Сборщик

 Для Москвы Новогодние каникулы в этом году оказались уж очень холодными. Температура на улице опускалась ниже 30 градусов, из окон в доме все время саднило холодным воздухом и как я их не настраивал теплее не становилось.
Оставалось, найти в дебрях кладовки электрообогреватель. Обогреватель у нас правда, был знатный. Он был куплен за страшные деньги лет десять назад и в этом обогревателе было все: два режима мощности, индикатор температуры, таймер, он мог поворачиваться подобно тому как поворачивается вентилятор и самое удобное у него было дистанционное управление.
Установив обогреватель и удобно устроившись в кресле я продолжил чтение дневников Ю.Нагибина, но примерно через час, когда я дочитывал главу о плотских отношениях автора со своей тещей шум вентилятора неожиданно смолк, а его индикаторная панель погасла. Подозревая самое плохое я все же понажимал его кнопки, покрутил провод у вилки, перенес и включил  в другую розетку сам обогреватель. Все было бесполезно, он не работал. Думать о том, что бы отнести его в ремонт было бессмысленным поскольку с высокой долей вероятности из строя вышла управляющая плата, а по причине древности прибора, найти ее представлялось маловероятным да и цены в мастерских как известно кусаются.
Шел пятый час вечера и поскольку до ужина оставалось довольно много времени я решил не откладывая дело в долгий ящик заняться прибором. Оттащив его на кухню и водрузив на кухонный стол я открутил заднюю крышку. Когда я ее снял  моему взору открылось переплетение множества толстых и тонких проводов, проводов собранных в  пестрые жгуты соединявшие агрегаты прибора и сейчас теплонагреватель напоминал мне распростертое тело препарируемого животного средних размеров.
Перебирая провода я искал оплавления, вдруг соскочившую или расшатавшуюся клемму, невесть каким образом вывинтившийся винт, но все вроде было в порядке Осторожно, используя лупу я рассмотрел плату управления, но и к ней у меня не возникло вопросов.  Собрав обогреватель я на всякий случай включил его в розетку. Прибор неожиданно пискнул и  загорелась ламочка дежурного режима. Я нажал кноку пуск и тут же зелеными цифрами загорелась индикаторная панель и гоня воздух легко зашелестел своими лопастями вентилятор. Но через мгновение все резко отключилось. Вообще-то я был обрадован произошедшим, поскольку дело совершенно менялось. Теперь уже точно, нужно разбираться в проводах и агрегатах прибора поскольку управляющая плата была явно не причем.
Вновь отвинтив крышку, я начал перебирать провода и довольно быстро нашел тот, шевеление которого приводило к чередующемуся включению и выключению прибора. Провод подходил к черной конусообразной пластмассовой детали не понятного назначения. Его клеммное соединение на первый взгляд выглядело надежным но на всякий случай я его поджал и подергал провод. Нет, мерающий эффект не пропал и прибор по прежнему то включался, то выключаясь. Я предположил что сотрясения вызываемые манипуляциями с проводом приводят к замыканиям внутри самой детали. Тогда я вынул ее из корпуса и стал внимательно рассматривать. Судя по всему это был датчик положения, устройство разрывающее цепь питания в случае падения тепловентилятора, ими сейчас оснащают все обогревательные приборы. Датчик положения состоял из двух деталей. Пластмассового, конусообразного корпуса, в котором бултыхался увесистый металлический шарик, и концевого переключателя. Если датчик находился в вертикальном, штатном, положении, шарик своим весом давил на кнопку переключая замыкая таким образом питающую цепь тепловентилятора, а в случае  наклона или переворота шарик откатывался и  кнопка высвобождаясь разрывала цепь.
Изучая датчик я заметил, что между кнопкой переключателя и шариком виднелся краешек плотной бумаги, потянув за который я вытащил тонкую картонную полоску длинной несколько миллиметров. Отсоединив переключатель от корпуса датчика и рассматривая его уже у лупу я увидел что пластмассовая кнопка, та на которую давил шарик, ходила туго так как была грубо приварена к металлическому штоку переключателя. Сразу стало понятно, что как раз тугой ход отремонтированной кнопки и потребовал картонной полоски, которая по просту поджимала кнопку обеспечивая замыкание контактов. Со временем картонка высохла, потеряла свои упругие свойства,  кнопка отошла и мой обогреватель сдох.
Да, эта полоска говорила о многом. Ни для кого не секрет, что сейчас почти вся бытовая техника собирается на китайских заводах конвейерным способом и на этих конвейерах полагаю в основном работают женщины.
Тот, кто попытался на ходу отремонтировать бракованный переключатель, а когда не получилось просто заблокировать датчик, безусловно человек  хорошо знакомый с конструкцией тепловентилятора, электротехникой  и  правилами выходного контроля. Вряд ли это была штатная сборщица. Скорее очень самоуверенный и дерзкий, а значит и достаточно молодой мужчина. Наверняка он был, скажем так, старший смены в функционал которого помимо прочего входила обязанность в случае необходимости ненадолго подменять сборщиц. Так он и оказался на чьем-то рабочем месте. Именно ему,  я обязан ограниченными возможностями своего тепловентиллятора. И да, этот парень  оказался совершенно прав, недоработку не обнаружил ни выходной контроль завода, ни продавец, ни я покупатель.
Концевой выключатель (микропереключатель) KW7-0 (16А/250В) я заказал на Озоне, а когда посылка пришла немножко повозившись  с датчиком я быстро отремонтировал его и вернул на место. Теперь, как и положено тепловентилятор даже при отклонении на 45 градусов стал отключался.
А Нагибина я не дочитал. Надоело его старческое брюзжание по любому поводу, да и зря он ящик с дневником закапывал в огороде. Ничего крамольного, даже по тем временам в его записях я не нашел. И с тещей он все-таки спал и даже повесть о мотивам этих событий написал, называется "Моя золотая теща". Кстати она была женой директора московского автомобильного завода И.А.Лихачева.


Рецензии