Девочки загадочные и понятные. Вступление

Основа цивилизации

Девочек и мальчиков необходимо обучать по-разному. Это базовый вывод опровергающий всю советскую общеобразовательную школу «на корню». Идея всеобщего равенства хороша на страницах самовлюблённых авторов, которых истина вообще не интересует.
Девочки и мальчики по-разному растут, по разному развиваются и искусственное соединение мальчиков и девочек за одной школьной партой равно вредит и мальчикам и девочкам.
Чисто естественным, абсолютно практическим путём некоторым педагогам удаётся прочувствовать глубинную разницу между девочками и мальчиками.
Иван Васильевич Звягин, педагог от Бога, ввёл в своей шестой школе города Качканара шахматный всеобуч. Для этого он нашел замечательного учителя информатики и шахмат Геннадия Васильевича Некрасова (за давностью лет я могу ошибиться в отчестве) и молодой талантливый математик активно взялся за дело. Один из небольших кабинетиков (примерно на половину класса) был оборудован как чисто шахматный кабинет и было объявлено, что на уроки шахмат идут все мальчики класса и, если пожелают – отдельные девочки. Из всех тридцати шести классов на шахматные уроки ходило менее десяти девочек. То есть сами девочки не пожелали заниматься идиотской игрой в шахматы!

Когда я объявил по школам города приглашение детям ходить в городской шахматный клуб на занятия шахматами со всего города ко мне записалось два десятка девчонок.
То есть и в масштабе города девочки не проявили большого интереса к этому искусству.
Вообще это знает любой шахматный тренер: девочки желающие играть в шахматы – огромная редкость.
Десяток на городок с населением 40-50 тысяч это «норма».
И вопрос не в причинах такого положения дел.
Девочки и мальчики реально отличаются друг от друга по миллиону параметров и потому нельзя легковесно подходить к обобщениям не основанным на исследованиях громадного материала.
Автору этих строк сказочно повезло: сама жизнь предоставила в его распоряжение этот материал, о чем другим исследователям остаётся только мечтать.
Но мы не будем торопиться и начнём с начала.
В тридцатые годы прошлого века немецкая классическая медицина достигла своего пика.
И тогда возник целый ряд фантастически сильных учебных пособий для будущих эскулапов.
Моя любимая книжка немецкого происхождения переведённая тогда же на русский язык носила удивительнейшее название:
«О целостном понимании больного»
Кратко суть книги – изложение мытарств больных, у которых врачи других специальностей никак не могли обнаружить реальных заболеваний, а психиатры не находили никаких отклонений от нормы.
То есть больной жаловался на какие-то боли, врач исследовал больного и приходил к выводу, что больному его боли явно кажутся, хотя никаких оснований для таких болей нет. И врач отправлял больного к психиатру. Тот в свою очередь не находил никаких отклонений от нормы и посылал больного обратно к специалистам по телу.
Возникал замкнутый круг по которому больной ходил от врача к врачу а облегчения не наступало.
И вот какой общий вывод был дан в этой удивительнейшей книжке:
«Нет никаких отклонений в психике если нет отклонений в соме»
То есть если больной болен психически, значит у него в теле явно что-то не так.
Мысль простая и очень сильная.
Многие годы я рассматривал её просто как полезную медицинскую идею, но с течением времени обнаружил совершенно невероятную её интерпретацию в педагогике.

Телесно мальчики и девочки сильно отличаются друг от друга и потому их психика однозначно устроена по-разному! То есть психические явления у мальчиков и у девочек протекают по-разному и нельзя их рассматривать вне связи с сомой носителей. Психическое и соматическое взаимообусловлены и исходить надо именно из этого реального положения дел.
Попытки обучать мальчиков и девочек одинаково именно поэтому изначально порочны.
То, что юридически личности равны в процессе перед Законом еще не означает необходимости обучать их совместно в одной общей системе координат.
Что на практике означает тезис: человек устроен сложнее, чем кажется?
В нашем практически значимом случае необходимо понять, что необходимо максимально большое разнообразие оргформ и технологий: женские классы, женские курсы, женские объединения, женские школы, женские клубы, женские кружки – это только самая верхушка громадной пирамиды разнообразных устроенностей.
В педагогике реальной общие рецепты это всегда профанация.
Одна из глобальных идей Г.П. Щедровицкого – «Система педагогических исследований» как раз в том и заключается, что реальный педагог не знает, как устроен и этот мир и мир в голове его ученика, и он неустанно исследует свои педагогические реальности во всей их уникальности и глубине.

Общее описание отличия девочек от мальчиков сводится к весьма неожиданной для начинающего учителя рефлексии: девочки существа изначально совершенные, а мальчики существа изначально неправильные.

В своё время в «Науке и Жизни» была опубликована фантастически интересная статья: «Почему девочки живут дольше а старятся раньше». Я пишу на память и могу ошибаться но смысл именно такой. Суть статьи изложена предельно кратко: почему два пола? Потому что один пол выполняет функцию изменения, а другой пол выполняет функцию сохранения.
Девочки сохраняют все изменения накопленные в предшествующие периоды.
На мальчиках природа непрерывно ставит свои эксперименты.
Поэтому из девочек получается то, что из них лепят, а в мальчиках необходимо открывать, что в каждом конкретно заложено.
Девочка адекватна окружающему миру. А мальчик противопоставлен ему.
Девочка изначально долгожитель, мальчики в основном короткоживущие.
С мальчиком успешна стратегия движения галсами.
С девочками успешна стратегия разумного нормирования.
 И вот теперь мы можем переходить к конкретному описанию характеров девочек, как стартовой базе исследования девичьих групп и коллективов.


Рецензии