Сибирский рассвет

                Сибирский рассвет

              (посвящается трудовой династии Хисматулиных)



    Небо посветлело, облака разбежались в разные стороны и длинный гудок оповестил об окончании рабочего дня. Рабочие, первые рабочие Завода 97, потянулись на проходную. Старые стены цеха осветило сумеречное солнце, кладовщик закрыл склад с продукцией и пошёл к выходу.
- Ну, что, всё на сегодня? Последняя партия керосина принята. Цистерны с этиловой жидкостью опечатаны. Можно и отдохнуть, - потянулся стрелок ВОХРа, и пошёл, чтобы ещё раз убедиться, что всё нормально.
   Был 1943 год. Фронт отходил все дальше от Москвы на границу на западе. Многие работники слушали сводки о событиях на фронтах. В тылу вся работа строилась на самоотверженном труде. Все привыкли к ритму работы. Сказывалась усталость, но иногда можно было видеть и светлые лица, когда приходили хорошие новости с мест сражения или кто-то получал письма с фронта.
   День прошёл. Снежные завалы обвивали забор завода. Каждый день начинался с крупно - падающего снега. Красивые снежинки ложились на забор, крышу цеха, плечи рабочих. Борис шёл вместе со всеми к проходной. За разговором не заметил, как поравнялся с будкой охранника.
- Здравствуй, Борис! - услышал он привычное приветствие знакомого охранника, - Сегодня то всё нормально? Спокойно будем спать? Ты кому-то отписывал керосин?
- Нет. А что? Кто-то прошёл с керосином или через забор перемахнул?
- Ну, да. Пришлось посветить вдоль забора. Двое перелезали в дыре. Сколько начальнику караула говорили, что надо заделать всё лазейки, Ан нет, всё неймется, лезут. Не боятся никого. Ни военного времени. Как дальше-то жить сами то будут? Ведь дети есть.
- Да уж. Я возвращаюсь. Мне нужны протоколы задержания. У кого они?
- Зайди к начальнику охраны, там всё.
  Солнце уже полностью закатилось за здание цеха. Только чуть синеватая полоска ещё стрелой развернулась на окраине городка и спряталась за горизонт. Люди покинули места работы. Дома их ждал ужин и тёплый вечер с детьми. Цистерны поблескивали цветом алюминия или стали на вечернем закате. Борис зашёл к начальнику караула и попросил протокол дознания.
- Что будем делать с ними? Сам знаешь, что сейчас строго с запасом керосина на складе. Его и так мало поставляют. Сам знаешь, что такое свинец. Если вовремя не проверить изоляцию трубопровода с этиловой жидкостью, беды жди. Чем будем нейтрализовать масляные потоки спирта на металле? Свинец опасный для здоровья.
- Ну, не знаю. Ошибка и наша есть. Досок нет сейчас. Когда ты нам их отпишешь?
- Должны были привезти. А разве на прошлой неделе не их привезли? Я же видел машину с досками, водитель отмечался у меня. Разве не к вам привезли?
- На том конце, где выход ближе к лесу, всё сделали. И когда они здесь успели только лаз провести? Свет бы чаще был бы в домах, так и не воровали бы керосин.
- Его и так мало нам поставляют. В отделе сбыта должны были оформить отгрузку хлора. А цистерны нормально ушли на Мальту? Что-то поговаривают, что и спирт воруют. НКВДэшники нас накажут. И так везде они досматривают всё. Каждую тонну хлора или этиловой жидкости. Цистерны проверяют чуть ли не каждую. Фронту важна наша продукция. Самолёты без неё летать не смогут. Жди теперь их визита.
- Не переживай так. Может все обойдется. Они ведь всего две бутылки керосина украли. Давай пока до завтра оставим это все. Отправь их в камеру. Все равно туда их отвезут НКВДэшники. Сдашь под протокол. Я завтра займусь ими и доложу Зайнулину.
- Хорошо. Ну, братцы, поехали. Что посуровели то? Сами знаете, что военное время сейчас. Надо было думать, прежде чем воровать. Откуда нам знать, что вы задумали.
- Да, мы для своих нужд только. Света нет который день. Дети без света уроки делают. Темнеет быстро зимой. Вот... - он помял шапку и опустил голову. Видно было, что мужик часто не досыпал. Детей, мал мала меньше. Сам уже за пятидесятый год зашел. Старшие учатся, а малые совсем одни дома сидят. Сам то трудится каждый день, и дома, и на работе.
   Стрелок смотрел на него и чуть не плакал. В такое время сильно пострадает его семья. Даже мысли устрашился такой. Никого не жалеют. Фронт важнее всего. Только две бутылки керосина. А ведь диверсии бывают и по страшнее. Взрывы. Где то на другом заводе были. Погибли рабочие. Немец то не дремлет. Были и немецкие инженеры в стране. Работали как все. А вот с войной сразу к своим. Только и слышно, что там поджоги сена или хлеба. Скот почти весь забрали на фронт. Кормить солдатушек надо. Сами на лебеде живем. Изредка картошка мороженая или старая. Зимой всем голодно. Только и слышно, что продали пирожки с ногтями, значит, опять человечину крутили. Уж кто сыт сейчас?
   Стрелок уехал сопровождать воров в милицию. Борис поспешил домой. Дома он сидел за столом и думал, как доложить Рашиду. Он ведь начальник все-таки. Разберутся и милиция, и снабжение с ВОХРом.
- А что, дети сегодня были в школе? - спросил он жену.- Ты Феня, ходила сегодня в избу-читальню к Кашафу то? Что читали о фронте?
- Читал Кашаф нам последние новости. Приходили соседи и слушали. Я ему тоже помогала. Нас было сегодня немного. Фронт продвигается. Наши бьют фашиста. Бежит он, что есть сил. У Раи, что Закирова, Шамиль воюет на юге. Вроде, как, на Мелитопольском направлении. Письмо прислал.
- Это хорошо. Так фашисту и надо. Не будет к нам соваться.
- На работе все нормально?
- Да. - только и ответил Борис.


                ***

   Еще было темно. Зимой раннее утро всегда темное. Когда уж солнце встанет. Небо черное. Иногда ветерок поднимет снежок с земли и сыплет под ноги. А то и вовсе поднимется не большая метель и тогда плохо путнику в дороге. Рабочие потянулись на Завод. Гудок на работу слышен был издалека. Завод уже который месяц выполнял план по выпуску хлора и каустика. Как радовались, что оборудование, привезенное из городка Саки и установленное на Заводе, дало первый результат. Плясали все. Обнимались. Поставка на фронт ТЭС была своевременной. А как же оставить военную технику без бензина?
- Борис, что произошло вчера? Мне уже доложили. Как так могло случиться? Две бутылки керосина, а это кражи? - Рашид сидел за столом и смотрел на Бориса.
- Как?!.. Вот так. А я что сделаю. Свет почти всегда отключают. Сам ведь знаешь. На свечи тоже деньги надо. Да и с лампы светлее. А тут еще рабочий многодетный. Не знаю, что сегодня в милиции скажут. За ними последнее слово. Будем ждать. Сбыт накладные на хлор приготовил, отдали вовремя. И ТЭС отправляем. Погодка то сегодня?!..
- Да. Погода зимняя, что ни на есть. Бригады стали план перевыполнять. Сбыту теперь надо вовремя накладные готовить и отправлять. Мне вчера еще дали задание подумать о маскировке вагонов и цистерн. Что ещё лаборатория скажет. По Сибири то нормально пройдут. А там в прифронтовой зоне? Или они уже дали место назначения, где будут сгружать хлор? Цистерна то подготовлена? Немцы на повадились бомбить эшелоны. Летят, гады, прямо над дорогой. Ни санитарный поезд или машины, ни груз на машинах, который развозят по фронту. Горючее надо на аэродром подвозить. А они тут, словно кто им сигнал даёт. Говорят агентура у немцев сильная. Хорошо научены всему. Наши СМЕРшевцы не дремлют. Вовремя ловят.
- Сейчас посмотрю телефонограмму. Да. Есть. Обозначение на вагонах надо новое. Фронт то продвинулся на много километров. Дают жару немцам то. Да ещё просили маскировку на бочки сделать. ТЭС привозят на станцию и там в специальную тару сливают. Просили новые знаки прислать. Краску надо. Цвет у бочек менять.
- Тебе про оборудование то уже доложили? Изоляцию проверили? Все ли нормально работает? Больше никаких материалов не надо? Кислота не разъест металл? ТЭС сильное соединение. Изоляцию оборудования надо чаще проверять. Как бы хотелось так и работать спокойно, без диверсий. Уж мы в Сибири живём. Ты опять подал рапорт по отправке тебя на фронт? Бронь хочешь снять? Не дают?
- Нет. Оставайся здесь. Ты нужен нам здесь. Феня вчера опять к Кашафу ходила в избу-читальню. Девчонки собирались. Приходят из школы Сарка, Миниханкина, и её подружка Мария. Помогают на швейной фабрике и иногда к ним заглядывают. Комсомольцы молодцы. Хоть немного старикам дадут понять, что все не напрасно. Победим мы фашиста.
- Это хорошо. И моя Хадича тоже бегает. Как Минихан не следит за ней, бежит к подругам, как будто девчонка. Раньше то агитки были. Все девчонки выступали в клубе. Соберутся и ну, песни петь. Гармошка в руках Кашафа играет. Татарки пляшут. И сейчас Кашаф на скрипке иногда им играет. Но только все грустные мелодии. Гибнут наши. Поплачут все вместе и опять за песни или за газеты.
- На швейной фабрике много военного обмундирования привозят. Швеи не справляются. Комсомольцы организовали свои бригады и в помощь им. Утром в школе, после обеда на фабрику. А кто и за машинку, может садится уже. Давай, я накладные подготовил, отвезу кладовщикам. Доски завтра привезут. Пусть цистерну опечатывают.

                ***

- Встать! Доложите обстановку! - вошел капитан милиции и громко проговорил.
- Да. Слушаюсь. Вчера, 23 ноября 1943 года, двое рабочих Завода 97 пытались украсть две бутылки керосина и проделали новый лаз в заборе со стороны севера завода и цеха 2. Стрелки охраны вовремя, освещая зону завода, выявили воров и доставили на проходную, к начальнику караула. ВОХРом составлен протокол дознания и воры отправлены в милицию. Идет расследование. Других случаев за этот день не было. Товарищ капитан, вчера шел густой снег и видимость была нулевая. Света наших прожекторов не хватает. Надо что-то предпринимать в связи с такими случаями на Заводе. Бывают случаи краж и спирта.
- Хорошо. Нами разработан план проверок всех мест охраны Завода. За спиртовыми точками, где есть места хранения спиртосодержащих продуктов ведется круглосуточное наблюдение. Да, в городе есть случаи отравления спиртом. Вы все прекрасно знаете, что данный продукт для употребления совсем не пригоден. Могут быть смертельные случаи. Нами разведаны все сети распространения его и в иркутском направлении. На станции Батарейная стрелками замечены воры, которые пытались проникнуть на территорию завода. Ну. это уже не ваши случаи. Спиртовиков там не было. И что им понадобилось там? Снаряды что ли?
- А что здесь будем делать? - спросил Рашид. - Вы же знаете, что мы предприятие оборонного значения и нами производится важный продукт. Надо предпринимать какие то действия?
- Будем думать. Пока надо создать дополнительные группы охраны территории и важных объектов. Это цех 2 и производство тетраэтилсвинца. Этиловая жидкость должна охраняться особо. Изоляцию проверили на трубопроводе? Когда жидкость проходит по трубопроводу, течи нет?
- Да, нет. Не было таких случаев. Рабочие футеровщики следят за всем оборудованием. Замечаний не было.
- Вы точно знаете всех работников Завода? Нет ли замеченных среди них привлекающихся ранее?
- Нет. Стахановцы, победители соревнований. Передовики производства. Работают честно. Привезенные работники прекрасно трудятся. Стрелки своевременно докладывают начальнику караула. Рабочие рассказывали, как достаётся их родственникам там, на юге. Гибнут. Сами слушаете сводки с фронта. Рвутся на фронт, а не дают добро.
- А такие случаи, когда просили вынести с завода жидкость ТЭС, были?
- Нет. Все оборудование и поставки ТЭС работает в рабочем режиме. Сбыт вовремя готовит документы. Хлор отгружают нормально. Знаки сменили.
- Хорошо. О том, что мы решим по ворам керосина, мы попробуем решить позже. А пока они посидят у нас.
   Дверь закрылась за капитаном и все вздохнули. Встреча с работником НКВД не приносила покоя никому.
- Ну, что, Рашид, что будем делать? Со спиртом надо быть осторожнее. Как пресекать?
- Надо с рабочими провести беседу. Ведь должны понимать, чем наносят вред себе и другим.  Я завтра обозначу ряд мероприятий и поговорю с комсомольцами , чтобы поработали с молодыми рабочими. Создали дополнительные отряды по охране завода.
- Хорошо. На том и порешим.
  Начальник караула встал и ушел к себе. Снег повалил с особой силой. Видимость нулевая. Иногда ветер подхватывал снег и заносил его на крышу цеха. Будка караула была засыпана не большим снежным покровом. Каждый день работники Завода 97 помогали фронту своим трудом. Радовались победам в соревновании. Строились дома в городе, где семьи приезжих получали ключи от новых квартир.
  В старом городе собирались татары. В городе уже знали, чем они занимались. Комсомолки и ученики бывшей татарской школы помогали в избе-читальне. В школу пришли новые учителя и вместе с татарскими проводили уроки. Старый учитель Кашаф Ибрагимович вместе с Тайзетдиновой Маги после аккредитации работали с новой силой. Дети шли, но на уроках было: и шумно, и весело, и тихо.
  Завод 97 продолжал выпускать хлор, тетраэтилсвинец для добавки в бензин на самолетах, а также каустик. Шел 1943 год. Фронт продвигался на Украину и Белоруссию. Поступали первые сообщения о победах не только сибиряков, но и других войсковых подразделений: пехоты, летных авиаполков, артиллерии, на море.
  Много времени на территории завода проводили сотрудники НКВД и ВОХРа. Люди самоотверженно боролись за выполнение плана   по поставкам фронту этиловой жидкости.

                ***

    - Подготовьте мне материал по цеху 2, когда они будут проводить проверку еще раз оборудования. Мне надо самому убедиться, что все работает в нормальном режиме. Борис, ты и кладовщик, постарайтесь никому не говорить про проверку цеха 2 и мне к утру положите все документы по поставкам за месяц, ну, пока ноябрь. - Рашид распорядился на счет предстоящей проверки, но ничего не сказал Борису, что эту операцию будет проводить сам начальник караула и НКВД. 
    Весь вечер Борис сидел в кабинете старого отдела снабжения и проглядывал сводки по поставкам керосина, материалов для лаборатории, поступление облицовочной ткани для трубопровода и еще несколько позиций по снабжению Завода 97.
- Борис, быстрее, на территории опять ЧП. - стрелок вбежал, запыхавшись и остановился, чтобы перехватить дыхание. Так много случаев за один месяц давно не было. Только-только начали выдавать продукт хлора и каустика. Первые важные отгрузки производили всем цехом по хлору. Директор завода, начальник цеха, снабжение и передовики производства. Комсомольцы из Москвы много помогали в развитии работы. Оборудование работало отлично. Бывали замечания иногда, когда на трубопроводе по перегону этиловой жидкости в цистерны появлялись разъедание ткани облицовки. Но все устранялось вовремя. Поставки запчастей и материалов для работы цеха по этиловой жидкости и хлора с каустиком было своевременным.
- Что там? Уже ведь все проверили у них... - Борис вышел за стрелком и почти побежал в цех. На первый взгляд все было нормально. Не большая струйка жидкости стекала под трубу.
- Давай мне изоляционщиков. Что это? Не досмотрели мы или они?
- Вчера и утром было все нормально. Металл не выдерживает. Этилсвинец, он и есть этилсвинец.  Кашаф, вы работали сегодня утром на этом участке? Вроде шов заделан нормально, а почему жидкость протекает? Оборудование проверяли?
- Да. Все нормально. Течь образовалась всего за несколько часов. Может давление?.. Сейчас проверю.
   Рабочий поднялся по эстакаде и начал просматривать трубу. Весь слив по трубе проходил нормально, без замечаний. Свищ образовался всего то час назад.
- Мы не могли все предусмотреть. Это произошло буквально час назад. Металл разъедает кислота. Недавно менял в этом месте обшивку и вот... - сказал Кашаф.- Сейчас все устраню.
- Хорошо. Я подожду. Опять милицию вызывать? Мы же режимщики. Придется составить протокол.
   День выдался для Бориса тяжелый. Отчет по поставкам  за ноябрь месяц, да еще случаи, которые нет-нет, да беспокоили и отдел снабжения и сбыта. НКВДэщники оставили постоянную охрану. Работать под таким наблюдением было очень тяжело. Тут еще начальник охраны начал спрашивать про какие то случаи в городе, мол нет ли среди вас таких рабочих, которые убивают людей и готовят из их мяса стряпню. Может я слышал о таких?
- Нет, не слышал. Когда нам слушать про них? Целый день на работе. По городу, конечно, слухи ходят. Но, мы?.. - проговорил Борис и Рашид, посмотрев на начальника охраны из милиции.
- А что, так и не нашли, кто это делал? - спросил Рашид.
- Расследуют. Смотрите за своими рабочими. Меньше болтайте. Попробуйте поговорить с комсомольцами. Они всегда помогут. Сами видите, что народ разный у нас на Заводе. Мы уже с ног сбились, искать все ниточки этого случая.
- Хорошо, приглашу комсомольцев и москвичей, и с Сакского завода. Они тоже должны быть вместе с нашими и помогать вам. Что узнают, доложат мне и я сразу вам. Борис, что с трубой? Наладили?
- Конечно. Течь не большая. Кислота разъедает металл. Рабочие спрашивают, когда новые валенки им дадут. Обувь горит на них. С кислотой и химическими продуктами работают же?
- Надо составить список. Мы же раз в три месяца должны рабочих, особенно вредных производств, направлять на медосмотры и менять спецодежду. Давай, подготовь мне список.
    Я пока займусь отчетом за ноябрь, а потом за список возьмусь. Хорошо? А что, мы теперь и в городе дежурить будем, я имею ввиду молодых рабочих? Да, разные случаи бывают. И грабежи.
- Да, будем. Работай, давай.


От автора: Я постаралась восстановить дни, когда работники Завода 97 работали и помогали фронту в период с 1933 по 1945 год. Из трудовой династии Хисматулиных  и  родословной в рассказе описаны события: о начальнике снабжения Зайнулине Рашиде; работнике отдела снабжения Бары-Борисе Карымове; Абдрахманове Минихане- футеровшике, непосредственно связанным с работой изоляции оборудования на продукте этиловой жидкости, Правительственная награда "За доблестный труд в ВОВ 1941-45 годы"; Зайнулиной Хадиче - комсомолке; Хисматулине Кашафе Ибрагимовиче - учителе и режиссёре татарского театра и школы; Плотниковой Сагадат Кашафовне - лаборант Правительственная награда "За долголетний добросовестный труд"; Абдреевой Марзии - стрелок ВОХР на станции Батарейная, награды ко дню Победы. Закировой Раисы - швее артели Наша сила, с декабря 1942 года Ревтруд; Хисматулиной Магрифы Ибрагимовны - швее артели Наша сила, с декабря 1942 года Ревтруд; Аджигитове Кашафе Айнутдиновиче - стахановце, работнике Завода 97, Правительственная награда "За доблестный труд в ВОВ 1941-45 годы"; Закирове Шамиле, медали "За освобождение Севастополя и Кёнигсберга". В период Отечественной войны на Завода 97 трудились рабочие из Крыма, г. Саки, из Москвы, из г. Томска, из города Усолье-Сибирского.

25.01.2024 года.

18428 знаков с пробелами


Рецензии