Один день из моей жизни в Германии 15 лет спустя

      
    Ну почти по Дюма.   Много лет назад я написал очерк о   новой жизни моей семьи  после переезда в 1999 году в Германию. Мы тогда попали в  другой мир, и  мы были им очарованы.  Всё казалось нам необычным, И город, и люди. В том рассказе я описал,   как проходит  стандартный день моей новой жизни.
Так мы прожили 15 лет.  За это время утекло много воды и в Рейне, и из крана в арендуемой мною квартире.
    Ещё в 2003м году я принял решение расстаться с новой женой, оказавшейся аферисткой, сосредоточившейся  здесь на зарабатывании денег для себя и своей дочери, живущей в Днепре, и  показавшей своим поведением, что ни я, ни мой малолетний сын её не интересуют.
Через полгода  я познакомился с приехавшей в Германию из Чернигова ещё в 1995м году Фаиной, честным и  социально активным человеком. С  того времени она живёт   в Саарбрюкене на жилмассиве Фольстерхёэ. В 50 лет она овдовела, и жила с дочерью Инной, а после её замужества - одна. Сын её, Юрий, жил в Германии ещё с 1992 года.
    Мой младший сын Илюша после успешного окончания школы в числе семи лучших учеников, поступил на биофак местного университета, окончил его в 20011-м году, а в 20012-м году поступил в аспирантуру Гиссенского университета.  Через 5 лет, защитив диссертацию, и получив учёную степень Доктора наук, он нашел работу в научном центре старинного университета в Марбурге.  Он стал самостоятельным,   высокоморальным и серьёзным молодым человеком, завёл подругу. После его  переезда в Гиссен я   поменял  нашу трёхкомнатную квартиру на «двушку» в  доме для пожилых на жилмассиве Фольстерхёэ, на границе с Францией.  Там очень  чистый воздух, за домом – холмы, поросшие лесом, рядом большой парк Немецко-французской дружбы. В это доме жила и моя подруга Фаина.С ней мы с 2004 года   не только изъездили по выходным все районы нашего города, но побывали на море и во Франции, Италии, Испании и Хорватии с Австрией.
А чем я ещё занимался, кроме поездок по Европе?
     Ещё в  2004м году я создал за свой счёт бесплатные компьютерные курсы для пожилых. А в 2009 году из-за конфликта с новым Председателем Совета общины  Бэрманом я  вынужден был перевести   компьютерные курсы в общежитие для еврейских иммигрантов,  и ещё через два года поставить на этом проекте крест.  Курсы были, ПОВТОРЯЮ, бесплатными. Я только собирал с учащихся по 50 центов в час для возврата вложенных в покупку компьютеров и принадлежностей своих личных денег.

     И с тех пор я веду   жизнь одинокого, неработающего  старого человека, имеющего подругу и арендующего  участок земли, именуемый немцами  «Кляйнгартеном», а совками – дачей.
 
    Как же теперь проходит день прилично состарившегося, но, сохранившего активность  человека?   Жизнь моя разделилась на два периода: летний и зимний.   Нетрудно догадаться, что летний период для меня намного интереснее и полезнее зимнего.  Как известно, основной жизненной задачей  многих стариков  является тщательное пережевывание  зубными протезами пищи, контроль за тщательным её перевариванием и регулярным удалением  не переварившихся остатков из организма. Это сочетается с не менее регулярными  для многих посещениями врачей всех специальностей. У старости есть и недостатки тоже. И  ещё одним важным  для многих совков  делом является просмотр в промежутках между вышеуказанными деяниями  всевозможных  развлекательных российских телепрограмм вроде «Давай поженимся» и бесчисленных сериалов по российскому телевидению.
А я с 2006 года   начал работать на даче, называемой здесь «Кляйнгартеном». Дело было так. Один знакомый Фаины, Юрий Бондарев,  сообщил ей, что по соседству с его участком имеется заброшенный садовый  участок. Я осмотрел его, и мне он понравился. 
     Я подал в «Лигендшафтсамт»  заявку на получение в аренду участка, и с жаром принялся за работу. Выкорчеванную ежевику и другое я тут же сжигал в большом барабане от стиральной машины, найденном на участке. Туда же ушло и огромное количество веток от кустов, росших по периметру участка и   нижние трёхметровые ветки росшей на участке огромной ели.   Потом пришла очередь дома. Он был малюсеньким, прогнившим и неуютным. Было решено  снести его, и построить уютное гнёздышко. В это время на  нашем жилмассиве заканчивалось строительство двух больших магазинов, и  на периферии участка было свалено большое количество крупных, примерно 1 метр на 2 метра поддонов.

    Я дождался окончания благоустройства  территории магазинов, и, поняв, что эти поддоны  забыты, перевёз их на дачу. Возможно, кто-то мысленно поблагодарил меня за помощь в благоустройстве территории. Часть  этих  поддонов я полностью разобрал на доски и  брусья, потом долго и нудно  выравнивал оцинкованные гвозди.  На это ушел один сезон. Потом, с весны следующего года   мы вместе с Ефимом Дымерцем, врачом из Ташкента, до поздней осени 2009 года строили первую часть дома  на  месте веранды  старого дома.   В конце лета я успел на три недели съездить с Илюшей на Украину. Я понимал, что навряд ли ещё раз там побываю, и показал ему могилы мамы и бабушки. На один день я съездил в Донецк, и повидался со своими однокурсниками.  А потом мы на неделю заехали  к родственникам в Ужгород. Ну а вторую часть дома мне пришлось два сезона строить уже самому. Потом пришло время строительства навеса, где мы иногда в кругу приятелей отмечали с грилением различные события, потом   строить новый сарай вместо сгнившего старого, и туалет, и  виноградную беседку, и замостить дорожки и др. работы. Это было мне в радость.
     Ну а урожай ягод, фруктов, овощей, бОльшую часть которого я раздаю приятелям, и соседям, был для меня  приятным наградой за мою работу на даче.
В 2010м я снова побывал в Израиле. Моя племянница Мила заранее заказала мне небольшой отдых на Мёртвом море и в Эйлате. И я посетил там моего давнего, ещё школьного друга Иосифа Ройтмана и  однокашницу по институту Эллу Долгопятову.  Они уже прижились в этой жаркой стране, окруженной  государствами с враждебно настроенным к евреям арабским  населением, имели своё жильё и хорошо устроенных детей.  И были вполне довольны жизнью. Каждому, как говорится, своё.

    Жизнь наша летит вперёд безостановочно. Дети растут, а мы – стареем. Это закон природы. И с этим надо смириться, и не депрессовать.  А стараться  быть всегда бодрым, всестороннее активным,  и  видеть в каждом возрасте его преимущества.

Сэ ля Ви!


Рецензии