Дорогу осилит идущий

               
                «Аллах не меняет того, что с людьми,
                пока они сами не               
                переменят того, что с ними»
               
               
               
                «Таинственное всё то, что мы не понимаем»
               
                Г.Кельвин


              Если я что-то не понимаю, то пытаюсь разобраться в этом, максимально изучить вопрос и сформировать своё отношение к этому. Чтобы что-то переменить, необходимо это понять. Но, увы, перешагнув рубеж возраста пророка Мухаммеда, так и не смог  прийти к моменту, когда и разумом, и душой принял бы веру в Бога. В некоторых случаях я принимаю это душой, но мой разум сопротивляется, в иных случаях я разумом принимаю существование Всевышнего, но душа бунтует. Недавно после гибели тысяч безвинных детей Палестины, я был отброшен назад, от дороги, ведущей к Нему. Для меня ближе понимание того, что Бог (Всевышний) существует, но веры, что ему подвластно всё в этом мире – нет. Я написал стихотворение в связи с событиями на Ближнем Востоке -  А где же Бог? Приведу несколько строк, в образе, в котором пришёл мне Бог, он предстал уставшим от людей: « Так где же Бог/Скажите мне, земляне!/ Намедни видел/ Уставший, сгорбленный,/ С распущенными, седыми волосами,/ Весь в белом, словно в саване,/ Отвергнутый лишь нами/ Он шёл и плакал/Безвинным, сострадая лишь слезами/.  И как же мне вернуться на дорогу, ведущую к Нему? Так как я не могу просто сказать: я верю, и делать вид, что я настоящий правоверный мусульманин. Я прекрасно понимаю, что лицемерие - это дорога точно уж не туда. Нужно постараться понять и разобраться, значит нужно начать сначала. Наша нынешняя религия Ислам, с неё и начнём.
                Исламская религия возникла в начале VII века на Ближнем Востоке, её корни уходят в те же традиции, что иудаизм и христианство, но это более молодая религия. В исламе есть два основных догмата: Первое – существует единый, единственный, всемогущий и вечный бог – Аллах, второе – своим посланником Аллах избрал араба из Мекки Мухаммеда, через которого он передал людям Коран и основал первую в исламе общину. Письменный вариант Корана появился только после смерти Пророка. Хотя ещё при жизни Мухаммед дал указание не только заучивать аяты и суры, но и записывать их.
                Приблизительно в 570 году в Мекке у Абдуллы сына Абд-аль-Мутаталиба из клана Хашим родился сын Мухаммед, по легенде именно в эту ночь дворец сассанидского короля   Хосроя Анушарвана зашатался, и священный огонь персов, горевший тысячу лет, погас. Амина дочь Вахба из клана Зухра, ещё до рождения сына осталась одна, так как Абдулла при возвращении из Газы, заболел и умер в Иасрибе. В возрасте шести лет Мухаммед вместе с матерью поедет в Иасриб и месяц проживёт там, но при возвращении, в дороге умрёт мать Пророка. Кормилица Мухаммеда рабыня Умм-Аиман отвезёт мальчика к деду Абд-аль-Мутталибу, который с любовью будет относиться к внуку, но он умрёт через два года, поручив перед смертью внука своему сыну Абд Менафу (Абу Талибу). Абу Талиб был очень благородным и милосердным человеком, но у него была большая семья, и Мухаммеду пришлось с детства трудиться. В двадцать четыре года Мухаммед идёт на службу к зажиточной вдове Хадидже и вскоре становится управляющим её делами. Вскоре они поженятся и у них родятся шестеро детей: двое сыновей и четыре дочери. К сожалению, сыновья Аль-Касим и Абд-Менаф (названный в честь дяди) умрут в младенчестве, останутся дочери Зейнаб, Рукайя, Умм-Кулсум и Фатима. Понятно, что до того как к Мухаммеду снизошло откровение Всевышнего, он придерживался вероисповеданий предков и для него потеря сыновей была очень сильным ударом. Поскольку арабы особо чтили наследников, а дочери считались бесполезными и обременительными для семьи и клана. Существовал даже обычай при определённых обстоятельствах, арабы избавлялись от лишнего «едока»,  живыми закапывая девочек. Невольно начинаешь сравнивать отношение казахов к девочкам в роду и содрогаться от ужаса. Но Мухаммед с большой любовью относился к супруге и девочкам, видимо,  в глубине души не принимал сложившиеся отношения своих предков. Несомненно, то, что с Мухаммедом происходили глубокие внутренние изменения, он часто уединялся и подолгу оставался в одиночестве в горах, пещерах  Хиры. Однажды он появился перед супругой Хадиджой в крайне возбуждённом состоянии и рассказал ей о видении: «Тогда охватило меня во сне смутное ощущение, будто некто приблизился ко мне и сказал – читай! Я же ответил ему: нет, не могу. Затем тот же некто сдавил меня так, что я думал, что умираю, и повторил снова: читай. И я опять отказался. И снова меня сдавило, и я услышал явственно: читай. Во имя Господа твоего, творящего – сотворившего человека из кровяного комочка – читай. Господь твой милосерден. Он даровал знания посредством пишущей тростинки- Он научил человека тому, чего он не знал. Тогда я прочёл сие… И видение исчезло. И я проснулся. И было мне, как бы слова сии начертаны на моём сердце». Поскольку Мухаммед не мог успокоиться, Хадиджа послала за Бараком, который был постоянным собеседником мужа. Услышав и увидев случившееся, Барак сказал: «Если это так, о Хадиджа, дух святой снизошёл на него, тот самый, которому благоугодно было явиться Моисею, стало быть, он пророк нашего народа». Произошло это, когда Мухаммеду было приблизительно 43 года. И до ухода Пророка это продолжалось. При жизни Посланника особой необходимости в письменном варианте Корана не было, так как все пояснения давал сам Пророк. Но быстрое распространение ислама, ставило перед халифами такую задачу. В 632 году было сражение приверженцев ислама с неверными при Ямаме, в котором погибло много тех, кто записывал аяты и хафизов знающих Коран и тогда остро стал вопрос о едином тексте Корана. С этой целью халиф Абу Бакр и создал Совет переписчиков и назначил им руководить Зейда бин Сабита. Так создавался единый источник и был передан Абу Бакру, после его ухода Умару. Поскольку ислам стремительно распространялся халиф, Усман решил привести чтение Корана к одному стандарту, и такой вариант был создан через 20 лет после смерти Пророка Мухаммеда. Все остальные существовавшие копии были уничтожены. Таким образом, мы имеем вариант Корана, который не менялся с тех пор. Все мусульмане мира, различные богословские школы, сунниты, шииты и т.д. не оспаривают текст единого для всех Корана. Различия и противоречия в другом. Подавляющее большинство мусульман сунниты, по разным источникам до 90%, шииты по разным источникам до 23% и другие течения в исламе до 5%. Коран состоит из 114 сур, суры состоят из аятов их по разным источникам до 6600. Видимо есть разный подход при подсчёте. Кроме Корана есть Сунна, состоящая из хадисов – священных преданий о жизни, чудесах и поучениях пророка Мухаммеда. Итак, резюмируя можно сказать, что мы имеем реальную историю жизни Пророка Мухаммеда и его сподвижников, имеем Книгу, ниспосланную нам через Пророка – Коран, имеем Сунну, имеем богословские школы, сформированные в процессе развития ислама. Имеем мусульманский мир, противоречия в котором после ухода Пророка бушуют до сих пор, и им не видно конца и края. О ваххабизме я уже писал, чем же отличаются шииты, необходимо это понять, чтобы в дальнейшем иметь более полное представление об исламе и перейти непосредственно к Корану. Если сунниты не признают непогрешимость людей и считают, что все люди кроме пророков имеют грехи, то шииты верят, что имамы непогрешимы в делах, актах и принципах веры. И что 12 шиитских имамов превосходят всех пророков кроме Мухаммеда. Шиит от арабского слова «ши а – приверженцы, партия, считают, что власть в мусульманской общине может принадлежать только детям Али и Фатимы, дочери Пророка. Начиная с Али двоюродного брата Пророка Мухаммеда, и началось разделение, так как они не приняли других последователей Пророка. Двенадцатый имам Мухаммад ибн аль-Хасан таинственно исчез в 872 году и шииты верят, что он Мессия и вернётся в конце времени. Противоречий между суннитами и шиитами не по части Корана и Сунн, а различия возникают при интерпретации высказываний Пророка и его сподвижников. В шиитском исламе в него включены высказывания имамов, и шииты считают, что имамы носители сверхъестественных знаний и обладают бесспорным авторитетом. Это, по моему мнению, самые главные и принципиальные противоречия между ними, в корне меняющие основополагающие принципы мусульманской веры. Мне понятна история ислама, как всё начиналось, на каких исторических традициях и вероисповеданиях она строилась, но сказать, что мне понятен сам ислам, я не могу. Чтение перевода Корана с карандашом в руке ещё больше усложнили моё отношение к тому, что я почерпнул.
                Для меня  в жизни главное, чтобы существовала справедливость как высшая ценность как для личности, так и для общества,  особенно для государства и её институтов. Поэтому, прежде всего, обратимся к Корану с этой точки зрения, что говорит Всевышний о справедливости. В Коране 11 аятов, где говорится о справедливости, я по своему пониманию выбрал три, которые наиболее полно отражают суть вопроса. Первый: «Аллах, ангелы и учёные мужи свидетельствуют, что нет бога, кроме Него Одного, Придерживающегося справедливости во всём. Нет бога, кроме Него Одного, Великого и Мудрого» - Сура Али Амран, аят 18. Здесь нет никаких противоречий, всё ясно и понятно. Люди всегда будут искать справедливости в «последней инстанции», не добившись её в реальной жизни. А в жизни в подавляющем большинстве случаев трудно добиться справедливости и это объективная реальность. Отсюда напрашивается логический вывод - справедливость вершится не в земной жизни человека, здесь её «вершат» люди соизмеримо своему пониманию справедливости, а она у всех разная. А потому на протяжении всей истории человечества не было построено ни одного государства со справедливым устройством. Вывод простой: справедливый мир возможен только в том случае, если все люди будут верить во Всевышнего искренне, чего в истории жителей планеты Земля не было и не предвидится в обозримом будущем. Один простой пример о нашей стране, и думаю, всем станет ясно. Наш народ тридцать лет несправедливо «гнобила» власть Елбасы, а тысячи служителей ислама (муллы, имамы и т.д.), которые априори искренне верили в Аллаха - «пели  осанну власти», вопреки Его послания, вопреки Корану. Приведу текст второго выбранного мною аята: «О те, кто уверовали! Свидетельствуйте перед Аллахом, отстаивайте справедливость, даже если свидетельство будет против вас самих или против родителей, или против близких родственников. Будет он богатым или неимущим. Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если вы скрываете или уклоняетесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» - Сура ан Ниса, аят 135. Здесь в принципе и комментировать не зачем, просто нужно «включить мозги» и вспомнить, что происходило в вашей реальной жизни, да и сейчас ничего не изменилось. Таким образом для Аллаха справедливость является высшей ценностью, которую должны отстаивать сами люди, а для тех, кто искренне уверовали в Него, это обязанность. Не так ли, господа? Так на чьей стороне были и есть те, кто уверовали – Справедливости и Народа? На этот вопрос пусть каждый ответит сам! Третий аят, который я выбрал, завершит логическую цепь моих рассуждений, но он не означает конца разговора с самим собой и с моими читателями, это только начало большого пути. И начали его мы именно с поиска Справедливости, и пусть Всевышний благословит наш путь, хотя я и не знаю, куда он приведёт в конечном итоге. Ведь народная мудрость не зря гласит: «Пути Господни неисповедимы»,  может эта дорога приведёт меня и кого - нибудь ещё к Богу, а может к его отрицанию…  Итак, Сура ан-Нахль, аят 90: « Воистину Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас – быть может, вы помяните назидание». Как я понял это послание Аллаха, у Него нет сомнения, что необходимо блюсти справедливость, но есть сомнения в нас людях, что мы будем помнить о Его назиданиях. И в этом Он тоже прав, люди слишком часто  нарушают то, что им предписано самим Всевышним и мир катится к своему пути, в конце которого, увы, не видно света, в данном историческом контексте. Найдут ли этот свет в конце тоннеля люди, трудно предсказать, хотя Природа в полном смысле этого слова, со всеми живыми существами и стихиями на планете Земля, это динамичная, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся система с инстинктом выживания и сохранения равновесного состояния.  Она сейчас находится в сейсмической фазе сдвигов от состояния равновесия и в природном, и в духовном, и в геополитическом, и в экономическом,  и идеологическом и иных аспектах. Сейчас разум человечества не справляется,  казалось бы, с элементарными вещами: враждебностью, насилием, желанием воевать, с диктатом силы, с желанием управлять миром, с желанием обогащения одних в ущерб миллиардов других. Интеллектуальный уровень власть имущих во всех государствах катится резко вниз, предсказание наших великих предков, мыслителей, жырау сбываются и миром начинают вместо львов, тигров  и волков, которые имели благородство, начинают править шакалы, крысы и прочие беспозвоночные. Мерзости, которые осуждает Всевышний, становятся нормой человеческого общежития (ЛГБТ, педофилия, садомазахизм ит.д.). Но нужно обязательно помнить, когда не работает разум, живой организм Природы обязательно включит основные инстинкты, главным из которых является инстинкт самосохранения. Лично я верю, что он включится, возможно, у самой черты. Я не прощаюсь, мы продолжим, дорога длинная…


Рецензии