Охотничьи тропы И. С. Тургенева Настольная игра
В нашей игре 250 вопросов, соответственно, много поводов для раздумья, сравнения, поиска нового, уточнение старого и т.д.
«Охотничьи тропы» И.С. Тургенева завели нас в рассказ «Ермолай и мельничиха», а там вопрос: «Как называла мужа барыня Зверкова?»
(Материал подготовлен по идее Колесникова А.В., при участии Петровой М.В. и Вилина Ю.Г.)
Цели при создании этой игры: объединить несколько составляющих в единое целое: 1. литературное творчество И.С. Тургенева,
2. сувенир из Тургеневских мест,
3. игра для школьников и для тех, кто еще не знаком вовсе с творчеством И.С. Тургенева,
4. должно быть что-то увлекательное для тех, кто помнит в мельчайших подробностях рассказы из цикла "Записки охотника",
5. и, конечно, это должно быть нечто полезное для Тургеневских музеев, что можно было бы использовать в ходе массовых мероприятий,
6. это может стать основой интерактивного межрегионального Тургеневского проекта.
Итак на основе всего вышеперечисленного была разработана игра "Охотничьи тропы".
Р.S. В процессе знакомства с условиями игры возникли еще несколько вариантов проведения массовых и индивидуальных мероприятий, но больше всего меня лично впечатлили результаты исследовательской работы всего лишь по одной карточке к одному из рассказов И.С. Тургенева, а какие замечательные художественно-исторические реплики нашли в игре те, кто восстанавливают свои родословия...
Изучать историю можно через слова и это интересно…
Например: ТЫРЬ - это укрытие. Тырить - значит укрывать. Затырил - значит спрятал. Богатырь- укрытый богом (защищённый Богом), Божье укрытие (в значении Божий сосуд) Алатырь - то же самое.
Укрытый, сохранённый Аллахом Алтарь - укрытие Бога Аллаха. Псалтырь — это укрытие, т.е. собрание псалмов. Монастырь -это убежище, укрытие монахов...
И мы посмотрим всего на одно слово в рассказе
«Ермолай и мельничиха» (1847)
Но сначала вспомним того, о ком это слово. Мы не будем говорить об особенностях рассказа — это всё отлично знают тургеневеды и «все-все остальные», только повторим общеизвестное о том, что некоторые герои имели прототипы. В основном, говорят о том, что рассказ имеет черты очерка и претендует на документальность, приводя в пример горничную помещицы Зверковой и Ермолая.
Мы предлагаем опустить детали повествования: «помещичья жестокость была для того времени обыкновенным явлением, которыми была полна тогдашняя жизнь, и ужас был именно в этой обыденности», – замечал В.Г. Короленко.
***
Автор говорит: «Во время моего пребывания в Петербурге я случайным образом познакомился с г-м Зверковым.»
Давайте поверим автору и посмотрим, а был ли такой господин в Петербурге?
Зверковы в Петербурге.
Да, именно в Петербурге мог встретиться автор с этим господином. Такой фамилии в то время не было ни в Тульской, ни в Орловской губернии (мы проверили), а вот в Петербурге эта фамилия была очень даже известна, самый высокий в то время доходный дом принадлежал купцу Зверкову, естественно, что он «занимал довольно важное место, слыл человеком знающим и дельным.»
Зверков, как герой рассказа, описан детально. Исследователи говорят, что у него говорящая фамилия: помещик — зверь по своей сущности, но прикидывается добреньким. Обращаем внимание, что Зверков, житель Петербурга, возможно даже списан с действительного лица. Как и его чувствительная жена. В Зверкове и его жене современного читателя поражает то, что крепостные для них – настоящие рабы, обязанные выполнять любую волю барина да еще и благодарить за это.
«У него была жена, слезливая и злая — дюжинное и тяжелое созданье.» А это он сам о ней же: «...Вы ведь знаете, что у меня за жена; кажется, женщину добрее ее найти трудно. …Смотрим, у старосты девочка, дочь, прехорошенькая... Жена моя и говорит мне: «Коко, — она меня так называет, — возьмем эту девочку в Петербург; она мне нравится, Коко...» Ну, девочка, конечно, поплакала сдуру. Однако она скоро к нам привыкла; жена моя просто к ней пристращивается, жалует ее в горничные к своей особе... даже, признаться, слишком баловала; кормила с господского стола… Вдруг, в одно прекрасное утро входит Арина без доклада ко мне в кабинет — и бух мне в ноги... «Позвольте выйти замуж». Я изумился. «Да ты знаешь, дура, что у барыни другой горничной нету?» — «Я буду служить барыне по-прежнему». — «Вздор! барыня замужних горничных не держит». ... у меня жена: ангел во плоти, доброта неизъяснимая... Через полгода опять она изволит жаловать ко мне с тою же самою просьбой. Я был возмущен… несколько времени спустя приходит ко мне жена, в слезах, взволнована так, что я даже испугался. «Что такое случилось?» — «Арина...» Вы понимаете... я стыжусь выговорить. «Быть не может!.. кто же?» — «Петрушка лакей». Меня взорвало. Я такой человек... полумер не люблю!.. Петрушка... не виноват. Я, разумеется, тотчас же приказал ее остричь, одеть в затрапез и сослать в деревню. Ну, теперь посудите сами, — ну, ведь вы знаете мою жену, ведь это... наконец, ангел!.. ... Меня же обидела неблагодарность этой девушки. Что ни говорите... сердца, чувства — в этих людях не ищите! Как волка ни корми, он всё в лес смотрит...» И г. Зверков, не докончив речи, отворотил голову и завернулся плотнее в свой плащ, мужественно подавляя невольное волнение.»
Так что, если исследователи в Петербурге смогут найти детали семьи любого из Зверковых или даже хозяина знаменитого дома — это будет продолжение этой истории.
Наш Зверков (у Тургенева) - жил в Петербурге и был влиятельным.
Мы установили, что Зверковы - древнее сословие купцов — в 1839 г., внесены в 3-ю часть Дворянского сословия Санкт-Петербурга.
3-я часть — это дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена.
Случайна ли фамилия Зверкова в Тургеневском произведении — нет!
Невский проспект, 62 — купец П.И. Зверков построил в 1783 году трехэтажный дом, носивший черты раннего классицизма;
Зверков Андрей Васильевич, потомственный почетный граждан, купец, владелец кожевенных заводов;
Зверков Иван Матвеевич, коммерции советник и кавалер, купец 1 гильдии;
Зверков Иван Федоров, купец 3 гильдии.
Иван Сергеевич Тургенев не писал восторженных од, посвященных Петербургу. Но с Петербургом связаны значимые для писателя события и некоторые его герои проживали в Петербурге. В этом городе жили его друзья и сам Тургенев сменил несколько адресов в бытность свою в северной столице.
Есть полный подробный список адресов: где жил Тургенев в свои приезды в Петербург…. (Г.А. Бялый, А.Б. Муратов. Тургенев в Петербурге (1970).
Набережная Фонтанки, дом 17 - доходный дом Фёдорова - в 1867 г. жил Тургенев и критик Виссарион Белинский,
редакция журнала "Современник" (Фонтанка, дом 19),
Невский проспект, 68, где жили Панаев и Тютчев,
Демидовская гостиница, где жила Полина Виардо на Невском, в доме 54,
набережная Фонтанки, 38 — доходный дом Степанова — здесь жил Тургенев 1854-1856 годах,
Александринский театр — пьеса "Провинциал",
Набережная Екатерининского канала (современная набережная канала Грибоедова), дом 14. Уже будучи постоянным автором «Современника», Тургенев вместе с коллегами принял участие в «Обществе для пособия нуждающимся литераторам и учёным»,
Невский проспект, дом 68 В 40-е годы XIX века Тургенев познакомился с Александром Герценом, Николаем Некрасовым, Афанасием Фетом, новым издателем «Современника» Иваном Панаевым,
ул. Фурманова, 12 (здесь жил Тургенев в 1839 - 1840 г.),
ул. Б. Конюшенная, 13 (здесь жил Тургенев в 1858 г.)
А дом Зверкова - одно из самых мистических зданий города. Расположен он на входе в «Бермудский треугольник», одну из 25 патогенных зон СПб, у Кокушкиного моста. (Мост перекинут через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе.)
В 1829-1831 гг. в доходном доме на самом верхнем этаже жил Николай Васильевич Гоголь. Здесь он написал свои бессмертные «Записки сумасшедшего».
Построенный в 1828 г. пятиэтажный массивный доходный дом стал самым высоким жилым зданием в Петербурге. Это был первый дом-гигант в Петербурге. До начала XIX разрешалось строить дома не выше 4 этажей.
Дом построен для богатого купца, коммерции советника и ростовщика И.Д. Зверкова, на тогда еще Екатерининском канале под номером 69. Услугами ростовщика пользовались многие аристократы и представители элиты Петербурга. Основными квартиросъемщиками были торговые люди, чиновники.
«... Дом Зверкова отличается одной очень характерной особенностью: третий этаж его, самый высокий в доме, в комнатах, выходящих во двор, разделен на два этажа. Благодаря этому здание имеет шесть этажей на улицу и семь во двор. Дом в своё время был заселён, главным образом, купцами, занимавшими помещения на улицу. Низкие же комнаты во двор, высотою всего около 1,5 метра, заселялись приказчиками, вся жизнь которых протекала, таким образом, под неусыпным надзором хозяина.» (Яцевич А.Г. Пушкинский Петербург. СПб.: Петрополь, 1993)
Ф.М. Достоевский жил неподалёку, на Казначейской улице в доме 7. В одном из домов на Столярном есть даже табличка, свидетельствующая о том, что в нем жил литературный персонаж. Впрочем, Достоевский и сам город описывал, как отдельный персонаж. И называл Санкт-Петербург городом полусумасшедших.
В "Записках сумасшедшего" и Н.В. Гоголь описывает этот дом. Здесь же писатель делает первые наброски повести "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Записки сумасшедшего "...Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, наконец к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. "Этот дом я знаю, - сказал я сам себе. - Это дом Зверкова".
А теперь переходим к необычному слову в этом рассказе.
2. Коко...
У Тургенева Зверкова звали Александр Силыч, жена называет его Коко — почему? Вопрос прилетел к нам из Москвы. И мы, и там стали узнавать=искать, что значит это слово... Узнали много нового для себя, но осталось для нас загадкой, почему жена называла Александра Силыча так ласково... Ведь Тургенев — очень чуткий к русскому языку и вдруг это слово...
Итак, что же мы узнали: практически повсеместно в европейской России и на Кавказе кокой называли крестную мать или отца.
Например, у П.П. Бажова: коко Ваня — два слова превратились в одно — Кокованя, крёстный отец маленькой сиротки – добрый дедушка, который взял на себя заботу о сиротке и называл ее Даренкой!
Не чужой дедушка, а родной, потому что крёстные — это ответствено, на всю жизнь, и предполагает постоянную ответственность за крестника, за его жизнь.
А имя Кокованя появилось из-за случайной ошибки. Скорее всего, редакторы книги не знали, что «кока» – это крестный отец, поэтому и напечатали слово слитно с именем Ваня. Вот и получился Кокованя,
из двух слов — одно — Кокованя.
На русском языке деткам, которые учатся говорить, легче произносить простые слова из повторяющихся (или почти повторяющихся) двух слогов, начиная с мама/папа/баба/деда.
А еще: коки — крестильная рубашка.
Переселенцы в Сибирь коку привезли, - заметили исследователи этого слова.
«Вот кокушка пришла» - говорили в Поволжье, она же крёстна, крёстная мама.
Слово это, видимо, идёт от названия красивой рубашки на младенца — такую готовили крестные родители к крестинам.
Реже говорилось кокай (коко) — и оно относилось к крёстному.
Есть даже нумерология имени Кокованя, которая подсказывает не только главные качества и характер человека, но и определяет его судьбу, т.е. расшифровывает судьбоносные знаки.
Главное значение слова КОКА, как отголосок языческих обрядов, означает курицу. Весной были обрядовые женские праздники, когда девочки проходили инициации, на Троицу еще кое-где такое сохранилось, когда березу заплетают, венки плетут и кумятся между собой девушки и молодые женщины, то есть становятся как бы родными. Кума, как и кока — это народные названия крестных матерей. После таких инициаций девочки считались девушками, готовыми к замужеству, их принимали в женскую семью. Видимо, это ассоциировалось с крещением. Петуха называли коко, крестных отцов, как и приемных тоже так звали.
В Костромской и Новгородской губерниях, согласно словаря Вл. Даля крестную мать называли кока. Это слово имеет много и других значений в разных уголках России и применялось и применяется для обозначения разных людей или предметов.
На Урале «крестных» или «приемных» отцов тоже называли «коко».
В Нижегородской области своих крестных зовут кока.
Кока - крестная мать. Кокин — воспитанный не родной, а крестной матерью.
Прозвище Кока было широко распространено в XV-XVII вв., в некоторых местностях, когда случалось, что восприемница=крестная заменяла родную мать, то ребенок получал такую фамилию.
В «Ономастиконе» Веселовского С.Б. «Кока, Кокин: прозвище Кока очень распространено в XV—XVII вв.; Федор Кузьмин Кокин, вторая половина XV в., Переяславль»
"Слово «кока» в Вологодской обл. означает – крёстная мать, а коко – крёстный отец.
Они друг другу кум и кума. А для крестников коки.
Сейчас это слово известно в Петербурге КокА= крёстная. (Вилин Ю.Г.)
на Урале (Екатеринбург) и сейчас Кока — крестный, а Леля — крестная (М.В. Алексеева)
«Словарь русских народных говоров» (Ленинград. «Наука». 1978) дает несколько значений слова КОКА, главные из них и самые распространенные — крестные родители...
Кстати, Великий князь Константин Николаевич, дядя Коко, так его звали при дворе, был важной персоной российского императорского дома…
Восприемниками от купели становились, как правило, члены императорской семьи и их ближайшие зарубежные родственники; брат и сестра младенца – цесаревич Александр Николаевич и великая княжна Мария Николаевна, тетя – великая княгиня Мария Павловна, герцогиня Саксен-Веймарская, а также заочно дядя — великий князь Михаил Павлович и дед – король прусский Фридрих-Вильгельм III.
Больше всего крестных детей было у императора Александра II. Девять раз он обозначен восприемником заочно. "При купели" же под сводами Исаакия император "соизволил быть" трижды: при крещении сына графа В.В. Адлерберга Александра, во время крещения дочери отставного поручика лейб-гвардии Конного полка С.В. Козлова Марии и стал крестным для сына графа П.М. Орлова-Денисова Василия.
Через два месяца после трагической смерти отца, 2 мая 1881 г. император Александр III находился при купели во время крещения сына И.И. Воронцова-Дашкова. Новорожденный граф был назван Александром - в честь крестного отца.
В метрической книге Никольского собора есть запись: «8 декабря 1875 года подкинут Его Императорскому Высочеству Великому Князю Константину Николаевичу и принят на его попечение младенец Марина Князева по крестном отце Константиновна». А 22 декабря 1880 года великий князь Константин Николаевич пишет письмо своему близкому другу и поверенному во всех его делах, а также управляющему Павловском К.П. Голенко: «Любезнейший Константин Петрович! Тебе известно, что я имею на своем попечении трех малолетних детей, подкинутых ко мне и принятых мною. Марина подкинута 8-го декабря 1875. Ты был ее восприемником. Анна подкинута 16 марта 1878 года. Восприемником ея был Ф.В. Сарычев. Наконец, Измаил подкинут 1-го августа 1879-го года. Он тоже твой крестник. Ныне, - ввиду известных тебе обстоятельств, прошу тебя, этих трех моих воспитанников принять на твое попечение, считать их твоими воспитанниками и заботиться об устройстве их дальнейшей судьбы, принимая те меры, которые признаешь для них полезными.».
Иван Сергеевич оставил нам загадку! Почему жена называла мужа КОКО?
Сколько еще неожиданно интересного можно встретить на охотничьих тропинках игры «Охотничьи тропы И.С. Тургенева»...
Свидетельство о публикации №224012200689