Глава VI. 3. Какой же быт без женщины?

Современная женщина, современная женщина!
Суетою замотана, но, как прежде божественна!
Пусть немного усталая, но, как прежде, прекрасная!
До конца непонятная, никому не подвластная!
«Монолог женщины» (1982), Р. Рождественский

ГЛАВА VI.3 ЧТО ЗА ВОПРОС: КАКОЙ ЖЕ БЫТ БЕЗ ЖЕНЩИНЫ?

§VI.3.1 ЧЕЛОВЕК «НАЧИНАЕТСЯ С ТОЙ ПЕСНИ, ЧТО ПЕЛА НАМ МАТЬ...»

Не пела мама никаких песен Кеше на сон грядущий. Видимо, такова судьба меньшого члена семьи, да ещё с огромной разницей в возрасте. Старшая сестра была нянькой для Кеши – «вечного её хвоста»! Так, по крайней мере, написала сестрина одноклассница в «Одноклассниках», едва Кеша успел выставить своё школьное фото на этом сайте. Впрочем, об этом уже рассказывалось ...

Мама вставала раньше всех, с петухами. «Манна небесная сама на голову не свалится! Кто первый встаёт, тому Бог подаёт, а ты самого ленивого петуха проспал. Подымайся ...», – любила часто повторять мама, когда, проводив всех из дому, начинала будить самого маленького.

«Какие петухи, какая манна небесная?», – хотелось было говорить Кеше, но мамы уже не было в комнате. И тогда он вскакивал, прислушивался, быстро одевался и бежал в уборную. Потом САМ умывался. А за ванной закрытая дверь на кухню! Почему? Это верная примета отличного маминого настроения! Закрытая дверь означала, что мама, уединившись, поёт там свои любимые песни.

А раз поёт, значит у неё отличное расположение духа. Так что память всё же не столь уж избирательна только в пользу исключительно положительных воспоминаний. Тому пример и есть та самая дверь на кухню. Ведь дверь бывало и не закрывалась... Просто плохое своё настроение мама никогда не перекладывала на своего самого любимого сыночка! Кеша знал это всегда.

Как знал, что «манна небесная» – это сказочная скатерть-самобранка, что Бог – это тот, которого никто никогда не видел: «Юрий Гагарин в космос летал и никакого Бога не видел...», – так всегда загадочно говорила мама. И был для Кеши Бог таким же сказочным, как и чудо-скатерть.

И знал Кеша от мамы, что Бог ратует исключительно за людей добрых. Добрых делами своими и поступками. Злых людей он не привечает, поскольку сами они не видят зла своего. И за это не грех будет людей этих за злые деяния свои наказывать. В этом Бог и помогает всем, а иначе:

«победить злых фашистов в той проклятой войне вряд ли нам бы удалось без его помощи, а есть ли он на самом деле ты, Кеша, сам разберёшься, когда вырастешь...», – так мама обычно завершала всякие расспросы младшенького о существовании Бога «взаправду».   

А «подаёт!» означало то, что Кеша будет уплетать за обе щёки наивкуснейший мамин завтрак. «Тебе Кеша, будет легко в армии! Поесть ты не клянчишь, а как сел за стол – вмиг всё съедаешь! Солдат-то кормят только спустя шесть часов службы...», – мама не сомневалась в судьбе сына.

Да и радовалась она, что самыми любимыми Кешиными блюдами были не какие-то заморские яства, а гречка, макароны и картошка со сметаной! Причём картошка была на первом месте, а если ещё и молодая! Да с лучком, да с укропчиком! И тогда мама всегда вспоминала, что котелок картошки и своя сметанка всегда были наилучшими едениями в прифронтовой полосе благодаря корове. Собственно, благодаря своей корове, мама и привыкла вставать спозаранку.

С детства на ней была ответственная обязанность ухаживать за кормилицей большой крестьянской семьи. Тогда-то мама и стала каждую утреннюю дойку обязательно сопровождать пением песни. Песни*, «которая нам строить и жить помогает! И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт! ... Легко на сердце от песни весёлой, она скучать не даёт никогда. И любят песню деревни и сёла, и любят песню большие города...»  Здесь Кеша всё же лукавит!

*(Песня «Марш весёлых ребят» (1934) В.И. Лебедева-Кумача (1898-1949) из фильма «Весёлые ребята» (1934) режиссёра Г.В. Александрова (1903-1983) стала и первой песней, и первым фильмом в Кешиной жизни, заданной затем самой песней: «Ведь мы такими родились на свете, что не сдаёмся нигде и никогда...»)

Это ему самому очень нравились песни Исаака Дунаевского (1900-1955). Все они были жизнерадостными (ведь улыбка – это флаг корабля), жизнеутверждающими (кто хочет – тот добьётся), целеполагающими (только смелым покоряются моря!) и убедительными (я другой такой страны не знаю) Песни эти и ЗАРАЖАЛИ, и ЗАРЯЖАЛИ маленького Кешу! Вот они – ТРАВМЫ ДЕТСТВА!

Вот только НЕЗАДАЧА – кто всё же научил (или приручил?) Кешу видеть прежде всего образы, а не зависать в мыслях, блуждая в их мгновенном нагромождении одна на другую. Мыслях чаще всего непонятных и неразрешимых. Больше пугающих Кешу выводами, а не их разъясняющих ...

Мама своими сказками, рассказами, суждениями и рассуждениями? Или всё же видеоряд, как сказали бы сегодня, сначала красочных картинок из сказок? А позже и образами, появившегося в доме чёрно-белого телевизора «Рекорд»? (читай §6.2 «Лучше один раз увидеть ...» из 2-й книги)

Образ юного матроса Роберта, легко взбирающегося по вантам грот-мачты паровой яхты «Дункан» из фильма «Дети капитана Гранта» ... Образ молодого крепкого солдата с автоматом в руках из телепередачи «Часовые Балтики» ... Или напрочь непринятый Кешей образ Д`Артаньяна Михаила Боярского (род. 1949), поскольку у него был настоящий – Жерара Барре (род. 1931, Франция) ...

Когда-то Кеша считал, что это он САМ такой молодец удалой. Теперь же, спустя 60 лет, он был совершенно другого мнения! Это была мамина, исключительно мамина заслуга! И только. Это она ненавязчиво, кропотливо, крупица за крупицей вкладывала образы в Кешину голову. Образы положительные и образы отрицательные. Не спеша объясняла на примерах. И хороших, и нехороших...

Мама умела пользоваться и собственным опытом (Кеша был всё же третьим), и наследием всех своих предков. Как-то могла она «не вносить отсебятину в развитие малышей, не торопиться» [К.И. Чуковский], и, КОНЕЧНО, «детский психотравматизм Юнга» был ей совершенно незнаком!

В 1963-м году, когда Кеша закончил первый класс и, вроде как вполне справился с новыми СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ, мама решилась пойти на работу. Она стала работать в Военторге. Кеша даже растерялся, как правильно было бы назвать эту работу. Хозяйка солдатской чайной.

Хозяйство первой маминой работы располагалось в одноэтажном домике на территории воинской части из состава Каунасской воздушно-десантной дивизии. Там же в Панемунях, где и школа Кешина была. Всё рядом, поблизости и от дома родного, и от школы. Кеша часто бывал там.

Это было просторное помещение с прилавком у стены и несколькими столиками посередине. Обычная солдатская чайная, где солдаты могли чай попить, съесть коврижку, лакомку, булочку или пирожное. Купить конфет или какую необходимую в быту вещь: зубной порошок, щётку, лезвия для бритвы и прочее, прочее, прочее. А папиросы? И их, и мороженное, и конверты почтовые...

Спустя десять лет Кеша и сам стал завсегдатаем подобного, только курсантского военторговского общепита. Как не ему было понять позже, что значит для рядового военного вкусно перекусить в обстановке, близкой к домашней. И как много значит сам образ хозяйки такого заведения...

Но это было потом, а тогда Кеша увидел солдатскую чайную изнутри. Из-под прилавка, глядя на солдат – посетителей чайной. И рядом за прилавком, в подсобном помещении. Там были «закрома необъятные». Стеллажи, ящики, мешки, коробки ... Всё мамой упорядочено, всё расставлено и всё у неё под рукой. Конфеты шоколадные, конфеты разные и очень-очень вкусный запах ...

Тогда Кеша получил свой первый практический количественно-качественный экономический урок нравственности. Кеша иногда, задержавшись в школе, заходил к маме в чайную, чтобы вместе идти домой. Вдруг появилась запыхавшаяся сестра: «Ой, мама, я возьму?», – сестра потянулась за большой коробкой шоколадных конфет, выставленной на полке за прилавком. 

«Что значит возьму? Это тебе не частная лавочка, заплати и бери!», – мама вытащила из-под прилавка несколько коробок разных по величине и стоимости. Сестра, похоже обидевшись, выбрала подешевле. И, объяснив, что её пригласила подруга на день рождения, так же стремглав исчезла.

А мама занялась мытьём электротитана, из которого поила солдат вкусным какао. Заметив Кешу, удивлённого увиденной сценой, объяснила: «Твоя сестра деньги ещё сама не зарабатывает, а вот хочет угощать дорогими конфетами. А так не бывает, деньги сами с потолка не падают ...

И они счёт любят. Пока сам не заработаешь, тратить их разумно не научишься! Вот так-то...», – и мама дала Кеше конфетку, выбрав его любимый «Кара-Кум» из россыпи, что лежала под весами.


Кеша тогда понял, что ничего не понял. Сестру мама заставила самой расплатиться за совсем простые конфеты «Лимонные», а сама дала ему бесплатно наивкуснейшую «Кара-Кумину» по 5,50 «рэ» за килограмм. А спустя некоторое время, Кеша узнал, что такое «торговые издержки» ...

Сегодня Кеша спрашивает себя: «Почему именно это осталось в памяти? То как мама относилась к своей первой работе (после работы в войну вольнонаёмной и воспитания маленьких детей) и то, что смогла проработать в общепите совсем немного, не больше двух лет?»

Не почему, а зачем память столь избирательна, что оставляет, как казалось Кеше раньше, образы ненужные. Не дающие в данный момент жизни какие-либо правильные подсказки. Теперь же стало понятно, что они помнились намеренно.

Как бы вынуждая Кешу обратить на них внимание. А он этого не делал. Не делал не потому, что не хотел. Просто Кеша ещё не был готов к их осознанию. А они не пропадали, постоянно напоминая о себе всю Кешину юность и его взросление.

Да, собственно, вся большая страна тогда САМОУСПОКОИЛАСЬ в своём БЛАГОПОЛУЧИИ (не очень верно названым «застойным»). Какое осознание? Осознание чего? К концу 70-х большая часть населения СССР стала впадать в стремительно нарождающееся искушение жить как там – на «благополучном» Западе, сверкающим рекламой и немереным обилием невиданных здесь товаров...

Куда там юнцу разобраться было во всём этом и хоть что-то понять, но ведь желал!
Хотел, например, разобраться с «врагами народа», да никак не мог сталинскую Конституцию найти!  Проще было что-то запрещённое прочесть, чем 131 статью действующей Конституции. Библию, например, никто и вовсе не запрещал, но и её в библиотеках тоже ведь не было.

Хотя доступных сведений о религии было более чем предостаточно. Кеша снова усмехнулся тому, что, когда «молодым везде у нас дорога», узнал бы он, что все беды Человека есть «помышление сердца человеческого – ЗЛО от ЮНОСТИ его» [Библия.Быт.8:21] И что тогда бы изменилось?

НИЧЕГО! Просто не пришло ещё время подлинного осознания себя и своего места в том (как и в этом) безумном, безумном, безумном Мiре! И вот время это пришло..., впрочем, вернёмся к маминым песням. У мамы их было много. Будни, на радость Кеше, часто украшались праздником.

Это был настоящий Кешин праздник. Особенно, если приходили гости. Его вершиной было пение за столом. И здесь запевалой всегда была мама. Но как объяснить ЭТО забытое всеми ДЕЙСТВО за столом? И Кеша вспомнил фильм «Женщины» (1965). Этот фильм любила не только мама, его любили все женщины Советского Союза! Все девы, мамы и бабушки увидели тогда СЕБЯ.

Киноповесть о судьбах женщин трёх разных поколений снял режиссёр Павел Григорьевич Любимов (1938-2010) по рассказу писательницы Ирины Александровны Велембовской (1947-1990). И это не фронтовики-победители, а дети войны и послевоенного времени. Дети Победителей.

И там есть ВСЁ, О ЧЁМ без всякой меры жужжат («ведают») психомастерицы всех окрасов и мастей: 

О коучах, тьюторах, скиллсах и компетенциях... Про траблы и кипиай, хистеры и фейки, флэшмобы и фрики... Чайлдфри и про аборты там тоже есть (ну, не может Кеша в очередной раз не наступить на любимую мозоль!) Так о чём это он? О ВЫБОРЕ СВОЕГО ПУТИ!

Кеша учился то ли в пятом, то ли в шестом, когда в один из праздников, после застолья он услышал разговор взрослых женщин. Уже были съедены все вкуснятины, выпиты напитки, спеты песни. Мужчины уселись играть в карты, женщины в креслах и на диване кружком беседу завели...

Три или четыре гостьи, совершенно разные, и мама среди них. Кеша и тогда, и сейчас не перестаёт удивляться тому, как эти, в общем-то необразованные женщины, могли создавать непередаваемое ощущение радости праздника. И своим умением петь, и танцевать, и ублажать своих мужчин только одним своим присутствием! И не видом своим, а способом разговоры разговаривать.

Мама уже работала на галантерейной фабрике швеёй в цехе. Видимо, знакомство с технологией изготовления одежды и подтолкнуло её самой заняться шитьём дома более основательно. Шила мама и раньше, теперь же ею было освоено изготовление сложных плиссированных юбок.

Или, например, сшила Кеше стёганную атласную куртку на молниях с карманами. Писк моды, однако!

В тот вечер Кеша услышал в женской компании чей-то вопрос: «И почему же ты ушла из Военторга?» Кеша-промокашка от стола с совсем непонятным преферансом переметнулся к дивану. Он и сегодня помнит мамино повествование о своём выборе. Кеша не оговорился, именно повествование. Мама очень хотела быть понятой гостями, хотя можно было бы ей и уйти от ответа. 

Кеша растерялся от того, что не знал, как передать то чувство матери, которое он сам тогда ощутил. Чувство неопределённости в этой смеси добра и зла, в человечьем желании видеть свой Мiр исключительно справедливым. Что же стало причиной маминого нежелания трудиться в общепите? Да и как передать суть её умозаключений? В каких терминах и определениях, в чьих правилах? В сегодняшних? когда «не переступаемая» некогда черта просто ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ!

Впрочем, и Кеша не «толстовец», и не «достоевец», он простой советский человек. Со своими духовными прибамбасами, пардон – детскими «психотравмами» Он из тех СЧАСТЛИВЧИКОВ исторического мгновения (конец 60-х годов ХХ столетия), проживших своё детство в ПЕРВОМ (и последнем?) СПРАВЕДЛИВОМ ЧЕЛОВЕЙНИКЕ, так глупо ЗЛОМ ОСОЗНАННО растоптанном.

Так сумела тогда мама удовлетворить своих собеседниц? Не сумела! Мнения у них разделились, а сама рассказчица осталась при своём, с чем и согласился Кеша. А тёток этих возненавидел за их неспособность понять такую простую вещь, как отношение мамы к деньгам. Но по порядку ...   

Мама стала повествовать так, как и Кеше рассказывала сказки или объясняла что-то непонятное. Постепенно от простого к сложному. Не грузила собеседниц терминами и определениями, которых она, собственно, и знать не знала. Она пыталась сама понять и объяснить им природу денег!

«Вот взять тот же титан, – говорила мама, подбирая слова: в нём можно приготовить 40 порций какао, по семь копеек стакан или 2 рубля 80 копеек общей стоимости. И как бы я тщательно не исполняла рецептуру, он всегда приносит прибыль – 30, 50, а то и рубль с мелочью! А если сознательно уменьшать нормы сахара, порошка какао и не доливать положенные 250 граммов?

В общем, с начальницей своей я не нашла понимания. А как-то летом отправила она меня торговать квасом, потом мороженым (летом воинские части дислоцировались в лагерях на берегу Куршского залива – вот о чём надо бы рассказать!) Нашла выход? Бочка кваса приносит доход несоизмеримый с какао. А мороженое, что не приносит? Ещё как приносит, хоть оно и штучное!

Цены его смешные: 6, 7, 9, 11, 13, 15, 19 копеек. Наменяла в городе мешок мелочи, а солдат что? Ждёт сдачи? Нет, вмиг убегает, уплетая сладость в одно мгновение. И что, я буду обогащаться за счёт родненьких солдатиков? Им может завтра на бой смертный идти, Родину защищать...»

Было видно, что мама волнуется, убеждённая, что говорит о чём-то очень важном. Важном не только для неё, но и для слушавших её подруг: «...очень трудно отказаться от желания вот так очень просто заиметь лёгкие незаработанные деньги. Ничего и делать для этого не надо.

Даже если строго выполнять все инструкции... И какао, и квас, и мороженое всё равно будут давать лишние деньги! А теперь я выполняю НОРМУ. Сшила больше – получи премию! Не исполнила раз – получи укор от начальницы, во второй раз – предупреждение, потом – просто уволят»

«Ну и дура, надо было просто делиться с начальницей, а ты ушла. Зря!», – Кеша тогда вспомнил, что такое же неприятное женское лицо, выражающее СВОЮ правоту, он уже видел. Это было в старой царской казарме в Нижних Шанцах – управлении гарнизонного Военторга. Почему Кеша оказался там вместе с мамой, он не помнил, но прекрасно запомнил ту нехорошую тётку ...

Она сидела, как на троне, за большим канцелярским столом с зелёным верхом, и что-то строго выговаривала женщинам, стоящим и сидящим около неё. Все были в верхней, расстёгнутой одежде. Все – в меховых шапках, в пальто с такими же воротниками, а кто и в длиннополых шубах.

Мама ждала, Кеша рядом. «А, это ты. Не передумала?», – нехорошая тётка, наконец, обратила внимание на вошедшую женщину с ребёнком. И быстро, не задумываясь, подмахнула авторучкой протянутый ей мамой листок бумаги. И так же ЗЛО посмотрела на маму, как и эта гостья теперь.

Вот как-то так Кеша впервые соприкоснулся с многоликим миром человеческих отношений не благодаря, а вопреки маминым устремлениям оберегать меньшее чадо от дурного влияния нехороших людей. То что увиденная им тётя была плохой, Кеша убедился сразу, как только они вышли на улицу, чтобы ехать домой. Мама никогда не умела скрывать своё плохое настроение.

Теперь, в тот праздничный вечер, гостьи и вовсе не испортили маме настроения. Было видно, что её откровения предназначались совсем не для гостей, а для самой себя. А уверившись в своей же правоте, весело и громко воскликнула: «У нас ещё Наполеон не еден, чай стынет, да не грех и на посошок – завтра рано на работу!» И принялась за подготовку стола к заключительному чаепитию...

Мама родилась через пять лет после Великого октября. Родилась в зажиточной семье кулака со своей мельницей в Петроградской губернии, в 240 км от колыбели Революции. В год, когда вышел фильм «Весёлые ребята» маме было 14 лет – чудный возраст ПОЗНАНИЯ. В том же году принята конституция, где в 131-й статье уже упомянут враг народа. Через год отца раскулачили...
 
Как мама разобралась со всем этим тогда? А ведь Кеша никогда не слышал от мамы чего-либо плохого о том Новом времени. Времени, когда была сделана попытка осуществить мечты миллионов людей на ПОСТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА ВСЕОБЩЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Впервые в истории!

Но мама как-то ведь разобралась, хотя явно сама не понимала, что тогда познакомила совсем ещё юного Кешу с ОСНОВАМИ ТОРГАШЕСКОЙ ECONOMIC`S (только советской). Он, конечно, догадаться об этом не мог, даже если бы и очень захотел. Да и понял Кеша совершенно другое. Понял он тогда, что за всякую работу платят деньги, но не всякая работа может нравиться.

Как в песне*: «Профессий много, но прекрасней всех – ...» Какая? Мама сделала свой выбор. Но был это и первый, махонький намёк на Кешино будущее. Его крупица на мамином примере её собственного, правильного выбора. То, что мамин выбор был правильным, Кеша убедился САМ.

*(«… кино. Кто в этот мир попал – навеки счастлив стал...», – песня из сатирического советского мультфильма «Фильм! Фильм! Фильм! (1968). Сегодня этот мультик как никогда был бы очень полезен к просмотру молодым людям, которым только предстоит жизненный выбор своего призвания (компетенции, однако!)

В 1970-м году он встречал дома счастливую маму, возвратившуюся вместе с отцом с торжественного вечера на бумажном комбинате, где они вместе работали. На груди отца висела медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» и юбилейный знак «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Мама радостно распахнула плащ. На парадной жилетке, сшитой по случаю этого праздника, красовались новенькие знаки «УДАРНИК коммунистического труда» и такой же как у папы – «25 лет Победы 1941-1945 годов». Описать степень МАМИНОЙ ГОРДОСТИ Кеша не может и сегодня!

В 2004 году Саша узнал о смерти Нины Афанасьевны Сазоновой (род. 1916), Народной артистки СССР, работавшей в Театре Советской Армии. Именно Н.А. Сазонова была исполнительницей главной роли в фильме «Женщины», проникновенно спевшая там песню «Вальс расставания» Яна Френкеля (1920-1989).

Её киношный образ напоминал Саше его, рано ушедшую маму...
 
В 2024 году исполнилось столетие со дня смерти В.И. Ленина. Некоторые медиа скупо отметили эту историческую дату. В этот день только один русский писатель ЗАХАР ПРИЛЕПИН (участник специальной военной операции) ЧЕСТНО и ПРАВДИВО вспомнил в своём телеграмм-канале создателя первого в Мiре СПРАВЕДЛИВОГО ГОСУДАРСТВА, написав в частности:

«...И у нас в стране не каждый деревенский житель становился великим композитором или генералом. НО У НЕГО БЫЛА ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ! У НЕГО БЫЛ ВЫБОР. А на планете живут миллионы людей, которые могут лишь мечтать о таком. А РАССКАЖЕШЬ ИМ – НЕ ПОВЕРЯТ...

... В 2015 году я видел, как в Донецке моют и начищают статую Ленина. На территории Украины рушат, а здесь берегут. Как так?! – удивлялся я. А вот так! ХОЧЕШЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ, береги её символ. И пусть он своей рукой указывает людям путь к будущему. По крайней мере у такого народа это будущее наступит» Кеша всегда знал и всегда помнил это...

§VI.3.2 НЕ ХОРОШО БЫТЬ ОДНОМУ. НЕДОСТАТОК ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ ОШИБКИ МОЛОДОСТИ?

ГЕСТИЯ – богиня домашнего очага и храма, мудрая женщина и незамужняя тётушка. Из языческих божеств она известна менее всех богов и богинь Олимпа. В отличие от них, Гестия не была замешана в скандалах и неблаговидных кознях, распространённых в Древней Греции. Гестию, или, как её позже назвали римляне, Весту, художники и скульпторы почему-то обошли стороной ...

Однако присутствие этой богини было всегда. В живом пламени в центре каждого жилища и храма. Знаком Гестии был круг, и потому очаги, и посвященные Гестии храмы, имели очертание круга. Её присутствие было и есть огонь, дающий свет, тепло и жар для приготовления пищи. Но хранительницы домашнего очага всё же остаются на заднем плане. Часто, если не всегда, ВСЁ, что они делают, воспринимается как само собой разумеющееся. И это всегда БЫЛО НОРМОЙ!

Интересно другое – Гестия из Эллады выпала, осталась Веста из Рима. Издревле на Руси Вестой называют опытную, замужнюю женщину (и незамужнюю, и давшую обет безбрачия, и старую деву тоже), у которой есть дети, и способную благоустроить свою семью. И которая стала женой...

А все незамужние девушки – это невесты (не Весты), поскольку они не обрели еще житейской мудрости, не набрались необходимого опыта и не познали мужа своего. Для Кеши это стало очередным открытием... И в который раз за эти два-три последних года занятия по утрам своими Измышлениями изменили план дальнейшего их изложения. И Кеша коснулся женского НАЧАЛА!

ЖЕНА.  У русичей* сохранилась расшифровка этого слова: Жизни Естества НАдежда, где под естеством понимается не что иное как сама природа. Так на Руси называли всех женщин, выданных замуж. А что есть женщина? Кстати, большой вопрос – на каком языке дальше излагать?

*(это одно из многочисленных славянских (словенских) племён или жителей Древней Руси на территории современной Украины. До сих пор и русичи, и литвины, и аукштайты являются «камнем преткновения» в оценках их роли в Истории Великих княжеств Литовского и Московского. Об этом В ОПУСЕ ПЯТОМ...)

ЖЕНЧИНА – слово, дошедшее до наших времён и изменившее одну букву. У тех же русичей это особа женского пола, которая вышла замуж (жен + чин). Или приобрела чин. «Чин» означало «чинить, действовать». Или дева, девушка обрела своё семейное положение, остепенилась.

По-белорусски жена – жонка или жАна, женщина – жанчына. По-украински женщина – жінка, а жена – ДРУЖИНА! Во как! Целая дружина, а не просто жена. Кем же на Украине является мужчина? Чоловік. Вот те раз – просто Человек. Муж, кстати, тоже Человек. По-белорусски, как и по-русски, мужчина и муж. С одной разницей – по-белорусски после «ч» стоит буква «Ы».

А как это у русичей? МУЖ – Могущий Удовольствовать Жену. Удовольствовать, то есть обеспечить всеми видами довольствия, создать и поддерживать все необходимые условия для совместной жизни и рождения ребёнка. Уверовать в надежду, что природа не ошибётся и даст потомство.

Мужем на Руси называли лицо мужского пола, достигшее зрелого возраста. Как и МУЖЧИНА – это муж, который женился (муж + чин). Он, как и женщина остепенился, приобрёл чин, став действующим мужем, то есть способным (вернее обученным этому своими предками).

Жена и муж. Два слова и шесть, раскрывающие смысл двух первых: могущие удовольствоваться обоюдно ... Скорее всего, это поздняя выдумка лингвиста, «недоразумение» молодого учёного-исследователя. Но даже если это так, каково было ему так кратко выразить суть словами?

Кеша усмехнулся, вспомнив, сколько он сам мучился только с одним названием собственной диссертации. Здесь же раскрыт весь смысл соучастия двух людей. Один должен обеспечить, другая только лишь подаёт надежду на продолжение рода. О ЛЮБВИ ЗДЕСЬ НЕТ НИКАКОЙ РЕЧИ.

Обязанности, одни только ОБЯЗАННОСТИ. Всё ли получится, они ещё не знают, ведь и природа иной раз даёт сбой. Но новый их ЧИН уже обязывает обоих принять участие в сотворении НОВОЙ ЖИЗНИ... И нет у них никаких прав, и нет здесь равноправия – обязанности у них разные!

У первого задача сделать кострище и сотворить искру. И физически, и химически, и телесно! У другого разжечь, чтобы потом сохранять пламя. Приняв эту данность и физически, и химически, и телесно! Тут уж без нужных ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ и ЛЮБВИ никак не обойтись! ЗАДАЧИ РАЗНЫЕ, а ЦЕЛЬ ОДНА – ПРОДЛИТЬ ВРЕМЯ БЫТИЯ новыми поколениями...

 «...Из искры возгорится пламя! И просвещённый наш народ сберётся под святое знамя...», – это чудное иносказание двух образованнейших людей своего времени – Александра Ивановича Одоевского (1802-1839) и Владимира Ильича Ульянова (1870-1924). Первый его придумал, другой использовал для благого дела – создал первое в Мiре справедливое государство для ВСЕХ людей.

Первый раскаялся в содеянном и умер от малярийной лихорадки в «непредсказуемую пятилетку среднего возраста». Другой – от непредсказуемых последствий отравленной пули, убеждённый в своей правоте. Оба умерли, не познав торжества пламени, возгоревшегося от их искры. Оба умерли, НЕ ПРЕТВОРИВ НАДЕЖДУ В ЕСТЕСТВО ЖИЗНИ! Почему? Потому, что оба ошибались...

Людям издревле свойственно ошибаться и по причине недостающих знаний, и, наоборот, от их чрезмерного численного множества. Сегодня ещё и выдуманных по недоразумению молодых. Уже не только придуманных не проверенными, но и нарочно упрощёнными! Доведших их до полного бессмыслия для практического использования! «Платон мне друг, но истина дороже...», – не это ли заблуждение Аристотеля их подвигло и до сих довлеет над умами только родившихся людей?

Кеша даже растерялся от своего вывода. Он не знал, был ли Одоевский верующим или атеистом. Скорее всего ни то и ни другое. А своё иносказание он ошибочно приписал просвещённому народу, а не Гестии. Исключил её женское начало, приняв на веру уже устоявшуюся НОРМУ НЕРАВНОЙ СВЯЗИ мужа и жены, исходящую из свобода-рабского дуализма, очевидного лишь для Аристотеля.

И записал на века: «Мечи скуём мы из цепей и пламя вновь зажжём свободы! Она нагрянет на царей, и радостно вздохнут народы!» Был он ТЕИСТОМ, наверное, согласный с утверждением Вольтера (1694-1778), что теист «не примыкает ни к одной секте, которые ВСЕ ПРОТИВОРЕЧАТ друг другу». Это верующий человек, не исполняющий обрядов, не воцерковлённый и не признающий богословия. «Его ... учение – быть покорным Богу» И он знал, что ничего не знает (Кант).

Если с Одоевским Кеша как-то худо-бедно разобрался, то с Ульяновым (Лениным) все оказалось намного запутанней. До Перестройки всё было просто и понятно – над светлым образом самого человечного человека все годы Советской власти работало огромное количество людей. После Перестройки его образ стали рисовать только чёрной краской. Надо было Кеше и «про это» понять ...

В политике Ленин стал более последовательным своего предшественника, и «просвещённый народ», потеряв одоевское прилагательное, был разделён на классы. Разделён без всякого упоминания в них женской половины. Иначе сказать, и Ленин согласился с уже устоявшимися нормами свобода-рабского дуализма. И со своими женщинами он обошёлся, как и великий Аристотель*.

*(Из всех высказываний Аристотеля о женщинах Кеша выбрал одно: «Даже женщина может быть благородной, а также раб, хотя о женщине можно сказать, что она ниже мужчин, а раб совершенно низшее существо» [Поэтика, глава 15] Оно как нельзя лучше всего выражает отношение великого Аристотеля к женщинам ...)

Первой (законная Надежда) благосклонно позволил заниматься вопросами Просвещения и Воспитания не своих детей. Другой («невинная» и «чистая», похожая на Любовь) – выступать за свободу от брака и принимать участие вместе с революционерками в их борьбе с традиционной семьёй. Кеша задумался: «...похоже утонул в собственном бытие, но где же Вера его настоящая была?»

Второй класс Кеша начал в другой школе, об этом уже был рассказ раньше. А тогда Кеша запомнил оценочный лист Вовы Ульянова. Там были одни пятёрки, и только по одному предмету стояла четвёрка. Предметом этим был Закон Божий. Через тридцать лет оказалось, что предмет этот «Логика». Ещё через 30 лет Кеша, наконец, впервые задумался – зачем нужна была эта ложь?

А какая это была ложь? Как у Настеньки из «Морозко» – святая? Это была и глупая, и не первая! Все десять лет правления Хрущёва были сплошной непрерывной ложью. И всё же Кеше повезло – все его преподаватели изучали «Логику» и в школе, и после неё. Этим они весьма разительно отличались от тех преподавателей, которые учились после хрущёвского запрета обучения предмету «Логика» в школах и высших учебных заведениях. К 1991 году всякая логика исчезла без следа.

Сегодня имеем то, что имеем. Но пришло Новое время, время собирать камни – устранять ошибки (чаще недоразумения молодых!), допущенные за всё время существования Человека. С чего начать? С того же Платона, вероятное изречение которого многие века напоминает всему Человечеству, что «НАРОД, НЕ ЗНАЮЩИЙ ИЛИ ЗАБЫВШИЙ СВОЁ ПРОШЛОЕ, НЕ ИМЕЕТ БУДУЩЕГО».

И Кеша вновь обратился к своему прошлому – как он сам пришёл к женскому началу? Но вспомнив, что Опус сей пишется как некое «учебное пособие» и для внука, и для дочери, решил-таки сначала подвести черту выше сказанному! Чтобы усвоили, а не приняв, сами и оспорят...

О том, что не все мужья и жёны становятся воистину действующими, речи скорее всего и не будет. Здесь вывод о другом – как неверное знание о женском начале привело Мiр к сегодняшнему начинающемуся хаосу. И как НАРОЧНО ЗАБЫТЫЕ женские ценности Гестии, её осознанного умиротворения, мира в семейном прибежище впихнули весь Мiр на порог настоящего Хаоса.

Гестия ушла («ушли», – часто повторяли советские неудачники), оставив вместо себя Бестию (лат. bestia зверь) – ЗВЕРИНУЮ БЕСОВЩИНУ... Кеша почесал затылок: «тяжела, однако, шапка Мономаха, не своим делом занялся. Как завершить его? Ведь пообещал я дочери написать для неё её же Летопись, да понял, что не можешь... Однако, поздно, ты должен сделать так, как сказал. Как там просвещённый (без кавычек) народ всегда утверждал? Взялся за гуж – не говори, что не дюж!»

И Кеша вновь обратился к своему «долговременному хранилищу собственных образов». И как когда-то месяцами просиживая в патентной библиотеке на Бережковской набережной, Кеша стал «перебирать отобранные патенты» («просматривать своё нейронное видео»), подтверждающие его предположение: «прежде чем красота спасёт Мiр, понять бы как она же и довела его до этого?»

К миру прекрасного Кеша впервые прикоснулся в старом городском сквере: «...на Неве тишина, в чёрном зеркале вод по течению времени город плывёт. Уплывает в закат, а быть может, в восход, несмотря ни на что, он плывёт и плывёт... Петербург, Петроград, Ленинград» (Олег Газманов)

Было жаркое лето 1963 года. Кеша, как всегда всеми забытый, ковырял подвернувшейся под руку палочкой камушек в мокром асфальте. Только что проехала поливальная машина, и сквер заблестел многочисленными лужами. Рядом папа с мамой и сестра с братом решали, что делать и как быть дальше. Собственно, решение принимал один отец. С чем все и всегда были согласные.


Программа «максимум» была известная всем давно. Последний армейский отпуск отца был посвящён маминой Родине и папиной лейтенантской юности. Маршрут «Каунас-Ленинград-Лодейное Поле-Подпорожье-Петрозаводск-Ленинград-Каунас» был папой продуман до мелочей.

Первая остановка. Её программа «минимум» – это запастись «изысканными ленинградскими продуктами». Для этого из новенькой армейской ткани мамой были сшиты «продуктовые» мешки. Кеше запомнился батонный мешок – в нём уместился с десяток булок разных сортов, ещё дышащих свежестью. Зачем? О «кукурузнике», прожектёре и волюнтаристе уже был рассказ ...

Короче, план был таков: отец с братом на вокзал за билетами, потом покупают мучное и конфеты. Мать с сестрой по магазинам за всем остальным и прочими подарками. Встречались здесь же через два часа! А Кеша? Он и сам был уже готов к долгому заточению – сквер был ограждён от городской суеты чудной литой оградой выше Кешиного роста. Не в первые ему одному оставаться...

Он так и не смог потом понять, в каком же сквере его оставили. И как далеко это было от Московского вокзала. Что же запомнилось? Много детских колясок. Тех особенных, низко приземлённых, на колёсах со сверкающими спицами. Много людей, гуляющих или сидящих парами на скамейках с гнутым сидением. И все под яркими многоцветными летними зонтиками. Или...

Нет! В большой луже отражался угол старинного дома. Сквозь рябь на воде волновалось чёткое очертание девичьего тела, прорисованного углём одной беспрерывной линией. Особо в рисунке привлекали изгибы-перегибы выпуклостей от девичей шеи через грудь, животик к её ногам. И показалось Кеше, что повторить подобное предвосхищение телом подвластно только чудотворцу...   

Согласно плану, на обратном пути отцова маршрута Кеша побывал в Эрмитаже и в Петергофе, только открытом для посещений. Рисунок, восхитивший Кешу, забылся. Открытки, купленные сестрой в музеях Ленинграда в немереном количестве, потом долго хранились в доме.

Через семь лет в школах Литвы вводился новый вид занятий – факультативы. Первым таким занятием стал вольный рассказ классной руководительницы на тему..., впрочем, Кеша не помнил точного названия. Запомнил Кеша только красное и смущённое от волнения лицо Кристины Иосифовны, пытавшейся внятно рассказать ребятам – девочкам и мальчикам 9-го класса про ЭТО.

«Каким же надо быть идиотом, чтобы так подставить Учителя!», – Кеша конечно же не сказал ничего подобного, да и не смог бы в силу полнейшей неподготовленности. Как и сама классная. И как учитель-воспитатель, и как такой же классный специалист, но в русском языке и литературе!

Тогда Кеша и вспомнил про тот незабываемый абрис в старом скверике. И дома, едва попав туда, стал рыться в своём столе, пытаясь найти забытые открытки. Ура! Нашёл: белый мрамор ничуть не хуже угля на серой стене особо выделял перегибы выпуклостей от девичей шеи через грудь, животик, к её ногам. Был ещё и изящный выгиб всей девичей спины. И парень деву целующий!

И тоже Кеше казалось, что повторить подобное предвосхищение телами уже двух молодых людей подвластно только чудотворцу! Впрочем, это была «Вечная весна» Огюста Родена (1840-1917) из Эрмитажа... Тогда Кеша ещё и не видел себя в будущем. Просто мог он быть там и НИКЕМ, и НИЧЕМ, но точно бы темой первого занятия «про это» сделал лишь одно смотрение на вечную весну. Пусть каждый САМ определится... Что тут непонятного? Скоро многое изменилось...
 
Лето 1974 года выдалось жарким. Кеша стоял в очереди за квасом, выйдя из магазина, и листал книгу, купленную отцу на день его 54-летия. Не знал он тогда, что книга станет началом его «философического» самообразования. Листать было неудобно, мешал большой фотоальбом. До выпуска ещё целый год, а Кеша уже задумал в нём «навек сохранить» годы своей учёбы в училище.

Тот год стал для 19-летнего юноши очень значимым в его становлении (см. гл. II кн. 3). Что же касательно Кешиного отношения к прекрасной половине Человечества, то и оно тоже определилось в том самом году. С первых дней учёбы Кеша радовал однокурсников рисунками. Не всякий день, и плохой, и хороший выражал он рисованной мыслью. Но каждый рисунок отражал действо.

А часто порой чего-то стало и не хватать. Тогда-то Кеша и вспомнил ту чудную «скверну» из сквера. Но как её подать? Каким действом, какой мыслью? Хотя всякая скверность вызывает завидный интерес! И чья-то невидимая рука добавляла (мама?) к нарисованным курсантам привлекающий, но не скверный абрис «скверной травмы детства». Намекающий, но не показывающий ЭТО.

И вот теперь эта книга [«По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология» (М.: Политиздат), 1974 года издания под авторством искусствоведа Кукаркина Александра Викторовича (1916-1996)] показала другую сторону привлекательной силы «невинных» изображений красоты. Мало уметь рисовать, нужен созидательный СМЫСЛ появления дев в том или ином рисунке...

Осень 1976 года была обычной, промозглой, прибалтийской, неуютной осенью. Неуютной здесь и сейчас: Кеша лежал на своей солдатской кровати в офицерском общежитии и смотрел на голую стену над ней. Сегодня в Военторге он выкупил второй том Советской военной энциклопедии. Почему бы этим двум книгам будущей Кешиной библиотеки и не стать началом его БЫТА? 
 
Чем, из чего и как скоро – это неважно, но на стене появились ярко-зелёные с белыми боками деревянные полки, бессистемно (хаотически) разбросанные по всей стене. Но были они единым целым и крепились к стене на двух крючках. В центре красовались тома энциклопедии. Слева стояли разные безделушки, а справа – будильник. Пожалуй, единственный из всего полезный предмет.

От полок и до самого потолка была «картина» звёздного неба. Слева лежал разглагольствующий юный мужик, справа – богиня. Оба «из весны», как казалось Кеше, удались. Но были они плохой копией двух героев из мультфильма «Дарю тебе звезду». Это чудное рисованное БЫТИЕ мужа и жены в прошлом, настоящем и будущем создал в 1973 году режиссер Ф.С. Хитрук (1917-2012).

Им же пятью годами раньше был создан не менее полезный детям для размышлений по выбору будущей профессии и мультфильм «Фильм, фильм, фильм!». Не прошли они не замеченными и для Кеши. И если с профессией вышло у него складно, то роль женщины в жизни мужчины ему представилась довольно однобоко... КАСТРЮЛЮ Кеша оставил, не придав ей должного ЗНАЧЕНИЯ!

1977 год стал для него бездонной пропастью, впрочем, об этом уже было писано не раз и не два. Спустя три года пришло к Кеше ОЗАРЕНИЕ. Не осознание (до него ещё было идти и идти!), лишь озарение. Озарение от воплощённого в жизнь его детского, мамой сотворённого ЗНАНИЯ, что «нехорошо быть одному*» Но только ли это то, что мамина мечта сбылась? Нет, больше!

*(«И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему» [Елизаветинская Библия 1751 года. Бытие 2:18]. В синодальном переводе это выражение звучит современно: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему»)

О том, что всё срослось как у Гестии в её прибежище речь будет ещё впереди. И о кастрюле Хитрука, которой БЫТЬ ВСЕГДА НЕОБХОДИМОЙ в любой семье во всех будущих веках! Так, как сегодня кажется необдуманно необходимым всякий гаджет в любом девайсе. Хватит ли места?

Август 1980 года был потрясающим не только своей погодой, но и событиями того лета. Улетел Олимпийский Мишка, женились и уехали старые друзья, появились новые... Пришла благая весть о скором поступлении в академию Жуковского. И остался 80-й год ХХ века у Кеши как НАВЕК запечатлённая женская ЯВЬ, однажды потерянной НАДЕЖДЫ ЕСТЕСТВА ЖИЗНИ!

Кеша нашёл эти фотографии случайно, разбирая свои «архивы» в вечном желании скорейшего освобождения от накопившегося мусора в своём прибежище. Тогда в юности эти снимки показались Кеше скорее никчёмными, чем неудачными.

Теперь, когда Кеше уже под семьдесят – это изображение стало подобно образу великого голландца! Собственно, в тот день Кеша и ловил своим новеньким зеркальным «Зенитом» солнечные лучи, держа в голове лишь один этот образ. Образ, увиденный им всё в том же детстве, «травмированном» советскими взглядами на искусство. Был это...

...образ с картины «Даная» Рембрандта (1606-1669). Свою «Данаю» семейный уже человек пишет через два года после свадьбы. Художник нежно любит свою молодую жену. Пишет картину не для продажи, а для своего с Саскией прибежища. Но судьба и Саскии, и Данаи печальны. Рок?

Надежда естества жизни не случилась, и трое детей вскоре после рождения умирают. Родив четвёртого, сама Саския скончалась в возрасте 29 лет от туберкулёза (сын Титус повторил судьбу матери и умер 27 лет от роду). К образу Данаи подмешивается лицо кормилицы Титуса. Через 11 лет от начала работы к лику Данаи Рембрандт добавляет черты уже другой любимой женщины...

И Кеша ЯВЬ запечатлел через два года после свадьбы. Озарило его вдруг, что не подвластная совсем, но со всем согласная... Непонятно было как возникло обоснование остановить мгновение. Теперь же можно было только сожалеть, что не было ещё тогда крутых девайсов с гаджетами!

И у Кеши тогда надежда естества жизни не случилась... Прошло пять лет – время успокоило. Жили они с Аллой в Москве, погружённые в учёбу. Да не нарадоваться было им годовалой дочерью. И был в стране тогда «фильтр» этакий, хорошо сглаживающий всех спокойной безмятежностью...

...15 июня 1985 года стоял погожий субботний день. Кеша готовился к экзамену. Его сдачей завершалось обучение в Жуковке. Уже на «отлично» прошла защита проекта, сданы все экзамены. Остался последний, уже не вызывающий у Кеши никакого трепета. Впереди распределение.

В тот день и главный музей страны – Эрмитаж, как обычно, заполонили многочисленные посетители. Среди них был 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис.  Он-то и плеснул кислоту на «Данаю» Рембрандта, а затем ножом дважды полоснул по животу и бёдрам великолепной Данаи ...

Судили его в августе того же года в Ленинграде. Признали невменяемым и отправили в психлечебницу. А над картиной на долгие годы склонились реставраторы, чтобы восстановить утраченную Данаю. То, что это был знак Бестии о звериной бесовщине, тогда и в голову никому не пришло ...

Впереди были ещё три благополучных года. Прибалтика, выйдя из уже тонущего СССР, добилась депортации своих сограждан. Так вандал вернулся домой. Живёт старик один на пансионе и любит играть на аккордеоне. Мучит ли совесть? Это из его заявления: «Никакого сожаления, что уничтожил шедевр мирового значения, не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли...»

Охраняли неплохо, а не берегли совсем. И не только «Данаю». Не берегли страну, хотя защита была её лучше не придумать. Почему? Недостаток образования или ошибки молодости?  И то, и другое вместе взятое! Образование или ошибки кого? Страны Советов и молодости нашей (Кеши тоже).

Страна молода для истории и вовсе. Кеша ещё моложе был. Но какая же это глупость, успокаивать себя затасканным слоганом: «История не знает сослагательного наклонения...» Это что сегодня всё образовалось, нет! Давно, очень давно – в эпоху возрождения...

Кеша тормознул свой «всплеск эмоций», осадил сам себя: «Не надо торопиться, забегая вперёд. Всё должно быть само собой разумеющимся, и чтобы смыслы, вытекая один за другим, громоздились последовательно, а не хаотично.

Как это уже стало ОЧЕВИДНЫМ в НОВОЙ "КОГНИТИВНОЙ" НАУКЕ... И потом, ВСЁ ПРИДУМАНО ДО НАС! (см. Опус 3-й) Как и то, что лучшим примером отказа от сослагательного наклонения является всё тот же подражательный психоанализ Юнга...»

И Саша, вновь воодушевившись, в который раз перечитал, что-то подправил и дал прочитать своей Женщине-Жене, с которой живёт сорок шестой год.

«Мудрёно...», – таков был ответ, и Саша понял, что его иносказания, намёки понятны и Алле, думающей как образованная, по-советски воспитанная Женщина. Он понял  свою немного усталую, но, как прежде прекрасную Данаю:

«О, если бы знал ты, как всё это пошло и – трудно… Если только любимой, то могу и рабыней… Я уже простила тебя, повелителя своего» [«Монолог женщины»]*

*(поэма Роберта Рождественского (1932-1994) написана в 1982 году)

Но понял Саша и то, что дочь с внуком ни черта не поймут из этого рассказа! Не поймут и вывода – в чём глупость истории как науки, отрицающей сослагательное наклонение? Как не поймут, чем же опять не угодил Саше «психоаналитик» ЮНГ?

Начинать с начала, а всё выше изложенное удалить? Боже упаси!  Продолжать, но объяснять, переводя непотребные англицизмы на отвергаемый молодёжью русский язык. Да и о женском начале не было ещё ничего сказано …


§VI.3.3 ПРО ТО КАК КРАСОТА НЕ СПАСЛА, А ПОДВЕЛА МIР К ХАОСУ...

И вообще, после трёх лет утренних занятий своим графоманством Кеша понял, что много чего узнал нового. Ещё он понял, что его теперь просто перестали понимать и стар, и млад... Такой вот получается нехороший результат, однако... В который раз Кеша пытался как-то начать рассказ про женское начало. Не получалось это сделать, перечитав, казалось, всё что можно было найти.

Кеша вовсе не собирается пересказывать содержание патриархата или охоту на ведьм, или череду всяких женских выступлений в борьбе за свои права, одно другого путаней... Начинались они на «ура», с одним для всех смыслом, что «женщина тоже человек». Вспыхивали ярко с громкими заявлениями и требованиями того, чтобы потом в истории быть обязательно всеми забытыми.

Начинались за здравие: «все рождаются свободными и равными» и «женщины не рабы», а завершались за упокой. Как нынешний ХХI век. Век «глобальной цифровой трансформации», уже раскрашенный всеми цветами радуги – жутким хайпом движения «LGBT+» (Lesbian, Gay, Bisexual and Transgender). Впрочем, это у них там «за бугром, на благополучном Западе». А у нас?

У нас СВО... И всё «хорошо, прекрасная маркиза?» Если бы. Впрочем, про СВО разговор ещё впереди, там свои «тараканы». Здесь разговор про то, как такое получилось. Объясняется сегодня словами феминизм, суфражизм, сексизм и прочими «-измами» Правда, один только феминизм содержит 35 терминов и определений. Из них 32 непонятных, труднопроизносимых англицизмов, но есть и несколько русских слов: равенство, вера и стеклянный потолок! Последнее – это …

«...Шёрт побери, шёрт побери! Хэрок эскусто бэн шлак мордюк! Хэрок эскусс мордюк, тобиш нак! (Дальше следует непереводимая игра слов, с использованием местных идиоматических* выражений)», – Кеша спохватился, что опять забыл про собственную борьбу с главным по жизни своим недостатком. Увидев конечный образ, он всегда торопится, теряя интерес к текущему!

*( Идиома – это выражение присущее только конкретному языку и культуре. При дословном переводе, смысл искажается или полностью теряется, т.е. мат, по-русски говоря («Бриллиантовая рука», 1969). Тогда и школьник Саша был восхищён тем, как просто и умно Гайдай обошёл нужный в сюжете русский мат!!!)

«Рановато забегать вперёд!», – вспомнил Кеша, как в 1987 году он вернулся на круги своя. В учебную лабораторию на кафедру, а его учитель и наставник ЮрБор (Юрий Борисович Молочков), даже не скрывая радости от этого, предложил Кеше заняться переводами зарубежных статей, рекомендованных Всесоюзным институтом научной и технической информации (ВИНИТИ).         

Тогда-то, благодаря ЮрБору, Кеша и уразумел, что каждое слово имеет глубочайший смысл. Правда, только потому, что надо было тогда Кеше суть 10-20 страничной статьи изложить не более чем восемью строчками машинописного текста! И главное, что сам, поняв главный смысл статьи, не торопиться и излагать так, чтобы другие поняли. Как же полезен теперь этот опыт...
 
Короче, все эти ИЗМЫ от лукавого... Самому вот только разобраться. И тут Кешу, будто током ударило: «Отвергаешь ИЗМЫ, а сам пишешь дуализм свобода-рабский!» Ещё бы, Кеша до сих пор помнит собственное долгое разбирательство с корпускулярно-волновым дуализмом в физике. Но раз в предыдущих Измышлениях вместо «демократии» Кеша уже использовал выдуманное слово «смыслоправие» (см. книгу 2), то и взамен ДУАЛИЗМА – ДВОЕМЫСЛИЕ.

Значит писать теперь НЕ «свобода-рабский дуализм», а СВОБОДОРАБСКОЕ ДВОЕМЫСЛИЕ! Тогда это сразу объясняет, например, разномыслие при двоевластии в 1917 году. Или разногласия в понимании текущей политики в том же в Кремле в разные исторические времена...

«Один пишем, два в уме», – так Кешу учили, пожалуй, первому приобретённому мыслительно-мучительному навыку сложения больших чисел столбиком. Не это ли и есть суть поступков всех людей: думают одно, говорят другое, а делают третье...

 Хорошо, если это общение обычных людей. А если они за что-то несут ответственность и их место где-то наверху, на вершине власти? Как им разобраться, кто друг, а кто враг. А не разобравшись, сделать людей без вины виноватыми.

Не так ли всегда было в истории? А всё ли есть ПРАВДА, что нескончаемым потоком хлынуло из всего, что способно передавать информацию? Ведь «главным народным просветителем» является вездесущий, но не свой Интернет.

 В нём всемогущий GOOGLE с помощью русскоязычной Википедии объясняет всем никем и никогда не проверяемое громадьё ЧУЖОЙ ПРАВДЫ. С отвергнутой греческой Гестией, с чужой римской Бестией – ЗВЕРИНОЙ БЕСОВЩИНОЙ...   

Сегодня часто слышен призыв закрыть Википедию как зловредную для пользователей. НЕ НАДО этого делать! Иначе человек мыслящий, вернее пытающийся разобраться, по крайне мере в себе, потеряет всякую возможность познавать Мiр в СРАВНЕНИИ!

 Не прав ли был Михаил Задорнов, утверждая, что порой американцы не понимают, что творят, заключив: «...ну, они и тупые!»

Экспрессивно? ДА, весьма выразительно! Сотворив хаос в мозгах молодых людей, многочисленные американские блогеры Глобальной сети (не нашей) сами попали в свою же западню.

А Кеша пытается в своих Измышлениях рассказать дочери и внуку о том, что всё у него, их отца и деда, срослось, как и у Гестии в её прибежище.  И о том, что кастрюле фронтовика Хитрука БЫТЬ ВСЕГДА НЕОБХОДИМОЙ в любой семье во всех БУДУЩИХ ВЕКАХ! Быть всегда!

Кеша хочет рассказать СВОЮ правду о прошлом, настоящем и будущем! А то, что у каждого человека своя правда, Кеша узнал в раннем детстве, благодаря маме. Но самым главным оказалось то, что эта мамина правда полностью совпала с ПРАВДОЙ, излагаемой Первой учительницей! 

И только потом начался Кешин долгий путь к познанию уже со своей правдой. Мироустройство, в котором Кеше суждено было родиться, строилось на Добре и Любви. На Справедливости и Правде. В своём понимании добра, любви, справедливости и правды... СВОЁМ, А НЕ ЧУЖОМ!

 СССР, кстати, плохо или хорошо, но старался оберегать свой народ от дурного влияния Запада. Как мать своё дитя... Но у каждого человека свой путь к познанию и своя правда. Кешины знания появлялись, разумно складываясь по крупицам не вопреки, а благодаря ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ СОВЕТСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. И собственным изысканиям в вопросах познания.

«Как надо учиться» Кеша впервые узнал в начальной школе от своей Первой учительницы. Позже как надо учиться объяснил в училище преподаватель «Истории КПСС», фронтовик, полковник Переходченко (Кеша, к сожалению, больше ничего о нём не знает). Немолодой уже человек на своих лекциях весьма убедительно выражал СОВЕТСКУЮ ПРАВДУ, но всегда её подытоживал: 

«ХХ век – век знаний, век бурного информационного развития. Как со всем этим быть? Всему вас лодырей, научить невозможно! Ваша задача НАУЧИТЬСЯ найти нужные знания, чтобы затем правильно ими распорядиться. И нужными, и всякими разными знаниями. Ненужными в том числе. А вот ГДЕ, КАК И ЧТО ИСКАТЬ, – это уже наша задача. ЭТОМУ МЫ ВАС И УЧИМ...» 

Или, например, чуть выше Кеша, не задумываясь написал «от лукавого». Конечно, он знать не знал буквального происхождения всеми часто используемого выражения. Это теперь не проблема узнать, что в Новом Завете (Матф., 5, 37) говорится как Иисус Христос запретил своим последователям привычно клясться небом, землею и своей головою. В Библии записаны его слова:

«Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого», то есть от дьявола, – Кеша вновь, в который раз обратился к Библии. Чего не делал, естественно, ещё совсем недавно! Про существование Библии Кеша, что очевидно, знал всегда, с малых лет.

А вот с тем, что в ней написано, он узнал только в 1971 году, когда вместе с классным другом сбежали с уроков на первый сеанс смотреть фильм «Корона Российской Империи или снова Неуловимые...». Там Кеша (он же как «промокашка» всё впитывал всерьёз и навсегда!), восторгаясь каждым действом долгожданного продолжения любимого фильма, услышал новое для себя: 

«Господа, вы, может, наверное, знаете биографию персонажей Нового завета. Она восходит к Ветхому завету. Но я вам напомню. Кратко. Авраам родил Исаака. Исаак родил Иоанну, Иоанн родил Иуду и братьев его Фареса и Зару от Фамиры. Фарес родил... Эср ...», – почтенный учёный в инвалидной коляске рассказывал это долго и легко, убеждая в своей осведомлённости...

Что тут можно было понять, если «Авраам родил Исаака»? Однако, девятиклассник Кеша уже был в общем-то в курсе того, каким образом решается вопрос «откуда берутся дети?» Знал Кеша и то, что всё, что не всегда удачно делал мужчина, объяснялось чаще всего тоже просто:

«Шерше ля фам» (ищите женщину, фр.) Закрыв скобку, Кеша задумался о том, что тема о живородящих животных и, вообще, о продолжении жизни на Земле на уроках зоологии, биологии и анатомии воспринималась в школе достаточно легко.

Но вот всё то, что касалось близких отношений между мужчиной и женщиной всем классом воспринималось как стыдливое ТАБУ!

Само же действо, подразумеваясь всеми родителями, ограничивалось в разговорах взрослых собеседников одним выражением: «Вы (ты) что, ХАНЖА?». Тоже, кстати, понятное «лицемерие» подменялось нерусским «ханжой».

И дети выкручивались в разговорах про ЭТО иначе: «Что естественно, то небезобразно...» Ребята, что тоже естественно, пользовались своими соображениями.

А вопрос отношений двух мужчин назывался понятно: «мужеложство». А вот «гомосексуализм» Кеша узнал из книги «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семёнова (1931-1993). Отец выписывал несколько «толстых» журналов.

В журнале «Москва» в 1969 году было напечатано очередное повествование о разведчике Исаеве. Он же Владимиров, он же Штирлиц.

Новый роман обстоятельно и весьма широко описывал все события в Рейхе: «...на стол Гитлеру в ту ночь [лёг] и компрометирующий материал на Бормана – подозрение в гомосексуализме. – Нет, нет, – заступился Гитлер за Бормана, – у него много детей. Это сплетня. Гиммлер не стал разубеждать Гитлера, но он заметил, с каким обостренным любопытством фюрер листал материалы...»

 Однако, если с «историко-философическим» самообразованием кое-как получалось, то самообразования «физиологического» не было никакого. В этом тоже выручали разные книги, например, Эмиль Золя (1840-1902), полные собрания сочинений которого были в любой библиотеке:

«...Круговорот крови, проливавшейся красной росой, наполнял её горделивым сознанием своей зрелости..., а перед сном, окинув взглядом свою округлую свежую грудь и тёмный треугольник, оттенявший нежный живот, она с улыбкой ощущала свой новый аромат, аромат женщины...»

«Шёрт побери!», – опять? Нехотя Кеша возвращался к ГЛАВНОМУ в женском вопросе...

В это февральское, мрачное от преждевременной весны утро Кеша прочитал в Википедии, что «выход на красную линию – это выход за пределы допустимого или приемлемого поведения, практик, убеждений..., что может привести к серьёзным последствиям или вызвать возмущение общества».

Прелестно! будто читаешь «Краткий политический словарь» из несуществующего СССР. И Кеша открыл привычный для понимания «Фразеологический словарь русского литературного языка»:
 
«ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРТУ. 1. Нарушить правило, норму поведения, закон и т. п.; не считаться с ... привычным, принятым. Как простить эту женщину, если она переступила черту человечности, попрала святая святых? (Н. Фёдорова. Перекати-поле). Ей было горько оттого, что она переступила ту черту, которая оберегала её семью и за которой такие большие понятия «мать», «жена» заменялись безразличным «женщина» (В. Ерёменко. Укрощение мерзлоты).

2. Экспрес [сивное]. Переходя из одного качества в другое, достигать совершенства. – [Певица] вдруг переступила ту черту, которую определить невозможно, но за которой живёт красота (Тургенев. Накануне)» Очень интересное объяснение, несравнимо понятней Википедии.

Русский словарь в отличие от Вики привёл литературные примеры, упомянув и женщину (три раза), и семью, и мать, и жену. Но вот первый же пример связал с судьбой некой оступившейся женщины. Почему словарь начал с «древнейшей профессии» (впрочем, Кеша не читал «Перекати-поле и ничего не слышал про «Н. Фёдорову»), а завершил таинственной чертой, за которой находится некая КРАСОТА?

Что же главное? Красота или всё же «древняя женская профессия»? Что это за «профессия», Кеше никто и никогда не объяснял. Слово «проститутка» впервые то ли прочитал в какой-то книжке, то ли услышал в классе девятом от девочки, громко сказавшей это другой девочке. Всем сразу стало стыдно. Этому чувству тоже ведь учили в советской школе!

Когда же это всесоюзное чувство стыда ушло безвозвратно? И ушло ли? Что случилось с мужчинами вообще, а с советскими, в частности? Как и где это началось? Где-где... на просвещённом Западе!

Куда там «лапотной» России, «тюрьме народов» или как там ещё её тогда называли? Но это совсем неудивительно, что столь неожиданное решение вопроса «происхождения Мира» могло родиться только в Париже – законодателе всех и всяческих новомодных открытий...

В 1866 году 47-летний французский художник Гюстав Курбе (1819-1877) рисует на заказ картину «Происхождение мира». На ней женское начало... Картину показали широкой публики. Однако, такое откровение не было понято по-настоящему просвещёнными западными людьми.

И Кеша – простой советский человек, глядя на неё, вспомнил русскоязычную Википедию, где со ссылкой на электронную энциклопедию «Кругосвет» было записано: «выставлять впереди (напоказ); выставляю для разврата...». Или картина Курбе соответствовала определению prostitutio (лат).

Картину тогда спрятали, но именно с неё на «цивилизованном» Западе и началась новая эпоха, получившая название «Прекрасная» (La Belle Epoque).

В 1955 году психоаналитик Жак Лакан (о нём см. §6.3 «Интеллектуальные уловки...» кн. 2, с. 99) приобрёл картину Курбе и повесил его в своём доме*. Но и там она была скрыта от людей. Однако, вседозволенность была запущена.

*(В 1981 году, после смерти Лакана картину передали в музей д'Орсе. В 1988 году картина «Происхождение мира» впервые за 120 лет была представлена в Бруклинском музее Нью-Йорка. Есть она и в сети.)

В 1869 году в Париже в тени листвы улицы Тревиз открылось заведение, где, скрывшись от назойливых взглядов, можно было предаться веселью и наслаждениям. Но вскоре случается поражение Наполеона III во Франко-Прусской войне (1870-1871). Начинается экономический спад...

XIX век завершается расцветом науки, техники и культуры. Европа снова начала процветать, а вместе с ней и люди. Теперь располагавшие и временем, и ДЕНЬГАМИ, которые могли теперь тратить на недоступные раньше увеселительные развлечения.

В 1889 году в Париже, в не самой популярной части Монмартра, открыли «Мулен Руж» («Красная мельница») ... «И чё?» – спросит современник.

Почему такой бурный интерес вызвали эти заведения, популярные и до сих пор? Ради прибыли (ничего личного!) устроители за большие деньги легко и просто нарочно вызволяли в человеке его греховную страсть к женской плоти, которая до этого была возможна только в браке...

«Шёрт побери!», – Кеша отправляет через чур любопытных самим разобраться в особенностях исторического развития женского белья в Европе. Здесь очень много интересного и помимо трусов. Всё о том же и появление одеколона, и широкополых шляп, и того же унитаза вместо горшка ... 

А как было на Руси? За 26 лет до Курбе появилась картина «Хаос. Сотворение мира» (1840) кисти Ивана Айвазовского (1817-1900). Она очень похожа на остальные его поздние произведения. 23-летний художник показывает начало сотворения мира в своём, собственном, понимании. 

Русский маринист, армянин Ованнес Айвазян подарил эту картину Ватикану. И всю жизнь прожил у моря в Крыму. Началом великий художник считал СВЕДЕНИЕ ХАОСА В ПОРЯДОК. Но было и другое мнение, нашедшее отражение в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» (1868):

«Красота спасёт мир!», – крылатая фраза из романа, которую в третьей части пятой главы произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на слова князя Мышкина: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, – закричал он громко всем, – князь утвер¬ждает, что мир спасет красота! ...»

Так Мiр стартовал в своё будущее в ДВУХ ИПОСТАСЯХ.

Ипостась свою, великодержавную и допотопную, знал всякий простой советский человек. Хотел он этого или не хотел, но в СССР было ВСЕОБЩЕЕ образование. Плохо или хорошо, а оно делало людей (большинство по «стадному» правилу) грамотными и образованными людьми. Строилась она на ДОБРЕ и СПРАВЕДЛИВОСТИ, всячески ограничивая греховные желания людей.

Ипостась «цивилизованная» западная исходила из совершенно других ценностей. Главным инструментом этого строительства были и есть ДЕНЬГИ! Запад очень хочет, чтобы так было и впредь. А вот то, что в основе всего этого всегда было ЗЛО, очень доходчиво объясняет Википедия:

«1. (Пользоваться тем, что) в целом, люди более склонны к ЗЛУ, чем к добру», – первый из «25 принципов Иллюминатов». Это пошаговая инструкция по долгосрочной организации ордена Иллюминатов.

Автором является Адам Вайсхаупт (1748-1830). Выработаны «правила» в 1776 году, вскоре после того, как к финансированию ордена подключился клан Ротшильдов.

Надо ли терять время на оставшиеся принципы? Что тут непонятно? Ещё ведь были и доработки искусства управления людьми на Земле. Это и «Новый Завет Сатаны» (1875), и «Манифест банкиров» (1892).

В репринтном издании (1994) книги Чарльза Гекерторна (1829-1902) «Тайные общества всех времен и всех стран» приведены ~500 (!) движений, обществ, партий и прочих сект.

А что князь Мышкин? «Идиот» из века XIX, уже тогда знавший, что: «социализм – порождение католичества и католической сущности..., как и брат его атеизм, вышел из отчаяния, ...чтобы заменить собой потерянную нравственную власть религии, ... спасти его [человечество] не Христом, а тоже насилием! ...»

Князь, как и все – цепями свободорабского двоемыслия, крепко скованный...

Горбачёв являл собой Мужа, Жену свою почитающий. Но как Мужчина могущий, «мышлением» своим не знал, что творил, Родину продавая за «демократию» Ельцин проще был, тот Родину, мать твою, пропил...

 Путин же, как разведчик, озадачился. С Женой своей развёлся, но сдвинув дело с мёртвой точки, стал сосредотачиваться. Так Русь сама всегда делала!

... Шёл 1988 год, завершающий не только самый счастливый период в Кешиной семейной жизни, но и СОСТОЯВШУЮСЯ ПРАВЕДНУЮ жизнь первой в Мiре СПРАВЕДЛИВОЙ страны – СССР.

Вовсю катила Перестройка по стране, её коверкая, совсем не замечая ухода от изначальных «идей творца» со «звездой» на лбу. Но несла она и что-то новое, не столько недоступное, сколько неведомое.

То, что такое возможно, было ещё недавно просто неосуществимо. И вот пришло время, о котором только шутили, но позволено было не всякому: «если очень хочется, то можно...» 

Кеша после завершения очередных лабораторных занятий осматривал состояние своего любимого «детища» – антенного измерительного комплекса  «ДИАНА*». Курсанты, в отличие от офицеров-слушателей часто оставляли приборы включёнными, постоянно забывали свои тетради, учебники. Сегодня Кешу сразу привлёк книжный лист, «живьём» вырванный из какой-то книги. 

*(Древнеримская Богиня была одной из самых прекрасных среди небожительниц. Диана строго осуждала связь с мужчинами, а сама никогда не вступала в отношения с противоположным полом. О самом компьютерном комплексе «ДИаграммы АНтенн Автоматизированные» читай в книге Третьей.)

Он заинтересовался листком. Это была статья из советской медицинской энциклопедии о том, что «эмбрион (др.-греч.) или зародыш, – ранняя стадия развития живого организма, на которой он ещё находится в яйце или в матке...»

С удивлением для себя Кеша в свои 33 года впервые узнал, что на 9 день после зачатия образуется ПЛОД, который является исключительно ЖЕНСКИМ! 

Вот те раз! Только к концу 9-й недели сформируется окончательный пол зародыша. А чётко дифференцировать его можно будет только начиная с 12 недели. Это было запоздалым, но весьма полезным познанием, если не сказать открытием для Кеши.

Тогда он только подумал, что быть подкаблучником и не зазорно, и не оскорбительно. Это закономерно! и хочешь этого ты или нет, НО сиё предопределено самой природой. Потому как это и есть НАЧАЛО – ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО...

Сегодня Кеша уже убеждён, что непонимание этого НАЧАЛА и является причиной всех БЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. А чтобы это было и ему напоминанием вечным, Кеша заставку рабочего стола своего незаменимого теперь компа чуточку изменил, добавив ещё одну старую фотографию.

Теперь справа в ногах его фотографической Данаи, изображенной в возрасте, когда женщина впервые откровенно явила собой свою женственную красоту и раскрыла СУТЬ НАЧАЛА ЕСТЕСТВА ЖИЗНИ, лежала на животике та же, но годовалая Даная ...

Кеша тяжело вздохнул: «Слава тебе, Господи, решил-таки нерешаемый вопрос о происхождении Мiра... Ну, а уж как решил, теперь не ему решать... Но как можно было этого не знать в свои 17 лет?» А на вопрос: «какой же быт без женщины?» – Кеша с самых своих малых лет знал единственно верный ответ: «НИКАКОЙ!»

И приступил, наконец, к главной теме Опуса Четвёртого – БЫТ(ь) или НЕ БЫТ(ь).  Тем более, что суть женская вроде как раскрыта...

[О том, что человечий зародыш есть самоорганизующийся запрограммированный биофизический «девайс» и он никак не может быть совместимым с электрорадиотехническим устройством на обложках из метаматериалов, будет сказ позже, в Главе VI.5...].               

18 февраля 2024 года


Рецензии