Демократическое собрание

Учителя были встревожены. Их бывший директор был освобожден от занимаемой должности за недостатки в работе, взяточничество, кумовство, за деспотизм в общении с учителями. А о новом директоре ходили разные слухи.  Была распространена информация, что директором назначат Алекпера - заместителя директора по воспитательной работе школы № 678. Одни говорили, что он очень грамотный, способный учитель, получил образование за границей.   А другие сомневались, сможет ли он работать: демократический человек, получивший такое образование, не сможет работать директором.  Из педагогов, Солмаз ханум, хорошо знающая его семью, говорила своим коллегам, что директор вырос в честной, трудолюбивой, интеллигентной семье, многого добился только благодаря собственным знаниям.
Наконец, к концу августа тревогам педагогов был положен конец. Наступил день, когда представитель Министерства представил учителя Алекпера коллективу школы. Таким образом, приход нового директора создал новую атмосферу в школе.
С начала учебного года уже прошло два месяца. По инициативе директора в школе состоялось родительское собрание одиннадцатиклассников. На собрании присутствовали все учителя школы и пятьдесят шесть родителей двух одиннадцатиклассников. Первой выступила и поздравила нового директора заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог со стажем, которой было более шестидесяти лет, Айнура ханум, после выступления она представила его родителям.  Айнура ханум сказала:
-  Мы знаем, что при прежних директорах пострадали и учителя, и родители, и ученики. Директоров интересовали свои принципы, не считаясь ни с кем, не принимая во внимание чьё-либо положение, считали свои обязанности как источник личной выгоды, по-разному обижали учителей и учеников, которые не соглашались с их несправедливыми требованиями. Мы надеемся, что с сегодняшнего дня всему этому придет конец. А теперь дадим слово новому директору и аплодируем ему.
Учитель Алекпер спокойно встал, поприветствовал учителей и родителей:
- Прежде всего, позвольте отметить, что не нужно меня хвалить и аплодировать мне. Мы все вместе должны стремиться поднять престиж школы, дать нашим ученикам глубокие и прочные знания. Для этого мы должны работать рука об руку, сообщать о недостатках и пытаться их устранять. Я работаю здесь совсем недавно и за время работы заметил, что есть ученики, которые плохо себя ведут и прогуливают уроки.  Всем нам известно, что такие дети есть как среди младших, так и среди старшеклассников. Мы должны работать сообща, чтобы преодолеть эти проблемы. Учащиеся одиннадцатого класса скоро окончат школу. Педагоги и родители должны серьёзно заниматься с ними, постараться, чтобы они показали высокие результаты на выпускных, а также вступительных экзаменах. А теперь я предоставляю слово учителям и родителям. Если у кого-то есть жалобы, предложения или замечания, они могут высказать это открыто.
Со вкусом одетая женщина лет пятидесяти, встала и попросила слова:
- Я мать Садики. Хоть моя дочь и не отличница, но и плохо не учится. Чтобы лучше знать математику, она три года после уроков ходила к учителю-предметнику, Камиле ханум. Но с этого года я отправляю свою дочь к другому учителю.  А причина в том, что моя дочь плохо понимает Камилу ханум. Узнав об этом, учительница во время урока сказала моей дочери, что «раньше ты приходила ко мне четыре раза в неделю, а платила за два раза. А что случилось? Я слышала, вы отдаете эту же сумму денег другому учителю, к которому ходите, а ходите только два раза в неделю». Но как может педагог сказать ученику такое? Посмотрите, до какой степени она зла на мою дочь, что во время урока сказала моей дочери: ”Я злюсь, когда поднимаю голову и вижу твой взгляд, поменяй своё место,  на моём уроке садись за заднюю парту".
Эта речь женщины немного воодушевила сидящих в зале родителей. С мест начали звучать разные возгласы. Директор несколько раз постучал ручкой по столу, чтобы успокоить сидящих. Наступила тишина.
Затем встал и представился мужчина среднего роста, он сказал:
- Мой сын Салех учится в одиннадцатом классе. Моя двоюродная сестра - педагог по азербайджанскому языку, она три года как готовит его после уроков. Учительница Нушаба ханум, которая преподаёт моему сыну, после уроков занимается с некоторыми учениками из этого класса. Увидев, что мой сын хорошо отвечает на уроке, учительница Нушаба поинтересовалась, с кем он занимается. Об этом она спросила у учеников своего класса, которые ходят к ней на подготовку. Они сказали, что ничего об этом не знают. Тогда учительница Нушаба ханум сказала одноклассникам моего сына, что я во время урока объясняю не всё подробно, а с точностью всё по теме объясняю именно тем, кто приходит ко мне после урока на подготовку. И затем она сказала, если это так, то кто же занимается с Салехом по азербайджанскому языку?
По мере того, как мужчина говорил, он становился все более раздражительным, было заметно его внутреннее беспокойство. Он посмотрел в сторону директора и несколько нервно сказал:
- Господин Алекпер, год назад, когда мой сын учился в десятом классе, с ним случилось нечто подобное. Учительница, Нушаба ханум, вызвала его к доске и потребовала у него тетрадь по азербайджанскому языку. А мой сын по ошибке отдал учительнице подготовительную тетрадь. Он сказал, что учительница разозлилась, когда увидела мою тетрадь по подготовке: «Что это, ты что мне дал?» - сказав это, бросила тетрадь на него. После этого случая Нушаба ханум начала снижать оценку моему сыну. Несмотря на то, что учительница Нушаба снижала оценку моему сыну, все в школе знали, что мой сын один из лучших в классе по предмету азербайджанского языка. Именно поэтому моего сына в прошлом учебном году отправили на Олимпиаду по этому предмету. Салех на Олимпиаде по району занял первое место. По этому случаю Салеха поздравили старшеклассники и учителя. И даже бывший директор вручил ему Почётную грамоту. Но сына потрясло то, что его не поздравила именно учительница азербайджанского языка, Нушаба ханум. Разве педагог имеет право вести интригу с учеником? Дети должны учиться всему хорошему, именно, у своих учителей. Зачем же разбивать им сердце, быть несправедливыми по отношению к ним?
В зале сидел пожилой родитель. Большинство присутствующих в зале знали его. Это был учитель Идрис. Многие годы в школе № 675 этого посёлка он преподавал предмет по истории. Он уже вышел на пенсию. Бывшие его ученики, представители среднего поколения, а также знавшие его учителя знали, как учитель Идрис с любовью преподавал свой предмет, и как педагог он сыграл большую роль в воспитании учеников и в выборе правильного пути. Уважаемый как старейшина, учитель Идрис с искренностью поделился с присутствующими в зале:
- Многие знают, что я работал педагогом в соседней школе. Трое моих детей окончили эту школу. Учителя, которые преподавали моим детям, могут подтвердить, что я всегда занимался образованием и воспитанием своих детей. Благодаря своему образованию и воспитанию мои дети были образцовыми детьми в школе. А в настоящее время в этой школе учатся два моих внука. И оба на уроках получают «четыре» и «пять». Меня как преподавателя беспокоят и мучают несколько вопросов. По неизвестной причине некоторые педагоги не обладают гибкостью мышления. С точки зрения этики я не хочу упоминать имя учителя. Моя старшая внучка Нармина учится в одиннадцатом классе. После уроков по трём предметам она ходит на подготовку к учителям, которые работают в другой школе. За то, что она всегда хорошо отвечала на уроках, в прошлом учебном году руководством школы была отправлена на проводимую по району Олимпиаду. На следующий день, когда она спросила учителя-предметника, правильно ли написала ответы на вопросы, с которыми столкнулась на Олимпиаде, – «К какому репетитору после уроков ты ходишь, подойди и спроси у него», - услышала в ответ. Ведь такие неразумные слова не подходят учителю.
Пока учитель Идрис говорил, всеобщее внимание было обращено на него, а директор недовольно покачал головой. Кто-то из родителей улыбался, а кто-то выражал своё недовольство этим педагогом: «И не стыдно, как может педагог сказать такое?». А педагоги молчали, опустив головы. Учитель Идрис глубоко вздохнул. Было заметно, как ему самому неприятно высказывать своё недовольство о педагогах. Однако, поскольку события, с которыми он столкнулся, очень разозлили его и он выговорил всё что было на душе:
- По словам моей внучки, одноклассница, которая шла на подготовку к своему учителю-предметнику, показала учителю книгу правил, которую она купила. А педагог ей сказал: «Это очень хорошая книга, ты правильно сделала, что купила её. Но эту книгу не показывай Нармине. Так как она ответственная ученица, она сразу же купит эту книгу, и на вступительном экзамене наберёт больше баллов, чем вы». Разве человек, который носит имя педагог, может так мыслить?
Выступление учителя Идрис вызвало ажиотаж среди сидящих в зале родителей. В зале стали высказываться разные мнения: «Какое образование даст ученику такой учитель?», «Разве педагог может быть таким завидным?», «Интересно, кто этот учитель?». Чтобы создать тишину в зале, послышалось постукивание ручки директора. Учитель Идрис до конца высказал своё мнение:
- Человек на протяжении всей своей жизни всегда должен уметь сохранять чувство собственного достоинства. Есть люди, которые в различных ситуациях по тем или иным причинам, ради чего-то теряют это чувство достоинства и проявляют недостойные человеческие качества. Люди с такими качествами часто достигают своих целей. Но они не понимают, что их недостойные человеку черты не воспринимаются окружающими положительно. Независимо от сферы деятельности, от образования и положения каждый человек должен прожить свою жизнь достойно и с честью. На мой взгляд, черты, унижающие человеческое достоинство, выводят человека из ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО бытия.
В зале царила полная тишина. Внимание было сосредоточено на учителя Идрис, все ждали, что он скажет. Учитель Идрис:
- Я бы много об этом говорил, но не хочу отнимать у вас время, — сказал он и сел.
Поскольку выступления сменяли друг друга, у учителей, сидевших в зале, ощущалась усталость. Словно учителя хотели, чтобы собрание закончилось быстро.  Никто из преподавателей не думал, что на собрании   могут быть высказаны критические замечания о них.
После выступления учителя Идрис, преподававший в школе предмет по географии, учитель Фарзали попросил слова. После окончания ВУЗа учитель Фарзали провёл в этой школе многие годы своей жизни. В школе все знали его как справедливого человека, который всегда говорил правду и отстаивал право. На педагогических советах в отличие от других учителей, которые из страха не произносили ни слова против несправедливых мнений директоров, учитель Фарзали всегда смело высказывал свое правильное и объективное мнение. Поэтому желание учителя Фарзали выступить, присутствующими в зале было встречено с интересом. Директор жестом руки дал ему слово.
Учитель Фарзали встал и спокойно начал свою речь:
- Господин Алекпер, в этой школе такого собрания еще не проводилось. На собраниях все хвалили директора и его родственников. Никто не осмеливался их критиковать.  Учителя считали, что важно хранить молчание. И поэтому я бы назвал это собрание «демократическим собранием». Конечно, нам бы не хотелось, чтобы об учителях говорили такие негативные мысли. Возможно после этого собрания, каждый учитель примет во внимание свои ошибки. Подобные негативные ситуации не должны распространяться на всех учителей. В нашей школе много добросовестных учителей. На мой взгляд, необходимо завершить выступления родителей на эту тему. Хочу обратить ваше внимание на другую проблему. Все педагоги очень хорошо знают, что большинство учеников, которые учатся до десятого класса, почти не учатся, приходят в школу просто так, чтобы скоротать время. Таким ученикам мы ставим оценку «тройка» и переводим из класса в класс. Вот, надо бы подумать над этим вопросом. В каждом классе только три-четыре ученика ответственно относятся к урокам, хотят получить знания. Классные руководители часто проводят родительские собрания и информируют родителей о том, что их дети не занимаются. Родители также говорят, что они бессильны в этом вопросе. Правда, мы гордимся тем, что наши выпускники поступают в высшие учебные заведения. Но образование необходимо всем, а не определённой группе учеников. Господин Алекпер, мы должны найти пути решения этой проблемы. Будем честны: Учатся ученики, которые ставят перед собой цель поступить в ВУЗы. Большинство выпускников, поступающих в ВУЗы, на выпускных и вступительных экзаменах набирают мало баллов. А это означает, что студенты, набравшие мало баллов, в будущем не станут высококвалифицированными специалистами. Хорошо известно, что ученик, который плохо учится в средней школе, также будет плохо учиться и в университете.
Это выступление учителя Фарзали вызвало оживленность среди учителей. Они подтвердили сказанное учителем Фарзали.
Закончив свою речь, он присел. Директор встал и на мгновение осмотрел зал:
- Я внимательно слушал все выступления. Я согласен со сказанными  мнениями, - сказал он, улыбаясь и повернувшись лицом к господину Фарзали, - Господин Фарзали, мне также понравилось, что вы назвали это собрание «Демократическим собранием». И вы очень правильно заметили, что большая часть учеников не учится.  Я уже заметил это. Обещаю, что впредь все собрания, которые я буду проводить, будут демократическими. Мне кажется, нужно увеличить количество таких собраний. На такие собрания следует привлечь и родителей учащихся младших классов. Главным вопросом на собраниях должен быть повышение мотивации учащихся к учёбе.
После собрания педагоги говорили друг другу: ««Интересно, сможет ли новый директор исправить ситуацию в школе?», «Пусть слова и дела соответствуют друг другу», «Главное, чтобы хуже не стало»»…

               


Рецензии
Здравствуйте, Фархад Рамизоглы!
О директорах своей школы № 187, которая находилась в знаменитом Большом Каретном переулке, я вспоминаю с большим теплом, чего не могу сказать об одной учительнице, к которой у меня были серьёзные претензии. Однако в наше время критиковать учителей и высказывать им своё недовольство было не принято, да и собраний, направленных на выяснение взаимоотношений учеников с учителями у нас никогда не было. Так что мне хочется пожелать молодому директору Алекперу успехов в его нелёгкой работе.
С уважением,

Алла Валько   29.02.2024 01:16     Заявить о нарушении
Доброе утро, Алла ханум!
Спасибо за отклик!
Желаю Вам удачи, здоровья и творческих успехов!
С уважением,

Фархад Аскеров Рамизоглы   29.02.2024 01:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.