Паломничество в страну Востока. Часть вторая
Часть вторая .
Анализ книги Германа Гессе
« Паломничество в страну Востока « .
Западный орден идёт на Восток .
Поход на Восток - не религиозный акт .
А творческий . И Орден , которому Гессе предан всем сердцем своим и всем разумением своим , разворачивается буквально на страницах книги .
И у Ордена уже есть и деяния , и опыт :
« все эти деяния и опыт , лишь
ОДНАЖДЫ ( что бы это значило ? ) дарованные людям нашего времени и пространства . «
Однажды - вот точка времени в беспространственном .
Если пространство бесконечно , то время , конечно -
« однажды « , и никак иначе .
Все деяния и опыт Ордена окутаны тайной .
« но вот я уже наткнулся на одно из самых серьёзных препятствий к моему повествованию ( ! )
Было бы относительно легко донести до читателя масштаб наших деяний , глубину их восприятия нами , будь мне позволено ввести его в самую суть тайны Ордена . В противном случае многое - возможно , ВСЁ - покажется ему невероятным и непостижимым .
Ведь я снова и снова вынужден буду дерзко повторять уже тот парадокс , что предпринимать само по себе невозможное необходимо . Я повторю вслед за Сидхартхой ( ещё один член Ордена ) , нашим мудрым другом с Востока : « Слова только вредят тайному смыслу , всё сразу становится немножко иным , немножко неточным , немножко смешным ; да , но это неплохо , и я согласен : что для одного сокровище и мудрость , другому всегда кажется шутовством . «
Гессе осознаёт ограниченность языковых форм , и пытается говорить языком смыслов .
То есть создаёт новый язык .
А читатели должны , если захотят понять написанное Гессе , расшифровывать эти смыслы .
Гессе подсказывает , что не он - автор этого языка смыслов : « Много веков члены и летописцы нашего ордена знали об этой трудности и отважно боролись с ней , и один из них , один из величайших , выразился в своих бессмертных строках так :
Кто странствовал далеко от дома ,
Видел непривычные виды ,
И рассказывает , и ему не верят , -
Тот надолго ославится именем лжеца .
Глупому народу понятно
Только то , что можно видеть и трогать :
И , конечно , неискушённый ,
К моей песне он будет маловерен .
Эти строки написаны Лудовико Ариосто в поэме
времён Возрождения « Неистовый Роланд « .
Написаны о том , что нельзя ни увидеть , ни потрогать
А Лудовико Ариосто - член этого Ордена , идущего на Восток . Гессе же выражает опасения , не беспочвенные , конечно , того , что « эта - то « неискушённость « и стала причиной того , что наше путешествие , некогда приводившее в восторг тысячи , сегодня не только забыто , но и на память о нём наложено прямо - таки табу . Впрочем , история полна примерами подобного рода . Вся мировая история часто кажется мне ни чем иным , как книжкой с картинками , в которой отражается самая сильная и слепая человеческая страсть - страсть к забвению . Разве каждое поколение не уничтожает посредством запретов , мёртвого молчания и презрения именно то , что предыдущему представлялось самым главным ? Разве не стали мы только что свидетелями того , как чудовищная , многолетняя , страшная война была на долгие годы забыта , оболгана , вытеснена и заклята целыми народами и как теперь , немного отдохнув , эти народы при помощи увлекательных военных романов снова пытаются напомнить себе то , что сами же не столь давно породили и выстрадали ?
Точно так же придёт день , когда и подвиги и страдания нашего Ордена , сегодня забытые или ставшие для мира предметом насмешек , будут заново открыты , и мои записки призваны несколько тому способствовать .
Одной из особенностей путешествия к земле Востока являлось то , что , хотя в этом походе Орден ставил перед собой вполне определённые , весьма возвышенные ЦЕЛИ ( они лежат в области тайны ) , каждый отдельный участник мог и даже обязан был иметь личные . « Цели … - вопрос целеполагания очень важен , важно то , что каждый член Ордена мог и даже обязан был иметь личные цели .
Личные цели - обязанность каждого путешественника на Восток . Чтобы на Востоке бы случилось Чудо - исполнение целей ! На Западе исполнение необычных желаний невозможно может быть .
Рассмотрим цели паломников на Восток :, тех , кто
1 . разделял общие идеалы ,
2 . стремясь к достижению общих целей ,
3 . сражаясь под общим знаменем ,
4 . как самый источник силы , и последнее утешение -
нёс В СЕРДЦЕ а ) свою собственную б) безрассудную в ) детскую МЕЧТУ .
То есть источник силы и последнее утешение члена Ордена - паломника есть его детская мечта .
То есть без того , чтобы сохранить в сердце свою детскую мечту , и не мечтай о том , чтобы стать членом Ордена . Об этой мечте вопрошает перед приёмом в Орден Высокое Собрание .
О Высоком Собрании поговорим позже , то есть узнаем позже , от самого Гессе .
Больше не от кого узнать ни об Ордене , ни об его участниках , ни об его руководителях - Высоком Собрании , берущем на себя труд приёма в Орден .
Мечта же самого Гессе была проста .
У других братьев цели были посложнее .
Один - был своего рода кладоискателем и искал высокодуховное сокровище , которое называл Дао .
Несомненно то , что за Дао необходимо идти на Восток . Дао - это путь . Которым нужно было идти , если наступишь на него . А не просто узнавать .
По мнению мудреца Востока Конфуция «дао « - это путь человека . Дао как недифференциемуя пустота и мать космоса . В настоящее время говорят о том , что дао - это тёмное вещество Вселенной .
Всепоглощающая сила , действие дао незаметно и вездесуще , у человека есть дао , у каждой вещи и существа есть дао . И кроме того , поиск дао входит в общий идеал Ордена , исходя из слов Гессе о том , что мечта человека должна быть важна для Ордена .
О другом члене Ордена Гессе говорит то , что он
« вбил себе в голову , что непременно должен найти какую - то змею , которой он приписывал чудодейственную силу и которую называл Кундалини « Ничего себе мечта ! В которой было заинтересовано Великое Собрание Ордена , не забудем об этом .
Знание об этой змее было также на Востоке - в Индии . А знание о Дао - в Китае .
Кундалини - в индуизме скрученная в кольцо энергия человека , расположенная у основания позвоночника
( буквально : « сила змеи « ) , энергия , находящаяся в спящем состоянии - тонкая нить , которая подобна вспышке молнии , поднимаясь по семи чакрам , локализуется в области макушки ( родничка ) , после чего человек достигает состояния - мокши - освобождения . Энергия Кундалини , как Шакти
( энергия Шивы ) , пробуждаясь , достигает Сахасарра - чакры и соединяется с Шивой . Кундалини даёт человеку состояние освобождения ( из океана перерождений ) . То есть человек , желающий постичь энергию Кундалини , буквально , должен безбоязненно утонуть в некоем океане , достигая единения с Деви
( Шакти ) , с Шивой , с высшим Брахманом .
Это тоже путь . Ступив на любой путь человек идёт по той дороге , который указывает выбранный им путь - дао ли , кундалини ли .
А два члена Ордена ступили на эти два пути .
С согласия Великого Собрания . И никак иначе .
Ищущий кундалини - член Ордена в постижении непостижимого .
Но в то же время есть , например , опасность пробуждения кундалини . Гоги Кришна - одно из воплощений Кришны ( 1903 - 1984 ) рассказал о мучительных физических и моральных страданиях .
Медитируя , человек принимает в себя все опасности выбранного им пути . Всего два члена Ордена , о целях которых узнаём из повествования Гессе .
Гессе пишет и о своих целях путешествия , и не только путешествия , но и жизни - грёзы настигли его в подростковом возрасте : « чтобы увидеть и по возможности добиться любви принцессы Фатимы . «
Кто же эта , похитившая сердце Германа Гессе с его подросткового возраста - возраста , в котором поглощаются многочисленные приключенческие книги ?
И книги о подвигах рыцарей - крестоносцев в том числе . И о принцессах Востока , несомненно .
Фатима - в переводе с арабского означает просто
« светлолицая « , уже чудо для Востока .
Как и принцесса Анджелика была в мечтах неистового рыцаря Роланда , так и Фатима из тех же рыцарских романов поселилась в мечтах молодого Германа Гессе .
Вот для чего он вступил в Орден ?
Чтобы найти мавританскую принцессу своей мечты .
А для этого необходимо стать рыцарем .
А для того , чтобы стать рыцарем , необходимо вступить в Орден . Нет другого пути .
А время , « когда я имел счастье вступить в ряды Ордена , а именно в самом конце великой войны …»
На тот момент была одна великая война - первая мировая , и именно роматически себя ощущали вступившие в эту войну - рыцарями , стоящие на стороне правды . Но Гессе буквально не вступил в войну , а именно что романтически , и в конце той войны , принесшей много разочарований Германии .
Ибо Германию сочли ответственной за развязывание войны , хотя войны желали обе стороны столкновения . Как известно , воюют именно что романтики .
А выгоды от войны имеют ловкие дельцы .
А что делать романтикам в конце проигранной войны ? Мечтать о реванше .
И Гессе отмечает то , что « наша страна была полна спасителей мира , пророков , их последователей , предчувствий конца света , надежд на основание Третьей Империи , или , иначе говоря , Третьего Рейха , или Третьего Рима . Поскольку в великом прошлом Германии была Священная Римская империя германского народа . Если есть великое прошлое , то и великое будущее обязано прийти .
Закон романтизма .
Гессе описывает « потрясённый войной , отчаявшийся от нужды и голода , глубоко разочарованный бесполезностью всех принесённых им кровавых и материальных жертв …. « Гессе был частью народа , несомненно . И он вступил в Орден .
Ибо только ОдНАЖДЫ можно сделать это .
Он сам сказал эти слова . Орден однажды стал доступен для Германа Гессе .
Потому что « народ наш был тогда доступен для некоторых химер , хотя , впрочем , и для некоторых истинных высот духа ; повсюду тогда создавались какие - то вакхические танцевальные общества , анабаптисткие боевые отряды … « То есть высоты духа Гессе определил именно так : вакхические танцевальные общества и анабаптисткие боевые отряды … « да чего только не было якобы намекавшего на потустороннее и чудо ; тогда же широко распространилось увлечение индийскими , древнеперсидскими и другими восточными таинствами и культами …» И как следствие всего этого расцвета после катастрофического поражения в войне :
«… всё это приводило к тому , что и наш Орден , ДРЕВНЕЙШИЙ, большинство сочло одним из множества торопливо расцветших модных порождений , которое через несколько лет вместе с прочими частью забудется , а частью подвергнется презрению … «
Но Гессе это не расхолодило , вся эта тщательно описанная им перспектива .
« … я отчётливо помню тот час , когда по истечении НЕСКОЛЬКИХ лет испытательного срока … «
( должно быть все годы войны )
« … предстал перед Высоким собранием … « , где
« Секретарь посвятил меня в ПЛАН путешествия
к земле Востока , а я изъявил готовность ДУШОЙ и ТЕЛОМ следовать ему ; меня благожелательно спросили , чего же я жду от путешествия
в ЦАРСТВО СКАЗКИ ( !!! ) … «
« Покраснев , однако , искренне и без промедления
я признался Высокому Собранию в сердечном желании собственными глазами увидеть принцессу Фатиму .
И Секретарь , во изъяснение жеста Укрытого Завесой , мягко положил мне руку на голову , благословил меня и произнёс формулу , означавшую , что я принят в ряды братьев Ордена : Anima pia , что по латыни означает : Благочестивая Душа .
Несмотря на латынь , всё таки Орден не был католическим , но все атрибуты религии были в нём .
Потому что Секретарь « обратился ко мне и призвал к верности в вере , мужеству и опасности , и к братской любви . «
Всё по взрослому и вместе с тем по детски : Орден обещал путешествие в мир сказки .
« Пройдя во время испытательного срока… ( то есть во время первой мировой войны ) … , я дал присягу , отрёкся от мира и его заблуждений , и мне на палец надели перстень нашего Ордена , на котором были выгравированы слова одной из самых прекрасных глав его истории :
Земля и воздух , пламя и вода
Ему подвластны ;
Вид его смиряет чудовищ диких ;
И Антихрист знает ,
Сколь мощь его законна и тверда … «
Это слова из произведения Виланда « Оберон « . На слова Виланда « Оберон « создана опера .
Волшебное кольцо у Гессе на пальце , оно позволяет как будто бы бороться с Антихристом .
Только членам Ордена . Древнейшего .
Подобный Орден создаёт тайно Карл Густав Юнг .
Может быть это он Укрыт Завесой .
А доктор Ланг - секретарь Ордена ?
Это - моя гипотеза .
Потому что Юнг интересуется древними познаниями .
А одним из героев поэмы « Оберон « является рыцарь Гюон , отправленный императором Карлом Великим в Вавилон . В самое гнездо Антихриста , похоже .
Но отвлекается на любовь к китайской принцессе Анджелике и спасение её из лап дракона .
А самому Герману Гессе « при вступлении в Орден … было явлено одно из тех откровений , в которые предполагалось посвятить нас , послушников :
… едва я , следуя указаниям Высших , присоединился к одной из десяток , рассеянных по всей стране и имеющих соединиться в поход Ордена , мне стала пронзительна ясна одна из его тайн .
Я понял : хотя я и стал участником внешнеопределённого и воплощённого паломничества на Восток , в действительности , в высшем и собственном смысле , это был не просто мой и не просто конкретный поход ; верных и преданных всегда непрестанно влекло на Восток , на родину света ; этот поход всегда совершался сквозь века навстречу свету и чуду ; и каждый из нас , братьев , каждая из наших групп , да всё наше войско и его великий поход были лишь одной волной в вечном потоке душ , в вечном устремлении духа домой , к восходу , на родину . Осознание пронзило меня как луч и высветило в моём сердце слова , которые я выучил в годы послушничества и которые мне всегда так нравились , хотя я и не вполне понимал их , - слова поэта Новалиса :
« Куда же мы идём ? Всегда домой ! » -
Эти слова взяты Гессе из романа Новалиса ( 1772 - 1801 ) « Генрих фон Офтердинген « ( 1802 ) . Прототипом героя Новыалиса является легендарный миннезингер , который выступал в 1206 году на состязании певцов в Вартбурге .
В числе действующих лиц - Зулейма .
Пленница , привезённая с Востока , оплакивающая свою безрадостную , с её точки зрения , судьбу .
Отшельник - фон Гогенцолнер . Клингсор - поэт .
Герой , ученик капеллана , видит сон , что находит в пещере голубой цветок - символ немецкой романтической поэзии , неразрывно связанный с концепцией томления духа , отправляется на родину матери в Аугсбург . Встречает Матильду , которая превращает жизнь поэта в музыку , а музыка для романтиков - высшее постижение истины .
В свою очередь в шестидесятых годах , когда Герман Гессе уходил туда , куда идти он выбрал ещё при жизни , едва ли не вся германская филология как таковая воспринималась как вспомогательная дисциплина немецкого фашизма . « Новые левые « в ФРГ требовали , с одной стороны , пересмотра культурного канона , а с другой - реформирования практик школьного и университетского преподавания. Бунтующие студенты 60 - х срывали филологические конференции и громили университетские библиотеки . Популярная в те годы кричалка требовала :
Schlagt die Germanistik tot, / F;rbt die blaue Blume rot!
( Бей германскую филологию , / крась красным голубой цветок !).
Вообще романтическое представление о судьбе вылилось у Шопенгауэра в « Мир как воля и представление « - то , что волевое начало выше разумного , то есть иррациональное выше рационального и лучше всего проявляется в музыке , по его мнению . А Германию не только он считал обществом единой судьбы .
О Новалисе , столь близком его сердцу , Гессе пишет :
«в мире земном он создал себе незримый мир .
Это и была СТРАНА ЕГО МЕЧТЫ . Туда он ушёл от нас , рано завершив свой земной путь . «
Так он писал в 1919 году . А чуть позже , в 1924 году , Гессе вновь осмыслил Новалиса , как близкого ему по духу , которого он включил в Орден :
« Если Гельдерлин и Ницше ( также близкие ему ) укрылись от жизни , ставшей для них невозможной , в безумии , то Новалис бежал от неё в смерть , однако не избрав путь самоубийства , увлекший столь многих гениев , - он умер , сознательно сжигая себя своим внутренним жаром , умер смертью МАГИЧЕСКОЙ , ранней , пышно цветущей и невероятно плодотворной , ибо сильнейшее воздействие на умы поэта Новалиса вызвано именно его странной кончиной и его позитивным , магическим , неординарным отношением к смерти … близкое знакомство с Новалисом для каждого незаурядного ума становится глубоким и магическим событием , а именно - инициацией , посвящением в таинство … рядом с ними жил и умер тот , в ком они видели не просто современника , такого же , как они сами , а когда - Божьего вестника , когда - призрака , но в любом случае отмеченнного необыкновенной судьбой … раскрываются все бездны духа - и вознесения к божеству , и отчаяния …
Новалис принял свою судьбу , ведая и веря , сознавая её трагизм и всё же обладая над ним превосходством , так как БЛАГОЧЕСТИЕ его было ТВОРЧЕСКИМ , и позволяло с малым почтением относиться к СМЕРТИ .
Его творения не канули , их всегда читали и читают лишь немногие , и для этих немногих в них всегда открывается вход в МАГИЧЕСКИЙ МИР , почти в НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ , а некоторые его стихи даже полюбились народу …»
В этой книге « Паломничество в страну Востока « Герман Гессе рассказал о тех , кто близок ему по духу , включая и героев его произведений и произведений тех , кого он ценил . Орден несомненно что стал творением самого Гессе , но не только .
Тайна то , что происходило на его беседах с Юнгом , которые совершались в узком кругу .
И , если прежние его творения , были узнаны Юнгом , как сотворённые под его влиянием , то нельзя отрицать это влияние и на все произведения после встречи с Юнгом . Несомненно то , что , хотя Орден был создан творческим гением Германа Гессе , то сама идея принадлежит Карлу Юнгу .
Ибо шёл поиск форм психоанализа .
Напомню то , что , хотя психоанализ , разработанный именно Карлом Юнгом , разошёлся по всему миру , но был предназначен именно для арийской нации .
Нацизм принимал под влиянием находящихся под его воздействием разные формы . Но это был нацизм с его делением на высшие и низшие нации .
Карл Юнг не отвергал евреев , но до какой степени , неизвестно . Разговоры происходили в узком кругу .
Герман Гессе тем временем описывает воодушевление адептов неизвестной нам религии :
« Между тем наша группа выступила в путь , вскоре мы встретились с другими группами , и нас всё больше воодушевляло и окрыляло ощущение ЕДИНСТВА и ОБЩНОСТЬ ЦЕЛИ . «
Единство и общность цели закрытого Ордена .
Религиозность членов Ордена не вызывает сомнения :
« Строго следуя предписаниям , мы жили как паломники , не пользуясь никакими изобретениями мира , одураченного деньгами , числами и временем , лишающим жизнь её содержания ; прежде всего к этим изобретениям относились все механизмы - железнодорожные поезда , часы и тому подобное . «
Они вышли из мира .
Они вышли из мира , чтобы поклониться
« всем памятным местам , связанным с древнейшей историей нашего Ордена и его веры .
Мы отдали дань уважения всем священным памятникам , церквям , достойным почитания могилам , вблизи которых пролегал наш путь , руины почтили исполнением гимнов или безмолвным созерцанием , усопших помянули музыкой и молитвами . « Они страдали от поношений : « Нередко при этом НЕВЕРНЫЕ высмеивали и мешали нам .»
Но и ощущали зримую поддержку , что было чаще :
« … но довольно часто нас благославляли священники ; они приглашали нас в гости , заучивали наши гимны и провожали со слезами ; старики показывали нам забытые памятники прошлого и рассказывали местные легенды ; юноши на какое - то время присоединялись к нам и выражали страстное желание стать членами Ордена . Таковым давали советы , посвящали их в первые обряды и упражнения для новоначальных . «
То есть происходило , выражаясь религиозным языком , привычным и для Гессе , и для Юнга - миссионерство .
И как в любой нарождающейся , хотя и по словам Гессе , древнейшей религии « произошли первые чудеса : какие - то на наших глазах , о каких -то вдруг стали рассказывать и слагать легенды .»
Язык христианства настолько узнаваем , что сбивает с толку читающих подобные строки :
« Как - то раз , я был тогда совсем новичком , совершенно неожиданно все заговорили о том , что в палатке наших наставников гостит великан Аграмант « . Что известно об этом госте наставников ? Во - первых и главных - Аграмант - персонаж поэмы Лудовико Ариосто ( 1474 - 1533 ) .
В каком качестве он может присутствовать в палатке наставников Ордена ?
В поэме Ариосто « Неистовый Роланд « Аграмант - император Африки и враг Карла Великого .
В поэме происходит вот что .
В коня китайской принцессы Анджелики , в которую влюблён неистовый Роланд , вселяется бес , и уносит её на необитаемый остров , на который в свою очередь приплывают пираты и увозят Анджелику в жертву морскому чудовищу . Роланд , путь которого лежит в Вавилон , по повелению Карла Великого , отвлекается и вступает в бой с драконом , и побеждает его .
Аграмант не занимается такими глупостями как освобождение обречённых на смерть китайских принцесс , он вообще ничего не смыслит в любви , и потому Аграмант не рыцарь , и не станет им .
Да ему и не нужно , он уже император .
И как император он готовится к приступу крепости , в которой находится Карл Великий , покровитель рыцарей и их повелитель . Без Роланда тот не может сражаться с войсками Аграманта и потому молится прилежно Богу как император - христианин .
Бог слышит его молитвы и посылает в помощь архангела Михаила . Архангел прежде всего занят состоянием монастырей , и находит в них Рапрю , а среди злодеев - безмолвие .
За чем же находится враг императора - христианина и сам император Африки Аграмант в палатке ?
Это интересно : тот пытается « уговорить их ( то есть наставников ) отправиться в Африку , чтобы освободить братьев Ордена из мавританского плена « .
Это - одно чудо . Другое - то , что паломники видели Штутгарского гнома ( это персонаж сказки Мёрике
( 1804 - 1875 ) , в которой изложена легенда об озере Блаутопф , что означает в переводе « Голубой горшок « . В этой легенде повествуется о том , что на дне озера жила русалка . Видели паломники также неведомых Дегтяря и Утешителя .
Но это были не первые видения .
А « первое чудесное явление , увиденное мною собственными глазами , было вот какое …
Мы молились и отдыхали у полуразрушенной часовни в округе Шпайхендорф … на её единственной неповреждённой стене виднелась огромная фреска :
Святой Христофор несёт на плече маленького Спасителя , фигурка которого наполовину стёрлась от времени ( увы , и в сердце самого Германа Гессе тоже ) … наставники , как они порой это делали , не просто двинулись в путь , следуя маршруту , а предложили нам высказать своё мнение о том , куда идти , так как часовня стояла на перепутье трёх дорог и у нас был выбор … мы молча ждали решения наставников , как вдруг Святой Христофор на стене воздел руку , в которой держал длинный грубый посох , и указал налево , куда и стремился наш брат .
Мы все молча наблюдали за этим , и так же молча наставники , а мы с сердечной радостью последовали за ними … « Но это не единственное чудо .
Ибо « мы вступили в пределы Швабии , дала о себе знать некая сила , о которой мы прежде не думали и воздействие которой ощущали впоследствии длительное время , не зная , однако , враждебна она нам или дружественна .
То была сила ХРАНИТЕЛЕЙ КОРОНЫ .
Эта сила выступает со страниц романа .
Романа фон Арнима ( 1781 - 1831 )
« Хранители короны .»
Сам фон Арним - представитель гейдельбергского романтизма ( есть ещё и иенский ) . Он родился в семье прусского камергера , представителя крупного юнкерства . Сам роман проводит идею единства Германии под эгидой феодальной монархии .
А сверхъествественные Хранители короны , появившиеся на земле Швабии - родной для Германа Гессе , испокон веков оберегали здесь память и наследие Гогенштауфенов - династии южногерманских королей в эпоху средневековья и императоров Священной Римской империи ( 1138 - 1254 ) , угасшей в мужском поколении в 1268 году со смертью Конрадина .
Основатель династии - Фридрих Первый .
Герцог Швабии , … Баварии , Саксонии , Франконии , Бургундии , Эльзаса … Тосканы , Вестфалии , Равенны
Император Священной Римской империи , Римский император , римский король .
Король Бургундии , Лангобардов , Германии , Апулии , Сицилии , Иерусалима … Италии , Сардинии , князь Капуи , Неаполя , Бриндизи , князь епископ Вюрцбурга , граф Люксембурга … «
Я полагаю , что паломники при перечислении всех титулов склонили головы .
Потому что « оттуда нам часто посылали знаки одобрения или предупреждения ; так , на пути к Бопфингену ( округ Штутгарт ) мы увидели на холме седовласого рыцаря в латах ; закрыв глаза , он покачал старой головой и тут же бесследно исчез … »
Как результат « наши руководители вняли предупреждению , мы немедленно свернули и так и не увидели Бопфингена . «
Но это не последнее видение .
« Недалеко от Ураха в палатке наставников вдруг как из - под земли вырос посланник Хранителей короны и посулами и угрозами пытался убедить их перейти на службу к Штауфенам , а именно - подготовить завоевание Сицилии . « Но это не всё .
« Когда наставники решительно отказались следовать за ними , он якобы страшными словами проклял Орден и наше войско « . « …Но , - добавляет Гессе , - я передаю лишь то , о чём мы шептались между собой … сами наставники не проронили об этом ни слова …»
Отношения с Хранителями короны были нервными и неровными : « … именно наши неровные отношения с Хранителями короны способствовали тому , что какое - то время Орден незаслуженно считали тайным обществом преследующим цель восстановления монархии ... «
Но нет , похоже что Орден не преследовал политические цели .
Если учесть цели отдельных членов Братства .
Гессе рассказывает ещё об одном брате и ещё об одной цели : « … однажды я стал свидетелем того , как один из моих товарищей пожалел , что дал обет … нарушил его и снова впал в безверие …»
Так вот , « … он отправился к земле Востока , чтобы увидеть гроб пророка Муххамеда ; он слышал , что гроб этот волшебным образом может летать … »
Гессе добавляет : « … это был молодой человек , очень мне симпатичный … «
И цель этого молодого человека стала целью Ордена , но ненадолго , ибо « … в одном из швабских , не то алеманских городков ( это было неважно , ибо событие происходило в небе над ними : противостояние Сатурна и Луны ) . Противостояние Сатурна и Луны , небесных объектов , несомненно что повлияло на поведение товарища Гессе . Луна уже точно повлияла , притом на всех . Все были словно во сне .
Товарищ « увидел наше дело в ложном свете « .
Он встретился со знакомым ему ранее учителем .
« … после встречи с учителем бедняга вернулся в лагерь ( ибо паломники расположились лагерем , как на военных учениях ) … в ужасном возбуждении , с искажённым лицом и поднял шум перед палаткой наставников … когда же вышел Секретарь , он в гневе закричал ему , что , дескать , хватит с него этого шутовского похода , который никогда не приведёт нас на Ориент , что он сыт по горло всеми этими задержками из – за каких - то дурацких астрологических предсказаний , сыт по горло бездельем , ребяческими метаниями , цветочными праздниками , всей этой ложной многозначительностью при исполнении магических обрядов , смешением жизни и вымысла - всё это у него вот где сидит !... «
Он перечислил то , чем занимался Орден , но оценку дал не он сам , видно , учитель его настроил его на это противостояние , ибо не ни он , ни его учитель не захотели пережидать противостояние Сатурна и Луны .
Учитель , сам не видя Ордена , а слыша об Ордене из слов самого этого юноши , тем не менее настроил его на враждебный по отношению к Ордену лад .
Притом Орден отказался противостоять ему .
А тот « бросает наставникам под ноги свой перстень и надёжной железной дорогой возвращается домой к полезной дороге . Секретарь дружелюбно выслушал его , с улыбкой подобрал перстень и сказал ясным спокойным голосом , который должен был устыдить бунтаря :
Значит , ты прощаешься с нами и возвращаешься к железной дороге , здравому смыслу и полезной работе …» И уточняет : « Ты прощаешься с Орденом , прощаешься с походом на Восток , прощаешься с магией , цветочными праздниками , поэзией .
Ты свободен , ты более не связан обетом .
И обетом молчания ? - запальчиво воскликнул отступник .
И обетом молчания , - ответствовал Секретарь .
_ Вспомни : ты клялся не выдавать тайну Ордена неверным . Но , поскольку , как мы видим , ты забыл эту тайну , то никому не сможешь её рассказать …»
Никаких угроз , и никаких уговоров .
Только мудрое предвидение :
« … я не думаю , что он нас найдёт … «
« … и он нас не нашёл , мы никогда его больше не видели …» и « … боюсь , даже если мы подойдём к нему вплотную , он нас просто не увидит и не узнает . Он ослеп . Одно раскаяние не поможет …
Нельзя выкупить милость раскаянием , её вообще нельзя купить … «
Ибо для Гессе нахождение в Ордене - великая милость по отношению к нему .
И он рассуждает о бывшем ему братом , и о собратьях по несчастью молодого человека :
«… многие испытали подобное , собратьями по несчастью этого молодого человека были великие и знаменитые мужи . Когда - то в юности им светил свет , они были зрячими и следовали за ЗВЕЗДОЙ …
Но пришёл здравый смысл и глумливые насмешки мира , пришло малодушие , пришли кажущиеся неудачи , усталость и разочарование … и они снова сбились с пути , снова ослепли . Некоторые потом всю жизнь искали нас , но не могли найти … и внушали миру , что наш Орден - лишь красивая легенда , соблазну которой нельзя поддаваться …
Другие становились заклятыми врагами Ордена , позорили его и вредили ему , как только могли … «
Воистину перед нами описание глубоко религиозного Ордена . Строгий язык средневековья . Строгость и убедительность латыни . Убедительность очевидца :
« Удивительно торжественные дни наступали всякий раз , как мы , по мере нашего продвижения , соединяясь с другими путешествующими , являли собой иногда военный лагерь из многих сотен , да что там - из многих тысяч человек . Ведь поход протекал - не в строгом порядке , когда участники более - менее чёткими колоннами движутся в одном направлении .
Напротив , бесчисленные группы выступали одновременно , каждая следовала за своими наставниками и своими ЗВЁЗДАМИ , каждая всегда была готова раствориться в более крупном отряде и какое -то время идти в его составе , но равным образом в любой момент готова была снова отделиться и двинуться дальше своим путём .
Некоторые даже прокладывали свои маршруты в одиночестве , и я иногда шёл один , когда какой - либо знак или зов увлекал меня на собственную дорогу . « Так и хочется воскликнуть :
« Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной ! «
Ибо это - сказочное описание паломничества
Со всеми атрибутами паломничества .
Но сказочное , вытекающие из мечтаний детства …
Свидетельство о публикации №224012201740