Что нам стоит дом построить

            
 
  Как-то  уже очень давно, в 1980м году, один из моих пациентов, Вадим. Д.  При плановом посещении моего кабинета сказал мне, что на посёлке Лоцкаменка, недалеко от моего места жительства, его сосед продаёт  половину  кирпичного дома с участком. Я заинтересовался.  Для начала я, заручившись согласием  жены Мары и мамы,   решил посмотреть этот дом. Жил там, как оказалось, другой мой пациент, запойный алкоголик Валентин К. Раньше этот Валентин жил  в доставшейся ему по наследству части большого фамильного дома в другом районе города, но, после отсидки в ЛТП родственники просто выгнали его из  его  квартиры этого дома. И он перешел жить в дом мачехи, на Лоцкаменке. Его отец к тому времени уже умер, и бездетная мачеха, умершая через несколько лет,  перед смертью завещала этот дом непутёвому пасынку.  После её смерти он пропил всё, что в этом доме было, а затем решил продать половину дома. Пить-то ведь на что-то надо было. А бороться с пагубной страстью он  и не собирался.
Добротный снаружи кирпичный дом был крайне запущен, входная дверь веранды не закрывалась, и в дом заходили на ночлег бездомные собаки. При  доме был солидный земельный участок в 10 соток, размером 20 на 50 метров. Я убедился, что и дом, и участок можно разделить на две равные части, показал это на  месте. Валентин согласился, и мы  через несколько дней отправились в ЗАГС оформлять завещание на дом и Акт купли-продажи.
    По закону человек, получивший в наследство дом, был обязан в течение года  переоформить его на себя, уплатив при этом налог на наследство  на приличную сумму в 800 рублей. Тогда это было   почти четыре  моих месячных оклада.  Если  наследник  за год не переоформил дом, то   он по закону переходил в собственность государства. То, что ЗАГС не сделал этого, хотя с момента смерти старушки-хозяйки  прошло уже четыре года, можно было объяснить общим бардаком, царившим в стране. Я, работавший уже четверть века наркологом этого района, был знаком с зав. ЗАГСОм. Поэтому она согласилась с запозданием переоформить дом на Валентина, при этом одновременно оформить покупку мною половины дома. Земля тогда считалась собственностью государства. 
    В то время я уже пару лет   занимаясь частной врачебной практикой, и мотаясь  на «Москвиче» с утра до ночи по всему городу,  мог заработать в месяц до полуторы тысяч рублей.  Мы договорились, что я оплачу  стоимость переоформления дома, и  остаток стоимости покупки перечислю на открытую мною  на имя Валентина сберкнижку в два приёма, половину сейчас, остальное – через полгода.  Так и порешили. И на следующий день я положил на его сберкнижку  половину суммы.  Которую он тут же со своей подружкой-алкашкой начал пропивать. Потом я оформил свою часть дома в Инвентарьбюро, и, заручившись решением Райисполкома на перестройку,  приступил к ремонту. 
    Для начала я заложил шлакоблоками  дверной проём между моей и Валентина частями дома, потом отгородил сеткой «рабица» свой участок. А потом, купив на заводе метизделий полосы выштамповки, нанял соседа-сварщика, тоже моего пациента, который сварил заборы и калитки спереди и сзади участка.  Потом закупив бетонные плиты, проложил 50ти метровую дорожку от заднего забора к дому (это была улица  с одним рядом домов).
В доме не было ни  света, ни воды. Поэтому я сам заменил старую электропроводку и счётчик, вывел провод подключения к новому «гусаку», а потом Валентин, в прошлом когда-то  работавший электриком, запитал провод к электропроводам  на столбе рядом с домом. После этого осталось только зарегистрироваться в гор. электросети. Никто ничего тогда и не думал проверять.

    Потом я занялся помещениями. Моя часть  состояла из двух комнат и застеклённой веранды в  правом углу дома.  Через неё осуществлялся вход в дом.  Ни кухни, ни туалета в доме не было. Отопительная печь находилась в половине Валентина.  Окна и двери дома были вполне  приличными, и я решил их не менять.
Для начала я пригласил знакомого мастера, и мы оклеили обоями потолки и стены комнат, покрасили окна и двери. Сразу стало приятнее на душе. 
Потом я  снес веранду, выкопал канаву для фундамента блока  кухня-санузел, залил её бетоном, затем  сделал бетонный цоколь, и вместе с нанятым каменщиком приступил к кладке стен. Я готовил раствор, он клал кирпичи. Для красоты мы выложили в наружной стене  полуметровую полосу из  камней, которые мне привезли из карьера. Потом вместе с приятелем Юрием  установили шиферные плиты на  крыше этой  пристройки. Для штукатурки стен и потолка, а так же укладки плитки  на стенах кухни и ванной пришлось нанимать штукатура-плиточника.  Входные двери и окно кухни мне подарил отец одного  пациента, делавший капремонт своей роскошной  квартиры   в центре города.  Дефицитные в то время  газовые печь, колонку,   котёл отопления и  унитаз с бачком    мне любезно продала  жена одного пациента, работавшая зав. хозяйственным магазином.

    Потом начались работы по созданию системы отопления дома и разводке водопроводных труб. Как раз в это время у меня анонимно лечился директор одного небольшого завода.  Он предложил мне в качестве оплаты обеспечить меня оцинкованными трубами и дать на неделю сварщика с сантехником. Трубами мне так же помог Серёжа, муж племянницы Милы.  Потом пришел мастер из стройуправления, тщательно всё замерил, и через несколько дней привёз уже готовые  изогнутые отрезки труб с нарезкой. Володя Л. снабдил меня баллонами с кислородом и пр., и работа закипела. За неделю мы втроём  установили и подключили и систему отопления, и котёл с колонкой, и умывальник с унитазом и душ. Потом я выкопал во дворе яму для канализационных вод, установил все краны  и пр. Короче, к осени 1992 года  всё было закончено.  Осталось только провести газ. Для этого пришлось заключать договор с Горгазом и выкапывать яму перед домом в поисках газовой трубы. Приехавшая команда быстро произвела врезку, и я смог уже включить отопление. В доме стало тепло и уютно.

    Наконец  я занялся участком. На нём было 7 взрослых деревьев и много земли для огорода. По периметру я посадил смородину, крыжовник и малину, оформил грядки для томатов и установил теплицу для огурцов. Земля на участке была отличная. Настоящий украинский чернозём.  К тому же к участку  был  подведен технический водопровод. Поэтому урожаи овощей и фруктов-ягод были отличные

    Мы с Марой  планировали, когда дети вырастут, отдать им квартиру, а самим переселиться в этот уютный дом. Но  жизнь распорядилась иначе. В сентябре 1993 года умерла мама.  А в августе 1995 года внезапно заболела, и через 3 месяца умерла Мара.   Ей было всего 46 лет. И я остался один с двумя детьми 19 и 8 лет.  И более важные задачи оттеснили первый и последний в жизни МОЙ ДОМ на второй план.


Рецензии
С интересом познакомился с вашим творчеством, Марк.

Мы с вами дети одной эпохи, хотя Вы старше меня. Мне 77 лет.
Вы видимо наблюдательный человек, обладающий хорошей памятью.
Видимо эти качества позволили Вам подробно рассказать
и о семейной жизни, и о жизни нашей страны СССР.
Читая, получил удовольствие. Спасибо.
С уважением,

Николай Воробьев   22.01.2024 21:23     Заявить о нарушении