посетить такие места.
     Сен-Женевьев де Буа под Парижем, кладбище у крепостной стены Зальцбурга в Австрии, Пантеон в Риме, склеп замка Эскориал недалеко от  Мадрида, Ново-Девичье и Троекуровское кладбища и Успенский Собор в Москве, кладбище на Масляничной горе и Храм гроба Господня в Иерусалиме, Киево-Печерская Лавра, церковь Ордена Капуцинов в Вене, в подвале которой похоронены Габсбурги, Александро-Невская Лавра, Волковское кладбище и Собор в Петро-Павловской крепости Санкт-Петербурга, Александро-Невская Лавра, зал мумий и залы гробницы Тутанхамона  в Каире, Еврейские кладбища в Праге, Евпатории и Иерусалиме. Простые деревенские кладбища в селе Середкино, или в селе Тавуш в Армении, или кладбище посёлка Ханх, в Монголии. Или Радищевское кладбище в Иркутске, где похоронены родные и близкие мне люди.
      Прогулки между могильными плитами и саркофагами всегда создают  особое, - одновременно светлое и грустное настроение. Учась в 5-6 классе, мы с друзьями любили после уроков побродить по Центральному Парку. Вид старых надгробий в этом парке, расположенном на месте бывшего городского кладбища, всегда вызывал интерес. Найдя очередную могильную плиту, мы утихали, читали полустертые надписи, рассуждали, кем мог быть похороненный здесь человек.
     Когда мы с друзьями приехали на экскурсию в Ленинград (во время зимних каникул на четвёртом курсе), то включили в 10-дневную программу пребывания в городе посещение Александро-Невской Лавры и Волковского кладбища. Посещение кладбищ самым естественным образом наводит, наверное, каждого человека на мысли не только о смерти, но и о смысле жизни.
    
     Такие посещения всегда настраивают на особый лад. Заставляют задуматься о скоротечности бытия, о судьбах родных и близких людей, и, конечно, о собственной жизни и смерти. Когда понимаешь, что дата ухода уже не за горами, приходят мысли: для чего ты жил, что сделал? А что не успел сделать? Что сделал не так? Возникает желание что-то исправить, подкорректировать в своей оставшейся жизни.
    
     Ухоженная могила, цветы. Фамилия, имя и отчество, год рождения и год смерти. Иногда фотография. Тот, кто покоится под этой плитой, еще существует в воспоминаниях родных и близких. А рядом могила заброшена – ее уже очень давно никто не посещал. И сколько их! Десятки и сотни тысяч! Миллионы! И абсолютно каждый из них радовался и огорчался, любил и ненавидел, мечтал о чем-то, строил планы… А теперь, о подавляющем большинстве из них, никто не вспоминает, и никогда уже не вспомнит. Все, что осталось от человека, вмещающего целый мир чувств, эмоций, планов и воспоминаний, это лишь полуистлевшие кости да надгробная плита.

*
     Смерть всего живого есть прекращение жизнедеятельности, гибель. Она сопровождается постепенным разложением и полным исчезновением тела. Что происходит с духовной составляющей человека во-время и после смерти?
     В Бхагавад-гите Кришна говорит Арджуне: «Никогда не было так, чтобы не существовал Я или ты… Никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил существование».
          Душа при жизни является мостиком между смертным телом и бессмертным Духом. После смерти душа также занимает промежуточное положение. Она, свернувшись подобно пружине, несет в себе кармическое  семя, готовое прорасти в уготованном для неё новом теле, для исполнения закона причин и следствий.


Страх смерти.

…Без жалости все смерть разит:
И звезды ею сокрушатся,
И солнцы ею потушатся,
И всем мирам она грозит.
Не мнит лишь смертный умирать,
И быть себя он вечным чает;
Приходит смерть к нему, как тать,
И жизнь внезапно похищает.  (Гавриил Державин)

     Страх смерти свойственен всем живущим, он «заложен» в нас Создателем.  Физического уничтожения боятся и люди, и звери. Почему? Потому, что если бы не было этого страха, то живое существо не смогло бы выполнять замысел Творца. В этом глубокий смысл страха смерти. Страх смерти просто необходим для жизни. Точно так же, как воздух, сон, вода или пища.
     Люди боятся вечного небытия, потери родных и близких, а также предсмертных страданий. Чаще всего доминирует, страх вечного небытия. Многие, даже тяжело больные, испытывающие сильнейшие физические и моральные страдания, всё же боятся смерти и хватаются за любую возможность продлить свою мучительную жизнь.
     Но, бывает и по-другому: вспомним смерть Сократа, не пожелавшего воспользоваться возможностью покинуть Афины и спастись. Вспомним Паулину, жену Сенеки, не желающую жить без него, и добровольно принявшую смерть одновременно с мужем, и ещё много других примеров добровольного и достойного ухода из жизни.
    
     Страшно представить себе мир, состоящий их старых, физически распадающихся и выживающих из ума особей… Если серьёзно задуматься, то даже в идеальном случае (нет старости и нет болезней), если бесконечность будет продолжаться и продолжаться, станет невыносимо тяжело. Любому живущему необходимо, чтобы постоянно были новые ощущения и переживания, иначе жизнь становится однообразной и бессмысленной. В предполагаемой вечности новизна невозможна. Жизнь потеряет смысл. Чудес не бывает. Вспомним Экклезиаста.
     Если пожилому, но ещё не выжившему из ума человеку, предложить на выбор настоящее бессмертие (то есть физическую невозможность умереть, даже при сильном желании), то далеко не каждый, после серьёзных размышлений, согласится быть обреченным на вечную жизнь…
    Но, кто бы и что бы не говорил, для большинства живущих смерть страшна, и этот страх специально заложен Господом в каждого живущего. Если бы люди знали, что за гробом их ждёт новая жизнь, многие молодые, при первых же жизненных трудностях и неудачах, оставляли бы эту жизнь.
          Вспомним стихотворение 24-летнего Пушкина:

Когда бы верил я, что некогда душа,
От тленья убежав, уносит мысли вечны,
И память и любовь в пучины бесконечны –
Клянусь! Давно бы я оставил этот мир!

     Вспомним также слова капитана Тушина из «Войны и Мира»:

«Коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся».
   

Иллюзия смерти.

     Смерть, которую мы со страхом отвергаем, прерывает, а не прекращает жизнь. Придет день, когда мы вновь явимся на свет, поскольку все гибнущее, лишь изменяется.   
               (Сенека)

     Смерти, как прекращения жизни, нет. Исчезает, вернее, видоизменяется, лишь тело умершего существа. В Бхагават-гите (гл.2) об этом сказано:
     «Как человек одевает новые одежды, сбросив старые, так и Душа покидает изношенные тела и облекается в новые тела.
     Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнем, размочить водой или иссушить ветром.
     Нельзя рассечь, спалить, пропитать влагой или высушить Постоянного, везде одновременно присутствующего, Неизменного, Незыблемого, Вечного.
     Хозяин тела никогда не может быть убит. Поэтому не стоит никогда скорбеть о тех, которые рождены».

     То, что мы называем смертью – лишь иллюзия исчезновения. Эта иллюзия возникает от того, что мы привычно отождествляем себя с телом, которое постоянно в течение жизни видоизменяется и, в конце концов, разлагается.
     Но, То, что «думает в нас», то, что осознает себя, как «Я», пронизывает тело, окружает тело, но телом не является. То, что «думает, и осознает себя», лишь временно связано с телом, и по мере эволюции переходит из тела в тело, поднимаясь всё выше и выше по эволюционной лестнице. Физическая смерть есть лишь изменение способа, которым проявляется Сознание. Во всём этом не должно быть места для страха.
       Джалаледдин Руми, живший в 13 веке, персидский суфий и поэт очень точно и красиво выразил эту мысль так:

Не жалуйся, что свет погас, не плачь, что звук затих:
Исчезли вовсе не они, а отраженье их.
А как же мы и наша суть? Едва лишь в мир придем,
По лестнице метаморфоз свершаем наш подъем.
Ты из эфира камнем стал, ты стал травой потом,
Потом животным – тайна тайн в чередованье том!
И вот теперь ты человек, ты знаньем наделен,
Твой облик глина приняла, - о, как непрочен он!
Ты станешь ангелом, пройдя недолгий путь земной,
И ты сроднишься не с землей, а с горней вышиной.
    
     Лучше об этом сказать вряд ли возможно.


После смерти.

… Открывается путь,
И не страшно ничуть:
Ждет нас в гости Великая Суть!
     (из стихотворения Антона Киселёва, написанного им незадолго до смерти)

     После того, как оживляющее начало (Душа), по тем или иным причинам, покинула тело, что ждёт её?

«Я знаю, смерти нет: и умерев, я снова
В тот же миг очнусь для жизни новой».
     Священник Ангелус Силезиус, живший в средние века и написавший эти строки, был не одинок в этом предвидении, происходящего сразу же после смерти перерождения. Современный поэт, (Лилия Виноградова) пишет:
Перетекает мой последний выдох
В мой первый вдох…
    
     Об этом же говорит интуиция учёного: «В принципе человек бессмертен. Смерть сливается с новым рождением. Уничтожения нет, а есть только преобразование». (К.Э. Циолковский)
     Душа, полностью выполнившая своё предназначение, в процессе реинкарнации переходит на более высокий уровень.  В таком случае, в следующей жизни родится либо более духовно развитый человек,  либо существо стоящее выше человека на эволюционной лестнице.  Это зависит от уровня, которого достиг человек при жизни.
     Душа, мало продвинувшаяся при жизни, при следующем рождении после смерти получит столь же мало отличные условия для своего следующего существования.
     Остаться на «второй год» для исполнения своего предназначения, либо перейти в следующий класс, третьего не дано.

*
     Недавно, в программе «Синяя птица, на канале «Культура», рассказали  о 6-ти летней девочке пианистке, поразившей музыкантов своим разбором сложнейшей монографии  для музыкантов. Все отметили, что глубина разбора достойна хорошего и зрелого музыканта. Откуда это у 6-ти летнего ребёнка? Вполне вероятно, что в прошлой жизни девочка была уже хорошим музыкантом. Недоказуемо, конечно. Но думаю, что проявления гениальности в детском возрасте – это «отголоски» прошлой жизни.


Право на смерть

«Твёрдо запомни, сын мой, что смерти бояться не надо:
счастия смерть не сулит, но несчастьям конец полагает»
(из наставлений Марка Катона сыну)   

          Лет 30 назад, когда я ещё работал врачом, в европейской, американской и нашей прессе широко обсуждался вопрос о добровольном прекращении жизни больных по медицинским показаниям. Например, рассказывалось о смерти несчастной англичанки, которой Лондонский и Страсбургский суды отказали в эфтаназии, чем обрекли её на продолжение мучений до тех пор, пока она не умрет естественным образом.  Собственное желание больной никого не интересовало, право распорядиться своей жизнью, у нее было отнято. У этой женщины была любящая семья. Страдающая и обреченная, она просила об инъекции, которая позволит ей умереть дома, в кругу семьи и прекратит её невыносимые страдания. Муж, видя непрекращающиеся мучения, был готов сделать смертельный укол по её настоятельной просьбе, но был предупрежден властями об уголовной ответственности и сроке заключения на четырнадцать лет, если он посмеет это сделать (14 лет – срок заключения, предусмотренный за убийство с отягчающими обстоятельствами)…
      Два месяца спустя, она в мучениях умерла в больнице, среди чужих людей, мучаясь от сильнейших болей и полного бессилия до последнего мгновения…

     Имеет ли человек право на добровольный уход из жизни в случае смертельной болезни? В случае мучительного физического или душевного страдания? В случае тяжёлой инвалидности?
     Конечно же имеет.
     Лишать беспомощного человека права на добровольный уход из жизни – жестоко и противоречит здравому смыслу. Это не поддаётся никакой логике – ни с точки зрения религиозного сознания, ни с точки зрения элементарной гуманности.
   
     «Самоубийство вполне оправдано и понятно с нравственной точки зрения, если это:
- необходимость для спасения родных или друзей,
-состояние тяжелой неизлечимой болезни, мучительной для родных и близких, являющейся для них тяжелым бременем (моральным или материальным).
В этих случаях руководящим мотивом является сознательный альтруизм».
     Это выдержка из книги известного российского юриста А.Ф. Кони «Самоубийство в законе и в жизни». С ним нельзя не согласиться.
*
     Считаю примером отношение к самоубийству в японском обществе: понимание, неосуждение и признание права личности на добровольный уход из жизни. Причем, добровольный уход смертельно больного вообще не обсуждается!
     Достойной причиной для самоубийства считается инсэки-дзисацу: «самоубийство вследствие осознания своей ответственности за случившееся». Для человека, совершившего тяжкую оплошность, есть только один способ избежать позора и бесчестия:  инсэки-дзисацу частично или даже полностью восстанавливает честное имя виновного.
     Традиционное европейское общество с пониманием и даже одобрением относится к добровольному уходу из жизни людей, жертвующих своей жизнью ради спасения родных, близких, слабых и угнетённых. Таких людей вполне справедливо считают героями. Им воздают почести, их ставят в пример другим…
      
     Чем хуже человек желающий избавить себя и своих близких от физических и моральных мучений? В таком случае, добровольный уход из жизни, это точно такой же акт человеколюбия, милосердия и сострадания. Безнадёжно больной, мучительно страдающий и приносящий моральные страдания близким, безусловно, имеет естественное право самому решать – умереть сейчас или продолжать мучить себя и других.
   
      Сотни тысяч здоровых людей ежегодно по всему миру лишают себя жизни из-за сильных душевных переживаний. Любые причины могут явиться мотивом при этом: безответная любовь, измена, растрата, проблемы в школе, месть, любопытство (так, например, поступил поэт Ока Синдзи. Он очень хотел узнать – что будет, после смерти о чём и написал в предсмертной записке), предательство, болезнь, разочарование в жизни, и так далее. Всего, по данным ВОЗ, порядка 800 различных причин ежегодно заставляют более 700 000 человек по всему миру расстаться с жизнью.
     Эксперты признают, что реальное число самоубийц существенно больше, в следствии умышленного или неумышленного искажения данных. Число неудачных попыток самоубийства примерно в семь раз превышает указанную цифру. Таким образом, приблизительно 5 000 000 человек ежегодно пытаются расстаться с жизнью.
    
     Почему же немощные, и больше всех нуждающиеся в прекращении физических или моральных страданий, должны быть лишены этого права?
     Практически все религии говорят о загробном существовании, инобытии. Каждый человек, раньше или позже, уйдёт в мир иной. С точки зрения верующего в загробное существование, можно осуждать несчастного, который хочет добровольно прервать выпавшие на его долю испытания, но запрещать добровольный уход страдальца из жизни нельзя! Не гуманно и жестоко обрекать человека на продолжение страданий!

     Кто-то мне возразит: «Ты не хозяин своей жизни. Хозяин твоей жизни – Тот, Кто её создал. Ты вправе лишь прожить свою жизнь должным образом».

     Согласен, с этим не поспоришь.
     Но кто точно знает Божий промысел о себе? Может быть, это как раз Он и направляет разум и руку, освобождающую от страданий, тебя и твоих близких в тяжёлый момент? Ведь без Его согласия «и волос не упадёт с головы»…
    
     Убеждён, что когда речь идёт о смертельно больном и страдающем человеке, не желающем продлевать свои и близких ему людей мучительные и бессмысленные страдания – он имеет безусловное право на добровольный уход из жизни.
     Жить или не жить – каждый решает сам, и каждый, кто может двигаться, имеет возможность реализовать это своё решение в любой момент жизни.
     И, тем не менее, «гуманное и справедливое» законодательство запрещает облегчить участь бессильных, измученных, немощных и страдающих.
    
     С точки зрения атеиста, смерть навсегда, навечно прекращает жизнь. В чем же смысл запрета на самоубийство смертельно больного и мучительно страдающего человека с точки зрения атеиста? Во имя чего необходимо продлевать страдания больного перед лицом так или иначе неизбежно наступающего вечного небытия? Абсурд и ничем неоправданная жестокость!

     «Мне пора.               
Спасибо всем, кого я люблю и любил – это было самое прекрасное в жизни. Просить прощения не стану; всегда считал: быть или не быть – личный выбор каждого. Чтобы не оставлять места для домыслов, коротко объясню. В последнее время два инфаркта и инсульт на фоне диабета подарили мне массу неприятных ощущений. Из-за частичного паралича ходить, думать и работать становится труднее с каждым днем. Грядущее растительное существование – оно как-то совсем уж не по мне.               
Так что, действительно, пора»
(из предсмертной записки поэта Андрея Ширяева)



     Желая бессмертия, люди вовсе не хотят вечных мучений и страданий, а просто хотят жить так долго, сколько захочется. Каждый хотел бы иметь возможность добровольно и осознанно прервать жизнь, когда всё надоест или дальнейшее существование потеряет всякий смысл. Таким образом, думаю, что настоящая мечта большинства людей, это – добровольная осознанная и своевременная смерть, а вовсе не бессмертие.
     Хорошая смерть,  - это смерть, прежде всего, своевременная:
- дети хоронят родителей, а не наоборот;
- умирающий успел исполнить своё предназначение. Образно выражаясь: «построил дом, посадил дерево, вырастил сына»;
- родные и близкие сожалеют об умершем, а не думают: «наконец-то умер, слава Богу!»
     Ну, и конечно, хорошая смерть, не доставляет больших страданий ни самому умирающему, ни его близким (быстро и безболезненно).
       
     С учётом сказанного выше, личная свобода выбора момента своего ухода из жизни, подразумевает право каждого на хорошую смерть, то есть права прекратить физические и нравственные страдания свои и своих близких, когда прекратить их другим способом не представляется возможным или жизнь потеряла смысл.
     Считаю, что это важнейшее из прав любого разумного и дееспособного живущего.

     Вздохи, и стоны мои льются, как вода, ибо всё страшное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне.  (Иов. 3)

     Когда речь идет о мучениях тяжко и неизлечимо больного, отстаивать священность жизненного дара и напоминать о бесконечном милосердии Всевышнего становится как-то даже не очень красиво — особенно, если мучается другой, а не ты.
     Страх, испытываемый современным человеком перед болезнью, это не просто боязнь боли и смерти — это еще и (а у человека с развитым чувством достоинства, - даже в первую очередь), страх перед унижением, утратой достоинства и прижизненной потерей своего «Я».
    
    Унизительно вопить от боли и быть в тягость близким.
     И уж совсем ужасно утратить власть над своим разумом, превратиться в какое-то иное, непохожее на себя жалкое и неприятное существо.
      
     Раненный на дуэли Пушкин умирал долго и трудно. «Это была настоящая пытка, — читаем у И.Т. Спасского. — Физиономия Пушкина изменилась, взор его сделался дик, казалось, глаза готовы были выскочить из своих орбит, чело покрылось холодным потом, руки похолодели… Больной испытывал ужасную муку». Пушкин терпел, сколько было сил: «Не надо стонать; жена услышит; и смешно же, чтоб этот вздор меня пересилил; не хочу» (вспоминал предсмертные слова поэта В.И. Даль, находящийся у постели умирающего). Когда «вздор» все-таки пересилил, Пушкин велел лакею принести пистолет. Пистолет у лакея, конечно же, отобрали и дали Пушкину домучиться до конца…
    
     Н.А. Бердяев, идейный борец с суицидом, делал для этого разряда самоубийств исключение: «Когда человек убивает себя, потому что его ждет пытка и он боится совершить предательство, то это в сущности не есть даже самоубийство».

     Истинно верующий христианин, возможно, скажет: любое страдание — испытание от Бога. Кого Он больше любит, того строже и испытывает; вспомни Иова многострадального: «Тело мое одето червями; кожа моя лопается и гноится». Неужто, тебе хуже, чем Иову? Страдание не бывает бессмысленным, даже если за ним заведомо последует не облегчение и выздоровление, а смерть.
     Но такая вера не для XX или ХХI века. Если страдание благо, то, стало быть, любое применение обезболивающих средств и наркоза — не одобрил бы Учитель Любви?
     И как быть, если близкий человек, долго и страшно умирающий от болезни, хочет уйти с достоинством? Слушать его мольбы и шептать молитву?
     Умирающий от чахотки Ипполит из романа «Идиот» говорит: «Неужели там (имея в виду Бога) и в самом деле кто-нибудь обидится тем, что я не захочу подождать двух недель?»
    
     Бывают страдания, которых избежать невозможно, - неизбежные страдания. Эти – точно от Бога.
     Но не о них сейчас речь. Если же страданий избежать можно, то их и следует избегать. Ведь предназначение человека, кроме Творчества, Познания и Созерцания Мира, это ещё и Любовь.
     В заключение хочу сказать, что в 2001 году Голландия, а вслед за ней Бельгия, Швейцария и Швеция приняли законы об активной эфтаназии, (прекращение жизни с использованием фармацевтических средств).
     В 2011 году, Индия разрешила на законодательном уровне пассивную эфтаназию (прекращение поддержания жизни) неизлечимо больных.
     Очередь за Россией.

Рождение – Смерть – Рождение

     У большинства разумных существ, приближающихся к смерти, к этой роковой черте, возникает вопрос: для чего была вся прошедшая жизнь? Возможно ли, чтобы весь внутренний мир полный переживаний, надежд, любви, побед и поражений, появился лишь на краткий миг жизни и исчезнет бесследно и безвозвратно?

     Для чего была, есть и будет жизнь миллиардов живых существ?
     Для чего существует весь этот многообразный удивительный и многоуровневый Мир?
     Какую цель поставил Верховный Разум, создавая столь многообразный мир полный жизни?
     Что происходит с душой и сознанием живого существа после смерти тела?
*
     Мне представляется, что наиболее полно, последовательно и логично, на эти вопросы отвечает философия, в основе которой лежит идея Единства Мира и Творца.
     Вселенная, Солнце, Земля и жизнь на ней рассматривается как звено в ряду непрестанно рождающихся и развивающихся миров.
Основной идеей такой философии является эволюция Души.
Результатом такого воззрения явилось учение о переходе одной формы жизни в другую, об эволюции из кристалла в растение, из растения в животное, из животного в человека, из человека в высшее, по сравнению с человеком, существо и так далее – до самых высоких духовных уровней.
    
     Признавая одним из законов развивающейся жизни периодичность ее проявлений, древние учения утверждают, что видимые миры подлежат  уничтожению, и новому возникновению, но уже на высшей ступени развития. В применении к человеку, эта же идея периодичности воплощается в учении о перевоплощении человеческой души, согласно закону кармы и реинкарнации, суть которого состоит в том, что человек возвращается на землю в новых воплощениях до тех пор, пока путем разнообразного опыта и страдания не разовьет в полной мере свойств (любовь, сострадание, тяга к творчеству и познанию), необходимых для воплощения в новом теле на более высоком уровне.
   
     Сходные воззрения на эволюцию души-сознания и в буддизме:
     «Каждый рано или поздно достигнет сознания Будды».
   
     И у христианских мистиков:
     «Знайте, что в Боге только Бог. Знайте, что ни одна душа не сможет возвратиться к Богу, пока сама не станет Богом, как была Богом раньше, до своего создания» Мейстер Экхарт.
     «Дух человека божественен, индивидуальность вечна. Высшее счастье – преображение человека в Бога». Джордано Бруно.
   
    И у мусульманских суфиев:
 «А как же мы и наша суть? Едва лишь в мир придем,
По лестнице метаморфоз свершаем наш подъем.
…Ты станешь ангелом, пройдя недолгий путь земной,
И ты сроднишься не с землей, а с горней вышиной».
(Джалалэтдин Руми)
   
    В том же ключе высказался недавно известный балетмейстер Борис Эйфман: «Если божественное преобладает в человеке, то он уходит в мир иной, так как он становится существом уже не нашего, а иного, высшего мира».
   
     Потусторонний мир представляет продолжение осознаваемого нами мира, но продолжение, лежащее за порогом нашего сознания. Человек, как биологическая форма, приспособлен только к материальному миру; потусторонний же мир скрыт от его познавательного органа подобно тому, как продолжения солнечного спектра скрыты от глаза, приспособление которого не распространилось за пределы цветов радуги.
     Свет звезд существует невидимо для нас и днём, когда светит Солнце, но мы не замечаем его. Подобно этому, умирая, мы погружаемся в сверхчувственный мир не впервые; мы живем в нем и теперь, при жизни. Человек порожден биологическим родовым процессом. Человек рождается и умирает.
     Душа-Сознание не рождается и умереть не может; она есть часть вечного Потока Сознания, Мировой Души.
     Душа-Сознание есть Божья сущность, идея и замысел, возникшие в вечности.
   
     Душа с каждого земного воплощения, в которое карма заставляет её переродиться, «собирает нектар», состоящий из духовных качеств, объединяет их в единое целое для следующего, более совершенного существования.
    
     Ни один из нас не ведает, кем он был до рождения, и в кого он преобразится после этой жизни.

     Гений поэта неожиданно интуитивно рождает строки о неизбежности грядущей новой жизни:

Слабеет жизни гул упорный.
Уходит вспять прилив забот.
И некий ветр чрез бархат чёрный
О жизни будущей поёт.

Очнусь ли я в другой отчизне,
Не в этой сумрачной стране?
И памятью об этой жизни
Вздохну ль когда-нибудь во сне?

Кто даст мне жизнь? Потомок дожа,
Купец, рыбак иль иерей
В грядущем мраке делит ложе
С грядущей матерью моей?  Александр Блок

Или так:
…Перетекает
Последний выдох мой, в мой первый вдох.
Душа — бессмертна. Господи,
Я возвращаюсь от Тебя к Тебе…  Лилия Виноградова
    
     Хочу привести здесь слова Сократа, совпадающие с моим представлением о поэтическом гении:
«…относительно поэтов вот что я узнал в короткое время: не мудростью могут они творить то, что они творят, а какою-то прирожденною способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много правильного, но совсем не знают того, о чем говорят. Нечто подобное, как мне показалось, испытывают и поэты».
*
     Когда цель воплощения на земле достигнута, жизнь прекращается, для нового, следующего воплощения. Смерти нет, есть непрерывная цепь превращений.
     Душа-Сознание – наш высший субъект, истинное «я» – не умирает, а трансформируется, получает новую оболочку, новое, иное тело.

*
     При приближении смерти, я благодарю Творца, за данную мне жизнь, которой просто могло и не быть. Я вспоминаю прекрасные моменты уходящей жизни: сколько было счастья, радости, любви!
     Я вспоминаю, сколько раз мог погибнуть: утонуть, сгореть или замерзнуть, или погибнуть под колёсами автомобиля. Я мог умереть от болезни в молодом возрасте или от рук злоумышленников. Но Господь хранил меня, и дал возможность прожить длинную и интересную жизнь. Вспоминая прошедшее, благодарю Господа за подаренную жизнь.
     Сколько прекрасных и достойных людей ушли из жизни раньше меня. Многие из них, талантливые и гениальные – «поцелованные Богом», ушли из жизни в совсем молодом возрасте. Вспоминая об этих «любимчиках» Господа, сейчас понимаю почему Господь допустил их смерть в молодом возрасте.
     Вспоминаю Сократа, Сенеку (его нравственные письма и его смерть), вспоминаю Марка Аврелия, Джордано Бруно и апостола Павла, смерть других, мудрых учителей мыслителей и наставников.
    Вспоминаю, чему они учили.

*
     Приведу несколько рассуждений 70-летнего Сократа на тему смерти:
     «А теперь, если еще продлится мой век, я знаю, мне придется выносить невзгоды старости — буду я хуже видеть, хуже слышать, труднее будет мне учиться новому, скорее буду забывать, чему научился прежде. Если же я буду замечать в себе ухудшение и буду ругать сам себя, какое будет мне удовольствие от жизни? Но, может быть, и Бог по милости своей дарует мне возможность окончить жизнь не только в надлежащий момент жизни, но и, возможно, легче».
*
     «…бояться смерти есть не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол».

*
         «Когда человеку семьдесят пять, — вдруг весело и жизнерадостно продолжил Гёте, — он не может временами не думать о смерти. Меня эта мысль оставляет вполне спокойным, ибо я убежден, что дух наш неистребим; он продолжает творить от вечности к вечности. Он сходствует с солнцем, которое заходит лишь для нашего земного взора, на самом же деле никогда не заходит, непрерывно продолжая светить».

*
     Наша жизнь – только шаг на пути. А смерть, это не конец или преграда, а начало нового отрезка пути. Душа развивается и поднимается к своему Создателю.
     Это длительный процесс, разделенный на отдельные периоды таинством смерти.


Рецензии