Поток. Теология и Кант
«Отрицать, что бы то ни было, как ложное и невозможное, - значит приписывать себе знание границ и пределов воли Господней». (М. Монтень)
Христианская теология так постулирует три основных доказательства бытия Бога.
1. Космологическое доказательство бытия Бога:
Поскольку мир существует, то он должен иметь причину, лежащую вне этого мира, то есть должен быть Творец мира.
2. Телеологическое доказательство бытия Бога:
Совершенство, гармония и целесообразность мира возможны в результате разумной деятельности и разумной созидающей воли.
3. Онтологическое доказательство бытия Бога, - если идеальное существо существует в нашем разуме, то оно также должно существовать и в реальности.
К этим основным, базовым для христианской доктрины доказательствам разные теологи добавляют еще целый ряд тех или иных доказательств.
И.Кант в работе «Критика чистого разума» говорит о том, что Бог – есть объект умопостигаемого мира – «вещь в себе». Он в принципе не доступен теоретическому познанию и какому-либо рациональному доказательству. Поэтому изучение Бога бессмысленно.
Опровергая онтологическое доказательство бытия Бога, Кант говорит о том, что если Бог существует как объект, то он был бы доступен для чувственного и эмпирического восприятия. Так как органами чувств или опытом Бог не определяется, то, стало быть, Его и нет. Космологическое и телеологическое доказательства бытия Бога Кант опровергает, основываясь, в том числе, на том, что раз онтологическое доказательство вовсе не доказательство, то и оба других также теряют всякий смысл.
Что же доказал, а вернее думал, что доказал Кант? Только то, что нет, или, по крайней мере, нет доказательств существования и бытия персонифицированного, «материального» Бога. То есть то, что Бог, как личность, не существует.
Но ведь ещё апостол Павел сказал ученикам: «Бог – это Дух».
В том, что Бог существует как личность в материальном мире, лично я тоже очень сомневаюсь, но не иду дальше сомнений, помня слова М.Монтеня, вынесенные в качестве эпиграфа к этому эссе: «Отрицать, что бы то ни было как ложное и невозможное, - значит приписывать себе знание границ и пределов воли Господней».
Опровержение Кантом онтологического доказательства бытия Бога в свою очередь легко может быть опровергнуто при помощи геометрии Лобачевского-Римана, о которой Кант просто не знал. В доказательство этого приведу пример из выводов, следующих из геометрии Римана-Лобачевского в популярном изложении Шоффильда:
1. Существа низшего измерения всегда находятся в сфере невидимых им существ высшего измерения: линии в квадрате, квадрата в кубе и т.д.
2. Понятия высшего измерения настолько неизвестны для существ низшего измерения, что последние не в состоянии определить и выразить их.
3. Существа высшего измерения недоступны для органов чувств существ низшего измерения. Если существа высшего измерения попадают в поле зрения существ низшего измерения, то эти последние видят только ту часть первых, которая свойственна их собственному измерению.
4. Имея в виду эти выводы, а также то, что теоретически должны существовать не только одно, двух или трехмерные пространства, мы имеем полное право предполагать, что кроме нас, трехмерных существ, существуют и ближайшие к нам существа четырехмерного пространства.
Ничто не мешает предположить, что духовный мир, пронизывающий мир материи, является миром четырехмерным. А может быть пяти, шести или десятимерным? В таком случае объекты высшего мира будут недоступны для восприятия нашими органами чувств в своей целости.
Таким образом, с учетом геометрии Римана-Лобачевского, опровержение Кантом онтологического доказательства бытия Бога можно считать, в свою очередь, опровергнутым.
В заключение рассуждения об онтологическом доказательстве Божественного присутствия в мире, приведу уместные здесь слова А.Эйнштейна:
«Религия будущего станет космической религией. Она должна будет преодолеть представление человека о Боге как о личности, а также избежать религиозных догм. Охватывая и материю, и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысленного единства материального и духовного мира».
Что же касается космологического доказательства Божественного присутствия в мире, то Кант, живший во второй половине 18 века, не мог знать, о современной теории «Пульсирующей вселенной», подтверждающих древнее знание о Божественном сотворении Мира. Приведу несколько строк из Бхагавад-гиты:
«Меня, Непроявленного, неразумные считают проявившимся, не ведая Моей Вечной и Высшей природы.
Не проявляюсь Я, скрытый в моей творческой иллюзии. Заблуждающийся мир не знает Меня Нерожденного, Вечного.
Я знаю прошлое, настоящее и будущее, я знаю всех живых существ, но Меня не знает никто». (7.14-16).
Если уйти от примитивизма при рассмотрении Бога как совершенной и всемогущей персоны, наделенной признаками бытия и существования и взглянуть на вопрос о Боге с точки зрения восточных философий, задолго до рождества Христова утверждавших, что непроявленный Бог, ничтожной частицей Себя Самого, создал весь существующий мир, то с доказательствами божественного присутствия в мире все становится в порядке, - ведь Вселенная есть проявление Бога в мире материи. В разнообразии форм, образов и имен скрыто Его Единство. В мире Он исчезает как Бог, в нем же Он и проявляется в своем материальном аспекте.
Телеологические доказательства Божественного присутствия встречаются буквально на каждом шагу, они окружают нас всю жизнь, от рождения и до смерти. Удивительная гармония и красота, рациональность, системность и законченность окружающего мира представляется настолько очевидной, что возникают сомнения, стоит ли вообще писать об этом?
Из письма А. Эйнштейна Морису Соловину, от 30 марта 1952 года:
«Априори следует ожидать хаотического мира, который невозможно познать с помощью мышления. Однако объективный мир существенно упорядочен. Это чудо! И чем больше мы узнаем объективный мир, тем волшебнее это чудо становится».
Иными словами, очевидно, что совершенство и целесообразность мира возможны, только как результат разумной творческой деятельности, наличия воли к созиданию.
Солнце и луна дают нам свет и с ним – возможность видеть весь этот дивный мир. Дождь помогает плодам расти, чтобы они стали нашей пищей. Смена дня и ночи зовет нас то к труду, то к отдыху.
Солнце, облака, ветер, земля, вода и небо – вместе дружно трудятся для нашего пропитания.
Посмотрите на собственное тело – какой это удивительный, совершенный, идеальный механизм. Знания и искусство всего человечества недостаточны и ничтожны по сравнению со знанием и искусством, вложенным в него. Глаза, посредством клеточек глазного дна, способны уловить краски, линии, свет и тени окружающего нас мира. Тончайшие дендриты нервных клеток несут эту информацию в центры зрения, где мельчайшие клеточки мозга складывают из полученных данных множество удивительных картин материального мира полного совершенных и гармоничных форм, красок и движений. Как мудро и рационально расположены глаза в верхней части тела, как подвижны и защищены от возможных повреждений располагаясь в глубине глазниц, с веками готовыми сомкнуться при любой опасности прежде, чем мы успеем об этом подумать. А как гармонично внутреннее устройство любого живущего организма, в котором всё до мельчайших процессов в каждой клеточке взаимосвязано и идеально сочетается. И это не исключение, так как красота, гармония и тончайший расчет виден во всем окружающем нас мире.
Молоко готово в груди матери лишь только младенец появляется на свет, и оно будет до тех пор, пока рожденное дитя не сможем принимать другой пищи. Вода гораздо нужнее пищи – и она есть повсюду. Но больше всего нужен нам воздух, ибо без него нельзя жить, - и вот его столько, что мы получаем его всюду без малейших усилий.
Как умело и искусно всё устроено! Перед Создателем мира и Творцом жизни, можно только склониться с чувством восхищения, смирения, душевного трепета и признательности.
В конце жизни Кант признал, что раз мир создан, то у него всё же должен быть Создатель, - Первопричина мира, лежащая за пределами эмпирически познаваемого бытия.
Свидетельство о публикации №224012100622