Р. Абдрафиков. Конституция в жизни общества

Автор: АБДРАФИКОВ Руслан Рафильевич, доцент кафедры философии и управления образованием ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»:

КОНСТИТУЦИЯ В ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (СРАВНЕНИЕ КОНСТИТУЦИЙ 1936 И 1993 ГОДА)

20 лет Российское общество прожило с Конституцией принятой в 1993г. Ещё в 2008 году Президент РФ Медведев Д.А. говорил, что этот документ, не смотря на несовершенство, не потребует своего изменения и через 30 лет. Что-то, видимо, изменилось в нашем обществе, раз на прошедшем 12 декабря 2013 года ежегодном послании Президент РФ Путин В.В. указал уже на необходимость пусть пока точечных изменений главного госу-дарственного документа.

Чем же является Конституция в жизни общества?

Всякое законодательство представляет собой выражение принципов и алгоритмики самоуправления общества и государственного управления по определённой концепции. Поскольку управление ВСЕГДА носит концептуально определённый характер, то всякое законодательство большей частью выражает ту или иную определённую концепцию управления жизнью общества. Что такое концепция? Концепция выражает иерархически наивысший смысл существования, реализации интересов и развития общества. Поскольку в обществе могут реализовываться интересы, как отдельных индивидов и их групп за счёт общества, так и всего общества, то соответственно и концепций выражающих имен-но эту определённость объективно может существовать всего две:

1. Смысл существования за счёт паразитирования на труде и жизни тех, для кого созидательный труд является средством к выживанию в данных условиях;

2. Замысел жизнеустройства, запрещающий паразитизм отдельных индивидов и групп на труде и жизни большинства.

Конституция по сути является ядром информационно-алгоритмической системы, т.е. описанием принципов и алгоритмики, ориентированных на достижение определённых, наиболее важных для кого-то, целей определёнными средствами. На него впоследствии навешиваются другие законы, которые обслуживают работу этого ядра. Конституция ли-бо явно, либо по умолчанию, а также вся юридическая система в целом ориентированы на достижение каких-то целей, вполне определённых в той концепции, которую она обслуживает.

Поскольку Конституция РФ 1993 года пришла на смену не просто предыдущему доку-менту, а ознаменовала собой смену эпох и государственного управления, то целесообразно рассмотреть и сравнить условия, в которых были приняты эта и предшествовавшие ей Конституции.

Конституцию РФ 1993 года современные юристы обычно любят сравнивать с Конституцией СССР 1936 года (Сталинская). При этом, неизменно, Конституция 1936 года называется тоталитарной, ущемляющей свободу, права граждан и соответствующей тому диктаторскому режиму, а современная нам Конституция определяется, как прогрессив-ная, направленная на защиту прав и свобод человека, закладывающая основы для создания нового демократического правового государства. На наш взгляд применение двойных стандартов в подходах к осмыслению равных по статусу нормативно правовых актов не оправдан.

На сегодняшний день с момента государственного переворота и принятия Конституции РФ 1993 года, и с государственного переворота октября 1917 года до принятия Кон-ституции СССР 1936 г. прошло примерно равное количество времени.

– начальные условия возникновения СССР — рухнувшая империя, погрязшая в системном кризисе, зависимая от Запада в финансовом и технико-технологическом отношении, в которой 85 % населения не умели читать и писать.

– начальные условия возникновения постсоветской России — ядро «сверхдержавы № 2» с наиболее высоким уровнем образованности населения в мире; экономика, входящая в первую десятку наиболее развитых экономик по производству наиболее значимых ви-дов продукции в расчёте на душу населения; научные и проектно-конструкторские школы, многие из которых задают мировой уровень в соответствующих отраслях; ожидание всем народом улучшения жизни и при готовности работать на обновление страны.

Спустя 20 лет, сравнивая настроение в обществе, следует отметить:

– После октября 1917 года и до конца всей эпохи «сталинизма» ностальгия по бывшим порядкам монархической России была присуща только весьма узкому кругу бывших эксплуататоров;

– После августа 1991 года всё иначе. Даже спустя 20 лет ностальгия по прошлому, по жизни в СССР присутствует практически во всех слоях общества, за исключением тех, кто нажился на эксплуатации трудящихся.

Внимательный и непредвзятый анализ статей Конституции СССР 1936 года показывает что это — добротный не только декларативно политический, но и юридический доку-мент. И в её тексте нет оснований для того, чтобы оценивать её как «декоративную ширму», назначение которой — представить в благообразном виде антинародную диктатуру самовластного тирана, проводником воли которого была единственная правящая партия и органы госбезопасности.

Тирании порождают иные по содержанию конституции, примером чего является кон-ституция РФ 1993 г., хотя она — конституция анонимной корпоративной, а не единоличной, персонифицированной тирании.

Права и свободы граждан СССР провозглашаются Конституцией 1936 года вполне определённо и при этом обоснованно, в отличие от конституции РФ 1993 г. Именно поэтому, когда Конституция СССР 1936 года была опубликована, она была признана многими общественными деятелями, писателями, политиками наиболее демократичной в со-поставлении конституциями других государств, и прежде всего — с конституциями так называемых «развитых» буржуазно-либеральных демократий. Злоупотребления властью 1937 года и последующие — не имеют к её тексту никакого отношения вопреки мнениям многих.

Конституция СССР 1936 г. подчинена решению задачи искоренения эксплуатации «человека человеком», то есть паразитизма одиночек и тех или иных социальных мень-шинств на труде и жизни большинства, и недопущению возрождения системы эксплуатации «человека человеком» и единичных её проявлений в будущем.
Это — её высшая идея, идея общенародная (а по существу идея глобальная — общечеловеческая) — так называемая ныне «национальная идея». В этой идее выражается выс-ший смысл в иерархии наличествующих в Конституции СССР 1936 г. положений, кото-рому в ней подчинено всё остальное.

И гарантии прав и свобод личности Советской властью, провозглашённые в Конституции СССР 1936 г., предстают как результат, обеспечиваемый только реальным искоренением эксплуатации «человека человеком» в жизни общества.

Т.е. это соотношение юридических норм в Конституции СССР 1936 г. (меры по защите общества и граждан персонально от эксплуатации «человека человеком» права и свободы личности, обязанности гражданина по отношению к государству и обществу) — след-ствие осознанного выражения в юрисдикции СССР объективных социокультурных зако-номерностей и Конституция СССР 1936 г. — первое в истории нынешней глобальной цивилизации выражение в юрисдикции такого рода объективных закономерностей бытия человеческого общества. Тот факт, что без искоренения паразитизма (эксплуатации) принципиально не возможна реализация прав и свобод личности, в нашей сегодняшней Конституции есть факт умолчания.

Если анализировать сущность Советской власти в её выражении в Конституции СССР 1936 г., то Советская власть может существовать только как власть самого народа, а не как власть некой обособившейся от общества «элиты», на которую возлагается миссия править государством в интересах народа.

Но Конституция — только текст. И для того чтобы жизнь текла в соответствии с конституционными нормами, — её положения, выраженные в любой конституции юридическим языком, должны быть интегрированы в правосознание политически активной части общества — как представителей государственной власти, так и достаточно большой доли граждан, принявших на себя заботу о судьбах страны, и контролирующих через систему общественных организаций и избирательную систему работу органов государственной власти и работу её носителей персонально. Другими словами, концепция выраженная в Конституции должна быть осознанно поддержана большинством в обществе. Но осознания в обществе текста Конституции, созданного и предложенного Сталиным, не было. Не была до конца осознана свобода от эксплуатации и ответственность, налагаемая этой свободой.

Конституция СССР 1936 г. и советское общество той эпохи (его нравственность, культура мировосприятия и мышления, миропонимание, сложившаяся в нём этика) ВЗАИМНО не соответствовали друг другу. Конституция СССР 1936 года на многие десятилетия обогнала миропонимание общества, его нравственность и этику.

В таких условиях бюрократия на том же VIII съезде Советов, который принял Конституцию СССР 1936 г., отказалась назначить дату проведения выборов, перенеся их на не-определённый срок. А в период подготовки к предстоящим выборам развернула массовые репрессии и государственный террор (тот самый «37;й год»), которым группа И.В. Сталина воспрепятствовать не смогла.

Выборы в Верховный Совет состоялись 12 декабря 1937 г. и проходили в обстановке «большого террора» 1937 — 1938 гг. Именно в результате этих общественно-политических процессов Конституция СССР 1936 г. оказалась невостребованной обще-ством, поскольку репрессии 1937 подавили и политическую инициативу в обществе, и правосознание, и превратилась в декоративную ширму власти партономенклатурной бюрократии.

После устранения от власти Сталина и лиц, поддерживавших его курс, партноменклатура на ХХ съезде КПСС предала интересы Сталина и народа, и на протяжении всех 60-х годов готовила текст новой Конституции, так называемой Конституции развитого соци-ализма. Ст.6 Конституции 1977 г. (Это пресловутая статья, вокруг которой боролись раз-ные общественные силы в период перестройки.): Руководящей и направляющей силой Советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является КПСС. КПСС существует для народа и служит народу.
(Казалось бы: какие возражения?)
Вооруженная Марксистским и Ленинским учением Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества. По умолчанию, эта статья Конституции 1977 г. отстраняла общество от государственной власти и передавала всю полноту государственной власти номенклатуре КПСС и сросшейся с ней государственной и хозяйственной бюрократии, которые к тому времени успели оформиться как эксплуататорские классы, а идеалы социализма им были не нужны. Поэтому они и стали движущей силой перестройки.

К 90-годам советские граждане в принципе уже были в безнравственном отношении готовы к тому, чтобы начать паразитировать, и осознавали необходимость получения средств к существованию по западным образцам «демократий» за счёт ренты, процентов, дивидендов, шоу-бизнеса и других видов бизнеса и криминальной деятельности, не создающих общественно полезных благ.

Конечно, Конституция РФ 1993 г. создавалась в непростой политической обстановке, когда захватившие в постсоветской России государственную власть приверженцы бур-жуазного либерализма стремились побыстрее избавиться от последней конституции Рос-сийской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая даже со всеми внесёнными в неё к тому времени изменениями не отвечала поставленной западными кураторами задаче — подчинения постсоветской России «Вашингтонскому консенсусу» с целью её порабощения.

«В принятом Заключении Конституционного Суда от 21 сентября 1993 года Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 “О поэтапной кон-ституционной реформе в Российской Федерации” и его Обращение к гражданам России 21 сентября 1993 года были признаны не соответствующими положениям статей 1, 2, 3, 4, 104, 121, 165 и 177 действовавшей Конституции (Основного Закона) Российской Феде-рации — России и служащими основанием для отрешения Президента Российской Феде-рации Ельцина Б.Н. от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке статьи 121-10 или 121-6 действовавшей Конституции Российской Федерации».

После этого вердикт Конституционного суда был проигнорирован и новый «конституционный строй» был создан военной силой. Последовал расстрел здания Верховного Совета, пребывая в котором, часть депутатов Верховного Совета пыталась низложить одержимого президента и организовать альтернативное управление страной.

По сути всенародного обсуждения проекта ныне действующей конституции РФ не было: у «демократизаторов» России на это не было времени, а главное — не было уве-ренности, что при действительно свободном обсуждении этот проект пройдёт.

«15 октября 1993 года президент Б.Н.Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года».
В этот день состоялось «всенародное голосование», совмещённое с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания 1-го созыва.

«Но не будет преувеличением сказать, что это было скорее голосование требуемого большинства народа за Конституцию с тем, чтобы не было тяжелых последствий. В общем, поддержка Конституции одними и инстинкт самосохранения у других дали нужный результат. Напомним еще раз цифры. В голосовании приняли участие 58 187 755 за-регистрированных избирателей, или 54,8 %. За принятие Конституции проголосовало 32 937 630 избирателей, или 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании, против — 23 431 333 человека, или 41,6 %. В постановлении от 20 декабря 1993 г. "О результатах всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации" ЦИК записала: признать всенародное голосование по проекту Конституции состоявшимся; признать, что Конституция РФ принята всенародным голосованием. Это постановление ЦИК, так же как и текст принятой Конституции, опубликованы в "Российской га-зете" 25 декабря 1993 г. Следовательно, 25 декабря 1993 г. — официальная дата вступления в силу Конституции 1993 г., как это предусмотрено Указом от 15 октября 1993 г. о проведении референдума. Напомним также, что, согласно п. 1 раздела второго "За-ключительные и переходные положения" Конституции РФ, она вступает в силу со дня её официального опубликования по результатам всенародного голосования, а день этого го-лосования (12 декабря 1993 г.) считается днём принятия Конституции РФ. Указом от 19 сентября 1994 г. Президент объявил 12 декабря (день принятия Конституции) государственным праздником — Днем Конституции Российской Федерации».

Т.е. за конституцию РФ 1993 г. проголосовало 32 % населения страны, имеющего пра-во голоса. Причём, как явствует из комментариев авторов цитируемой публикации (и с ними в этом можно согласиться), изрядная доля проголосовавших «за» конституцию про-голосовала за неё
– не потому, что видели в ней выражение государственных гарантий своих прав чело-века и гражданина,
– а для того, чтобы придать хоть какую-то легитимность постсоветской государственности во главе с «привыкшим к неправовому поведению» Б.Н.Ельциным, поскольку ка-кое ни на есть государственное управление для населения предпочтительнее, чем беспредел войны всех против всех в случае полного краха государственности и начала полно-ценной смуты.

Начать анализ Конституции РФ 1993 г. следует со ст. 13. Часть 2 настоящей статьи гла-сит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Очевидно, что у западных кураторов данное требование, с целью колони-ального контроля, было основным и представляло собой подрыв государственного идеологического суверенитета. Идеологический суверенитет: классическая его развёртка представляет собой последовательность ценности, цели, средства, результат. У нас на ценностях лежит табу. Запрет на ценности в виде запрета на государственную идеологию прописан в Конституции РФ 1993 года. Если нет ценностей, то не может быть и целей, а если нет целей, то не может быть и результата. Не поэтому ли у нас постоянно выдаются средства за цели? И если нет своих ценностей, то происходит латентное замещение цен-ностями внешнего геополитического актора. Таким образом, ценности и цели появляются, но они не соответствуют субъектности суверенного государственного управления.

Исходя из этого запрета на государственную идеологию происходит утеря смысла гос-ударственного управления, его концептуальная неопределённость.

Именно формулировка ст. 13.1 даёт основание полагать, что в ст.13.2 речь идёт не о Российской Федерации как о государстве, а как о государственном аппарате и о запрете государственной идеологии, назначение которой — обеспечить слаженность работы гос-ударственного аппарата. Т.е. в статье 13.2 налагается запрет на создание и развитие обще-доступного для изучения информационно-алгоритмического обеспечения работы госу-дарственного аппарата.

Конституция РФ 1993 г. одна из многих конституций, претендующих на юридическое выражение идей либерализма. И в этом смысле она и развивающее её положения законо-дательство, вопреки её статье 13.2, тоже носят концептуально определённый характер. Но в отличие от Конституции СССР 1936 г. её концептуальная определённость — не по оглашению (ст. 13.2), а по умолчанию. Это — один из многих моментов в ней, когда оглашения и умолчания не совпадают друг с другом, и при этом в жизненную реальность воплощаются не оглашения, а умолчания. Концептуальная определённость Конституции РФ 1993 года: направленная на не ограничение паразитизма (эксплуатацию человека че-ловеком) в интересах отдельных индивидов и групп за счёт всего общества; выраженная по умолчанию, т.е. путём сокрытия этой информации – есть обман общества.

В ныне действующей конституции РФ 1993 г. такое явление как эксплуатация «чело-века человеком» не упоминается, но провозглашается:

«Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности» (ст. 34.1).

Наряду с исчезновением из текста конституции термина «эксплуатация человека чело-веком»:

– в ней появилась конституционная гарантия: «право частной собственности охраняется законом» (ст. 35.1). Поскольку ст. 8.2 гласит: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности», то это видимо указывает на чрезвычайную важность этого положения.

– но исчезло разграничение права собственности на средства производства (термина «средства производства» в ней нет) и права собственности на предметы обеспечения и благоустройства быта личности и семьи, что Конституция СССР 1936 г. относила к лич-ной собственности, на основе обладания которой невозможна эксплуатация «человека человеком».

Единственный смысл этих «нововведений» — скрыть вопрос о частной собственности на средства производства коллективного пользования как об основе осуществления экс-плуатации «человека человеком».

Соответственно, заявление ст. 37.1 «труд свободен» — является демагогией, как вследствие этого разрешения конституцией права на эксплуатацию «человека человеком», так и вследствие общей ориентации конституции РФ 1993 г., на обслуживание ли-берально-рыночной экономической модели, в которой подавляющее большинство населения обречено быть объектом эксплуатации, в силу чего их труд не может быть свобод-ным.

Это означает, что в соответствии с действующей конституцией РФ любой гражданин и любой «человек» (т.е. иностранец, находящийся в РФ или имеющий в ней свой бизнес) имеет конституционное право паразитировать на труде и жизни других людей. Един-ственное требование к нему при этом — не нарушать действующее законодательство. Различий для добросовестных тружеников и недобросовестных паразитов не делается.
В связи с этим становится интересным прочтение ст. 2 Конституции РФ со вскрытыми в ней умолчаниями:

«Человек (следует понимать паразит – А.Р.), его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека (паразита – А.Р.) и гражданина – обязанность государства». Под «паразитом» здесь понимается существо свободное от необходимости заниматься общественно-полезной деятельностью.

Конституция РФ 1993 года позиционируется, как персоноцентричная конституция, направленная на защиту прав и свобод личности. Являясь продуктом западной либераль-ной философии, конституция не различает добросовестной личности и недобросовестной личности, т.е. паразита. Но индивидуализм (персоноцентризм) также может быть двух концептуально-различных форм. Первый – это индивидуализм в свободе паразитирова-ния, и второй индивидуализм в свободе творчества, в свободе выбора общественно-полезной деятельности. Даже не говоря об общеобязательности труда, существует свобода индивида в выборе общественно-полезных средств, к достижению им собственных це-лей. Если общественная полезность деятельности выводится из контекста, то на её заме-щение, по умолчанию, обязательно встаёт общественно-вредная паразитическая деятель-ность. Запрет на различные способы и средства паразитирования освобождает законодателя от необходимости вводить норму общеобязательного труда.

То, что и в российской гуманитарной науке отсутствует такое различение, является следствием внедрения ещё при Петре I западных образцов науки. Философские проект-ные языки, созданные масонствующими философами (Дж. Локк, И. Бентам, и т.д.) под контролем финансовой олигархии, были нацелены на утверждение гегемонии колони-альной власти англосаксов над покорёнными народами. Для этой же цели была разрабо-тана модель государственно управления на основе власти собственности.
Какая у нас сейчас генеральная идея? Что лежит в основе свободы, права, власти, кон-ституции? Это собственность! Всё поставлено на служение собственности. Власти соб-ственности на Руси, а затем и в России противостояло русское самодержавие. (Вся рус-ская история – это реализация воли к «чистой» концептуальной власти, свободной от собственности и «классовых привесков». С утверждения княжеской власти на Руси и до конца царизма – это было стремлением к самодержавию «сверху». Самодержавие снизу – это концептуальная властность народа). Противостояло до тех пор, пока идеи свободы, равенства, прав человека, парламентаризма, а вместе с ними и паразитизма, не пропитали русскую интеллигенцию. Этими идеями до сих пор питаются теории естественного пра-ва, не вскрывая умолчаний и не определяя скрытых за ними субъектов управления. Со вскрытыми умолчаниями либеральная свобода – это свобода от необходимости занимать-ся общественно-полезной деятельностью.

Выводы по статье:

1. Конституция представляет собой выражение принципов и алгоритмики самоуправления общества и государственного управления по определённой концепции:
– Смысл существования за счёт паразитирования на труде и жизни тех, для кого сози-дательный труд является средством к выживанию в данных условиях;
– Замысел жизнеустройства, запрещающий паразитизм отдельных индивидов и групп на труде и жизни большинства.
2. Конституция РФ 1993 года и Конституция СССР 1936 года – два концептуально различных нормативно правовых акта.
3. Управление обществом в интересах отдельных групп может осуществляться только путём сокрытия информации о субъекте управления и целях этого управления.
4. Для реальной, а не декларативной власти народа концепция, определяющая цели и государственную идеологию, должна быть:
– открыто выражена в Конституции и
– осознанно поддержана большинством в обществе.
5. Для осознанной поддержки обществом идеи запрета на паразитизм и народного са-модержавия необходим другой общефилософский проектный язык, другая научная кар-тина мира отличная от западной.

Литература:
1. Конституция Российской Федерации 1993 года.
2. Конституция СССР 1977 года.
3. Конституция СССР 1936 года.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 “О поэтап-ной конституционной реформе в Российской Федерации”
5. Заключение Конституционного Суда от 21 сентября 1993 года
6. ВПСССР. Введение в конституционное право
7. Википедия. Статья: Конституция Российской Федерации. Интернет ресурс: 8. Доклад Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фе-де-рации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября 5 октября 1993 года. — Интернет ресурс: http://rudocs.exdat.com/docs/index-47026.html?page=2.
9. Информационно-правовой портал «Гарант»: http://base.garant.ru/1776651/3/
10. Научный макет новой Конституции России. Для научной дискуссии и обсуждения. Под ред. Сулакшина С.С.— М.: Научный эксперт, 2011.
11. Сталин И.В. «Самодержавие кадетов или самодержавие народа?», Сочинения, т. 2, стр. 20.
12. Фурсов А.И. Опричнина в русской истории — воспоминание о будущем.

Опубликовано в научном издании "Я – гражданин России. 20 лет Конституции РФ.
«Антропологические чтения – 2013»".
В авторской корректуре.

Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20 - летию принятия Конституции РФ. 21-20 декабря 2013 года, г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С. Ю. Радченко


Рецензии