Великий фильтр и Пурпурные Поля

    
     Великий фильтр и Пурпурные Поля
     (эссе-рассуждение)

     Недавно у меня произошёл небольшой спор со старым знакомым на тему рассказа Роберта Крэйно «Пурпурные Поля». Мы оба придерживались мнения, что мир катится в хищные объятья Пурпурных Полей. Но каждый из нас выдвигал свою методику: как экономически наиболее выгодно утилизировать старых, больных, калек и прочих ненужных людей. Мне уже 74, моему знакомому 81. Естественно, в первую очередь Пурпурные Поля мы примерили на себя в качестве деревянных костюмов. Что тут скрывать. Хотелось бы упокоиться тихо, безмятежно, с лёгким шармом забвения и погружения в небытие. После нашего спора, — без рукоприкладства, без взаимных оскорблений, — мне пришла в голову мысль, что рассказ  Роберта Крэйно тянет за собой, как за хвостик, уже достаточно старую теорию. В 1996 году англичанин Робин Хэнсон (специалист по экономике и любитель порассуждать о будущем) выдвинул гипотезу, ставшую теорией, под названием Великий фильтр. Эту теорию Хэнсон предложил, как один из возможных вариантов решения парадокса Ферми. Когда-то я поверхностно познакомился с теорией Великого фильтра и счёл её псевдонаучной гипотезой, но затем, через какое-то число лет, после анализа этой теории, у меня в голове начали мелькать странные образы. Я стал более глубоко понимать работу Великого фильтра и представлять разные варианты его программного включения для самоуничтожения той либо иной космической цивилизации.
 
     К слову сказать, если человек начинает активно о чём-то думать, — к примеру, как Дмитрий Менделеев, — то во сне или наяву перед ним начинает вырисовываться картинка кусочка неизведанного мира, который он пытаетесь изведать. Вода точит и шлифует камни. А чем человеческая мысль хуже воды? Она тоже может течь тоненьким ручейком в заданном направлении, — настырно, упорно, въедливо, — и пробить дорогу к широкой, большой реке.

     Как уже было отмечено выше, в «Пурпурных Полях» Роберт Крэйн затронул интересную тему возможного будущего нашего социального переустройства. Согласно идее рассказа, молодые лидеры, пришедшие к власти, решили, что именно старики-управленцы привели общество к разрушительным войнам и всем социальным бедам, и обществу люди старше 35 лет больше не нужны. Всех на Пурпурные Поля. Нужны только молодые, крепкие и здоровые. С одной стороны — хорошая идея: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт». Но, автор ни словом не обмолвился, что же это такое, Пурпурные Поля? Финал рассказа оставляет мрачное предчувствие чего-то нехорошего. В моём представлении, Пурпурные Поля — это специальная территория земли, засаженная пурпурными растениями типа росянки или венериной мухоловки (которые, как плотоядные хищники, питаются насекомыми и даже мелкими животными). Только в нашем случае продуктом питания должны служить тела никому не нужных людей. Во всяком случае, мне так представляется.

     НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКЕ

     Научную фантастику мы считаем художественным жанром литературы, где автор, с помощью воображения и фантастических допущений описывает придуманные миры, космические путешествия, контакты с инопланетянами, новые технологии будущего, возможный ход истории, и то, что может нас ожидать в ближайшем будущем. Словом, научная фантастика берёт в работу как нашу земную жизнь, так и возможную жизнь далеко за пределами нашей. Разумеется, уровень и качество НФ-произведений определяет качество фантастического мышления писателя-фантаста. По оценкам обозревателей и критиков современная научная фантастика становится развлекательным жанром. И особых гипотетических рассуждений на тему возможных научных и технических достижений писатель читателю не предлагает (как например, Жюль Верн или Герберт Уэллс). Вероятно, таково требование времени. С другой стороны, любой писатель-фантаст, из любой страны, вполне может написать серию криминальных земных хроник 3000-го года, либо сборник научно-фантастических очерков об освоении Марса или спутников Юпитера, что выходит за рамки художественной литературы. Данное эссе — не научная фантастика. Это рассуждения, мысли о фантастических гипотезах.

     ВЕРНЁМСЯ К ТЕОРИИ ХЭНСОНА

     Идея о существовании Великого фильтра, который устанавливает преграды для развитию разума (в любой точке вселенной), выглядит как парадоксальная сила природы, препятствующая развитию того, что сама же и породила. Невольно вспоминаешь Тараса Бульбу, когда он убивает своего сына Андрея: «Я тебя породил, я тебя и убью». Конечно, Гоголь ничего не знал о Великом фильтре, но, похоже, он нечаянно запустил рабочий импульс в информационную сферу интегрального разума, питающую наш, земной разум, и подтолкнул воображение Робина Хэнсона к выдвижению своей теории. Пример с Гоголем будем считать фантастической шуткой. С другой стороны, в каждой шутке есть доля шутки. Действительно, что может заставить силы природы (вселенского масштаба) уничтожать любую разумную цивилизацию, включая и нашу, как только эта цивилизация перейдёт некий Рубикон? Только программа, заложенная в эти самые силы природы. Увы, ничего другого мне на ум не приходит. Остаётся задать последний вопрос, построенного логикой человеческого разума: кто Он, составивший эту программу? На этот вопрос у меня пока очень туманный ответ, как призрачный дым над трубами печей Бухенвальда и Освенцима. Надо подождать, пока дым развеется.

     ПРОКРУТИМ КАДРЫ НАШЕЙ БУДНИЧНОЙ ЖИЗНИ

     Работу Великого фильтра (в миниатюре) можно рассмотреть на модели жизни любого человека. Для удобства, в упрощённом варианте, я рассмотрю модель мужской особи. Садимся в кресло поудобнее. Заряжаем в киноаппарат киноплёнку о жизни нашей модели, включаем.
     Вот, перед нами подросток. Без единой морщинки гладкий, высокий лоб. Чистые, ясные глаза. Весь мир для него в голубых и розовых тонах. Впереди — весенний бал! А-ах!...
     «Над ночными крышами бродят звёзды рыжие,
     Мальчикам и девочкам нынче не до сна.
     Травы пахнут мятою, очень непонятная,
     Эта первая весна...».

     Но. На подростка может оказать влияние что угодно. Дурное влияние улицы. Криминальная компания. Игромания. Роковая любовь к ветренной девчонке или женщине. В нашем случае он проскочил эти барьеры. Даже избежал встреч с бандитами на улице. Он жив, здоров, закончил курсы менеджеров, институт или университет. Его юные и молодые годы тают-тают, исчезают, как кусочки льда в стакане с пепси-колой.
     Вот, первая любовь, вторая, может быть и третья. Мелькнули в кадрах свадебная фата, поцелуй, скрепляющий узы брака во Дворце бракосочетаний, свадебное застолье. Семья, дети, работа, коллеги по работе, офисные интриги, стрессы. И вот — ему 35 лет. Можно оглянуться назад. Он оглядывается и сам себе говорит: «Ещё только вчера мне было двадцать...».
     Опять свистят мгновения. Тикают вселенские часы. Конфликты на работе, семейные дрязги, измены, предательства. Ему уже 40... 50... Первые признаки гипертонии, неприятные ощущения в сердце. Но он проскочил этот барьер без инфаркта, без инсульта.
     Всё так же тают-исчезают минуты, часы, дни, недели, месяцы, годы. Ему 60. Он на пенсии. Перенёс какие-то операции. Чем он старше, тем быстрее для него бежит время. «А годы летят, наши годы, как птицы летят. И некогда нам оглянуться назад...». Семейная жизнь так себе. Дети отдаляются, у них своя жизнь.
     И вот — ему за 70. В организме произошли великие перестройки (эпоха индивидуальных психофизических перемен). Он безвозвратно утратил многие миллионы и даже миллиарды нервных клеток головного мозга. Как человек продвинутый, любящий жизнь, он старается восстановить часть нейронов за счёт специального тренинга, правильного питания, некоторых препаратов, но... Силы разрушения сильнее. Слабеет память, зрение, слух.
     После 80-ти неумолимая угроза окологии, диабета, инфаркта, инсульта, деменции, старческого маразма, слепоты, глухоты. Он проскочил этот барьер. Сохранил достаточную ясность ума и память на основные события в прошлом. Жены больше нет. Он одинок. Впереди 90 лет, за ними... А что дальше с нашей моделью?

     «Проходит жизнь, проходит жизнь,
     Как ветерок по полю ржи.
     Проходит явь, проходит сон,
     Любовь проходит — проходит всё.
     Любовь пройдет, мелькнёт мечта,
     Как белый парус вдалеке,
     И пустота, и пустота
     В его зажатом кулаке...»

     Это всего лишь лёгкая интерпретация перевода с французского. Вы можете на свой вкус и цвет завершить предложенную вам модель жизни мужской особи. Или описать другую, мужскую или женскую. Когда-то, в одном из литературных клубов я услышал от куратора клуба такую фразу: «Вы можете написать тысячу рассказов о жизни и смерти. Но всегда будете писать одно и то же».  Кто-то из молодых прозаиков возразил, мол, можно написать истории о жизни преступников, а не истории о жизни хороших и порядочных людей. А куратор в ответ: «Вы можете написать тысячу рассказов о жизни и смерти уголовников, маньяков-убийц, воров и насильников, но всегда будете писать одно и то же». Тут невольно вспомнишь Хоботова из фильма «Покровские ворота». Он довёл медсестру Людочку до состояния ужаса, рассказывая о разных поэтах прошлого, которые потеряли руку, ногу, страдали, были зарезаны и вообще, кончали плохо. Естественно, Людочка нервно воскликнула: «И что, — все они так?...».

     Да, конечно. С точки зрения математики речь идёт о выборках. Можно взять выборку «золотой молодёжи» из семей олигархов. Для сравнения можно взять равную по количеству выборку «чумазых» из семей нищебродов. И пусть в каждой выборке будет ровно по тысяче. В рамках эксперимента пусть кто-то напишет тысячу рассказов о «золотых» детях, и тысячу рассказов о «чумазых». Как вы думаете, каков будет итог этого эксперимента?

     Пришло время сделать паузу. Мне нужно подумать, а вам отдохнуть. Вникать в чужие мысли всегда тяжело. Как нарочно, в памяти всплыло название фильма «Завтра не наступит никогда». Это о Джеймсе Бонде. Его постоянно, из серии в серию, избивают, пытаются убить, отравить, утопить. Но он неубиваемый и не потопляемый. Замкнутый круг одного и того же сюжета. Все мы, как белка в колесе. И если завтра наступит, мы обязательно встретимся на Проза.ру. и подойдём к Великому фильтру с другого бока. Пожелаем друг другу удачи.

     22 января, 2024 г.
     В. Сандовский


Рецензии