Описание иконы Богородицы Знамение Оранта

Образ Богородицы ОРАНТА Знамение
 
На иконе изображены две поясные фигуры - Богородицы с воздетыми в молитвенном жесте раскрытыми ладонями и Богомладенца Иисуса Христа по центру в круге-медальоне, так называемом зерцале, внутри которого расходятся лучи в стороны (от фигуры Младенца со свитком в левой руке и благословляющей правой десницей). Характерной .особенностью этих лучей является их направление (деталь незначительная, но важная).
 
Рассматриваемая икона Пресвятой Богородицы относится к древнейшему архетипу Оранта,
в переводе - Молящая.
Это один из основных иконографических типов изображения Богоматери, изображаемой в заступнической молитве, традиционный жест открытых ладоней, поднятых и воздетых в стороны.
Самые ранние иконы Богородицы Оранта относятся к 6 веку, тогда как описанный молитвенный жест известен в иных изображениях святых в 4 веке, в период начала формирования канона, а так же в гораздо более ранние дохристианские времена других цивилизаций и культур.
 
Композиция иконы симметрична. Фигура статична на крашенном фоне, имеющем наиболее яркие и четкие следы времени и реставрации.
 
Именословные надписи Богородицы и Иисуса Христа несколько отличаются друг от друга наличием дополнительных выносных  элементов, украшающих шрифт, и разным цветом. Не имеющие дополнительных оформлений в виде виньеток или "плашечек", надписи располагаются на крашеном фоне, а буквы, относящиеся к Богородице, "обрамлены" с каждой стороны тремя звездами , вертикально расположенных относительно друг друга (3 шт. х 4 стороны = 12 звезд, обрамляющих буквы Богородицы).
 
На уголках лузги белого цвета (граница между средником и полями) есть элементы того же цвета, выходящие на темно-зеленые крашенные поля, обрамленные по наружному контуру красной опушью.
 
Нимбы для двух ликов, поручи-манжеты на руках и кайма, горизонтально расположенная, покрыты сусальным листовым золотом на полимент.
 
Стилизованный лист аканта (орнамент в полосе над каймою) и разделка одежд темно-красного цвета, живописно написанного гиматитом в разных смесях с красными пигментами, на плечах и складках  исполнены были некогда творенным сусальным золотом разных цветов - желтым и светлым (серебром или с содержанием сплава, содержащим серебро), так называемое золотопробельное письмо, которое может быть разных оттенков - от светлого серебристого до желтого, желтовато-красного, желтовато-зеленого, что зависит от пробы золота и наличия в нем дополнительных тех или иных сплавов металлов.
 
В написании синих одежд двух фигур основным использован природный минерал вивианит, для красных - киноварь.
 
Особого внимания заслуживает личное письмо - лики и открытые части рук фигур, техническое и стилистическое исполнение которых несколько отличаются от одежд и предположительно могут относится к более раннему времени написания (приблизительно 14 век (?) и ранее). Пластика линий, характерные пропорции и соотношения, заложенные в "прориси" произведения, проступают сквозь неоднократные поздние записи и "поновления" иконы, тогда как участки личного наиболее сохранили изначальное письмо, а одежды и фон претерпели пусть небольшие, но изменения, и это ощущение резонанса усиливается не только колоритом и тональностью живописных слоев, но чрезвычайно контрастирует с орнаментальной и "золотопробельной" росписью, свойственной произведениям церковного искусства 17 века и более поздним.
 
Около шеи на воротниковой зоне у обоих фигур простое решение, следы предполагаемого утраченного ассиста, и нет тех элементов орнамента, которые присутствуют на кайме. Кайма же украшена нарисованными красными и синими каменьями, стилизованным белым жемчугом и, предположительно, частично могла иметь черневую роспись.
 
Особенность написания фигуры Младенца, который правою десницею благословляет, а в левой держит свернутый свиток,
в том, что сама фигура расположена прямо, фронтально, но при этом имеет внутреннюю динамику как бы начинающееся движение, чуть уходящее влево, чем усиливает движение, выходящее на зрителя благословляющей десницей.
 
Взгляд обоих фигур, лики которых прямо, ровно и открыто расположены к зрителю, направлен, как это привычно для большинства других произведений,  не на нас, рассматривающих икону, а как бы в сторону - чуть влево. Смотрят они в одном направлении, но при этом как бы каждый взгляд направлен внутрь себя, что создает исключительное состояние созерцания, и созерцания не отделенной, обособленной задумчивости, а некой паузы, мгновения собранности в тот момент, когда эти два взгляда одновременно будут переведены на зрителя, и диалог продолжится в спокойном и внимательном к собеседнику душевном расположении.
 
Три звезды - неотъемлемый атрибут в иконографии Богородицы, - на челе (по центру головного убора) и на плечах, - вписаны в четкий круг. Круг является своеобразным композиционным разномасштабным модулем всей иконной плоскости. Использование видимых кругов и на первый взгляд невидимых круговых схем, выходящих за пределы и форматы изображения, воздействуют на зрителя сознательно и подсознательно, возводя в созерцание и "предстояние" образу, а не картине. Такое умение создавать иконы и беседовать с предстоящим созерцающим зрителем, вовлекая его в невидимый круг иконы, который становится шире границ иконной доски, свидетельствует не только о способностях изографа-иконописца, заложившего изначально иконописное произведение на белый левкас, но и об исключительном его даре, таланте и мастерстве.
 
Данная икона имеет разновременные красочные слои, исполненные природными минералами, твореными с эмульсией на яйце.
Техника яичной темперы до 16 века существенно стала отличаться от темперы двадцатого и начала нашего двадцать первого веков. Аналогично и иконописная технология создания произведений церковной и религиозной живописи имеют ряд приобретенных изменений. Все эти, пусть малозаметные, но вполне очевидные особенности и нюансы нашли применение и воплощение в этой иконе Пресвятой Богородицы "Знамение" или Оранта-Молящая.
 
Тип описанной иконографии любим и почитаем верующими, а так же представляет интерес для любителей и ценителей изобразительного искусства. Свое развитие он получил в 12 веке в образе "Оранта Великая Панагия"  ( Всесвятая ) с изображением Богородицы в рост. "Нерушимая Стена" тоже является своеобразным композиционным продолжением этого типа. А икона "Неупиваемая Чаша" стала воплощением откровения основного церковного таинства причастия и догматов богословия и вероисповедания, раскрывая литургический смысл многих церковных молитв и песнопений.
 
Таким образом, рассмотренная и описанная икона является жемчужной святыней для верующих христиан и представляет   исключительный интерес для дальнейшего профессионального исследования работниками музеев.
 
(Текст составила Антонова Анна Сергеевна.
22 января 2024 года.)
 


Рецензии