Основной вопрос философии

В свое время Гегель подвел итог давнего философского спора о НАЧАЛЕ: абсолютно правильного и единственного начала в философских системах нет. Начать можно с чего угодно. Начать можно как с вопроса, так и констатации чего-либо (аксиома). Начать можно как с когито, так и эрго сум. А можно сразу с когито эрго сум.

Начало - это исходная точка на линии множества локальных вопросов и ответов на них (философской системы) философствующим автором, обобщенных конечной точкой линии, или основным вопросом данной философской линии (философской системы). Это значит, что основных вопросов в философии, как конечных точек философских линий, может быть так же много, как непосредственно и самих линий в пространстве. Все линии - разнонаправленные. А что определяет направление линии в пространстве? Философский ракурс (угол зрения), что автоматически указывает на необходимость существования вектора философских размышлений. Следовательно, философская линия (философская система) - это отрезок, стартующий от некоего начала и имеющий определенный вектор направленности размышлений в философском пространстве. Заканчивается этот отрезок конечной точкой, являющейся своеобразным ответом на выбор вектора направления размышлений. Тогда кто скажет, сколько можно построить линий в философском пространстве? Какой вектор будет самым-самым основным? По каким параметрам он будет основным? А доказать кто-то сможет, что есть основной вектор и абсолютное начало?

Многим важен вопрос "кто я?". Другим - "куда я иду?". Третьим - "что за фигня вокруг меня? Это что, мир?". Четвертым - "кто важнее: я или эта фигня вокруг меня:". И т.д. Можно миллион вопросов сформулировать, не отходя от компютера и все они будут основными до тех пор, пока не явится кто-то и скажет: пардон, но кто ты такой, говорун? Ты субъект? А что это значит? Другой явится и скажет: ты говоришь благодаря мышлению, но тело твое отличается от мысли. Тогда что такое тело и мысль и что важнее - тело или мысль? Материальное или идеальное? Третий явится и скажет........................

Каждый новый вопрос либо отодвинет начальную точку философской линии на новые стартовые позиции, либо внесет корректировку в вектор развития линии, что однозначно повлияет на конечную точку линии, которая является основным вопросом данной философской системы (философской линии). Но таких вопросов - великое множество, а линии по длине и углу наклона все разные. Таким образом, можно однозначно констатировать , что нет никаких самых-самых-самых основных вопросов философии. Все вопросы по своей важности равны, а потому являются основными вопросами конкретной философской системы. Нет абсолютного начала, нет основного вектора развития размышлений, нет и единственной точки схождения линий рассуждения.

Можно чисто графически показать в некой абстрактной системе координат, что в философском пространстве существует множество линий (философских систем), начинающихся в разных точках, имеющих разное направление и заканчивающихся тоже в разных точках. Многие линии - зигзагообразные. Есть круги. Есть спирали. Есть прямые. И прочие траектории. А основных линий там отродясь не было. Хотя бы по той причине, что никто не удосужился ввести даже элементарные правила для нормировки философского пространства, определения правил рисования линий (создания философских систем) и т.д. Каждый рисует так, как умеет. И каждый считает свою линию самой-самой.....

Да, можно за уши притянуть многие линии в одну общую точку и сказать, что эта точка является основным вопросом философии. Только эти же линии можно за уши притянуть и в другую точку. И в третью, и в четвертую.....

Может, основной вопрос философии кроется в особенностях ее рефлексии?

Есть физическое пространство, в котором существуют физические объекты, и есть ментальное пространство, в котором существуют ментальные объекты. Ментальное пространство - это мнимое пространство, или сознание. Философия рефлексирует на все, что проявляет признаки физического или ментального существования, и, выявив их общие характеристики, признаки и закономерности, разводит их по соответствующим пространствам, совершенствуя при этом методы и инструменты своей работы.

Когда объекты четко разведены по пространствам, выявлены их общие характеристики, признаки и закономерности - в дело уже вступают конкретные науки, которые своими новыми открытиями осуществляют обратную связь с философией. Начинается новый виток работы философии, или читай заново: Философия рефлексирует на все, что проявляет признаки физического или ментального существования, и, выявив их общие характеристики, признаки и закономерности, разводит их по соответствующим пространствам, совершенствуя при этом методы и инструменты своей работы. И так - раз за разом, раз за разом....

Но тогда получается, что основная задача философии - это рефлексия на все, что проявляет признаки физического или ментального существования, а основной вопрос философии - это "что есть что?" для выявленных рефлексией объектов "всего" для правильного разведения их по нужным пространствам с последующей передачей  полученных результатов соответствующим наукам.


Рецензии
Гегель не подвёл никакого итога, он всего лишь высказал в философии своё мнение, в чём-то отличающееся от мнений множества других философов. А итог давнему философскому спору о НАЧАЛЕ подводит лишь одно естественное положение, одна аксиома: мир творится Движением и Покоем. Это единственно возможное правильное начало для философских систем. Именно из него можно "вывести" вселенную, субъекта и бытие.
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   28.03.2024 07:51     Заявить о нарушении
Хорошо что есть умные люди

Руслан Царгасов 15   29.04.2024 21:04   Заявить о нарушении