Смерть прекрасна?

 Было обычное январское утро, когда часы показывали не такое уж раннее время, а за окном все ещё темно, потому что солнце не спешит вставать с постели в такой морозный день и предпочитает поваляться, укутавшись в теплое одеяло, подольше. Мы с Чаком отправились на прогулку. Конечно, он бы с удовольствием выбрал путь солнца, да и я тоже. Но день был распланирован заранее по часам с предполагаемыми спасенными жизнями, достижением улучшения качества жизни, или, как минимум, с высоким качеством оказания медицинских услуг. Прекрасный атрибут взрослой жизни.
   Мы вышли из подъезда, сонно вдыхая морозный воздух. Чак сделал пару шагов и резко остановился, потому что понял, тротуар обильно посыпан реагентами заботливыми коммунальщиками. Возможно, мопсам также не понятны предпочтения коммунальных служб последних лет, заключающиеся в экономии на ручном труде с нетехнологичными лопатами. Когда лапы жжет, удовольствие от прогулки уж точно не испытаешь. Чак повернул направо и зашагал по глубокому свежему снегу, большая часть которого выпала днем ранее. Уж лучше утопать в снегу по грудь, чем пытаться сохранять грациозную походку на тротуаре, отдергивая лапы каждую секунду. Свежий сыпучий снег расходился в стороны легко и с удовольствием, позволяя Чаку быстро продвигаться вдоль дома к любимой предупредительной табличке у внешнего угла дома, которая просто магнит для пушистых хулиганов, любящих справлять нужду под запрещающими выгул собак знаками. Почти дойдя до таблички, изменив традиции, он резко повернул вправо к стальной полутрубе, предназначенной для отведения воды на тротуар, стекающей по водосточной трубе с крыши. Вдруг из полутрубы выпорхнула сизая голубка. Она отлетела всего на пару метров в сторону спуска в подвал, небрежно приземлилась, упав пару раз на левый бок. Она старалась балансировать, используя правое крыло, но у нее это слабо получалось, она оставила на снегу неровные следы от крыла и уселась, втиснув голову между приподнятыми крыльями. Было понятно, что с ней не все в порядке. Что именно случилось с бедной голубкой, Чак не стал проверять,  просто прошел рядом, рассматривая ее, развернулся и вернулся ко мне. Тогда мой разум больше занимала богиня Каннон, приснившаяся ночью. Именно такой огромной она была, как статуя в городе Сендай, невероятно завораживающей и молчаливой. Очень большой размер не пугал, он вызывал ощущение защищенности, когда находишься рядом с ней. Жаль, что нет даже маленькой статуи богини в Сендайском сквере в Минске, в котором я любил бывать, живя в другом мире.
   На следующий день во время вечерней прогулки все повторилось. Но только сизая голубка уже не выпорхнула из полутрубы. Морозным вечером дитя природы освещалось уличными фонарями, голубка не подавала признаков жизни, она была великолепна в своей неподвижности. Она была божественна. Как будто проста уснула. Мы с Чаком подошли очень близко к полутрубе, он сделал вид, что не замечает ее или попросту не почувствовал жизнь перед собой. Жизнь в этом прекрасном мертвом теле.
   Лама Дашо Доржи Итигелов в Иволгинском дацане в Бурятии, находящийся в состоянии сомати, вспомнился мне. Нетленное тело, умершего в тысяча девятьсот двадцать седьмом году, извлекли из кедрового гроба в две тысячи втором году, и до сих пор выступают капельки пота на коже, растут волосы и ногти, суставы остались подвижными, целыми остались глаза. Я видел тело умершей женщины, пролежавшей в закрытой квартире около месяца, смерть которой я должен был констатировать, и это была почти мумия с пустыми глазницами. По воспоминаниям современников, Итигэлов мог легко читать мысли человека, обладал даром предвидения, магической способностью ходить по воде и за несколько минут преодолевать огромные расстояния. Например, во время встречи с ламой Агваном Доржиевым, который вернулся в Советскую Россию из Монголии в тысяча девятьсот двадцать первом году, Итигэлов сказал: «Зря вы сюда вернулись. Лучше было бы остаться за границей.
Уверяю вас, что совсем скоро начнутся аресты лам. Попадете в руки к чекистам - они в живых вас не оставят!». Доржиев с недоверием отнесся к предостережению Итигелова и задал вопрос: «А вы почему не уезжаете за границу?». На этот вопрос лама ответил: «Меня они не успеют взять». Эти слова Итигелова оказались пророческими. В тридцатые годы многие служители культа были репрессированы. Доржиев в тысяча девятьсот тридцать седьмом году был арестован и позже скончался в тюремной больнице, а вот сам Итигэлов действительно избежал сталинских застенков. Пятнадцатого июня тысяча девятьсот двадцать седьмого года он призвал своих учеников, объявил что уходит, и начал готовиться к смерти.    Учитель сел в позу лотоса и начал читать молитву. Постепенно он впадал в состояние медитации, а затем перестал подавать признаки жизни. На седьмой день голова Хамбо ламы опустилась на грудь. Это был сигнал ученикам, что сознание великого учителя переселилось в Нирвану. Перед этим Итигелов велел своим ученикам через шесть дней похоронить его в кедровом коробе. «Я к вам вернусь через тридцать лет, тогда вы меня и откопайте» - сказал на прощание схимник. Ученики поместили тело учителя в кедровый саркофаг, засыпали его доверху солью, закрыли крышкой и поместили в мавзолей в
местечке Хухэ Зурхэн, где с древних времен в Бурятии хоронили знаменитых лам. Саркофаг с телом Итигелова поднимали дважды в тысяча девятьсот пятьдесят пятом и в тысяча девятьсот семьдесят третьем году. Ламы извлекали тело из кедрового куба, проводили необходимые религиозные обряды и меняли одежду. Затем тело снова помещали в мавзолей. Невероятно, но за все это время тело Итигелова оставалось без изменений, и не было подвержено процессу разложения. Окончательно монаха подняли из гроба седьмого  сентября две тысячи второго года(согласно завещанию Итигелова). При эксгумации присутствовали представители органов власти и судебно медицинской экспертизы. В это невозможно поверить, но мощи ламы не были тронуты временем. Характерного трупного запаха не было. Биологическое исследование образцов волос, кожных покровов и ногтей Итигелова не выявило
в органике отличий от тканей живого человека.
   Эксперт патологоанатом В.Н. Чащин так прокомментировал обретение тела Хамбо ламы: «Понимаете, такого просто не может быть! Все живое должно обращаться в тлен. Соль, конечно, может приостановить процесс разложения, но только на несколько суток, а не на семьдесят пять лет. Иногда в моей практике встречались случаи окаменения некоторых частей тела, которые сохраняли форму, становясь очень твердыми. А при мумификации или бальзамировании тело
вообще неизбежно высыхает. Здесь же я чувствовал абсолютно живую, эластичную кожу. Более того, у ламы гнутся все суставы, включая самые мелкие на пальцах. У него здоровый цвет лица, темные волосы, ресницы, брови, отлично сохранились зубы. Я могу констатировать
одно: нет ни одного признака смерти, а значит, он жив...». После проведения исследования частиц кожи Итигелова, ученые пришли к сенсационным выводам. Клетки ламы не только не умерли, но и продолжают делиться. Иными словами, скорее всего все жизненные процессы в теле монаха продолжаются, только они замедленны в миллионы раз. «В мировой практике это единственный официально зафиксированный случай такой сохранности тела» - утверждает эксперт Виктор Звягин. Конечно, известны случаи мумификации и бальзамирования тел. Например, в Петербурге это было модным в конце двадцатого века. Н. Пирогов сам приготовил раствор для хранения своего тела, которое более ста двадцати лет сохраняется под Винницей. Но для этого, внутренние органы извлекались, и применялись специальные химические вещества. Не редкость обнаружение тел в вечной мерзлоте, но они быстро распадаются при соприкосновении с внешней средой. Что касается Итигелова - это просто чудо, необъяснимое с точки зрения науки. В настоящее время Даши Доржи Итигелов, находится Иволгинском дацане - центре российских буддистов, что расположен в тридцати километрах от Улан Удэ. Тело нетленного ламы покоиться в самом центре дацана в стеклянном саркофаге. Лама сидит в позе лотоса. "Его тело начало потеть, рассказывает директор Института Пандито Хамбо Ламы Итигелова
Янжима Васильева, мелкие капли жидкости на его коже появились в июле две тысячи десятого года. Вытирая пот с лица и тела, мы замечаем, что оно теплое, выше температуры воздуха в помещении! А когда во время хурала в дацане идут моления, температура тела Хамбо ламы поднимается до тридцати шести- тридцати семи градусов, как у обычного живого человека. Пота было так много, что шелковая одежда Хамбо ламы пропиталась им насквозь. Монахам дацана приходится менять его наряды все чаще и чаще. Они отмечают, что суставы сидящего в
позе лотоса буддистского святого абсолютно подвижны». На данный момент времени ни один ученый не в состоянии дать объяснение данному феномену. Как человек, погребенный в тысяча девятьсот двадцать седьмом году, смог сохранить в своем теле искорку жизни? У науки для ответа на этот вопрос не хватает арсенала накопленных знаний. В традиционной науке принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое - это мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье
состояние - жировоска - это когда происходит естественная консервация трупа. Ученые называют феномен Итигелова четвертым состоянием смерти. Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигелова показал, что никаких разрушительных изменений не произошло. Органический состав тканей ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека. Внутренние органы целы. Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления. Состояние летаргического сна ученые также исключают.
Хотя летом температура окружающего воздуха в Бурятии достигает сорока градусов и никаких холодильных установок в Иволгинском дацане нет, тело Итигелова не подвергается гниению или разложению - оно абсолютно живое. Тибетологи считают: феномен Итигелова соответствует буддийским представлениям о человеке после смерти, а Янжима Васильева так говорит о своем родственнике: «Он победил смерть и время!». По мнению адептов буддизма, помимо «грубого» физического тела, человек обладает особым, «тонким» телом, состоящим из духовных каналов - нади, особых точек - бинду и энергий - пран. На каналах расположены узлы центры чакры. «Грубое» человеческое тело базируется на «тонком». В последние часы земного существования лама, медитируя. может впасть в состояние сомати. После смерти «тонкое» тело подпитывает энергией «грубое»,
что и объясняет его нетленность. Вот еще интересный факт. Доктор технических наук Борис Большаков, измерив состояние
среды рядом с телом Итигелова, отметил, что организм ламы вибрирует с частотой в один герц. Это соответствует состоянию человеческого зародыша. По предположению профессора Большакова, тело Итигелова получает подпитку через поток частот, звучащих в молитве. Со дня погребения его душа не утратила связь с плотью, он является живым организмом. Причина в том, по гипотезе Большакова, что, уходя в иной мир в состоянии очень низкой частоты герц, лама погрузился не в смерть, а в другое состояние жизни. Такое состояние неведомо обычному человеку и его не могут объяснить ученые. Может ли голубка погрузиться в сомати, являясь по устоявшемуся мнению в обществе, «летающей крысой», и не более того? Это покажет время, а вот мысль о красоте смерти она точно рождает.
   Возможно, смерть прекрасна… И не такая безобразная, как ее любят преподносить…Стремление искать чудо не дает покоя, цифровые мои…


Рецензии