Общество и Музей забайкальского казачества

Общество изучения забайкальского казачества (ОИЗК) было создано в марте 1913 г., прекратило свою работу в марте 1918 г. Его кратковременная история тесно связана с деятельностью Музея Забайкальского казачьего войска (Войсковой музей) и с людьми (а это были представители казачьего сословия), которые по долгу службы и в силу желания помочь делу сохранения казачьего исторического наследия, были активными членами ОИЗК и помогали создавать Войсковой музей.  Поскольку основной своей задачей ОИЗК ставило изучение прошлого и настоящего «забайкальских казаков путем собирания исторического материала во всех его видах – записью фактов, собиранием коллекций, книг, рукописей, предметов, характеризующих строй казачьей жизни, как мирной, так и боевой», возникла необходимость в организации музея.
Войсковой музей был создан на основании утвержденного наказным атаманом ЗКВ документа от 17 января 1914 года, но также просуществовал недолго: в связи с переменой политической ситуации в 1918 г. прекратил свою деятельность в 1918 г. Однако, многое, что было собрано благодаря руководству и рядовому составу ЗКВ, представителям разных слоев забайкальского общества, перешло в областной краеведческий музей, находится там и поныне.
 
Музей  ЗКВ располагался в Чите в здании Войскового хозяйственного правления в одной небольшой комнате размером 15кв. саж. Предположительно, здание находилось в районе Новобазарной площади на  ул. Уссурийской (ныне ул. Чкалова). Его коллекции размещались в семи застекленных шкафах (витринах), в трех небольших «ящичных» витринах и двух стенных «щитах с открытыми полками». Хранителями музея были горный инженер А.Н. Баньщиков (с ноября 1913 г.), И.С. Скорняков (с начала 1916 г.). Основу музея составляли «все лежавшие в разных кладовых» Войскового хозяйственного правления предметы. Музей пополнялся за счет передачи в него предметов от высших и нижних чинов ЗКВ и представителей забайкальской интеллигенции, являвшихся членами ОИЗК, из станиц Забайкальской области и буддийских дацанов. В его собрании были казачьи атрибуты (знамена, образцы оружия, обмундирования, конной упряжи, музыкальные инструменты, царские грамоты, адресованные ЗКВ, документы войска); здесь также хранились подарки из драгметаллов, преподнесенные войску высшими должностными лицами, фотографии, портреты государственных и военных деятелей России, образцы иностранного оружия и обмундирования. Формировались коллекции по археологии, этнографии и нумизматике, из ритуальных буддийских предметов, образцов горных пород, почв, злаков и др. В связи с этим в перспективе намечалось создать отделы: археологический, антропологический, этнографический, естественно-исторический, лесной, сельскохозяйственный, военно-исторический, оружейный, нумизматический, медицинский, картографический, художественный, церковный, культа ламаизма (буддизма)  и случайных вещей.
 
Разумеется, основная работа по комплектованию музея прошла в рамках деятельности ОИЗК, и к началу функционирования музея в нем находилось достаточно весомое собрание. Действительно, ОИЗК было генерирующей силой музея. Ведь те, кто собирал и передавал в музей вещи, документы и фотографии, были далеки от музейной работы. Но, объединенные своей исследовательской казачьей организацией, члены ОИЗК волей-неволей становились музейщиками. И даже в условиях военного времени, когда задачи выживания и исполнения воинского долга были превыше всего, эти люди были движимы не менее важной целью – сохранением знаков истории для потомков.

Итак, ОИЗК возникло по инициативе наказного атамана ЗКВ генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Кияшко и с 12 марта 1913 г. в реестре обществ и союзов Забайкальской области стало значиться под № 34. Цель свою видело «во всестороннем исследовании жизни и быта забайкальских казаков как в настоящем, так и в прошлом, и распространении этих сведений».  Руководящим органом ОИЗК был Совет. Первоначально в Совет вошли  крупные военные и чиновные лица: Николай Леонтьевич Ананьин, Сергей Петрович Кузнецов, Федор Алексеевич Яхонтов, Анатолий Феофанович Абросимов, полковник А.К. Зиневич (председатель Совета), есаул Александр Софронович Иконников (товарищ председателя).

На общем собрании 9 ноября 1913 г. состоялось переизбрание руководящих лиц. Председателем был избран генерал-лейтенант Иван Евдокимович Трухин, товарищем председателя  - войсковой старшина Петр Павлович Орлов. В состав Совета вошли: есаул Иван Федорович Шильников, агроном Вячеслав Константинович Генерозов; обязанности казначея были возложены на М.А. Бородина, библиотекаря – Иокима Григорьевича Разинцева, хранителя музея – горного инженера А.Н. Баньщикова, редактора трудов ОИЗК – Ф.А. Яхонтова, секретаря – А.И. Суворова. Среди членов-учредителей, кроме А.И. Кияшко были генерал-майоры Е.С. Путилов и И.Е. Трухин, полковники И.И. Толстихин, Н.И. Эпов, П.В. Веревкин и др. Среди действительных и рядовых членов известные общественные деятели, деятели науки и культуры края: С.А. Таскин, Д.М. Головачев, Н.С. Иконников. В январе 1915 г. руководящий состав общества изменился. Председателем Совета стал полковник П.П. Орлов, товарищем председателя – С.П. Кузнецов. В феврале 1915 г. А.И. Кияшко избрали почетным членом Общества, в марте 1916 г. почетным членом Общества был избран Бандидо-Хамбо-Лама Восточной Сибири Д.И. Итегелов. В начале января 1915 г. в обществе состояло 168 членов.
За неполные два года деятельности ОИЗК (1913-1915 гг.) был выработан Устав общества, разосланы письма в казачьи станицы и поселки с разъяснениями его целей, задач и призывами вступать в общество. Тогда же в казачьи поселки были отправлены опросные листы, по которым должно было составляться их описание – своеобразные анкеты. В результате этой работы было получено полноценное историческое описание лишь немногим более 70 казачьих поселков Забайкальской области. Описанием поселков, как правило, занимались землемеры под руководством местного начальства, но отсутствие опыта и нехватка знаний тормозили эту работу. В условиях военного времени  не удавалось получить описания учреждений ЗКВ (Войскового хозяйственного правления, Войскового штаба, Управлений военных отделов, станичных правлений, войсковых больниц и приемных покоев).
 
Как уже было сказано, особой заботой общества стал Войсковой музей. Вот одна из записей протокола заседания Совета ОИЗК, которое состоялось 23 февраля 1915 г. Здесь говорится о необходимости в музее ЗКВ «иметь одежду забайкальского казака – домашнюю и военную – настоящего времени, также и бурятский костюм…, приобрести для музея казачью пику со всеми к ней принадлежностями, бердану - пехотную и облегченную и трехлинейку…, иметь модели острогов, пикетов…». И такая работа проводилась. В начале 1915 г. командиры Читинского и Аргунского казачьих полков прислали с фронта в музей ЗКВ винтовки. Тогда же от военных П.П. Орлова, князя Кекуатова, И.Ф. Шильникова поступило трофейное немецкое и австрийское оружие, обмундирование, а от полковника И.Н. Толстихина - знамя 1-го казачьего Забайкальского полка и значок Забайкальской казачьей 6-й сотни. Гражданские лица передавали монеты, фотографии, останки ископаемых животных.  Для музея активисты общества  составляли альбом войсковых регалий с их описанием (фотоснимки делал  читинский фотограф Еселевич).

Собирались не только казачьи предметы, но также газетные вырезки, иллюстрации из журналов, документы, касающиеся забайкальского казачества и откладывались в библиотеке музея. Свои воспоминания о казачьей службе прислали участник Амурских сплавов сотник П.В. Белокопытов, обширный материал передал сын участника этих сплавов Н.П. Беломестнов, командир 2-го Читинского полка, войсковой старшина А.П.Васильев, автор печатавшегося в то время в Читинской типографии монументального исторического очерка «Забайкальские казаки» (тогда он воевал на Кавказском фронте) прислал свои заметки о Кавказе.

Заседание Совета ОИЗК 27 октября 1915 г. было целиком посвящено задачам комплектования Музея ЗКВ. В протоколе фигурирует перечень,  начиная от фотографий и различного оружия, традиционной одежды местных жителей, заканчивая предметами буддийского культа, моделями земледельческих орудий и предметов звероловства,  а также моделями юрт и разнообразных бытовых вещей. Здесь же сформулированы задачи сбора описаний обычаев и обрядов русских и бурятских казаков, а также необходимость получения от В.Н. Хилковского исторического описания бывшего конного завода и суконной фабрики в Капцагайтуе (в XIX в. находились в казачьем ведомстве). Общество обращается с просьбой к атаману Кулусутаевского поселка 2-й Чиндантской станицы снять план «старинного городка» вблизи поселка, а к фельдшеру Кузьменко - составить план крепости около поселка Ново-Цурухайтуевского.

Даже на театр военных действий 12 мая 1916 г. с заботами о музее наказной атаман ЗКВ Кияшко направляет письмо к начальнику штаба походного атамана при Верховном главнокомандующем армии А.П. Богаевскому: «Уважаемый Африкан Петрович! Во вверенном мне войске имеется музей, который пополняется предметами, имеющими отношение к ЗКВ. В текущую войну все полки ЗКВ, первоочередные и льготные, участвуют на поле брани…Весьма желательно иметь в войсковом музее предметы из боевой жизни и службы забайкальских казаков… Я хотел бы испросить разрешения всем строевым частям ЗКВ отправить из имеющихся однородных экземпляров в свой войсковой музей».

Судя по архивным документа, высшее начальство русской армии того времени было немало озабочено сохранением реликвий текущей войны. Например, действовал приказ главнокомандующего Кавказской армии о передаче в Кавказский музей всех «более или менее редкостных из трофеев (оружие и другие вещи)». Тот же А.П. Васильев, командир 2-го Читинского полка, воевавшего на Кавказском фронте,  ходатайствовал перед командующим фронта об отправке в Забайкалье по одному из аналогичных предметов, так как, по его словам, «в настоящее время полк имеет небольшую коллекцию из оружия и предметов домашнего обихода».
    
24 июня 1916 г. очередное, вероятно последнее, заседание Совета ОИЗК намечает заказать модели «существующих в Забайкалье типов переправ через реки и озера, а также и модели, иллюстрирующие различные сцены из жизни казаков…, модели казачьих костюмов, наиболее характерных для различных частей войсковой территории». Тогда же решили обратиться к золотопромышленнику Верхотурову,  администрации Черновских и Замятинских копей с просьбой выслать образцы золотоносных пород, угля,  фотографии с видами приисковых работ. По-существу, ОИЗК постепенно формулировало  своеобразную программу комплектования Войскового музея. Заступивший в начале 1916 г. на должность хранителя музея И.С. Скорняков с помощью А.Н. Баньщикова и на основе списков, составленных в отделах Войскового хозяйственного правления, начинает работу по составлению каталога музейных предметов (в нынешнем понимании перечня предметов с их первичным описанием).
В январе 1915 г. вышел первый выпуск печатного органа ОИЗК «Известия Общества изучения забайкальского казачества» с воспоминаниями старых казаков, с историческими сведениями о  Селенгинске и Удинске, с отчетами о деятельности Общества в 1913  и 1914 гг. В 1915 г. выйдут еще три выпуска «Известий», за 1916 г. известен единственный – пятый. В них будут публиковаться письма с войны, воспоминания об освоении забайкальскими казаками Амура, рассказы о свадебных обрядах казаков, описание поселка Усть-Стрелочного и др. В разное время «Известия» редактировали Ф.А. Яхонтов, Ю. С. Галицкий, С.П. Кузнецов, Н.Л. Ананьин.
 
Немаловажное значение обществом придавалось содержанию исторических мест и памятников, поэтому его активисты собирали сведения о их местонахождении и составляли их описание. Активист общества А.И. Суворов составил список населенных мест, где в 1891 г. побывал цесаревич Николай: г. Нерчинск, с. Ильинское Читинского уезда, г. Верхнеудинск, ст. Кондинская Верхнеудинского уезда, Ацагатский дацан, с. Кабанское, Титовская станица, Урочище Зугалай Читинского уезда, ст. Турино-Поворотная Читинского уезда. Были определены памятные места близ Читы, связанные с пребыванием Великого князя Александра Александровича, а в Дарасунском поселке - место освящения знамени и др. Высказывались пожелания, «чтобы землемеры при своих работах обращали внимание на попадающиеся им остатки укрепленных мест, занося их на план и составляя отдельные эскизы подробностей этих укреплений».
 
ОИЗК была начата работа по составлению списка георгиевских кавалеров ЗКВ с описанием их подвигов, а также списка всех погибших казаков, начиная с 1855 г. Для этого обратились к Нерчинскому уездному начальнику с просьбой выслать архивные документы. Судя по архивным источникам, датированным августом, октябрем, декабрем 1916 г.,  Нерчинский уездный начальник к отправке в ОИЗК подготовил бригадный казачий архив, атаман 3-го военного отдела - дела 8-го пешего батальона, также были подготовлены к отправке архив упраздненного 5-го пешего батальона, дела из Красноярского, Газимурского станичных правлений.   По сути, была задумана энциклопедия казачества, которая не реализовалась не только в силу трудности изучения документальной базы из-за нехватки сил и средств, но и в силу политических причин. Более того, забайкальское казачество с его героической историей на долгие годы оказалась в забвении из-за смены в 1917 г. политических и социальных обстоятельств.
 
Собранные с большим энтузиазмом и не всегда в благоприятных условиях предметы и документы ожидала печальная участь. В декабре 1916 г. часть коллекции Войскового музея погибла от пожара, а после революции, в конце 1917 – начале 1918 гг., многие предметы были утеряны, расхищены или конфискованы. В связи с этим в марте 1918 г. Общество изучения забайкальского казачества объявило о своем роспуске, а в отношении Музея ЗКВ было принято решение о передаче коллекции, архивных материалов, библиотеки в музей Читинского отделения РГО (Читинский областной краеведческий музей, ныне Забайкальский краевой краеведческий музей). На основании постановления Войсковой ликвидационной комиссии (от 24 марта 1918 г.) 11 апреля 1918 г. в музей РГО поступило до 470 предметов бывшего Музея ЗКВ.
После захвата власти белыми летом 1919 г. часть коллекции (знамена, в том числе войсковое знамя ЗКВ, насека Наказного атамана ЗКВ и предметы из драгоценных металлов) по приказу атамана Г.М. Семенова была вновь передана в распоряжение ЗКВ. В 1920 г. знамена были вывезены на территорию Китая, насека и предметы из драгоценных металлов – в неизвестном направлении. Впоследствии знамена были сохранены В.Г. Казаковым и в 1945 г. переданы им командованию Красной Армии. Часть этих знамен вернулась в Читинский краеведческий музей, отдельные предметы из драгоценных металлов позднее оказались в музеях Дальнего Востока.

Источники и литература:

ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края), ф.30, оп.1, д.794.
Отчет ликвидационной комиссии бывшего Забайкальского казачьего войска. – Вып. 1. – Чита: Обл. типограф. , 1918.
Известия Общества забайкальского казачества. – Вып.1. – Янв. – 1915. – Чита, 1915.
Известия Общества забайкальского казачества. – Вып.2. – Апр. – 1915. – Чита, 1915.
Известия Общества забайкальского казачества. – Вып.3. – Июль. – 1915. – Чита, 1915.
Известия Общества забайкальского казачества. – Вып.4. – Декабрь. – 1915. – Чита, 1915.
Известия Общества забайкальского казачества. – Вып.5. – Декабрь. – 1915. – Чита, 1916.
Константинова Н.Н. К истории формирования коллекции по истории и культуре забайкальского казачества в Читинском краеведческом музее / Забайкалье? Судьба провинции. – Чита: Читинский областной краеведческий музей, 1996.


Рецензии