Поток. Религия и наука
Ньютон был одним из крупнейших богословов своего времени, и богословских трудов у него было больше, чем научных. В свою модель вселенной Ньютон Бога не поместил, - он понимал, что Бог – есть Дух, и Он находится в мистическом пространстве. (Академик Б. Раушенбах)
Чем глубже наука изучает строение жизни, тем явственнее открывается перед человеком величие замысла Творца.
Для непредвзятого исследователя очевидно, что атеизм, как научная теория сегодня исчерпал себя, и противоречит наблюдаемой нами реальности. Сегодня многие ученые, прежде позиционировавшие себя, как материалисты, осознают всё более ясно, что вселенная разумно сотворена.
Наука преподносит все новые доказательства этого. Именно благодаря научному познанию многие выдающиеся ученые стали глубоко верующими людьми. Имена этих ученых известны каждому: И.Ньютон, А.Эйнштейн, М.Планк, Д.Максвелл, И.Кеплер, Б. Раушенбах, Г.Мендель, Дирак.
В наши дни многие выдающиеся ученые своими научными трудами доказывают существование Бога, рассматривая науку, как путь познания Бога. Здесь следует упомянуть научное течение сторонников теории «Разумного Замысла» набирающую все больше и больше сторонников среди ученых всего мира.
Очень остроумно высказался о соотношении религии и науки Альберт Эйнштейн: «Наука без религии - хрома, религия без науки – слепа».
*
Приведу некоторые прочитанные и выписанные мысли и высказывания известных учёных о религии, а начну, с фрагмента статьи А. Эйнштейна, которая так и называется «Религия и наука:
«Зачатки космического религиозного чувства можно обнаружить на ранних ступенях развития, например, в некоторых псалмах Давида и книгах пророков Ветхого завета. Гораздо более сильный элемент космического религиозного чувства, имеется в буддизме.
Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни бога, сотворенного по образу и подобию человека. Поэтому не может быть церкви, чье основное учение строилось бы на космическом религиозном чувстве. Отсюда следует, что во все времена именно среди еретиков находились люди в весьма значительной степени подверженные этому чувству, которые своим современникам часто казались атеистами, а иногда и святыми. С этой точки зрения люди, подобные Демокриту, Франциску Ассизскому и Спинозе, имеют много общего.
Как же может космическое религиозное чувство передаваться от человека к человеку, если оно не приводит ни к сколько-нибудь завершенной концепции бога, ни к теологии? Мне кажется, что в пробуждении и поддержании этого чувства у тех, кто способен его переживать, и состоит важнейшая функция искусства и науки.
Какой глубокой уверенностью в рациональном устройстве мира и какой жаждой познания даже мельчайших отблесков рациональности, проявляющейся в этом мире, должны были обладать Кеплер и Ньютон, если она позволила им затратить многие годы упорного труда на распутывание основных принципов небесной механики! Только тот, кто сам посвятил свою жизнь грандиозным целям, сумеет понять, что вдохновляет таких людей и дает им силы сохранять верность поставленной перед собой цели, несмотря на бесчисленные неудачи. Люди такого склада черпают силу в космическом религиозном чувстве.
Один из наших современников сказал, и не без основания, что в наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди». (1930 год)
И ещё из Эйнштейна:
«Я не могу найти выражения лучше, чем «религия» для обозначения веры в рациональную природу реальности». (Из письма Соловину 1951 год)
«Религиозное чувство ученого принимает форму восторженного изумления гармонией естественного закона, который открывает интеллект такого превосходства, по сравнению с которым все систематическое мышление и действия людей - крайне незначительное отражение». («О науке» 1931год)
«Человеческий разум не способен воспринимать четыре измерения. Как же он может постичь Бога, для которого тысяча лет и тысяча измерений предстают как одно?» («О науке» 1931год)
Из записей Ньютона:
«Предполагать, что тяготение является врожденным свойством материи, так что тело может действовать на другое на любом расстоянии в пустом пространстве, без посредства чего-либо передавая действие и силу, - это, по-моему, такой абсурд, который немыслим ни для кого, умеющего достаточно разбираться в философских вопросах. Тяготение должно вызываться агентом, постоянно действующим по определенным законам. Является этот агент материальным или нематериальным, решать не мне».
«К абсурдному с точки зрения механики принципу всемирного тяготения привыкли благодаря его повсеместному распространению, не задумываясь о сущности тяготения».
Иоганн Кеплер - математик, астроном, механик, оптик, открывший законы движения планет Солнечной системы, высказался ярко и коротко:
«Благодарю тебя, Господи, Творец наш, за то, что ты дал мне созерцать красоту творения рук Твоих!»
Великий врач и учёный, отец российской хирургии, Николай Иванович Пирогов написал в своём дневнике:
«Неоспоримо для каждого беспристрастного и не близорукого наблюдателя – это целесообразность, причинность, план и мысль во всяком проявлении мировой жизни».
И далее здесь же:
«Из моего мировоззрения, откровенно изложенного в этом дневнике, я заключаю, что существование Верховного Разума, а, следовательно, и Верховной Творческой Воли, я считаю необходимым и неминуемым требованием моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существования Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума».
Эрвин Шредингер, лауреат Нобелевской премии по физике:
«Известно, что опыт общения с Богом так же реален, как непосредственное чувственное восприятие или ощущение собственной индивидуальности. Подобно им, Богу нет места в пространственно-временной картине. Я не нахожу Бога нигде в пространстве и времени – так говорит честный натуралист. И за это он слышит обвинения в свой адрес от того, в чьем катехизисе записано: Бог есть дух”. (Шрёдингер Э. «Разум и материя»)
И ещё:
«Наука хранит молчание в ответ на вопрос о великом Единстве, часть которого, все мы составляем. Самое распространенное его название в наше время – Бог, с заглавной буквы». (Шрёдингер, «Природа и греки»)
Шрёдингер знал наизусть и часто, в беседах и лекциях, цитировал следующие слова из Бхагават гиты:
«Величайший Господь, бессмертный во всех смертных существах равно пребывает. Кто так видит, тот видит истинно.
Кто видит Величайшего Господа, равно пребывающем всюду, тот контролирует свою Душу и вступает на Высочайший Путь». (13. 28-29)
Он говорил: «Эти прекрасные слова не нуждаются в комментариях. Милосердие и доброта ко всему живому прославляются в них, как высшая из достижимых целей».
*
…Как мы узнаем о человеке? По его словам, и делам. Если он молчит и ничего не делает, что мы можем узнать о нем? Ничего, - если нет достоверных свидетельств о нём.
Как мы можем узнать о Боге? Также – по делам и словам. Его дела – это дивный, прекрасный и гармоничный Мир вокруг нас. Его слова – это нравственный закон, звучащий внутри нас.
Макс Планк (Лауреат Нобелевской премии по физике):
«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах - наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, - эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга.
И религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов».
Вернер Гейзенберг (лауреат Нобелевской премии по физике)из публичных выступлений:
«Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на дне сосуда нас ожидает Бог».
Мир вокруг нас - это созданная величайшим разумом Вселенная с галактиками, звёздами, планетами, Землёй и жизнью на ней; весь мыслимый и немыслимый микромир и макромир; это разум, данный для познания и преобразования Мира.
Любовь и милосердие, сострадание и самопожертвование, творческие порывы и восторженное созерцание – это голос Господа внутри нас, который хотя бы один раз в жизни слышал каждый.
Научный догматизм.
Я думаю, что ортодоксия и догматизм, в том числе и научный догматизм, никакого отношения к истине не имеют и истину ненавидят. Самые большие фальсификации истины совершались ортодоксами и догматиками. Ортодоксия и догматизм означает авторитет организованного коллектива над личностью, над свободным духом человека.
Только невежественный человек может отрицать что-либо на основании отсутствия прямой связи. Отрицая всё, что нельзя измерить линейкой или ухватить пинцетом, уловить органами чувств или приборами – высокомерные ученые умники на деле оказываются примитивными глупцами. Такие ученые упорно не хотят обращать внимание на многочисленные загадочные явления, окружающие нас. Пусть необъяснимые объекты летают в небе по невероятным траекториям – для так называемой официальной науки они просто не существуют, несмотря на то, что тысячи людей наблюдали это явление. Пусть тысячи людей видели и видят сны, предсказывающие события, которые произойдут в будущем – наука этого не замечает.
Академическая наука или надменно отрицает очевидные факты, или просто отмалчивается и не замечает их, когда не в силах дать им научное объяснение.
Свидетельство о публикации №224012100728