Игорь Гарбузов. Актуализация идей конституционализ

Автор: ГАРБУЗОВ Игорь Сергеевич, преподаватель философии ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский монтажный колледж»:

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» И «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» В УЧРЕЖДЕНИИ СПО ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Двадцатилетие Конституции РФ – повод для привлечения внимания молодежи к основному закону государства. Помимо классных часов данной тематики, обращение к во-просам конституционализма осуществляется в рамках изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла, например, таких как «Основы философии» и «Обществознание». Их преподавание имеет ряд специфических черт, особенно в учреждениях СПО, готовя-щих специалистов производственно-технической сферы. В данном случае многие студенты не ориентированы на подробное изучение предмета, имеют низкую мотивацию на освоение дисциплины, поскольку подвержены влиянию стереотипа о малой пригодности обозначенной области знания на практике и в жизни. Философия и обществознание пред-ставляются как нечто оторванное от реальности, абстрактное и «заумное».

Если обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту, то можно сделать вывод, что дисциплины социально-гуманитарного цикла призваны фор-мировать общие компетенции, необходимые для нормального функционирования лично-сти в меняющихся условиях жизни общества. В свою очередь, нормальное функциониро-вание личности подразумевает множество параметров, среди которых важное место за-нимают политическая активность и правовая грамотность.

В рамках изучения обществознания и основ философии помимо прочего затрагиваются вопросы конституционализма в значении политико-правовой теории о конституции как основном документе политического управления государством. Опыт показывает, что при обращении к данной теме педагог сталкивается с низким уровнем базовых знаний, со-ставляющих школьный багаж учащихся. Понимание текста Конституции РФ для ряда студентов затруднено в связи со слабым владением официально-деловой и гуманитарной терминологией. Из этого следует, что основной законодательный акт нашей страны имеет низкую актуальность для многих представителей молодежи.
Проблема заключается в феномене отчуждения, которому в различной степени под-вержено молодое поколение.  Отчуждение – многоаспектное понятие социологии, в дан-ном случае мы трактуем его как восприятие окружающей действительности, основанное на утрате взаимных обязательств людей по соблюдению социальных предписаний, раз-рушении институализированной культуры и пренебрежении господствующей системой ценностей. Сфера интересов недавних школьников распространяется в основном на про-явления массовой культуры, пропагандирующей стихийный гедонизм, индивидуализм, потребительство.

Факторами актуализации вопросов социально-политического характера для учащихся являются яркая подача, наличие динамики («драйва»). Следовательно, изу-чение таких моментов, как конституционализм и Конституция РФ в частности, требует использования в педагогическом процессе нестандартных форм и методов (деловая игра, викторина, квест и др.), то есть создание атмосферы «шоу». Подобное широко применяет-ся СМИ, особенно телевидением, при обсуждении общественных проблем. Однако этот способ привлечения внимания не позволяет учащимся в полной мере осознать серьезность и глубину изучаемого материала. Игра остается игрой. Возникает лишь ситуативный поверхностный интерес к теме занятия.

Еще одно явление, препятствующее формированию правовой культуры у студентов, а значит затрудняющее актуализацию идей конституционализма, – это моральный релятивизм, представляющий собой отсутствие единой системы ценностей и их подгонку под личные корыстные интересы индивидов. Одна из сторон морального релятивизма – это двойная или множественная мораль, широко распространившаяся в российском обществе за последние десятилетия и притом, не только среди молодежи. А начинается все с двой-ных стандартов воспитания в семье, способствующих «размытию» понятий о добре и зле в сознании подрастающего поколения. Например, родитель сообщает ребенку, что мусо-рить плохо, а сам выбрасывает окурок на тротуар. Именно двойные стандарты обеспечи-вают «преемственность» и увеличение масштабов морального релятивизма. В данной си-туации молодым людям трудно принять какой-либо постулат за истину, требующую неукоснительного исполнения и уважения. Таким образом, Конституция РФ видится как декларативный документ, имеющий крайне опосредованное отношение к реальной дей-ствительности.

Еще одна причина слабого интереса к изучению социальных фактов – снижение ценности информации в молодежной среде в целом. Это связано с широким распространени-ем сети Интернет и беспроводных технологий. Необходимость запоминания информации отпадает, когда доступ к ней возможен в любое время без каких-либо усилий. Слово «по-гуглить» из молодежного сленга вполне отражает смысл сказанного выше. Человек, име-ющий сформированную систему ценностей, понимает, что в сети Интернет информация может быть преподнесена фрагментарно, бессистемно, искаженно, но школьнику или студенту еще достаточно сложно оценить релевантность, а тем более достоверность дан-ных. С заявленной позиции «Конституция РФ» не воспринимается, как что-то более важ-ное и существенное, чем любая другая информация.

Это лишь часть факторов низкой молодежной политической и правовой активности. Но она дает о себе знать. Так при организации встреч студентов одного из Екатеринбург-ских ССУЗов с представителями власти, специалистами-правоведами, общественными деятелями в рамках мероприятий, посвященных двадцатилетию Конституции РФ, мы столкнулись с невостребованностью обсуждаемых вопросов. По отзывам многим уча-щимся было трудно вникнуть в суть выступлений, что-то осталось непонятным. Информация, доводимая до студентов, не представлялась ценной, полезной для них. 

Исходя из всего вышесказанного, делаем вывод, что формирование активного и позитивного отношения к вопросам конституционализма сопряжено с работой над ценностной базой студентов в целом. Эта работа носит комплексный характер и является частью учебно-воспитательного процесса. Она не может ограничиваться только информировани-ем на занятиях по дисциплинам социально-гуманитарного цикла. Формулировки «ваше будущее зависит от вас», «это закон вашей Родины», «надо знать свои права, это поможет в жизни» и тому подобные штампы не позволяют в необходимой мере скорректировать мотивационную базу учащихся, а скорее вызывают отторжение.

С одной стороны, «Обществознание» и «Основы философии» – это те дисциплины, которые предполагают в различных формах обсуждение идей конституционализма, начиная от возникновения. С другой, население современной России подвержено отчуж-дению, моральному релятивизму, что препятствует актуализации заявленной темы в со-знании молодежи. Возникает парадоксальная ситуация: педагоги говорят о высоких иде-алах гражданского общества, а в жизни эти идеалы подменяются сиюминутными мелко-корыстными устремлениями, жаждой наживы. У студентов складывается мнение о том, что принципы поведения, заявленные на дисциплинах социально-гуманитарного цикла, в реальности «не работают». Все это хорошо укладывается в господствующую систему двойных моральных стандартов.

Опубликовано в научном издании "Я – гражданин России. 20 лет Конституции РФ.
«Антропологические чтения – 2013»".
В авторской корректуре.

Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20 - летию принятия Конституции РФ. 21-20 декабря 2013 года, г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С. Ю. Радченко


Рецензии