Ч. 15. Хан-Уула

Из села Цугол мы поехали степными грунтовыми дорогами к Священной горе Хан-Уула.

Ниже моста по течению р. Онон мы проехали через село Нуринск – центральную усадьбу некогда процветавшего крупного хозяйства Забайкальского военного округа - Военного совхоза № 13, а ныне – ГУСП «Нуринский» Сибирского военного округа. Население его (гражданских лиц) по данным Википедии на 2021 год было около 770 человек, а в 2010 году – 871 человек, не считая военнослужащих; на 2005 года число работающих в хозяйстве было всего  224 человека.  На улицах села нам не встретился ни один житель, некоторые дома выглядели нежилыми, но кое-где у домов стояли разные автомобили. Со времен начала перестройки население и этого села вынуждено переезжать в другие места или ездить на работу куда-нибудь вахтовым методом.

Ручьи, протекавшие, одно через село и другое с восточной стороны и впадавшие в р.Онон, казались пересохшими, но на самом деле они просто обмелели и кое-где протекают под землей. На такую интересную особенность некоторых степных ручьев когда-то в детстве обратила мое внимание бабушка по матери. Если прислушаться около русла кажущегося пересохшим ручья в степи – кое-где слышно журчание воды. Во время дождей они вновь оживут, станут полноводными.

Ближе к берегу реки Онон на лугах раньше были огромные поливные поля-огороды Военхоза с овощами, но в этот раз я что-то их не углядела. Также с дороги не было видно приятного глазу лет тридцать пять и более назад – разноцветных обработанных полей, отар овец, а около молочно-товарной фермы, существовавшей еще с 30-х годов прошлого века, не видно ни людей, ни стад коров-телят. Только  высокие тополя и какие-то строения.

Подъехали к подножию горы Хан-Уула, возвышающейся над всеми окрестными сопками, высота которой по данным с официального сайта Администрации Агинского Бурятского округа составляет 917 метров над уровнем моря.

Во время сбора материалов и написания книги об истории своего родного села Боржигантай - Бурят-Монгольского военного конзавода № 128 мне удалось найти упоминания  о горе Хан-Уула - ранее называвшейся Боржингитай, Цугольской кумирне, реке Онон, о местных жителях- бурятах, монголах в статьях известного забайкальского (нерчинского) краеведа Михаила Андреевича Зензинова (1805, Вологодская губерния-1873, Нерчинск). Рукописи статей Зензинова М.А. хранятся в рукописном фонде Российской Государственной библиотеки ("Ленинки") в г. Москва.

В статье «Сохондо – Величайший Альп Даурии», опубликованной 2 июля 1854 года в Санкт-Петербурге, в политической, литературной газете «Северная пчела», М.А. Зензинов описывал свой путь из Нерчинска до вершины Сохондо (около 700 верст) по Забайкалью:

«Въ сорока верстах отъ Нерчинска я переъзжалъ горный Урулъгинскiй кряжъ, трудною дорогой, поросшею въковымъ лъсом, и чърез тридцать верстъ достигалъ приветливыхъ мъстъ исторического Онона. Здъсь на правомъ берегу, является взору Коточейская Долина, длиною верстъ на тридцать; в концъ ея, направо, высится года Борисингитай, отдъльно стоящая. Здесь уже мъстность ръки Онона раскинулась на большое пространство; видны юрты кочующихъ племенъ и стада ихъ, покрывающiе горы. Здесь миръ степей; здесь юрта изъ войлока заменяетъ гостиныя; слышатся звуки языка Монголии, и обладатель стадъ предлагаетъ вам табакъ и чашку кирпичнаго чая. Дверь войлочныхъ жилищъ не имъетъ запоровъ; хозяинъ юрты встръчаетъ васъ просто, подчиваетъ чъм можетъ; разговоръ его уменъ и не многоръчивъ, вопросы его скромны и осторожны, обращение его почтительно и согръто добротою сердца…».

Поднялась по тропинке на вершину Священной горы Хан-Уула, где, как всегда располагается знакомое с детства свежепобеленное белоснежное Обоо – культовое место бурят-монголов, моих предков и земляков, исстари - место поклонения местным духам, где каждое лето проводится буддийский праздник Обоо тахилган. Собравшиеся на Обоо люди молятся за здравие всего живого на земле, просят исполнения своих заветных желаний, совершают гороо с молитвами по часовой стрелке минимум три раза, обязательно нечетное число раз.

Появились новшества – рядом с Обоо устроен навес из досок, как укрытие от дождя, солнца и ветра, поставлены под ним несколько столов и лавок. Совершив обряд гороо -  трижды обойдя Обоо по часовой стрелке, произнося мантры, которым меня учила с детства бабушка, с жертвоприношением – разбрызгиванием молока, водки и сладостей (обязательно со снятием оберток конфет и печенья), посидела, осматривая родные окрестности во все стороны света. На вершине Хан-Уулы так легко дышится!

Не видно вблизи ни одного поля, ни одной отары овец, только уменьшившийся табун лошадей у озера, размеры которого также сильно уменьшились от виденного прежде (в 2016г.). Количество видневшихся ранее с вершины Хан-Уулы тут и там чабанских стоянок уменьшилось. Нет уже стоянок чабанских ни с западной, ни с южной стороны, даже их следов нет. Видно, что живут люди на стоянке с северной стороны – где многие годы жили и работали мои родители.  Да с восточной стороны сопки видны еще две стоянки, на левом берегу ручья, ранее бывшего речкой, изображенной на карте 1772 г. знаменитого немецкого ученого, путешественника П.С.Палласа в книге «Путешествие по разным провинциям Российского государства», переведенной и изданной в Санкт-Петербурге только в 1788г. Речка исстари коренным населением называлась Хотоши, протекает по Хатачеевской долине, Хатачеевскому Лугу, как назвали местность русские люди и до сих пор все их так называют, впадает в р. Онон ниже слеа Боржигантай. А на этих стоянках в давние годы проживали семьи чабанов-родителей моих одноклассниц - Зои Прохоровой, закончившей после окончания средней школы Нерчинский совхоз-техникум, давно и ныне живущей со своей семьей в Якутске; и Нины Трифоновой, закончившей техникум связи в Улан-Удэ, живущей со своей семьей в райцентре.

Спустившись по тропинке, вдоль которой все еще цветут степные цветы, мы вновь пустились в путь. Теперь уже в местность Жаран (Джаран), где на берегу озера восьмеркой буддистами, всем населением округа воздвигнута Ступа (Субурган), посвященная Намнанай-багши.

Фото: С  вершины горы Хан-Уула (снимок 2023г.,снимок автора)

Продолжение следует


Рецензии
Часть общего процесса. В Центральной России исчезновение хуторов и деревень. Очень интересно, Дарима!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   22.01.2024 13:37     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание, Владимир!
Особенно это неприятно - не дело и т.п., в Забайкалье. Осваивали -осваивали, потом по новой осваивать придется.

Дарима.

Дарима Базарсадаева   22.01.2024 18:58   Заявить о нарушении