Паломничество в страну Востока. Часть вторая

22   .  01 . 2024  .
Часть  вторая  .
Анализ  книги  Германа  Гессе 
« Паломничество  в страну  Востока  «  .
Западный  орден  идёт  на  Восток  .
Поход  на  Восток  - не  религиозный  акт  .
А  творческий  .  И  Орден  , которому  Гессе  предан  всем  сердцем  своим  и  всем  разумением  своим  ,  разворачивается  буквально  на  страницах книги  .
И  у  Ордена  уже  есть и  деяния  ,  и  опыт    :
  «  все  эти  деяния  и  опыт  ,  лишь 
ОДНАЖДЫ  (  что  бы  это  значило  ? )  дарованные  людям  нашего времени  и пространства  .  «
Однажды  -  вот  точка времени  в  беспространственном  .
Если  пространство  бесконечно  , то время  ,  конечно  - 
«  однажды  «  , и  никак  иначе  .
Все  деяния  и  опыт  Ордена  окутаны  тайной  .
«  но  вот  я  уже  наткнулся  на  одно  из  самых  серьёзных препятствий  к  моему  повествованию  (  !  )
Было  бы  относительно  легко  донести  до читателя  масштаб  наших  деяний  , глубину  их восприятия  нами  , будь мне  позволено  ввести  его  в самую  суть тайны  Ордена  .  В  противном  случае  многое  -  возможно  ,  ВСЁ  -  покажется  ему  невероятным  и непостижимым  .
Ведь я  снова  и  снова  вынужден  буду  дерзко  повторять  уже  тот  парадокс  ,  что предпринимать  само  по себе  невозможное  необходимо  . Я  повторю  вслед  за  Сидхартхой  (  ещё  один  член  Ордена  )  ,  нашим  мудрым  другом  с Востока  :  «  Слова  только  вредят  тайному  смыслу  ,  всё  сразу  становится  немножко  иным  , немножко  неточным  , немножко смешным  ;  да  , но  это  неплохо  ,  и  я  согласен  :  что  для  одного  сокровище                и  мудрость  , другому  всегда  кажется  шутовством  . «
Гессе  осознаёт ограниченность  языковых  форм  ,                и  пытается  говорить  языком  смыслов  .
То есть  создаёт  новый  язык  .
А  читатели  должны  , если  захотят  понять написанное  Гессе  , расшифровывать  эти  смыслы  .
Гессе  подсказывает  , что  не  он  - автор  этого  языка  смыслов  :  «  Много  веков  члены  и  летописцы  нашего  ордена  знали  об  этой  трудности  и  отважно  боролись   с  ней  ,  и  один  из них  ,  один  из величайших  ,  выразился     в  своих  бессмертных строках  так  :
Кто странствовал  далеко  от  дома  ,
Видел  непривычные  виды  ,
И  рассказывает  ,  и  ему  не  верят  , -
Тот  надолго  ославится  именем  лжеца  .
Глупому  народу  понятно
Только  то  , что можно  видеть и трогать  :
И  , конечно  ,  неискушённый  ,
К  моей  песне  он  будет  маловерен  .
Эти строки  написаны  Лудовико  Ариосто  в  поэме 
 времён  Возрождения  «  Неистовый  Роланд  «  .
Написаны  о  том  , что  нельзя  ни  увидеть  ,  ни  потрогать
А  Лудовико  Ариосто  -  член  этого  Ордена  , идущего  на  Восток  . Гессе  же выражает опасения  , не  беспочвенные  ,  конечно  ,  того  , что  «  эта  - то  « неискушённость  «  и  стала  причиной  того  ,  что наше  путешествие  , некогда  приводившее  в  восторг  тысячи  ,  сегодня  не  только  забыто  ,  но  и  на  память  о  нём  наложено  прямо  - таки  табу  .  Впрочем  , история  полна  примерами  подобного  рода  . Вся  мировая  история  часто  кажется  мне  ни  чем  иным  ,  как  книжкой  с  картинками  , в  которой  отражается  самая  сильная  и слепая  человеческая  страсть  -  страсть  к  забвению  . Разве  каждое  поколение  не  уничтожает  посредством  запретов  ,  мёртвого молчания  и презрения  именно  то  , что предыдущему  представлялось  самым  главным  ? Разве  не  стали  мы  только  что свидетелями  того  ,  как  чудовищная  , многолетняя ,  страшная  война  была  на  долгие  годы  забыта  , оболгана  , вытеснена  и  заклята  целыми  народами  и  как  теперь  , немного  отдохнув  , эти  народы  при  помощи  увлекательных  военных  романов  снова  пытаются  напомнить  себе  то  , что  сами  же  не  столь  давно  породили  и выстрадали  ?
 Точно  так  же  придёт  день  , когда  и  подвиги  и  страдания  нашего  Ордена  , сегодня  забытые  или ставшие  для  мира  предметом  насмешек   ,  будут  заново  открыты  , и  мои  записки  призваны  несколько  тому  способствовать  .
Одной  из особенностей путешествия  к  земле  Востока  являлось  то  ,  что  , хотя  в  этом походе  Орден ставил перед собой  вполне  определённые  ,  весьма  возвышенные  ЦЕЛИ  (  они  лежат  в области  тайны  )  ,  каждый  отдельный  участник  мог и  даже  обязан  был иметь  личные . «    Цели  …  - вопрос  целеполагания  очень важен  , важно  то  , что каждый  член  Ордена  мог и даже  обязан  был иметь личные  цели  .
Личные   цели  - обязанность  каждого путешественника  на  Восток  .  Чтобы  на  Востоке  бы  случилось  Чудо  - исполнение  целей  !  На  Западе  исполнение  необычных  желаний  невозможно  может  быть  .
Рассмотрим  цели  паломников  на  Восток  :,   тех  , кто
1 .  разделял  общие  идеалы  , 
2 .  стремясь    к  достижению  общих  целей  ,
3 .  сражаясь  под  общим  знаменем  ,
4 .  как  самый  источник  силы  ,    и  последнее  утешение  -
нёс  В  СЕРДЦЕ  а  )  свою собственную б)  безрассудную                в )   детскую  МЕЧТУ  .
То есть  источник  силы  и последнее  утешение  члена  Ордена  - паломника  есть  его   детская  мечта  .
То  есть  без  того  , чтобы  сохранить в  сердце  свою детскую мечту  ,   и  не  мечтай  о  том  ,  чтобы  стать  членом  Ордена  . Об этой  мечте  вопрошает перед приёмом  в  Орден  Высокое  Собрание  .
О  Высоком  Собрании  поговорим  позже  ,  то есть узнаем  позже  , от самого  Гессе  .
Больше  не  от кого  узнать  ни  об  Ордене  , ни  об его участниках  , ни  об  его руководителях  - Высоком  Собрании  , берущем  на  себя  труд  приёма в  Орден .
Мечта  же  самого  Гессе  была  проста  .
У  других  братьев  цели  были  посложнее  .
Один  - был своего  рода  кладоискателем  и  искал  высокодуховное  сокровище  , которое  называл  Дао  .
Несомненно  то  , что  за  Дао  необходимо  идти  на  Восток  .  Дао  -  это путь  .  Которым  нужно  было идти ,  если  наступишь  на  него  .  А  не  просто  узнавать  .
  По  мнению  мудреца  Востока  Конфуция    «дао  «  -  это  путь человека  .  Дао  как  недифференциемуя      пустота  и  мать  космоса  .  В  настоящее время  говорят  о  том  , что  дао  -  это  тёмное  вещество  Вселенной  .
Всепоглощающая  сила  , действие  дао  незаметно  и  вездесуще  ,  у  человека  есть  дао  ,  у  каждой  вещи  и существа есть  дао   .  И  кроме  того  , поиск  дао  входит  в общий  идеал  Ордена  ,  исходя  из слов  Гессе  о  том  , что  мечта  человека  должна  быть важна  для  Ордена  .
О  другом  члене  Ордена  Гессе  говорит  то  , что  он
« вбил  себе  в  голову  ,  что непременно  должен  найти какую  - то  змею  ,  которой  он приписывал  чудодейственную  силу  и  которую  называл  Кундалини « Ничего  себе  мечта  !  В  которой  было  заинтересовано   Великое  Собрание  Ордена  , не  забудем  об  этом  .
Знание  об  этой  змее  было также  на  Востоке  -                в  Индии  .  А  знание  о  Дао  - в  Китае  .
Кундалини  -  в  индуизме  скрученная  в  кольцо  энергия  человека  ,  расположенная  у  основания  позвоночника 
(  буквально  :  «  сила  змеи  «  )  ,  энергия  , находящаяся  в  спящем  состоянии  - тонкая  нить  ,  которая  подобна  вспышке  молнии  ,  поднимаясь  по семи  чакрам  , локализуется  в  области  макушки  ( родничка  ) , после  чего  человек  достигает  состояния  - мокши  - освобождения  .  Энергия  Кундалини  ,  как  Шакти 
( энергия  Шивы  )  ,  пробуждаясь  , достигает  Сахасарра  -  чакры  и соединяется  с  Шивой  . Кундалини  даёт человеку  состояние  освобождения  (  из  океана  перерождений  )  . То есть  человек  , желающий  постичь  энергию  Кундалини  , буквально  , должен безбоязненно   утонуть  в  некоем  океане  ,  достигая  единения  с  Деви 
(  Шакти  )  ,  с  Шивой  , с  высшим  Брахманом  .
Это  тоже  путь  . Ступив  на  любой  путь  человек  идёт по  той  дороге  , который  указывает  выбранный  им  путь  -  дао  ли  ,  кундалини   ли   .
А  два  члена  Ордена  ступили  на  эти  два  пути .
С  согласия  Великого  Собрания  . И никак  иначе  .
Ищущий  кундалини  -    член  Ордена  в постижении  непостижимого  .
Но  в  то  же  время  есть  , например  ,  опасность  пробуждения  кундалини  .  Гоги  Кришна  -  одно  из воплощений  Кришны  (  1903  -  1984  )  рассказал  о  мучительных  физических  и  моральных  страданиях  .
Медитируя  , человек  принимает  в себя  все  опасности  выбранного  им  пути  .    Всего  два  члена  Ордена  , о  целях которых узнаём  из  повествования  Гессе  .
Гессе  пишет  и  о своих  целях путешествия  ,  и  не  только  путешествия  , но  и  жизни  -  грёзы  настигли  его  в  подростковом  возрасте  :  «   чтобы  увидеть  и  по  возможности  добиться  любви  принцессы  Фатимы  . «
Кто  же  эта  , похитившая  сердце  Германа  Гессе  с  его  подросткового  возраста  -  возраста  ,  в  котором  поглощаются  многочисленные  приключенческие  книги ?
И  книги  о  подвигах  рыцарей  -  крестоносцев  в  том  числе  .  И  о   принцессах  Востока  , несомненно  .
Фатима  -  в переводе  с  арабского  означает  просто 
«  светлолицая  «  ,  уже  чудо  для  Востока  .
Как  и принцесса  Анджелика  была  в  мечтах  неистового  рыцаря  Роланда  ,  так  и  Фатима  из тех же  рыцарских  романов  поселилась в  мечтах  молодого  Германа  Гессе  .
Вот  для  чего  он вступил  в  Орден  ? 
Чтобы  найти  мавританскую принцессу  своей  мечты  .
А  для  этого  необходимо  стать  рыцарем  .
А  для  того  , чтобы   стать рыцарем  , необходимо  вступить  в  Орден  .  Нет  другого  пути  .
А  время  ,  «  когда  я имел  счастье  вступить  в  ряды  Ордена  ,  а  именно  в  самом  конце  великой  войны  …»
На  тот момент  была  одна  великая  война  - первая  мировая  ,  и  именно  роматически  себя  ощущали  вступившие  в  эту  войну  - рыцарями  , стоящие  на стороне  правды  .  Но  Гессе  буквально  не  вступил  в  войну  , а  именно  что романтически  ,  и  в  конце  той  войны  , принесшей  много  разочарований  Германии  .
Ибо  Германию    сочли  ответственной  за  развязывание  войны  , хотя  войны  желали  обе  стороны  столкновения  .   Как  известно  ,  воюют именно  что  романтики  .
А  выгоды  от войны  имеют ловкие  дельцы  .
А  что  делать романтикам  в  конце  проигранной                войны  ?  Мечтать  о реванше  .
И  Гессе  отмечает  то  ,  что  «  наша  страна  была  полна  спасителей  мира  , пророков  ,  их последователей ,  предчувствий  конца  света  , надежд  на основание  Третьей  Империи  , или  , иначе  говоря  , Третьего  Рейха  ,  или  Третьего  Рима  . Поскольку  в  великом  прошлом  Германии  была  Священная  Римская  империя  германского  народа  .  Если  есть великое  прошлое  , то                и  великое  будущее  обязано прийти  . 
Закон  романтизма  .
Гессе  описывает  «  потрясённый  войной  , отчаявшийся  от  нужды   и голода  ,  глубоко  разочарованный  бесполезностью  всех  принесённых  им  кровавых                и материальных  жертв  …. «  Гессе  был частью народа , несомненно  .  И  он  вступил  в  Орден  .
Ибо  только  ОдНАЖДЫ  можно сделать  это  .
Он  сам  сказал  эти слова  .  Орден  однажды    стал  доступен    для  Германа  Гессе  .
Потому  что  «  народ  наш был  тогда  доступен  для  некоторых химер  ,  хотя  , впрочем  , и  для  некоторых  истинных  высот  духа  ;  повсюду  тогда  создавались  какие  - то  вакхические  танцевальные  общества  ,  анабаптисткие  боевые  отряды  …  «  То  есть высоты  духа  Гессе  определил  именно  так  : вакхические  танцевальные  общества  и  анабаптисткие  боевые  отряды  … «  да  чего  только  не  было  якобы  намекавшего  на  потустороннее и  чудо  ;  тогда  же  широко  распространилось  увлечение  индийскими  , древнеперсидскими  и  другими  восточными  таинствами  и  культами  …»  И  как  следствие  всего  этого расцвета  после  катастрофического  поражения  в  войне  :
«…  всё  это приводило  к тому  , что и наш  Орден  ,  ДРЕВНЕЙШИЙ, большинство сочло                одним  из множества  торопливо  расцветших  модных  порождений  ,  которое  через  несколько  лет  вместе                с  прочими  частью  забудется  ,  а  частью  подвергнется  презрению  …  «
Но  Гессе  это  не  расхолодило  , вся  эта  тщательно  описанная  им  перспектива  . 
«  …  я  отчётливо  помню  тот час  , когда  по  истечении  НЕСКОЛЬКИХ  лет испытательного  срока  … « 
(  должно  быть все  годы  войны  )
« …  предстал  перед  Высоким  собранием  …  « ,  где 
« Секретарь   посвятил  меня  в  ПЛАН  путешествия 
к  земле  Востока  ,  а  я  изъявил  готовность  ДУШОЙ                и    ТЕЛОМ   следовать  ему ;  меня  благожелательно  спросили   ,  чего  же  я  жду  от  путешествия 
в  ЦАРСТВО   СКАЗКИ  (  !!!  )  …  «
«  Покраснев  , однако  ,  искренне  и  без промедления 
я  признался  Высокому  Собранию  в  сердечном  желании  собственными  глазами  увидеть  принцессу  Фатиму  .
И  Секретарь  , во  изъяснение  жеста  Укрытого  Завесой ,   мягко положил мне  руку  на  голову  , благословил  меня  и  произнёс  формулу  ,  означавшую  ,  что я принят  в  ряды  братьев  Ордена  : Anima   pia  ,  что  по  латыни  означает  :  Благочестивая  Душа  .
Несмотря  на  латынь  , всё  таки  Орден  не  был  католическим  , но все  атрибуты  религии  были  в  нём  .
Потому  что  Секретарь  «  обратился  ко мне  и  призвал  к  верности  в  вере  , мужеству  и  опасности  ,                и  к  братской  любви  .  «
Всё  по взрослому  и  вместе       с тем  по  детски  :  Орден  обещал  путешествие  в  мир сказки .
  «   Пройдя  во время  испытательного  срока…   (  то есть во время  первой  мировой  войны )  … ,  я дал  присягу   , отрёкся  от мира  и  его  заблуждений  ,  и  мне  на  палец надели  перстень  нашего  Ордена  ,   на  котором  были  выгравированы  слова  одной  из  самых  прекрасных  глав  его истории  : 
Земля  и  воздух  , пламя  и  вода 
Ему  подвластны  ;
Вид  его  смиряет  чудовищ  диких  ;
И  Антихрист  знает  ,
Сколь  мощь его  законна  и тверда  …  « 
  Это  слова  из  произведения  Виланда   « Оберон  « .                На  слова  Виланда  «  Оберон  «  создана опера  .
Волшебное  кольцо  у  Гессе  на  пальце  , оно  позволяет  как  будто  бы  бороться  с  Антихристом  .
Только  членам  Ордена  . Древнейшего  .
Подобный  Орден  создаёт  тайно  Карл  Густав  Юнг .
Может  быть  это  он  Укрыт  Завесой  .
А  доктор  Ланг  -  секретарь  Ордена  ?
Это  - моя  гипотеза  .
Потому  что  Юнг  интересуется  древними  познаниями .
А  одним  из  героев  поэмы   «  Оберон  «  является  рыцарь  Гюон  ,  отправленный  императором  Карлом  Великим                в  Вавилон  .  В  самое  гнездо  Антихриста  , похоже  .
Но  отвлекается  на  любовь  к  китайской  принцессе  Анджелике  и  спасение  её  из лап  дракона  .
А  самому  Герману  Гессе  «  при  вступлении  в  Орден …  было  явлено  одно  из  тех   откровений  ,  в  которые  предполагалось  посвятить  нас  , послушников  :
…  едва  я  ,  следуя  указаниям   Высших  , присоединился                к  одной  из  десяток  ,  рассеянных по всей  стране                и  имеющих  соединиться  в  поход  Ордена  ,  мне стала  пронзительна  ясна  одна  из  его  тайн  .
Я  понял  :  хотя  я  и  стал  участником  внешнеопределённого  и  воплощённого  паломничества  на  Восток  ,  в   действительности  ,  в  высшем  и собственном  смысле  ,  это  был  не  просто  мой  и  не  просто  конкретный  поход  ;  верных и  преданных  всегда  непрестанно  влекло  на  Восток  ,  на  родину  света  ;  этот  поход  всегда  совершался  сквозь  века  навстречу  свету  и  чуду  ;  и  каждый  из нас  , братьев  ,  каждая  из  наших  групп  , да  всё  наше  войско  и  его великий  поход  были  лишь  одной  волной  в  вечном  потоке  душ  ,  в  вечном  устремлении  духа  домой  , к  восходу  ,  на  родину  . Осознание  пронзило меня  как   луч  и  высветило  в  моём  сердце  слова  , которые  я  выучил  в  годы  послушничества  и  которые  мне  всегда  так  нравились  ,  хотя  я  и  не  вполне  понимал  их   ,  - слова  поэта  Новалиса  :
«  Куда  же  мы  идём  ?   Всегда  домой  !  »  -
Эти слова   взяты  Гессе  из романа  Новалиса  (  1772  -  1801  )  «  Генрих  фон  Офтердинген  «  (  1802  )  .  Прототипом  героя  Новыалиса  является  легендарный  миннезингер  ,  который  выступал  в  1206  году  на  состязании  певцов  в  Вартбурге  . 
В  числе  действующих  лиц  -  Зулейма  .
Пленница  , привезённая  с  Востока  , оплакивающая  свою  безрадостную  ,  с  её  точки  зрения  , судьбу  .
Отшельник -    фон  Гогенцолнер  .  Клингсор  - поэт  .
Герой  ,  ученик  капеллана  , видит  сон  ,  что  находит                в  пещере  голубой  цветок  - символ  немецкой  романтической  поэзии  , неразрывно  связанный  с  концепцией  томления  духа  , отправляется  на  родину  матери  в  Аугсбург  .  Встречает  Матильду  ,  которая  превращает  жизнь  поэта  в  музыку  ,  а  музыка  для  романтиков  -  высшее  постижение  истины  .
В   свою очередь   в    шестидесятых  годах  ,  когда  Герман  Гессе  уходил  туда  ,  куда  идти  он  выбрал  ещё  при  жизни  , едва  ли  не  вся  германская  филология  как  таковая  воспринималась  как  вспомогательная  дисциплина  немецкого  фашизма    .  «  Новые  левые  «  в  ФРГ  требовали  ,  с  одной  стороны  , пересмотра  культурного  канона  ,   а  с  другой  -  реформирования  практик  школьного  и  университетского  преподавания.  Бунтующие  студенты  60  -  х  срывали  филологические  конференции  и  громили   университетские  библиотеки  .  Популярная  в те  годы  кричалка  требовала  :
 Schlagt die Germanistik tot, / F;rbt die blaue Blume rot!
(   Бей германскую филологию    , / крась красным голубой цветок   !).    
Вообще   романтическое  представление  о  судьбе  вылилось  у  Шопенгауэра  в  «  Мир  как  воля  и  представление  «  -  то  , что  волевое  начало  выше  разумного   ,  то    есть иррациональное  выше  рационального  и  лучше  всего  проявляется  в музыке  ,  по  его мнению  .  А  Германию не  только  он считал  обществом  единой  судьбы  .
О  Новалисе  , столь  близком  его    сердцу  , Гессе  пишет :
«в  мире  земном  он  создал  себе  незримый  мир  .
Это и  была СТРАНА  ЕГО  МЕЧТЫ  . Туда  он  ушёл  от  нас  ,  рано  завершив  свой  земной  путь .  «
Так  он  писал  в  1919  году  . А  чуть позже  , в  1924  году  ,   Гессе   вновь   осмыслил  Новалиса  ,  как  близкого  ему  по  духу  , которого  он включил  в  Орден  : 
«  Если  Гельдерлин  и  Ницше  (  также  близкие  ему  )  укрылись  от  жизни  ,  ставшей  для  них  невозможной  , в  безумии  , то  Новалис  бежал  от  неё  в  смерть  ,  однако  не  избрав  путь  самоубийства  ,  увлекший  столь  многих  гениев  ,  -  он  умер  ,  сознательно  сжигая  себя  своим  внутренним  жаром  , умер смертью  МАГИЧЕСКОЙ  ,  ранней  ,  пышно  цветущей  и  невероятно  плодотворной  ,  ибо  сильнейшее  воздействие  на  умы  поэта  Новалиса  вызвано  именно   его    странной  кончиной  и  его позитивным  , магическим  , неординарным  отношением  к  смерти  …  близкое  знакомство с Новалисом  для  каждого  незаурядного  ума    становится  глубоким  и  магическим  событием  ,  а  именно  -  инициацией  , посвящением  в таинство  …  рядом  с ними  жил  и умер  тот  ,  в  ком  они  видели  не  просто  современника  , такого  же  , как  они сами  ,  а  когда  -  Божьего  вестника  ,  когда  - призрака  , но в  любом  случае  отмеченнного  необыкновенной  судьбой  …   раскрываются  все  бездны  духа  -  и вознесения  к  божеству  , и отчаяния  …
Новалис  принял свою  судьбу  , ведая  и веря  ,  сознавая  её  трагизм  и  всё  же  обладая  над ним превосходством  , так  как   БЛАГОЧЕСТИЕ  его  было ТВОРЧЕСКИМ  , и  позволяло  с  малым  почтением  относиться  к  СМЕРТИ .
Его  творения  не  канули  ,  их всегда  читали  и  читают лишь немногие  , и для  этих  немногих  в  них  всегда  открывается  вход  в  МАГИЧЕСКИЙ  МИР  , почти в НОВОЕ  ИЗМЕРЕНИЕ  , а  некоторые  его стихи  даже  полюбились  народу  …»
В  этой  книге  «  Паломничество  в страну  Востока  «  Герман  Гессе  рассказал  о  тех  ,  кто  близок  ему  по  духу ,   включая  и  героев  его  произведений  и  произведений  тех  , кого  он  ценил  .  Орден  несомненно  что  стал творением  самого  Гессе  , но  не  только  . 
Тайна  то  , что  происходило  на  его  беседах  с  Юнгом , которые  совершались в  узком  кругу  .
И  , если  прежние  его  творения  ,  были  узнаны  Юнгом  ,  как  сотворённые  под  его влиянием  , то нельзя  отрицать  это влияние  и  на все  произведения  после  встречи с  Юнгом  . Несомненно  то  ,  что  , хотя  Орден  был  создан  творческим  гением  Германа  Гессе  , то сама  идея  принадлежит  Карлу  Юнгу  .
Ибо  шёл поиск  форм  психоанализа  .
Напомню  то  , что  ,  хотя  психоанализ  , разработанный  именно  Карлом  Юнгом  , разошёлся  по всему  миру  , но  был предназначен  именно для   арийской  нации  .
Нацизм  принимал  под  влиянием  находящихся  под его воздействием    разные  формы  .  Но  это  был  нацизм                с  его  делением  на  высшие  и  низшие  нации  .
Карл  Юнг  не  отвергал  евреев  ,  но  до  какой  степени  , неизвестно  .  Разговоры  происходили  в  узком  кругу  .
  Герман  Гессе  тем  временем  описывает  воодушевление  адептов  неизвестной  нам  религии  :
«   Между  тем  наша  группа  выступила  в  путь  ,  вскоре  мы  встретились  с  другими  группами  ,  и нас  всё  больше  воодушевляло  и  окрыляло  ощущение  ЕДИНСТВА  и  ОБЩНОСТЬ  ЦЕЛИ  .  « 
Единство  и  общность  цели  закрытого  Ордена  .
Религиозность  членов  Ордена  не  вызывает  сомнения  :
«  Строго  следуя  предписаниям  ,  мы  жили  как  паломники  , не  пользуясь  никакими  изобретениями  мира  ,  одураченного  деньгами  ,  числами  и временем  ,  лишающим  жизнь  её  содержания  ;  прежде  всего  к  этим  изобретениям  относились  все  механизмы  -  железнодорожные  поезда  , часы  и  тому  подобное  . «
Они  вышли  из мира  .
Они  вышли  из мира  ,  чтобы  поклониться 
«  всем  памятным  местам  ,  связанным  с  древнейшей  историей  нашего  Ордена  и  его веры  .
Мы  отдали  дань уважения  всем  священным  памятникам  ,  церквям  ,  достойным  почитания  могилам  , вблизи  которых  пролегал  наш  путь  , руины  почтили  исполнением  гимнов  или  безмолвным  созерцанием  ,  усопших  помянули  музыкой  и  молитвами .  «    Они страдали  от  поношений  :  «   Нередко  при  этом  НЕВЕРНЫЕ  высмеивали   и  мешали  нам  .»
Но  и  ощущали  зримую поддержку , что  было  чаще   :
«   …  но  довольно  часто  нас  благославляли  священники ;  они  приглашали  нас  в  гости  ,  заучивали  наши  гимны  и  провожали  со слезами  ;  старики  показывали  нам  забытые  памятники  прошлого  и рассказывали  местные  легенды  ;  юноши  на  какое  - то время  присоединялись  к  нам  и  выражали  страстное  желание  стать  членами  Ордена  . Таковым  давали  советы  ,  посвящали  их  в  первые  обряды  и  упражнения  для  новоначальных  . «
То есть  происходило  , выражаясь  религиозным  языком  ,  привычным  и для  Гессе  , и для  Юнга  - миссионерство .
И  как  в  любой  нарождающейся  , хотя  и  по словам  Гессе  , древнейшей  религии  «  произошли  первые  чудеса : какие  -  то  на  наших  глазах  ,  о  каких  -то  вдруг  стали  рассказывать  и  слагать  легенды  .» 
Язык  христианства  настолько  узнаваем  ,  что сбивает  с толку  читающих  подобные  строки  :
 «  Как  - то раз  ,  я  был  тогда  совсем  новичком  ,  совершенно  неожиданно  все  заговорили  о  том  ,                что  в  палатке  наших наставников  гостит  великан  Аграмант  «  .  Что  известно  об  этом  госте  наставников  ?  Во  -  первых  и  главных  -  Аграмант  -  персонаж  поэмы  Лудовико  Ариосто  (  1474  -  1533  ) .
  В  каком  качестве  он  может  присутствовать                в  палатке  наставников  Ордена  ?
В  поэме  Ариосто  «  Неистовый  Роланд  «  Аграмант  -  император  Африки  и  враг  Карла  Великого  .
В  поэме  происходит  вот  что  .
В  коня  китайской  принцессы  Анджелики  ,  в  которую  влюблён  неистовый  Роланд  ,  вселяется  бес  , и  уносит  её  на  необитаемый  остров  ,  на  который  в  свою  очередь  приплывают  пираты  и  увозят  Анджелику  в  жертву  морскому  чудовищу  .  Роланд  ,  путь  которого  лежит  в  Вавилон  , по повелению  Карла  Великого  ,  отвлекается   и   вступает в бой  с  драконом ,                и  побеждает  его  .
Аграмант  не  занимается  такими  глупостями  как освобождение  обречённых на  смерть  китайских принцесс ,  он  вообще  ничего  не  смыслит в любви  ,  и  потому  Аграмант  не  рыцарь  , и  не станет им  .
Да  ему  и не  нужно  , он  уже  император  .
И  как  император  он  готовится  к приступу  крепости  ,  в  которой  находится  Карл  Великий  , покровитель  рыцарей  и  их повелитель  .  Без  Роланда  тот   не  может сражаться  с  войсками  Аграманта  и  потому  молится  прилежно  Богу  как  император  -  христианин  .
Бог  слышит  его молитвы  и  посылает  в  помощь  архангела  Михаила  .  Архангел  прежде  всего  занят  состоянием  монастырей  ,  и  находит в них  Рапрю  ,  а  среди  злодеев  - безмолвие  .
За  чем  же  находится  враг императора  - христианина  и сам  император  Африки  Аграмант  в  палатке  ?
Это интересно  :  тот  пытается  «  уговорить  их  (  то есть наставников  )  отправиться  в  Африку  ,  чтобы  освободить  братьев  Ордена  из мавританского  плена  « .
Это  - одно  чудо  . Другое  - то  , что паломники  видели  Штутгарского  гнома  (  это персонаж  сказки  Мёрике 
(  1804  -  1875  )   ,  в  которой  изложена  легенда  об  озере  Блаутопф  ,  что  означает  в  переводе  «  Голубой  горшок  «   . В  этой  легенде  повествуется  о  том  ,  что  на  дне  озера  жила  русалка  . Видели  паломники  также  неведомых  Дегтяря  и  Утешителя  .
Но  это  были  не  первые  видения  .
А  «  первое  чудесное  явление  , увиденное  мною  собственными  глазами  ,  было вот  какое …
Мы  молились  и  отдыхали  у  полуразрушенной  часовни  в  округе  Шпайхендорф  …  на  её  единственной  неповреждённой  стене  виднелась  огромная  фреска  :
Святой  Христофор  несёт  на  плече  маленького  Спасителя  ,  фигурка  которого  наполовину  стёрлась  от времени  (  увы  ,  и  в  сердце  самого  Германа  Гессе  тоже  ) …  наставники  ,  как  они  порой  это  делали  ,  не  просто  двинулись в путь  , следуя  маршруту  ,  а    предложили  нам  высказать  своё  мнение  о  том  , куда  идти  , так  как  часовня  стояла  на  перепутье  трёх  дорог  и  у  нас  был выбор  … мы  молча  ждали  решения  наставников  ,  как  вдруг  Святой  Христофор  на стене  воздел  руку  ,  в  которой  держал  длинный  грубый   посох ,  и  указал  налево  ,  куда  и стремился   наш  брат  .
Мы  все  молча  наблюдали  за  этим  ,  и  так  же  молча  наставники   , а  мы   с  сердечной  радостью  последовали  за ними  …  «  Но  это  не  единственное  чудо  .
Ибо  «  мы  вступили  в  пределы  Швабии  ,  дала  о себе  знать  некая  сила  , о  которой  мы  прежде  не  думали  и воздействие  которой  ощущали  впоследствии  длительное  время  ,  не  зная  , однако  , враждебна  она  нам  или  дружественна  .
То  была  сила  ХРАНИТЕЛЕЙ  КОРОНЫ  . 
Эта  сила  выступает  со страниц  романа  .
Романа  фон  Арнима  (  1781 -  1831   )
«  Хранители  короны  .»
Сам  фон  Арним  -  представитель  гейдельбергского  романтизма  (  есть ещё  и  иенский  )  .  Он  родился  в семье  прусского  камергера  , представителя  крупного  юнкерства  .  Сам  роман  проводит идею  единства  Германии  под  эгидой  феодальной  монархии  .
А  сверхъествественные  Хранители  короны  , появившиеся  на  земле  Швабии  - родной  для  Германа  Гессе  ,  испокон веков  оберегали  здесь  память и наследие  Гогенштауфенов  -  династии  южногерманских  королей  в  эпоху  средневековья  и  императоров  Священной  Римской  империи  (  1138  -  1254  )  ,  угасшей  в  мужском  поколении  в  1268  году  со смертью  Конрадина  .
Основатель  династии  -  Фридрих  Первый  .
Герцог  Швабии  ,  …  Баварии  ,  Саксонии  ,  Франконии  , Бургундии  , Эльзаса  …  Тосканы  ,  Вестфалии  , Равенны 
Император  Священной  Римской  империи  , Римский  император  , римский  король  .
Король  Бургундии  ,  Лангобардов  ,  Германии  ,  Апулии  , Сицилии  ,  Иерусалима  …  Италии  ,  Сардинии  , князь  Капуи  ,  Неаполя  , Бриндизи  ,  князь  епископ  Вюрцбурга  ,  граф  Люксембурга  … «
Я  полагаю  ,  что паломники  при  перечислении всех титулов  склонили  головы  .
Потому  что  « оттуда  нам  часто  посылали  знаки  одобрения  или  предупреждения  ;  так  , на  пути    к  Бопфингену  (  округ  Штутгарт  )  мы  увидели  на  холме  седовласого  рыцаря  в латах  ;  закрыв  глаза  ,  он  покачал  старой  головой  и  тут  же  бесследно  исчез  … »
Как  результат  «  наши  руководители  вняли  предупреждению  ,  мы  немедленно  свернули  и  так  и  не  увидели  Бопфингена  .  «
Но  это  не  последнее  видение  .
«  Недалеко  от  Ураха  в  палатке   наставников  вдруг  как  из  -  под  земли  вырос  посланник  Хранителей  короны  и  посулами  и  угрозами  пытался  убедить их  перейти  на  службу  к  Штауфенам  ,  а  именно  -  подготовить  завоевание  Сицилии  .  «  Но  это  не  всё  .
«  Когда  наставники  решительно  отказались  следовать  за  ними  ,  он  якобы  страшными  словами  проклял  Орден  и  наше  войско  «  .  «  …Но  ,  -  добавляет  Гессе  ,  -  я  передаю лишь то  , о  чём  мы  шептались  между  собой  …  сами  наставники  не  проронили  об  этом  ни  слова  …»
Отношения  с  Хранителями  короны  были  нервными  и неровными  :  « … именно  наши  неровные  отношения  с  Хранителями  короны  способствовали  тому  ,  что  какое  -  то  время  Орден  незаслуженно  считали  тайным  обществом  преследующим  цель  восстановления  монархии  ...   « 
Но  нет  , похоже  что  Орден  не  преследовал политические  цели  .
Если  учесть  цели  отдельных  членов  Братства  .
Гессе  рассказывает  ещё  об  одном  брате  и  ещё  об  одной   цели  :   «  … однажды  я  стал  свидетелем  того  ,  как  один  из моих  товарищей  пожалел  , что  дал  обет  …  нарушил его  и снова  впал  в  безверие  …»
Так  вот  , « …  он  отправился  к  земле  Востока  ,  чтобы  увидеть  гроб пророка  Муххамеда  ;  он слышал  ,  что  гроб  этот  волшебным  образом  может  летать  …  »
Гессе  добавляет  :  «  …  это  был  молодой  человек  , очень мне  симпатичный  …  « 
И  цель этого  молодого  человека  стала  целью  Ордена  , но  ненадолго  ,  ибо  «  …  в  одном  из  швабских  ,  не  то  алеманских  городков  (  это  было  неважно  ,  ибо событие  происходило в  небе  над  ними  :  противостояние  Сатурна  и  Луны  ) .  Противостояние  Сатурна  и  Луны  ,  небесных  объектов  , несомненно  что  повлияло  на  поведение  товарища  Гессе  .  Луна  уже  точно  повлияла  ,  притом  на  всех  .  Все  были  словно во сне  .
Товарищ  «  увидел  наше  дело  в  ложном  свете  «  .
Он встретился  со  знакомым  ему  ранее  учителем  .
«  …  после  встречи  с учителем  бедняга  вернулся                в  лагерь  ( ибо  паломники  расположились  лагерем  ,    как  на  военных  учениях  )  …  в  ужасном  возбуждении  ,                с  искажённым  лицом  и  поднял  шум  перед  палаткой  наставников  … когда  же  вышел  Секретарь  , он в  гневе  закричал  ему  ,  что  , дескать  , хватит  с  него  этого  шутовского  похода  ,  который  никогда  не  приведёт  нас  на  Ориент  , что  он  сыт  по  горло  всеми  этими  задержками  из – за  каких  -  то  дурацких  астрологических  предсказаний  , сыт  по горло  бездельем  ,  ребяческими  метаниями  ,  цветочными  праздниками  ,  всей  этой  ложной  многозначительностью  при  исполнении  магических  обрядов  ,  смешением  жизни  и  вымысла  - всё  это у  него  вот  где  сидит  !... «
Он  перечислил  то  , чем  занимался  Орден  ,  но  оценку  дал  не  он сам  ,  видно  , учитель  его настроил  его  на  это противостояние  , ибо  не  ни  он  , ни  его  учитель  не  захотели    пережидать  противостояние  Сатурна  и Луны .
Учитель  ,  сам  не  видя  Ордена  , а  слыша  об  Ордене  из слов  самого  этого  юноши  , тем  не  менее  настроил  его  на  враждебный  по  отношению  к  Ордену  лад  .
Притом  Орден отказался  противостоять ему  .
А  тот  «   бросает   наставникам  под  ноги  свой  перстень  и  надёжной  железной  дорогой  возвращается  домой  к  полезной  дороге  .  Секретарь  дружелюбно  выслушал его  ,  с  улыбкой  подобрал перстень  и сказал  ясным  спокойным  голосом  , который  должен  был  устыдить  бунтаря  :
Значит  , ты  прощаешься  с  нами  и  возвращаешься                к  железной  дороге  , здравому  смыслу  и  полезной  работе …»  И  уточняет  :  «  Ты  прощаешься  с  Орденом  , прощаешься  с  походом  на  Восток  , прощаешься                с  магией  ,  цветочными  праздниками  ,  поэзией  .
Ты  свободен  ,  ты  более  не  связан  обетом  .
И  обетом  молчания  ?  -  запальчиво  воскликнул отступник  .
И  обетом  молчания  ,  -  ответствовал  Секретарь  .
_  Вспомни  :  ты  клялся  не  выдавать  тайну  Ордена  неверным  .  Но  , поскольку  ,  как  мы видим  ,  ты  забыл  эту  тайну  ,  то  никому  не  сможешь  её  рассказать  …»
Никаких  угроз  , и  никаких  уговоров  .
Только  мудрое  предвидение  : 
«  …  я  не  думаю  , что  он  нас  найдёт  …  «
«  …  и  он  нас  не  нашёл  , мы  никогда  его  больше                не  видели  …»  и  «  …  боюсь  ,  даже  если  мы  подойдём                к  нему  вплотную  ,  он  нас  просто  не  увидит  и  не  узнает  . Он ослеп  .  Одно раскаяние  не поможет  …
Нельзя  выкупить  милость  раскаянием  , её  вообще  нельзя  купить  …  « 
Ибо  для  Гессе  нахождение  в  Ордене  -   великая  милость  по  отношению  к  нему  .
И  он  рассуждает  о  бывшем  ему  братом  ,                и  о  собратьях  по несчастью  молодого  человека  :
«…  многие  испытали  подобное  ,  собратьями                по несчастью  этого  молодого  человека  были  великие  и  знаменитые  мужи  .  Когда  -  то  в  юности  им  светил  свет  , они  были  зрячими  и следовали  за  ЗВЕЗДОЙ  …
Но  пришёл  здравый  смысл  и  глумливые  насмешки  мира  ,  пришло  малодушие  ,  пришли  кажущиеся  неудачи  ,  усталость  и разочарование  …  и  они  снова  сбились                с пути  , снова  ослепли  .  Некоторые  потом  всю  жизнь  искали  нас  , но  не  могли  найти  …  и внушали  миру  ,  что  наш  Орден  -  лишь красивая  легенда  ,  соблазну  которой  нельзя  поддаваться  …
Другие  становились  заклятыми  врагами  Ордена  ,  позорили  его  и  вредили  ему  , как  только  могли  …  «
Воистину  перед   нами  описание  глубоко религиозного  Ордена  . Строгий  язык  средневековья  .   Строгость                и  убедительность  латыни . Убедительность  очевидца : 
«  Удивительно  торжественные  дни  наступали всякий  раз  ,  как  мы  , по мере  нашего  продвижения  ,  соединяясь  с  другими  путешествующими  , являли  собой  иногда   военный  лагерь  из многих сотен  , да  что там  -  из многих  тысяч  человек  . Ведь поход протекал  -  не  в строгом  порядке ,  когда  участники  более  - менее  чёткими  колоннами  движутся  в одном  направлении  .
Напротив  ,  бесчисленные  группы  выступали  одновременно  , каждая    следовала  за  своими  наставниками  и своими  ЗВЁЗДАМИ  , каждая  всегда  была  готова  раствориться  в  более крупном  отряде  и  какое  -то  время  идти  в  его составе  ,    но равным  образом  в  любой  момент  готова  была  снова  отделиться  и  двинуться  дальше  своим  путём  .
Некоторые  даже  прокладывали  свои  маршруты                в  одиночестве  , и  я  иногда  шёл один  ,  когда                какой  - либо  знак  или  зов  увлекал меня  на собственную  дорогу  .  «  Так  и  хочется  воскликнуть  :
«  Мы  в  город  Изумрудный  идём  дорогой  трудной  !  «
Ибо  это  - сказочное  описание  паломничества 
Со всеми  атрибутами  паломничества  .
Но  сказочное  , вытекающие  из  мечтаний  детства  …

 


Рецензии