Настольные книги Ахматовой и пр. - небольшое эссе

(наброски к прозе)

       Современные читатели книг и зрители развлекательных представлений давно не нуждаются
в художественном вымысле – им больше по душе реалити-шоу и репортажи о жизни других людей,
которым они завидуют. Зачем приукрашать или обезображивать то, что в натуральном виде для
фанатов неприкрытой пошлости и обнажённой реальности выглядит притягательнее?.. Ежели
потребители нынешней книжной продукции бывают удовлетворены низменным чтивом, то и не
стоит плодить целую армию похожих друг на друга «бумагомарак»(из «Ревизора» Гоголя), схожих
друг с другом! Лично я предпочитаю рыться в старинных архивах и коллекционировать лучшие
образцы антикварных изданий, нежели захламлять полки своей домашней библиотеки книжками
современных авторов. Электронные же книги мне читать не с руки – не хочу портить зрение и
осанку. Все мировые новости можно найти в официальных СМИ – и они правдивее тех мерзких
сплетен, которые отображены в ширпотребном бульварном чтиве, перещеголявшем «жёлтую
прессу». Ей Богу, лучше читать Библию и Данте. Кстати, эти нетленные книги были настольными
для Анны Андреевны Ахматовой…

       Я не могу обойтись без Святого Писания, Псалтыри и сочинений святых отцов Вселенской
Церкви. Не понимаю, зачем в сотый, а то и в тысячный раз сочинять Житие Иисуса Христа, – когда
существует Толковое Евангелие в разных вариантах, весьма ценных, познавательных и понятных
современному читателю (ежели он всем сердцем тянется к духовному чтению)?..
      
       О чтении стихов на публике. В своё время меня потрясло то биографическое свидетельство,
что Марина Ивановна Цветаева читала свои крайне сложные гениальные произведения людям,
которые ничего не смыслят ни в поэзии, ни в литературе. Цветаева – автор для подготовленных
потребителей литературы, ведь вы согласны с этим?.. Ахматова – не так… Да и «сложный» Осип
Мандельштам понятен (Осип Эмильевич... Это моё всё! И не только он, ежелии говорить о нашем
Серебряном). Маяковский груб до чрезвычайности. Но и до сострадания к нему… Его публичная
жизнь – это катастрофа!.. И у Есенина всё не так-то просто и «берёзово»… Для чего.., кому все они
читали стихи на площадях и в обшарпанных актовых залах… В зловещую пустоту. А в наше-то
весьма благополучное для «пиитов» времечко…Кого удивлять?.. Чему удивляться?.. Сама же я
не «в стол» пишу и не в замызганный подол какой-либо литературно заинтересованной кухарки
или салонной «отчаянной домохозяйки»… Будущему пишу. Хотя не назвала бв себя футуристкой.

       Не могла бы сказать: «Благодарю вас за то, что читаете мои произведения»,  – ибо  уверена
в том, что их не читают, бегло пролистывая и щёлкая на кнопочку, дабы «засветиться». Это меня
обязаны благодарить те, кто делает вид, что меня читает. Я-то честно прочитываю хоть что-либо
у них.  Не могу ничего комплиментарного сказать… Мне претит лицемерие. И критиковать не хочу.
Нет достойных моей критики. Весь растраченный мною пыл на писанину тех, кто выводит меня
из себя, – это «борьба с ветряными мельницами». И потом… Развелось у нас много мазохистов
от литературы – они обожают обнажать свои самые уязвимые места и хотя бы таким образом
стремятся  достичь известности…

       О любви писать не люблю. Но пишу. Ибо – переполняет!


Рецензии