Ленин любить нельзя ненавидеть
В первую очередь – тот, кто захватил власть, не представляя, как с ней распорядиться. Автоматически главным стало удержание власти.
Ради этого он идёт на сепаратной мир с Германией. Вести войну на два фронта: внешний – против «Центральных держав» (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя), и внутренний – против не поддерживавшего его населения (если опираться на результаты голосования в Учредительное собрание, таковых было 3/4) - было выше его возможностей. Нулевой политический опыт, отсутствие политических союзников, отсутствие стратегии. Ленин жертвует страной.
Брестский мир не имеет аналогов. Страна, не проигрывавшая войну, согласилась признать себя побеждённой и отдать противнику территорию свыше миллиона квадратных километров, на которой до войны проживало 22% населения страны, отдать 50% золотого запаса и многое другое. Согласилась даже отказаться от собственного суверенитета - внешнюю политику страны обязались согласовывать с Германией.
Россия теряла право на часть военного снаряжения, которая Германия передала странам-победителям по условиям договора о прекращении боевых действий. Для России это было бы (примерно) – 800 орудий, 4 тыс. пулемётов, 500 мортир, 300 самолётов, 800 локомотивов, 20 тыс. вагонов.
Россия лишалась договоренных ранее между странами Антанты «призов», основным из которых была часть территории бывшей Османской империи вокруг Мраморного моря, включая полный контроль над проливами Босфор и Дарданеллы и город Константинополь (Стамбул).
Россия теряла право на свою долю - и весьма значительную (4-5 миллиардов долларов в ценах 1921 года, эквивалентно примерно 60 млрд. в нынешних ценах) - репараций после победы.
Россия лишилась права участвовать в Версальском процессе. А ведь там она могла бы стать одним из главных «игроков», ибо по статусу Версальских переговоров России полагалось бы 5 мандатов (количество мандатов, которое получали участвовавшие в процессе страны, зависело от степени участия в войне. Страны, участвовавшие в войне с первого дня получили по 5. Другие – поменьше. Например: Италия – 4, США -3, Бразилия -1). Без России 19 стран-участниц процесса имели 60 мандатов. Если бы Россия не сдалась Германии, а продолжала войну, то в переговорах участвовали бы 20 стран с 65 мандатами. Иметь 5 мандатов из 65 – это превосходно для любых переговоров. Послевоенная Европа могла бы выглядеть иначе.
Закончив борьбу на внешнем фронте, Ленин переключается на внутренний – организовывает гражданскую войну. (Помните - «Превратим войну империалистическую в войну гражданскую»?) Без жестокого и беспощадного уничтожения противников, ему не удержаться во власти.
Итоги гражданской войны.
Россия потеряла примерно 10 миллионов человек – 8% населения. Было разрушено 4/5 экономики. Страна лишалась 90% интеллигенции – преподавателей, инженеров, врачей и т.д. Все они, как «буржуи» были истреблены или бежали. Прекратили работу большинство министерств – спустя несколько лет их работу пришлось восстанавливать практически с «нуля». Без родительского попечения остались миллионы детей.
Любопытная статистика: из числа россиян, родившихся до 1917 года нобелевскими лауреатами стали 7 или 8 человек (неясно, вносить ли в этот список Б. Пастернака, которого заставили отказаться от «Нобелевки»). Из числа россиян, родившихся до 1917 года и потом переехавших жить за границу Нобелевскими лауреатами стали 14 человек.
Есть то, что сделал Ленин, но есть и наследие.
Основное – партия большевиков, через которую была воплощена ленинская идея о диктатуре. Объявленная диктатура пролетариата была быстренько заменена на диктатуру партии, та, в свою очередь – на диктатуру её центральных органов, что ожидаемо привело к диктатуре одного человека.
За 70 лет развития страна добилась больших успехов, но какой ценой!
Вспоминается старая притча: почему про этого командира полка мы говорим «хороший командир», а про другого – «плохой»? И тот и другой справляются с должностью. Ответ: у плохого командира при выполнении той же боевой задачи гибнет вдвое больше людей.
Достойный ученик и преемник Ленина – И. Сталин оказался именно таким плохим командиром. Организованные им раскулачивание, голодомор, репрессии сильно ослабили страну, затормозили её развитие и привели к столь чудовищным потерям в годы Второй мировой, что Сталин даже не посмел обнародовать их масштабы (в июне 1945 было объявлено, что потери СССР в войне – 7 млн. человек)
По идеям Ленина был воспитан новый человек (советский человек), основной чертой и обязанностью которого была вера в непогрешимость власти, отсутствие сомнений в правильности действий правительства, умение мыслить, «как все» и… умение на собраниях говорить одно, а дома, на кухне – другое.
Философское наследие Ленина оказалось невостребованным, его работы носят либо компилятивный характер, либо направлены на уточнение формулировок. Элементов научной новизны не содержат.
Но… Самую глубокую «вмятину» (по меткому выражению Волкогонова) на истории двадцатого века оставил именно Ленин. Можно ли за это любить? А ненавидеть?
На примере России Ленин показал, как не надо. В этом плане он оказался продолжателем Бисмарка, который говорил, что социалистический эксперимент нужно поставить на стране, которую не жалко.
Любить его за это, или ненавидеть?..
В заголовке пропущена запятая. Выберете место для неё по собственному усмотрению.
Свидетельство о публикации №224012200555
Ознакомившись с вашим текстом, предположил, что, возможно, Вам будет любопытно взглянуть и на другую точку зрения на этого исторического персонажа. Речь о давней публикации о Ленине Тайви Тум — автора, которая покинула эту площадку ещё несколько лет назад по идейным соображениям. Мне в уже далёком 2014 году случилось написать обширный отзыв на эту публикацию, и её оригинальный текст приведён в нём после комментария. Если возникнет интерес, ссылка: http://proza.ru/2014/07/01/200.
Хочу предупредить: материал существенно больше по объёму, за пять минут освоить не удастся.
Ещё раз обращаю внимание, что для более цельного восприятия целесообразно начинать чтение с текста Тайви Тум; предшествующий ему мой комментарий — по желанию, по общей тональности и содержанию он близок к вашему тексту.
С уважением,
Андрей Девин 24.04.2025 20:56 Заявить о нарушении
Я познакомился с публикацией Тайви Тум и вашей "рецензией". Признаюсь, книгу Тайви местами читал "по диагонали" - многое мне было знакомо. "Десять дней, которые потрясли мир" или "Россия во мгле" я читал ещё много лет назад. Книжка Рида (бумажная) есть в моей домашней библиотеке.
Мой короткий очерк - это была спонтанная реакция на панегирик в адрес Ленина, попавшийся мне в одной из социальных сетей. Озадачил не сколько сам панегирик, сколько количество "лайков", которое он получил. Поэтому решил ответить. Ну а затем - не пропадать же тексту - поместил его и на проза.ру.
Наше отношение к тем или иным людям или событиям - это производное от наших знаний. Сначала идёт накопление знаний - принимаешь всё, с чем встречаешься. Потом накопленные знания начинают выстраиваться в логичную схему, а затем начинаешь понимать, что нужно учитывать не только, что пишется, но и кем и когда. В каком-то момент понял - касательно Ленина и русской революции лучше всего пользоваться иностранной литературой. Для иностранного автора произошедшие события - это просто объект исторического исследования. Каким бы для меня был очерк или книга о гражданской войне в Мексике. Интересно и не болит. Особое влияние оказал на меня трёхтомник Пайпса «Русская революция». После него другие публикации, даже объёмные, кажутся мне лишь уточнениями или дополнениями.
Моё мнение о Ленине менялось на протяжении жизни. Но я всегда принимал его, как выдающуюся личность. Но оставался вопрос – направление вектора его таланта. Увы…
Владимир Смолович 26.04.2025 10:05 Заявить о нарушении